СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 класс биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 класс биология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса биологии для обучающихся 9 класса общеобразовательного учреждения лицея №12 составлена на основе :

1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования утвержденный Приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 г. №1089,

2.учебного плана лицея, .,Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)

3., учебного плана лицея

4.Годового учебного графика лицея

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, изучается 68 часов.(. 2 часа отводится на уплотнение по разделу «Признаки живых организмов») .Резервное время по разделам выделяется на расширение материала , а так же для контрольных работ по этим разделам. Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В рабочую программу включены лабораторная-1 и практические работы-12, предусмотренные программой.

Рабочая программа ориентирована на учебник:Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009г

Контрольных работ-4

Тематическое планирование (6-9 класс)



раздел


Количество часов, отведенных на изучение


Уплотнение и расширение часов




План


Факт

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Биология как наука- методы биологии

3

4

(3+1ч.р)

1

1


2(1+1ч.р)

+ 1ч.из резерва на изучение раздела «Биология как наука» в 9 классе

Система органического мира

25

34

( 25ч.+9ч.р)

15

18

(9ч+9ч.р)


1

+9 ч. из резерва на изучение темы»Эволюция строения и функций органов и их систем» в 7 классе

Многообразие и эволюция живой природы

62

63

(62 ч.+1ч.р)

16

38


9(8+1ч.р).

+ 1ч. из резерва на изучение темы «Возникновение и развитие жизни на Земле» в 9 классе

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

28

38

(28ч.+10ч.р.)

3

13

(8ч.+5ч.р)


22

(17ч+5чр)

+5ч. из резерва на изучение тем «Биценозы»,»Животный мир и хозяйственная деятельность человека» в 7 классе

+5ч. из резерва на изучение темы «Биосфера и человек» в 9 классе

Человек и его здоровье

60

70

(60+10 ч.р)



70(60+10чр)


+ 10ч.из резерва на изучение «Человек и здоровье» в 8 классе

Признаки живых организмов

34

34




34(2 ч. уплотнения)

-2ч. уплотнения в 9 классе на повтор. «Организм. уровень», «Клеточный уровень»

Резерв

33







Итого

245

243

35

70

70

68



Тематическое планирование (9 класс)

.

Раздел

(тема)



Колич. час. по

в том числе

Уплотнение и расширение часов

лаб.раб. и практич/раб,экс.


Контр./раб.

По плану

(пример

прогр.)

по факту

(по учеб.пл)

1



Биология-как наука.Методы биологии.


Введение.



1 часа



2 ч.( 1+1ч.р)







+1 ч.из резерва


2


Система органического мира

Вирусы





1

1ч.







3


Многообразие и эволюция живой природы.

Основы учения об эволюции

Возникновение и развитие жизни на Земле







8час




7

1

9ч(8+1ч.р).




7

2






1

+1 ч. из резерва на изучение темы «Возникновение и развитие жизни на Земле»


4


Взаимосвязи организмов и окружающей среды.


Популяционно-видовой уровень

Экосистемный уровень


Биосферный уровень


Организм и среда

Биосфера и человек















17 час

22ч(17+5ч.р).







Пр.р.3


Пр.р.1


Пр.р.1

Пр.р. 2



1

+ 5ч. из резерва на изучение темы «Биосфера и человек»



3


6


5


2

1


3


6


5


2

6

5


Признаки живых организмов

Молекулярный уровень

Сущность жизни и свойства живого

Клеточный уровень

Организменный уровень









34


8



12

13

34(из них 2 ч. уплотнения)

8



13

13






Пр.р.5

Л.р.1

2

-2 часа уплотнения на темы «Организменный уровень» и «Клеточный уровень»


Резерв

9






Итого

70

68

13

4





.








Содержание учебного предмета



Биология как наука. Методы биологии.-2 часа

Введение. - 2 часа

Биология как наука о живой природе и методы её исследования .Правила работы и техника безопасности в биологической лаборатории.

Роль биологии в практической деятельности людей

Система органического мира- 1 час

Вирусы

Признаки живых организмов-34 часа

Молекулярный уровень.- 9ч.

Сущность жизни и свойства живогоПризнаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов,бактерий: клеточное строение, Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества их роль в организме.обмен веществ и превращение энергии, рост развитие, размножение, приспособление к среде обитанияКачественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. . АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы

Контрольная работа

Клеточный уровень.- 12 ч.

Основные положения клеточной теории. .Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества их роль в организме.обмен веществ и превращение энергии, Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белков в клетке. Деление клетки.

Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболевания клеток.

Практическая работа. № 1

Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

Практическая работа. № 2

Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах

Практическая работа. №3

Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах


Практич.раб№ 4,Изучение клеток бактерий.

Практич.раб№ 5Сравнение клеток растений, животных,грибов и бактерий

Контрольная работа

Организменный уровень.- 13 ч.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Наследственность и изменчивость..Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Гены. Хромосомы.Деление клетки- основа размножения, роста, развития организма. Нарушение в строении и функционировании клеток- одна из причин заболевания клток. Мутационная изменчивость Модификационная изменичивость. Норма реакции. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, уход за ними. . Разнообразие организации живых объектов: клнтка, организм, вид ,экосистема.Одноклеточные. многоклеточные организмы.Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.

Лабораторная работа.№ 1

Выявление изменчивости организмов

Контрльная работа


Взаимосвязи организмов и окружающей среды.-22 часа

Популяционно-видовой уровень - 3 ч.

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида Популяция элемент экосистемы.Типы взаимодействия разных видов.( конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм)

Экосистемный уровень.- 6 ч.

Биоценоз и экосистема.

Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем

Практическая. раб.№6

Составление схем передачи веществ и энергии


Практич. раб.№7

Выявления типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

Практи. раб.№8

Изучение и описание экосистемы своей местности .по вопросам

Экс.1

Экосистема своей местностиЭкс. 2 Агроэкосистема своей местности


Биосферный уровень.- 5ч.


Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Биосфера- глобальная экосистема. В.И.Вернадский основоположник о учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере.Круговорот веществ и энергии в биосфере. Роль человека в биосфере

Практич. раб.№9Выявление приспособлений к среде обитания


Биосфера и человек. 6 ч.

Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Адаптация организмов к различным условиям существования Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Эволюция биосферы

Практич.раб№11«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Практич. раб. № 12Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме


Организм и среда.- 2 ч.

Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции.

Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

Практическая работа №10

Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе

Многообразие и эволюция живой природы- 9 часов

Эволюция. - 7 ч.

Основные положения теории эволюции. Учение об эволюции органического мира Ч.Дарвин- основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция.

Макроэволюция.

Итоговая контрольная работа

Происхождение и развитие жизни. - 2 ч.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен

знать/ понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); В.И.Вернадского о биосфере; сущность

законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь объяснять; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование

современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное

влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека,

экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,

нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости

сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в

экосистемах о(цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в

косистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты ( химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других

млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,

половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальныеэкологические

проблемы и пути их решения;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в

природной среде;


оказание первой помощи при простудных и других заболеваний, отравление пищевыми продуктами; оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



























Календарно-тематическое планирование

учебного предмета биология


9 класс


на 2016-2017 учебный год

Тема урока

форма текущего контроля успеваемости

Кол-во часов

Дата проведения

примечание

план

9а 9б 9в 9г

факт

9а 9б 9в 9г







1.

РАЗДЕЛ «Биология как наука. Методы биологии.»


Введение- 2 часа
Биология-наука о живой природе..

фронтальный контроль

2 часа




1

2.09

21.09

2.09

2.09





+1 ч.из резерва на расширение раздела

2

Методы исследования в биологии. Роль биологии в практической деятельности людей Правила работы и техника безопасности в биологической лаборатории


индивидуальный

контроль

1

7.09

7.09

7.09

7.09










3

РАЗДЕЛ «Признаки живых организмов»


Молекулярный уровень-9 ч



Сущность жизни и свойства живого.Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов,бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, рост развитие, размножение, приспособление к среде обитания.

фронтальный контроль

9 часов





1








9.09





9.09





9.09





9.09







4

Молекулярный уровень: общая хар-ка.Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества их роль в организме.

фронтальный контроль

1

14.09

14.09

14.09

14.09







5

Углеводы

фронтальный контроль

1

16.09

16.09

16.09

16.09






6

Липиды

индивидуальный

контроль

1

21.09

21.09

21.09

21.09







7

Состав и строение белков Функции белков

индивидуальный

контроль

1

17.10

22.09

22.09

22.09






8

Нуклеиновые кислоты

фронтальный контроль

1

17.10

23.09

23.09

23.09






9

Контрольная работа за 1 четверть

контрольная работа

1

21.10

28.09

28.09

28.09






10

АТФ и другие органические соединения клетки

фронтальный контроль

1


.

24.10

30.09

30.09

30.09







11


Биологические катализаторы


1



24.10

5.10

5.10

5.10






12

РАЗДЕЛ «Система органического мира»


Вирусы

фронтальный контроль

1час



1

28.10

7.10

7.10

7.10









РАЗДЕЛ «Признаки живых организмов»


Клеточный уровень-12 часов



25 часов















13

Основные положения клеточной теории. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

Практическая работа. № 1

Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

Практическая работа. № 2

Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах


практическая работа

1

8.11

12.10

12.10

12.10







14

Общие сведения о клетках. Строение клетки Клеточная мембрана

Практическая работа. №3

Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах



практическая работа

1

8.11

14.10

14.10

14.10






15


Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

фронтальный контроль


1

8.11

19.10

19.10

19.10







16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи




фронтальный контроль

1

11.11

21.10

21.10

21.10









17


Лизосомы. Митохондрии. Пластды






фронтальный контроль






1

11.11

26.10

26.10

26.10







18

Клеточный центр. Органы движения. Клеточные включения

Практич.раб№ 4,

Изучение клеток бактерий.


практическая работа

1










15.10

28.10

28.10

28.10








Различия в строении клеток эукариот и прокариот

Практич.раб№ 5

.Сравнение клеток растений, животных ,грибов и бактерий.



практическая работа


15.10









19

Обмен веществ и энергии признаки живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм


фронтальный контроль


1

18.11

.9.11

.9.11

.9.11






20

Энергетический обмен в клетке

фронтальный контроль


1

22.11

11.11

11.11

11.11






21

Типы питания в клетки. Различие организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продукт обмена

Фотосинтез и хемосинтез

фронтальный контроль


1


25.11

16.11

16.11

16.11







22

Синтез белков в клетке

индивидуальный

контроль


1


29.11

18.11

18.11

18.11






23

Деление клетки . Гены. Хромосомы. Деление клетки- основа размножения, роста, развития организма. Нарушение в строении и функционировании клеток- одна из причин заболевания клеток.

индивидуальный

контроль

1

2.12

23.11

23.11

23.11





Уплотнение 1 час


24

Контрольная работа за 1 полугодие

контрольная работа

1

9.12

25.11

25.11

25.11







Организменный уровень- 13 часов















25

Рост и развитие организма. Размножение Бесполое и

половое размножение организмов. Оплодотворение Половые клетки

фронтальный контроль


1











13.12

30.11

30.11

30.11








26

Индивидуальное размножение организмов. Биологический закон

фронтальный контроль


1

13.12

2.12

2.12

2.12







27

Генетика. Наследственность и изменчивость.- свойства организмов..Закон Г.Менделя

фронтальный контроль


1

16.12

7.12

7.12

7.12






28

Законы чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования

индивидуальный

контроль

1

16.12

9.12

9.12

9.12








29

Неполное доминирование.

индивидуальный

контроль

1




18.12



14.12



14.12



14.12








30

Анализирующее скрещивание

индивидуальный

контроль

1

18.12

16.12

16.12

16.12







31

Дигибридное скрещивание

фронтальный контроль


1

21.12

21.12

21.12

21.12








32

Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Взаимодействие генов





фронтальный контроль



23.12

23.12

23.12

23.12







33


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Наследственная и ненаследственная изменчивость




фронтальный контроль


1

1.01

1.01

1.01

1.01







34

. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Лабораторная работа. № 1


Выявление изменчивости организмов



лабораторная работа

1

13.01

13.01

13.01

13.01








35

Мутационная изменчивость Наследственность и изменчивость основа искусственного отбора. Порода. сорт.

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова

фронтальный контроль


1

18.01

18.01

18.01

18.01








36

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, уход за ними.


фронтальный контроль


1


20.01

20.01

20.01

20.01








37

. Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид ,экосистема. Одноклеточные. многоклеточные организмы. ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.

фронтальный контроль


1

25.01

25.01

25.01

25.01





Уплотнение 1 час


38

Контрольная работа по теме «Организменный уровень организации живого»

контрольная работа

1

27.01

27.01

27.01

27.01









РАЗДЕЛ «Взаимосвязь организмов»


Популяционно-видовой уровень- 3 часа


14часов















39

Вид. Критерии вида.



фронтальный контроль






1

1.01

1.01

1.01

1.01








40

Популяция.- элементы экосистемы.






индивидуальный контроль








1

3.02

3.02

3.02

3.02








41


Биологическая классификация

фронтальный контроль




1

802

802

802

802








Экосистемный уровень-6 часов
















42

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.Экосистема организация живой природы.

тестирование

1

10.02

10.02

10.02

10.02







43

Состав и структура экосистемы.

фронтальный контроль


1

15.02

15.02

15.02

15.02







44

Потоки вещества и энергии в экосистеме.Круговорот и превращение веществ в экосистеме

Практич. раб.№6

Составление схем передачи веществ и энергии



практическая работа

1

17.02

17.02

17.02

17.02








45

Саморазвитие экосистемы. Типы взаимодействия разных видов.( конкуренция, хищничество,симбиоз,паразитизм)Пищевые связи в экосистеме Роль производителей ,потребитлей, разрушителей органических веществ в экосистеме и круговорт веществ в природе.

Практич. раб.№7

Выявления типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.



практическая работа

1

22.02

22.02

22.02

22.02








46

Роль производителей ,потребитлей, разрушителей органических веществ в экосистеме и круговорт веществ в природе.


Практи. раб.№8

Изучение и описание экосистемы своей местности.по вопросам

Экс.1

Экосистема своей местности


практическая работа

1

24.02

24.02

24.02

24.02








47

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем


Экс. 2 Агроэкосистема своей местности

фронтальный контроль


1

29.02

29.02

29.02

29.02









Биосферный уровень – 5 часов
















48

Биосфера.- глобальная система. Роль В.И.Вернадского- основоположника учения о биосфере Среды жизни.

Практич. раб.№9

Выявление приспособлений к среде обитания


практическая работа

1

2.03

2.03

2.03

2.03







49

Средообразующая деятельность организмов. Границы биосферы. Распространие и рольживого вещества в биосфере.

фронтальный контроль


1

9.03

9.03

9.03

9.03








50

Круговорот веществ в биосфере

Роль человека в биосфере



фронтальный контроль








1

14.03

14.03

4.03

4.03







51

Обобщающий урок «Биосферный уровень

самостоятельная работа

1

16.03

16.03

16.03

16.03









РАЗДЕЛ «Многообразие и эволюция живой природы»



Основы учения об эволюции- 7 часов


9 часов

















52

Развитие эволюционного учения оргаического мира. Ч.Дарвин- основоположник учения об эволюции

фронтальный контроль


1

30.03

30.03

30.03

30.03







53

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость организмов

фронтальный контроль


1

4.04

4.04

4.04

4.04







54

Борьба за существование и естественный отбор. Искусственный отбор


фронтальный контроль


1

6.04

6.04

6.04

6.04







55

Видообразование Результаты эволюции

многообразие видов. Приспособление организмов к среде обитания.

индивидуальный контроль


1

11.04

11.04

11.04

11.04








56

Макроэволюция

фронтальный контроль


1

13.04

13.04

13.04

13.04








57

Основные закономерности эволюции

фронтальный контроль


1

18.04

18.04

18.04

18.04







58

Итоговая контрольная работа

контрольная работа

1

20.04

20.04

20.04

20.04


















Возникновение и развитие жизни на Земле- 2 часа












1ч.из резерва на

расширение темы

«Возникновение и

развитие жизни на

Земле


59

Гипотезы возникновения жизни

Развитие представлений о происхождении жизни

фронтальный контроль


1

25.04

25.04

25.04

25.04


















60

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое,

мезозое и кайнозое



тестирование




1




27.04

27.04

27.04

27.04









РАЗДЕЛ «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

Организм и среда- 2 часа




8 часов













61

Экологические факторы и ресурсы

Практическая работа №10

Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе

практическая работа

1

4.05



4.05

4.05



4.05









62

Адаптация организмов . Межвидовые отношения.. Экологическая регуляция.



фронтальный контроль






1

11.05


11.05


11.05


11.05












63

Биосфера и человек- 6 часов

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизни и жизнь других людей : парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание,сведение лесов,появление озоновых дыр,загрязнение окружающей среды.

Пр.р№11«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье



практическая работа





1





16.05





16.05





16.05





16.05





5ч. из резерва на расширение темы «Биосфера и человек»



64






Последствия деятельности человека в экосистемах,влияние собственных поступков на живые организмыи экосистемы.

Практи. раб. № 12

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме

практическая работа

1

18.05

18.05

18.05

18.05







65

Эволюция биосферы

фронтальный контроль


1

21.05

21.05

21.05

21.05







66

Рациональное природопользование Ноосфера и место в ней человека



фронтальный контроль


1

23.05

23.05

23.05

23.05








67



Повторение по теме»Биосфера и человек

фронтальный контроль

1

25.05

25.05

25.05

25.05







68

Повторение раздела «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

фронтальный

контроль


1

25.05

25.05

25.05

25.05