Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Арсеньево»
«Рассмотрено» На заседании ШМО Протокол № ___ от«__»__________2020г. | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета. Протокол №____ от «___»__________2020г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ ООШ с. Арсеньево Приказ №____ от «___»___________2020г. /___________/ Н. Б. Токарская |
Рабочая программа
основного общего образования
по географии 9 класс
Год разработки 2020
Срок реализации 1 год
УМК А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, «География России. Хозяйство и географические районы» для общеобразовательных учреждений
Круть Марины Владимировны, учителя 1 квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Структура программы
Пояснительная записка
1.1 Данная рабочая программа учебно-методического комплекса А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, «География России. Хозяйство и географические районы» 2018 г. составлена на основании:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Примерная основная образовательная программа ООО, принята директором МБОУ ООШ с. Арсеньево Н. Б. Токарской________2020 г, Приказ № ____.
Учебный план основного общего образования МБОУ ООШ с. Арсеньево на 2020-2021 учебный год
Программа воспитания и социализация обучающихся.
Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных программ.
Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД - 1552/03
Примерной программы по географии для учащихся 5-9 классов.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Авторской программы по географии к учебнику А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 класса общеобразовательных учреждений
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
1.2. Адресная направленность : для общеобразовательной школы, 9 класс
1.3.Образовательная область : общественно-научные предметы
1.4. Сроки реализации программы: 1 год
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса МБОУ основная общеобразовательная школа с. Арсеньево. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, «География России. Хозяйство и географические районы» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
3. Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география», «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы (Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энергоемкое и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация производства», «внутри# и межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций», «транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «телекоммуникационная сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера услуг», «рекреационное хозяйство», «экологический туризм»; уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов; называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе; называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов; объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны; называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности; объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения; объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства; объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики; называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение; объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами; приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте; объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды; приводить примеры современных видов связи; сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России; объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделения труда. Объяснять значение понятий: «экономико и политико-географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально-хозяйственные связи», «уровень развития региона», «региональная политика», «качество и уровень жизни населения»; читать и анализировать комплексные карты географических районов; составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов, показывать на карте состав и границы экономического района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП; перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района; объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств; объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия внутри района; определять показатель специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов; называть и объяснять экологические проблемы экономических районов; называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития; объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов; объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать в соответствии с выбранными при# знаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным при# знакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать: российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной; ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
4. Содержание программы.
РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России.
Тема 1.Население. Общая характеристика хозяйства.
Что изучает экономическая география России. Население. Исторически особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав. Миграция населения. Городское и сельское население. Расселение населения. Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Электроэнергетика.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Территориальное географическое разделение труда.
РАЗДЕЛ 2 Районы России.
Тема 1. Европейская часть России.
Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Крым. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря, их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.
Тема 2 Азиатская часть России.
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири. Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Раздел 3. Хабаровский край (Региональный компонент)
Введение (территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление). Природные ресурсы. История заселения и освоения территории Хабаровского края. Общая характеристика хозяйства. Промышленность области. АПК Орловской области. Транспорт. Города Хабаровского края.
Тема. Россия в мире.
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны
Содержание программы учебного предмета
Учебно-методический план
Раздел. Тема | Количество часов |
По государственной программе | По рабочей программе |
Введение | 1 | 1 |
Раздел 1. Россия на карте мира. Устройство России. | 0 | 5 |
Раздел 2. Население России. | 0 | 10 |
Раздел 3. Общая характеристика хозяйства | 4 | 3 |
Раздел 4. Главные отрасли и межотраслевые комплексы | 16 | 20 |
Раздел 5 Районы России: Тема 1. Центральная Россия | 47 7 | 29 5 |
Тема 2. Северо-Западная Россия | 4 | 3 |
Тема 3. Европейский Север. | 3 | 3 |
Тема 4. Поволжье | 2 | 2 |
Тема 5. Европейский юг. | 6 | 4 |
Тема 6. Урал | 4 | 3 |
Тема 7. Западная и Восточная Сибирь. | 5 | 3 |
Тема 8. Дальний Восток. | 6 | 4 |
Тема 9. Россия в мире. | 3 | 2 |
Итого | | 68 |
Практических | | 12 |
Тематическое планирование
№ п.п | Раздел | Количество часов | ПР | КР |
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Россия на карте мира. Устройство России. | 5 | 2 | 1 |
3 | Население России | 10 | 1 | 1 |
4 | Общая характеристика хозяйства | 3 | - | 1 |
5 | Главные отрасли и межотраслевые комплексы | 20 | 5 | 2 |
6 | Районы России | 29 | 4 | 3 |
| Итого | 68 | 12 | 8 |
Учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 9 классе содержит, кроме учебников, методические пособия, комплект атлас и контурных карт, электронные мультимедийные издания.
УМК «География. География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс
География. География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс Учебник (автор А.И. Алексеев).
Население России. Приложение к учебнику А.И.Алексеева, В.А.Низовцева, Э.В.Ким География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс (авторы А.И.Алексеев, В.В. Николин) Дрофа М. 2019 г
Атлас и контурные карты. География 9 класс Дрофа М. 2019 г.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (68 часов) Учитель: Круть М .В.
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | | Примечание |
Контроль | Дата проведения |
Население. Общая характеристика хозяйства. (5 ч.) |
1 | Что изучает экономическая география России. Численность населения, особенности его размещения. Половой и возрастной состав населения страны | 1 | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России. Показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | устный | | |
2 | Народы и религии России | 1 | Работа по карточкам | | |
3 | Территориальные особенности размещения населения | 1 | устный | | |
4 | Миграции населения. Практическая работа № 1 «Миграции населения». | 1 | П. р | | |
5 | Понятие хозяйства. Его структура Этапы развития хозяйства. Стартовый контроль. | 1 | Стартовый контроль | | |
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. (16 ч.) |
6 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | устный | | |
7 | Животноводство. Зональная специализация. Практическая работа № 2 «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства». | 1 | П .р | | |
8 | Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность. | 1 | Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Находить различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентно способности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения. | доклад | | |
9 | Лесной комплекс. | 1 | Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения. Объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности. | доклад | | |
10 | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность. | 1 | Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране. Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения формулировать выводы. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. | П. р | | |
11 | Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа № 3 «Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа)» | 1 | П. р | | |
12 | Электроэнергетика. | 1 | Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии. | устный | | |
13 | Металлургический комплекс. Практическая работа № 4 Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства. | 1 | Состав, место и значение в хозяйстве Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Наносить на к/к главные металлургические районы. | П .р | | |
14 | Машиностроительный комплекс. | 1 | Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | устный | | |
15 | Факторы размещения машиностроения. | 1 | | | |
16 | Химическая промышленность. Практическая работа № 5 Составление связей химической промышленности. | 1 | Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их. | П .р | | |
17 | Транспортный комплекс. | 1 | Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж/д и автомобильного транспорта в транспортной работе. Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе. | реферат | | |
18 | Информационная инфраструктура | 1 | Объяснять значение терминов по теме. Составлять классификацию услуг. | доклады | | |
19 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | 1 | Знать понятие и структуру сферы обслуживания и рекреационного хозяйства. Знать основные виды туризма и главные рекреационные районы России. Уметь объяснять понятия: сфера обслуживания, рекреационное хозяйство. | устный | | |
20 | Территориальное (географическое) разделение труда | 1 | Знать о процессе территориального (географического) разделения труда. об условиях, влияющих на специализацию районов. Уметь называть и показывать на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывать условия, влияющие на их специализацию, объяснять значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом. | тест | | |
21 | Итоговый тест №1 . «Межотраслевые комплексы». | 1 | Работают с картами атласа. Выполняют тестирование. | тест | | |
Европейская часть России. (25 ч.) |
22 | Восточно-Европейская равнина | 1 | Объяснять основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь описывать роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называть и показывать города и ГЭС по течению реки, составлять маршрут путешествия. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны ПР Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. | устный | | |
23 | Волга | 1 | устный | | |
24 | Центральная Россия: состав, географическое положение. Центральный район: особенности населения. | 1 | доклад | | |
25 | Хозяйство Центрального района. | 1 | тест | | |
26 | Москва — столица России. | 1 | Знакомятся с радиально-кольцевой структурой Москвы. Характеризуют Москву, как крупнейший транспортный узел. | доклад | | |
27 | Города Центрального района. | 1 | Знать города Центрального района, их типы. Знать памятники истории и культуры, а также современные функции городов. Уметь называть современные функции городов, анализировать информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывать маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывать географические объекты на карте. | тест | | |
28 | Центрально-Черноземный район. | 1 | Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики, положительное и отрицательное влияние географического положения. | П. р | | |
29 | Волго-Вятский район. | 1 | доклад | | |
30 | Промежуточная аттестация в форме ОГЭ. | 1 | Выполняют задания в форме ОГЭ. | Промежуточная аттестация в форме ОГЭ. | | |
31 | Северо-Западный район. Географическое положение и природа. | 1 | Оценивают ЭГП, природные условия и ресурсы района | П .р | | |
32 | Древние русские города на старых водных торговых путях. Практическая работа № 6 Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём» | 1 | Знать значение Балтийского моря и Ладожского озера, их использование и экологические проблемы. Знать древние русские города, особенности их развития и современные проблемы. Уметь называть функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывать маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывать географические объекты на карте. | П .р | | |
33 | Санкт-Петербург — новый хозяйственный узел и «вторая столица» России. | 1 | Знать причины основания Санкт-Петербурга и этапы его развития, особенности промышленности города на разных этапах экономического развития страны. Понимать новые хозяйственные задачи, стоящие перед городом в современный период истории. Знать проблемы наводнений. Знать Петербург как центр русской культуры, науки и образования, его планировку и внешний облик, его известные пригороды. Уметь сравнивать два промышленных гиганта: Москву и Санкт - Петербург, приводить примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Уметь характеризовать функции столичного города, анализировать информацию, полученную из различных источников, выступать с сообщениями, презентациями | геодиктант | | |
34 | Калининградская область. | 1 | Знать историю формирования Калининградской области, его населения и хозяйство, анклавное географическое положение области, «контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития. Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала. | доклад | | |
35 | Европейский Север. Географическое положение и природа. | 1 | Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | тест | | |
36 | Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. | 1 | доклад | | |
37 | Поволжье. Географическое положение и природа. | 1 | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | устный | | |
38 | Население и хозяйство Поволжья. Практическая работа № 7 Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору). | 1 | П. р | | |
39 | Крым. | 1 | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | С.р | | |
40 | Северный Кавказ. Географическое положение и природные условия. | 1 | П .р | | |
41 | Хозяйство и народы Северного Кавказа. Практическая работа № 8 Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа. | 1 | П .р | | |
42 | Южные моря России. | 1 | Знать Черное и Азовское моря, их природу и хозяйственное использование, транспортное и рекреационное значение морей. Знать крупнейшие порты России на этих морях. Знать природу Каспийского моря, историю его освоения. Понимать причину колебаний уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Иметь представление о рыбных богатствах Каспия, о месторождениях нефти и газа. Уметь характеризовать особенности природы и хозяйственного использования Черного, Азовского и Каспийского морей, приводить примеры объектов природного и культурного наследия России. | устный | | |
43 | Урал. Географическое положение и природа. | 1 | Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | устно | | |
44 | Этапы развития и современное хозяйство. | 1 | устно | | |
45 | Города Урала. Проблемы района. | 1 | тест | | |
46 | Итоговое тестирование № 2 «Европейская часть России». | 1 | Знать все понятия по теме «Европейская часть России» Уметь работать с региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета. | тест | | |
Азиатская часть России. (13 ч.) |
47 | Природа Сибири. | 1 | Объяснять основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. | устно | | |
48 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. | 1 | | |
49 | Арктические моря. | 1 | П.р | | |
50 | Население Сибири. | 1 | П. р | | |
51 | Хозяйственное освоение Сибири. | 1 | | |
52 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Хозяйство района. | 1 | С. р | | |
53 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. | 1 | П .р | | |
54 | Байкал. | 1 | карта | | |
55 | Хозяйство района. | 1 | карта | | |
56 | Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. | 1 | | | |
57 | Моря Тихого океана | 1 | П .р | | |
58 | Население района. Хозяйство района. | 1 | С .р | | |
59 | Итоговое тестирование №3 «Азиатская часть России». | 1 | Знать все понятия по теме "Азиатская часть России". Уметь работать с региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета. | тест | | |
Орловская область (6 ч.) |
60 | РК. ЭГП Хабаровского края. Практическая работа № 9 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. | 1 | ЭГП области. Работают с атласом Орловской области. Знать трудности в промышленном производстве. Работают с атласом Орловской области. Наиболее мощные хозяйства, внедрение новых технологий. Работают с атласом Орловской области. Транспортные проблемы, эффективность использования. Работают с атласом Орловской области. Знакомятся с историей городов Орловской области. Работают с атласом Орловской области. Работают с атласом Орловской области. Выполнение тестирования. | П .р | | |
61 | Промышленность Хабаровского края. | 1 | С .р | | |
62 | АПК Хабаровского края | 1 | карточки | | |
63 | Транспорт. | 1 | устно | | |
64 | Города Хабаровского края | 1 | карты | | |
65 | Проверочная работа по теме: «Хабаровский край». | 1 | тест | | |
Россия в мире (3 ч.) |
66 | Итоговое тестирование в форме ОГЭ. | | Выполняют работу в форме ОГЭ. | тест | | |
67 | Чем богата Россия. Внешние экономические связи. | 1 | Иметь представление о внешних экономических связях России. Знать об изменении места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Приводить примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России. Сравнивать положение России в мире в различные исторические периоды. | устно | | |
68 | Россия в мировой политике. | 1 | карты | | |