ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса биологии для обучающихся 9 класса общеобразовательного учреждения лицея №12 составлена на основе :
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования утвержденный Приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 г. №1089,
2.учебного плана лицея, .,Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)
3., учебного плана лицея
4.Годового учебного графика лицея
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, изучается 68 часов.(. 2 часа отводится на уплотнение по разделу «Признаки живых организмов») .Резервное время по разделам выделяется на расширение материала , а так же для контрольных работ по этим разделам. Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В рабочую программу включены лабораторная-1 и практические работы-12, предусмотренные программой.
Рабочая программа ориентирована на учебник:Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009г
Контрольных работ-4
Тематическое планирование (6-9 класс)
раздел | Количество часов, отведенных на изучение | Уплотнение и расширение часов |
| План | Факт | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
Биология как наука- методы биологии | 3 | 4 (3+1ч.р) | 1 | 1 | | 2(1+1ч.р) | + 1ч.из резерва на изучение раздела «Биология как наука» в 9 классе |
Система органического мира | 25 | 34 ( 25ч.+9ч.р) | 15 | 18 (9ч+9ч.р) | | 1 | +9 ч. из резерва на изучение темы»Эволюция строения и функций органов и их систем» в 7 классе |
Многообразие и эволюция живой природы | 62 | 63 (62 ч.+1ч.р) | 16 | 38 | | 9(8+1ч.р). | + 1ч. из резерва на изучение темы «Возникновение и развитие жизни на Земле» в 9 классе |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 28 | 38 (28ч.+10ч.р.) | 3 | 13 (8ч.+5ч.р) | | 22 (17ч+5чр) | +5ч. из резерва на изучение тем «Биценозы»,»Животный мир и хозяйственная деятельность человека» в 7 классе +5ч. из резерва на изучение темы «Биосфера и человек» в 9 классе |
Человек и его здоровье | 60 | 70 (60+10 ч.р) | | | 70(60+10чр) | | + 10ч.из резерва на изучение «Человек и здоровье» в 8 классе |
Признаки живых организмов | 34 | 34 | | | | 34(2 ч. уплотнения) | -2ч. уплотнения в 9 классе на повтор. «Организм. уровень», «Клеточный уровень» |
Резерв | 33 | | | | | | |
Итого | 245 | 243 | 35 | 70 | 70 | 68 | |
Тематическое планирование (9 класс)
.
№ | Раздел (тема) | Колич. час. по | в том числе | Уплотнение и расширение часов |
лаб.раб. и практич/раб,экс. | Контр./раб. |
По плану (пример прогр.) | по факту (по учеб.пл) |
1 | Биология-как наука.Методы биологии. Введение. | 1 часа | 2 ч.( 1+1ч.р) | | | +1 ч.из резерва |
2 | Система органического мира Вирусы | 1 | 1ч. | | | |
3 | Многообразие и эволюция живой природы. Основы учения об эволюции Возникновение и развитие жизни на Земле | 8час 7 1 | 9ч(8+1ч.р). 7 2 | | 1 | +1 ч. из резерва на изучение темы «Возникновение и развитие жизни на Земле» |
4 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Популяционно-видовой уровень Экосистемный уровень Биосферный уровень Организм и среда Биосфера и человек | | 17 час | 22ч(17+5ч.р). | Пр.р.3 Пр.р.1 Пр.р.1 Пр.р. 2 | 1 | + 5ч. из резерва на изучение темы «Биосфера и человек» |
3 6 5 2 1 | 3 6 5 2 6 |
5 | Признаки живых организмов Молекулярный уровень Сущность жизни и свойства живого Клеточный уровень Организменный уровень | | 34 8 12 13 | 34(из них 2 ч. уплотнения) 8 13 13 | Пр.р.5 Л.р.1 | 2 | -2 часа уплотнения на темы «Организменный уровень» и «Клеточный уровень» |
| Резерв | 9 | | | | |
| Итого | 70 | 68 | 13 | 4 | |
.
Содержание учебного предмета
Биология как наука. Методы биологии.-2 часа
Введение. - 2 часа
Биология как наука о живой природе и методы её исследования .Правила работы и техника безопасности в биологической лаборатории.
Роль биологии в практической деятельности людей
Система органического мира- 1 час
Вирусы
Признаки живых организмов-34 часа
Молекулярный уровень.- 9ч.
Сущность жизни и свойства живогоПризнаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов,бактерий: клеточное строение, Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества их роль в организме.обмен веществ и превращение энергии, рост развитие, размножение, приспособление к среде обитанияКачественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. . АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы
Контрольная работа
Клеточный уровень.- 12 ч.
Основные положения клеточной теории. .Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества их роль в организме.обмен веществ и превращение энергии, Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белков в клетке. Деление клетки.
Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболевания клеток.
Практическая работа. № 1
Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
Практическая работа. № 2
Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах
Практическая работа. №3
Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах
Практич.раб№ 4,Изучение клеток бактерий.
Практич.раб№ 5Сравнение клеток растений, животных,грибов и бактерий
Контрольная работа
Организменный уровень.- 13 ч.
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Наследственность и изменчивость..Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Гены. Хромосомы.Деление клетки- основа размножения, роста, развития организма. Нарушение в строении и функционировании клеток- одна из причин заболевания клток. Мутационная изменчивость Модификационная изменичивость. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, уход за ними. . Разнообразие организации живых объектов: клнтка, организм, вид ,экосистема.Одноклеточные. многоклеточные организмы.Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.
Лабораторная работа.№ 1
Выявление изменчивости организмов
Контрльная работа
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.-22 часа Популяционно-видовой уровень - 3 ч.
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида Популяция элемент экосистемы.Типы взаимодействия разных видов.( конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм)
Экосистемный уровень.- 6 ч.
Биоценоз и экосистема.
Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем
Практическая. раб.№6
Составление схем передачи веществ и энергии
Практич. раб.№7
Выявления типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
Практи. раб.№8
Изучение и описание экосистемы своей местности .по вопросам
Экс.1
Экосистема своей местностиЭкс. 2 Агроэкосистема своей местности
Биосферный уровень.- 5ч.
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Биосфера- глобальная экосистема. В.И.Вернадский основоположник о учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере.Круговорот веществ и энергии в биосфере. Роль человека в биосфере
Практич. раб.№9Выявление приспособлений к среде обитания
Биосфера и человек. 6 ч.
Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Адаптация организмов к различным условиям существования Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Эволюция биосферы
Практич.раб№11«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
Практич. раб. № 12Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме
Организм и среда.- 2 ч.
Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции.
Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.
Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.
Практическая работа №10
Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе
Многообразие и эволюция живой природы- 9 часов
Эволюция. - 7 ч.
Основные положения теории эволюции. Учение об эволюции органического мира Ч.Дарвин- основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция.
Макроэволюция.
Итоговая контрольная работа
Происхождение и развитие жизни. - 2 ч.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое
Развитие жизни в мезозое и кайнозое
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен
знать/ понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); В.И.Вернадского о биосфере; сущность
законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь объяснять; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование
современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека,
экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,
нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости
сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах о(цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в
косистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты ( химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других
млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальныеэкологические
проблемы и пути их решения;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в
природной среде;
оказание первой помощи при простудных и других заболеваний, отравление пищевыми продуктами; оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета биология
9 класс
на 2016-2017 учебный год
№ | Тема урока | форма текущего контроля успеваемости | Кол-во часов | Дата проведения | примечание |
план 9а 9б 9в 9г | факт 9а 9б 9в 9г | |
1. | РАЗДЕЛ «Биология как наука. Методы биологии.» Введение- 2 часа Биология-наука о живой природе.. | фронтальный контроль | 2 часа 1 | 2.09 | 21.09 | 2.09 | 2.09 | | | | | +1 ч.из резерва на расширение раздела |
2 | Методы исследования в биологии. Роль биологии в практической деятельности людей Правила работы и техника безопасности в биологической лаборатории | индивидуальный контроль | 1 | 7.09 | 7.09 | 7.09 | 7.09 | | | | | |
3 | РАЗДЕЛ «Признаки живых организмов» Молекулярный уровень-9 ч Сущность жизни и свойства живого.Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов,бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, рост развитие, размножение, приспособление к среде обитания. | фронтальный контроль | 9 часов 1 | 9.09 | 9.09 | 9.09 | 9.09 | | | | | | |
4 | Молекулярный уровень: общая хар-ка.Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества их роль в организме. | фронтальный контроль | 1 | 14.09 | 14.09 | 14.09 | 14.09 | | | | | | |
5 | Углеводы | фронтальный контроль | 1 | 16.09 | 16.09 | 16.09 | 16.09 | | | | | |
6 | Липиды | индивидуальный контроль | 1 | 21.09 | 21.09 | 21.09 | 21.09 | | | | | | |
7 | Состав и строение белков Функции белков | индивидуальный контроль | 1 | 17.10 | 22.09 | 22.09 | 22.09 | | | | | |
8 | Нуклеиновые кислоты | фронтальный контроль | 1 | 17.10 | 23.09 | 23.09 | 23.09 | | | | | |
9 | Контрольная работа за 1 четверть | контрольная работа | 1 | 21.10 | 28.09 | 28.09 | 28.09 | | | | | |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки | фронтальный контроль | 1 | | . | 24.10 | 30.09 | 30.09 | 30.09 | | | | | | |
11 | Биологические катализаторы | | 1 | | | 24.10 | 5.10 | 5.10 | 5.10 | | | | | |
12 | РАЗДЕЛ «Система органического мира» Вирусы | фронтальный контроль | 1час 1 | 28.10 | 7.10 | 7.10 | 7.10 | | | | | | |
| РАЗДЕЛ «Признаки живых организмов» Клеточный уровень-12 часов | | 25 часов | | | | | | | | | |
13 | Основные положения клеточной теории. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы Практическая работа. № 1 Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом Практическая работа. № 2 Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах | практическая работа | 1 | 8.11 | 12.10 | 12.10 | 12.10 | | | | | | |
14 | Общие сведения о клетках. Строение клетки Клеточная мембрана Практическая работа. №3 Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах | практическая работа | 1 | 8.11 | 14.10 | 14.10 | 14.10 | | | | | |
15 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки | фронтальный контроль | 1 | 8.11 | 19.10 | 19.10 | 19.10 | | | | | | |
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | фронтальный контроль | 1 | 11.11 | 21.10 | 21.10 | 21.10 | | | | | | |
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластды | фронтальный контроль | 1 | 11.11 | 26.10 | 26.10 | 26.10 | | | | | |
18 | Клеточный центр. Органы движения. Клеточные включения Практич.раб№ 4, Изучение клеток бактерий. | практическая работа | 1 | | | | | | | | | |
15.10 | 28.10 | 28.10 | 28.10 | | | | | | |
| Различия в строении клеток эукариот и прокариот Практич.раб№ 5 .Сравнение клеток растений, животных ,грибов и бактерий. | практическая работа | | 15.10 | | | | | | | | |
19 | Обмен веществ и энергии признаки живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | фронтальный контроль | 1 | 18.11 | .9.11 | .9.11 | .9.11 | | | | | |
20 | Энергетический обмен в клетке | фронтальный контроль | 1 | 22.11 | 11.11 | 11.11 | 11.11 | | | | | |
21 | Типы питания в клетки. Различие организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продукт обмена Фотосинтез и хемосинтез | фронтальный контроль | 1 | | 25.11 | 16.11 | 16.11 | 16.11 | | | | | | |
22 | Синтез белков в клетке | индивидуальный контроль | 1 | | 29.11 | 18.11 | 18.11 | 18.11 | | | | | |
23 | Деление клетки . Гены. Хромосомы. Деление клетки- основа размножения, роста, развития организма. Нарушение в строении и функционировании клеток- одна из причин заболевания клеток. | индивидуальный контроль | 1 | 2.12 | 23.11 | 23.11 | 23.11 | | | | | Уплотнение 1 час | |
24 | Контрольная работа за 1 полугодие | контрольная работа | 1 | 9.12 | 25.11 | 25.11 | 25.11 | | | | | |
| Организменный уровень- 13 часов | | | | | | | | | | | |
25 | Рост и развитие организма. Размножение Бесполое и половое размножение организмов. Оплодотворение Половые клетки | фронтальный контроль | 1 | | | | | | | | | | |
13.12 | 30.11 | 30.11 | 30.11 | | | | | | | |
26 | Индивидуальное размножение организмов. Биологический закон | фронтальный контроль | 1 | 13.12 | 2.12 | 2.12 | 2.12 | | | | | | |
27 | Генетика. Наследственность и изменчивость.- свойства организмов..Закон Г.Менделя | фронтальный контроль | 1 | 16.12 | 7.12 | 7.12 | 7.12 | | | | | |
28 | Законы чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования | индивидуальный контроль | 1 | 16.12 | 9.12 | 9.12 | 9.12 | | | | | | |
| 29 | Неполное доминирование. | индивидуальный контроль | 1 | 18.12 | 14.12 | 14.12 | 14.12 | | | | | | |
| 30 | Анализирующее скрещивание | индивидуальный контроль | 1 | 18.12 | 16.12 | 16.12 | 16.12 | | | | | |
| 31 | Дигибридное скрещивание | фронтальный контроль | 1 | 21.12 | 21.12 | 21.12 | 21.12 | | | | | | |
| 32 | Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Взаимодействие генов | фронтальный контроль | | 23.12 | 23.12 | 23.12 | 23.12 | | | | | |
| 33 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Наследственная и ненаследственная изменчивость | фронтальный контроль | 1 | 1.01 | 1.01 | 1.01 | 1.01 | | | | | |
| 34 | . Модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа. № 1 Выявление изменчивости организмов | лабораторная работа | 1 | 13.01 | 13.01 | 13.01 | 13.01 | | | | | | |
| 35 | Мутационная изменчивость Наследственность и изменчивость основа искусственного отбора. Порода. сорт. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова | фронтальный контроль | 1 | 18.01 | 18.01 | 18.01 | 18.01 | | | | | | |
| 36 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, уход за ними. | фронтальный контроль | 1 | 20.01 | 20.01 | 20.01 | 20.01 | | | | | | |
| 37 | . Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид ,экосистема. Одноклеточные. многоклеточные организмы. ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема. | фронтальный контроль | 1 | 25.01 | 25.01 | 25.01 | 25.01 | | | | | Уплотнение 1 час |
| 38 | Контрольная работа по теме «Организменный уровень организации живого» | контрольная работа | 1 | 27.01 | 27.01 | 27.01 | 27.01 | | | | | | |
| | РАЗДЕЛ «Взаимосвязь организмов» Популяционно-видовой уровень- 3 часа | | 14часов | | | | | | | | | |
| 39 | Вид. Критерии вида. | фронтальный контроль | 1 | 1.01 | 1.01 | 1.01 | 1.01 | | | | | | |
| 40 | Популяция.- элементы экосистемы. | индивидуальный контроль | 1 | 3.02 | 3.02 | 3.02 | 3.02 | | | | | | |
| 41 | Биологическая классификация | фронтальный контроль | 1 | 802 | 802 | 802 | 802 | | | | | |
| | Экосистемный уровень-6 часов | | | | | | | | | | | |
| 42 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз.Экосистема организация живой природы. | тестирование | 1 | 10.02 | 10.02 | 10.02 | 10.02 | | | | | |
| 43 | Состав и структура экосистемы. | фронтальный контроль | 1 | 15.02 | 15.02 | 15.02 | 15.02 | | | | | |
| 44 | Потоки вещества и энергии в экосистеме.Круговорот и превращение веществ в экосистеме Практич. раб.№6 Составление схем передачи веществ и энергии | практическая работа | 1 | 17.02 | 17.02 | 17.02 | 17.02 | | | | | | |
| 45 | Саморазвитие экосистемы. Типы взаимодействия разных видов.( конкуренция, хищничество,симбиоз,паразитизм)Пищевые связи в экосистеме Роль производителей ,потребитлей, разрушителей органических веществ в экосистеме и круговорт веществ в природе. Практич. раб.№7 Выявления типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. | практическая работа | 1 | 22.02 | 22.02 | 22.02 | 22.02 | | | | | | |
| 46 | Роль производителей ,потребитлей, разрушителей органических веществ в экосистеме и круговорт веществ в природе. Практи. раб.№8 Изучение и описание экосистемы своей местности.по вопросам Экс.1 Экосистема своей местности | практическая работа | 1 | 24.02 | 24.02 | 24.02 | 24.02 | | | | | | |
| 47 | Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем Экс. 2 Агроэкосистема своей местности | фронтальный контроль | 1 | 29.02 | 29.02 | 29.02 | 29.02 | | | | | | |
| | Биосферный уровень – 5 часов | | | | | | | | | | | |
| 48 | Биосфера.- глобальная система. Роль В.И.Вернадского- основоположника учения о биосфере Среды жизни. Практич. раб.№9 Выявление приспособлений к среде обитания | практическая работа | 1 | 2.03 | 2.03 | 2.03 | 2.03 | | | | | |
| 49 | Средообразующая деятельность организмов. Границы биосферы. Распространие и рольживого вещества в биосфере. | фронтальный контроль | 1 | 9.03 | 9.03 | 9.03 | 9.03 | | | | | | |
| 50 | Круговорот веществ в биосфере Роль человека в биосфере | фронтальный контроль | 1 | 14.03 | 14.03 | 4.03 | 4.03 | | | | | |
| 51 | Обобщающий урок «Биосферный уровень | самостоятельная работа | 1 | 16.03 | 16.03 | 16.03 | 16.03 | | | | | | |
| | РАЗДЕЛ «Многообразие и эволюция живой природы» Основы учения об эволюции- 7 часов | | 9 часов | | | | | | | | | |
| 52 | Развитие эволюционного учения оргаического мира. Ч.Дарвин- основоположник учения об эволюции | фронтальный контроль | 1 | 30.03 | 30.03 | 30.03 | 30.03 | | | | | |
| 53 | Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость организмов | фронтальный контроль | 1 | 4.04 | 4.04 | 4.04 | 4.04 | | | | | |
| 54 | Борьба за существование и естественный отбор. Искусственный отбор | фронтальный контроль | 1 | 6.04 | 6.04 | 6.04 | 6.04 | | | | | |
| 55 | Видообразование Результаты эволюции многообразие видов. Приспособление организмов к среде обитания. | индивидуальный контроль | 1 | 11.04 | 11.04 | 11.04 | 11.04 | | | | | | |
| 56 | Макроэволюция | фронтальный контроль | 1 | 13.04 | 13.04 | 13.04 | 13.04 | | | | | | |
| 57 | Основные закономерности эволюции | фронтальный контроль | 1 | 18.04 | 18.04 | 18.04 | 18.04 | | | | | |
| 58 | Итоговая контрольная работа | контрольная работа | 1 | 20.04 | 20.04 | 20.04 | 20.04 | | | | | | |
| | Возникновение и развитие жизни на Земле- 2 часа | | | | | | | | | | | 1ч.из резерва на расширение темы «Возникновение и развитие жизни на Земле |
| 59 | Гипотезы возникновения жизни Развитие представлений о происхождении жизни | фронтальный контроль | 1 | 25.04 | 25.04 | 25.04 | 25.04 | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| 60 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое, мезозое и кайнозое | тестирование | 1 | 27.04 | 27.04 | 27.04 | 27.04 | | | | | |
| | РАЗДЕЛ «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» Организм и среда- 2 часа | | 8 часов | | | | | | | | | |
| 61 | Экологические факторы и ресурсы Практическая работа №10 Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе | практическая работа | 1 | 4.05 | 4.05 | 4.05 | 4.05 | | | | | |
| 62 | Адаптация организмов . Межвидовые отношения.. Экологическая регуляция. | фронтальный контроль | 1 | 11.05 | 11.05 | 11.05 | 11.05 | | | | | | |
| 63 | Биосфера и человек- 6 часов Экологические проблемы, их влияние на собственную жизни и жизнь других людей : парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание,сведение лесов,появление озоновых дыр,загрязнение окружающей среды. Пр.р№11«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье | практическая работа | 1 | 16.05 | 16.05 | 16.05 | 16.05 | | | | | 5ч. из резерва на расширение темы «Биосфера и человек» | |
| 64 | Последствия деятельности человека в экосистемах,влияние собственных поступков на живые организмыи экосистемы. Практи. раб. № 12 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме | практическая работа | 1 | 18.05 | 18.05 | 18.05 | 18.05 | | | | | |
| 65 | Эволюция биосферы | фронтальный контроль | 1 | 21.05 | 21.05 | 21.05 | 21.05 | | | | | |
| 66 | Рациональное природопользование Ноосфера и место в ней человека | фронтальный контроль | 1 | 23.05 | 23.05 | 23.05 | 23.05 | | | | | | |
| 67 | Повторение по теме»Биосфера и человек | фронтальный контроль | 1 | 25.05 | 25.05 | 25.05 | 25.05 | | | | | |
| 68 | Повторение раздела «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | фронтальный контроль | 1 | 25.05 | 25.05 | 25.05 | 25.05 | | | | | | |
| |