СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Дубенцовская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ: Дубенцовская СОШ)



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ: Дубенцовская СОШ

__________ Т.Н. Лирник


Приказ от 30.08. 2019 № 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


_________ обществознание______________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 7 класс


Количество часов 7 класс – 35 часов



Учитель: Дубовец Галина Николаевна

ФИО учителя








Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию с учетом авторской программы по обществознанию 5—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», М.: 2014г.








ст. Дубенцовская

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы явились следующие документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основногообщего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федеральный базисный учебный план для основногообщего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004(с изменениями от 20.08.2008 г №241);

  • Приказ МО и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

  • Письмо Минобрнауки Ростовской области от 25.04.2018 г №24/4.1-5705 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2018-2019 учебный год;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ: Дубенцовская СОШ на 2019-2020 учебный год.



Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.



Общая характеристика учебного предмета

 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.


Место предмета в базисном учебном плане

 Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариативной части предмета отводиться 75% учебного времени.По базисному учебному плану на изучение обществознания на этапе основного общего образования в 7 классе отводится 35 часов, 1час в неделю. В соответствии с графиком-календарем ОО на 2018-2019 учебный год рабочая программа составлена на 35 часов.


Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.

Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Используемый учебно-методический комплект: Обществознание. 7 класса: учеб. для общеобразоват. организаций / ( Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- 159 с.

Рабочая программа по обществознанию в 7 классе разработана на основе программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 5-9 классы М.: Просвещение 2014 г. Л.Н. Боголюбова, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и допущенной Министерством образования и науки Р.Ф. Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов:


Изменения: На основании школьной программы антикоррупционного воспитания в2018-2019 году на уроках запланировано введение элементов по антикоррупционной проблематике в рамках раздела «Человек и закон». Введен дополнительный 5- часовой модуль «Основы предпринимательской деятельности».




Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



Содержание программы 7 класс (35 ч), (34 ч)



Введение (1 час) 0 часов

Тема 1.Регулирование поведения людей в обществе. (11 ч)13часов

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 часов),(11 часов)

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа (5 часов) 4 часа

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Тема 4. Основы предпринимательской деятельности (0 часов)5часов

Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль государства в защите экономических свобод. Известные предприниматели России. Сферы деятельности первых предпринимателей.«Кодекс чести» предпринимателя. Предприимчивость как движущая сила производства. Кого называют предпринимателями. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, сходство и различия. Проблемы стоящие перед предпринимателями. Риск.Регистрация фирмы. Устав. Учредительный договор.Расчетный счет.

Итоговый модуль (2 часа) (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

1.  Знай свои права (пособие для подростка).

2.  Защита правопорядка.

3.  Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).

4.  Бизнес (иллюстрированный словарь).

5.  Как работает современный рынок.

6.  Человек долга — кто он, каков он?

7. многообразие юридических профессий

8. как стать бизнесменом

9. моя реклама

10. растения и животные Красной книги Ростовской области


Требования к уровню подготовки обучающихся.


Регулирование поведения людей в обществе

ЗНАТЬ: основные понятия раздела, статьи Кодекса РФ об административных право­нарушениях, виды административных на­казаний. Права человека. Пути реализации прав подростка. Пути и методы защиты прав ребенка;

УМЕТЬ: приводить примеры прав и свобод человека, называть способы участия гражданина в политической жизни страны, определять сферу общественных отношений регулируемых административным правом, находить пути и методы защиты прав ребенка; объяснять и различать связь между правами гражданина и его обязанностями. Объяснять значение понятия «права человека» Объяснять пути реализации прав подростка. Рассказывать о причинах противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; приводить примеры преступлений из литературных произведений или фильмов. Приводить примеры прав и свобод человека. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний


Человек в экономических отношениях

ЗНАТЬ : что такое экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие. Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика семьи. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор, дисциплина труда, охрана труда. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.

УМЕТЬ: объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества

.Характеризовать особенности труда как одного из основ­ных видов деятельности человека.Различать материальную и моральную оценку труда Трудовые правоотношения. Применять Трудовой кодекс РФ для несовершеннолетних. Право на труд. Права Называть основные юридические гарантии права на сво­бодный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений.


Человек и природа.

ЗНАТЬ: Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»? Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды. Знать правила экологической морали.
УМЕТЬ: определять, что такое экологическая угроза, характеризовать взаимодействие человека на природу, осуществлять поиск информации о природе, выявлять причины загрязнения воды и почвы, применять закон, правила экологической морали.


Основы предпринимательской деятельности

Знать:

- критерии разграничения экономических систем;

-причины эффективности и роль рыночных механизмов;

-роль государства как экономической свободы;

-государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни;

-что собой представляет четвертый фактор производства, в чем заключается предприимчивость, кого называют предпринимателями;

-что такое риск в бизнесе, какие первостепенные вопросы решает предприниматель;

-что необходимо для регистрации фирмы;

-для чего служат устав и учредительный договор фирмы;

-что такое уставный капитал.

Уметь:

- решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их;

-приводить примеры о российских предпринимателях;

-особенности статуса ИП;

-особенности юридического лица;

- различать сферы деятельности ИП и юридических лиц.

Формы обучения

Уроки-лекции; уроки-беседы, практические занятия, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки.

Методы обучения

Рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала, работа с учебником, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), контрольные работы(тесты), проверка домашних работ, программированный контроль.

Технологии обучения

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других технологий: проблемного обучения; развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированной технологии обучения, здоровьесберегающих технологий, компьютерных технологий обучения и другие.

Система организации текущего и промежуточного контроля знаний

Контроль(текущий, рубежный) за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных тестов. Контрольная работа «Человек и закон»- 1; Контрольный итоговый тест – 1

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в традиционной и тестовой формах в рамках каждой темы, в виде фрагмента урока.

Критерии оценивания:

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры.

Отметку "4" - получает ученик, имеющий твердое знание материала, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты, в общем, соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, ученик обосновывает свои суждения, но не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно.

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, (неправильный ответ).

Оценка тестовых работ:

Тесты, состоящие из 5 -10 вопросов можно использовать после каждого урока.

Тест из 10 - 15 вопросов используется для периодического контроля.

Тест из 20 - 30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании теста по отдельному уроку используется следующая шкала:

90 -100% выполнения заданий - оценка «5»

80 - 90% выполнения заданий- оценка «4»

60 - 79% оценка «3»

Для теста тематического используется следующая шкала:

• 90-100% выполнения заданий — оценка «5»;

• 80-90% выполнения заданий — оценка «4»;

• 60-79% — оценка «3»;

Для теста по итогам полугодия, года используется следующая шкала:

Оценка "5" - 85-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 65- 84%

Оценка "3" - 42-64%






Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию



Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы




Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.



Критерии оценки мультимедийной презентации



СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5



  • Минимальное количество – 10 слайдов

10



  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ

  • Использование эффектов анимации

15



  • Вставка графиков и таблиц

10



  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



  • Слайды представлены в логической последовательности

5



  • Красивое оформление презентации

10



  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90





Структура курса (изменения)



Тема

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение.

1 час

-

2

Глава I Регулирование поведения людей в обществе


11 часов

13 часов

3

Глава II Человек в экономических отношениях


13 часов

11 часов

4

Глава III Человек и природа

5часа

4 часа

5

Глава IVОсновы предпринимательской деятельности

-

5 часов

6

Итоговый модуль

2 часа

2 часа

7

Резерв

3 часа

-

8

Итого:


35 часов

35 часов





Календарно-тематическое планирование.

Обществознание.

7 класс 35 часа (1 час в неделю)

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническое оборудование

план

факт








Регулирование поведения людей в обществе13 часов











1





2


3

4


5




6


7


8



9




10






11


12


13












04.09





11.09


18.09

25.09


02.10




09.10


16.10


23.10



06.11




13.11






20.11


27.11


04.12



Содержание учебного материала.Социальные нормы и их виды. - коррупция как опасное явление современного общества- этикет и хорошие манеры. – Соблюдение и нарушение правил. – Роль права в жизни государства и общества. – Гражданские и политические права.- Права ребенка и их защита. – Свобода и ответственность. – Конституция РФ. – меры принятые современным государством по искоренению коррупции как вредоносного явления.-Механизм реализации и защита прав человека. – Патриотизм и гражданственность. – Дисциплина обязательная и социальная. – Нормативно-правовые акты и их виды. –Законодательные акты в борьбе с коррумпированностью государственного аппарата.- Признаки и виды правонарушений. – Правовой статус несовершеннолетних. – Презумпция невиновности.-Виды наказания за преступления в области коррупции.-Правоохранительные органы России.


1. Что значит жить по правилам. Коррупция в современном обществе.




2. Права человека и гражданина.


3. Обязанности граждан России.

4. Почему важно соблюдать законы.

5. Почему важно соблюдать законы.Чем опасна коррупция и как с ней бороться.


6. Защита Отечества.


7. Что такое дисциплина.

8. Дисциплина в обществе.




9. Законопослушание и противозаконные действия. Закон против коррупции.


10. Наказания и правонарушения. Коррупция и наказание.



11. Кто стоит на страже закона


12. Правоохранительные органы


13. Контрольная работа

«Человек и закон».



Урок изучения нового материала





Комбинированный


Комбинированный

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала



Комбинированный


Урок изучения нового материала




Комбинированный



Урок изучения нового материала




Комбинированный

Урок изучения нового материала

Комбинированный

Урок систематизации и контроля знаний



Работа в группах по заданиям. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях




Составление таблицы


Составить словарь темы


Работа в группах по карточкам



Работа в группах по заданиям


Работа с текстом учебника по заданиям


Составить словарь темы


Работа в группах по заданиям, приводить примеры ситуаций по заданной теме

Работа в группах по заданиям, приводить примеры ситуаций по заданной теме


Составить схему «Структура правоохранительных органов РФ»


Работа с текстом учебника по заданиям




http://www.hpo.opg — Права человека в России.

Таблица Право


http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.


http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по пра­вам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание зако­нодательства Российской Федерации.


http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер орга­нов государственной власти Российской Федерации).





Человек и экономика 11 часов




14



15



16



17


18



19


20



21




22


23



24






11.12



18.12



25.12



15.01


22.01



29.01


05.02



12.02




19.02


26.02



04.03



Содержание учебного материала. Экономика и ее роль в жизни общества. – Производительность труда и Факторы производства. – Производство и труд – Издержки выручки, прибыль- предпринимательство- товары и услуги – торговля и ее формы – деньги: формы и функции – обмен валют – семейный бюджет – страховые услуги.


14. Экономика.


15. Экономика и ее основные участки.


16. Работник и его заработная плата.


17. Производство: затраты, выручка

18. Производство: прибыль



19. Виды и формы бизнеса.


20. Обмен.

Торговля и реклама.


21. Деньги. Карманные деньги: за и против.

Деньги и их функции.


22. Экономика семьи.


23. Экономика семьи. Бюджет моей семьи.


24. Повторительно-обобщающий урок «Экономика»



Урок изучения нового материала


Комбинированный



Комбинированный


Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала


Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала


Урок изучения нового материала

Комбинированный


Урок изучения нового материала

Комбинированный


контроль знаний по изученной главе


Составить словарь темы схему «Сферы экономики»

Составить схему «Факторы влияющие на производительность труда»



Решать задачи на определение затрат, выручки и прибыли


Составить словарик темы


Работа с текстом учебника по заданиям


Моделировать заданную ситуацию и ее анализ

Задания по группам: разработать рекламу


Решение задач, работа с текстом учебника по заданиям



Рассчитать бюджет семьи по заданным параметрам

Выполнение заданий в форме теста.



Работа с индивидуальными заданиями

Таблица Рыночная экономика.

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.


http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.


http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.


http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.

http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.


http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».

http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. Индивидуальные задания


Человек и природа 4 часа




Содержание учебного материала.Негативное воздействие человека на природу. – Бережное отношение к природе. – Отрицательные последствия безответственного отношения к природе. – Природоохранительное законодательство. – Природоохранительные объекты. – Великие ученые. – Защитники природы.

25




11.03


25. Воздействия человека на природу.


Урок изучения нового материала


Работа с текстом учебника по заданиям


Таблица Человек, природа, общество.http://www.ecosystema.ru/ — Экологический центр «Экоси­стема».


26

18.03


26. Охранять природу – значит охранять Родину.


Урок изучения нового материала


Работа с текстом учебника по заданиям, работа с картой природоохранительных объектов России

http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».


27



28


01.04



08.04


27. Закон на страже природы.





28. Повторительно-обобщающий урок «Человек и природа»

Урок изучения нового материала




контроль знаний по изученной главе

Работа с текстом учебника по заданиям





Работа с индивидуальными заданиями

http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

Материал индивидуальных заданий

Итоговый контроль

29

15.04


29. Итоговая контрольная работа за год

Итоговый контроль знаний

Работа с тестовыми заданиями

Тестовый материал

30

22.04


30. Повторительно-обобщающий урок «Человек и природа»

контроль знаний по изученной главе

Работа с индивидуальными заданиями


Основы предпринимательской деятельности 5 часов






31







32





33




34











35














29.04







06.05





13.05




20.05











27.05


Содержание учебного материала. Частная собственность как основа рыночной экономической системы.- Роль государства в защите экономических свобод.- Известные предприниматели России.- Сферы деятельности первых предпринимателей.-«Кодекс чести» предпринимателя.- Предприимчивость как движущая сила производства.- Кого называют предпринимателями.- Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.- Сходство и различия.- Проблемы, стоящие перед предпринимателями.- Риск.- Регистрация фирмы.-Устав.-Учредительный договор.- Расчетный счет.

30. В какой экономике мы живем.

Комбинированный

Знать:

- критерии разграничения экономических систем;

-причины эффективности и роль рыночных механизмов.

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их.

Таблица Рыночная экономика.


31. Экономические свободы и роль государства в их защите.

Урок изучения нового материала


Знать:

-роль государства как экономической свободы;

-государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни.

Таблица Рыночная экономика.

Энциклопедии, словари, справочники.


32. Истоки российского предпринимательства.

Комбинированный

Уметь приводить примеры о российских предпринимателях.

Энциклопедии, словари, справочники.



33. Предпринимательство и предприниматель. Особенности статуса ИП и юридического лица.


Комбинированный



Знать, что собой представляет четвертый фактор производства, в чем заключается предприимчивость, кого называют предпринимателями;

-особенности статуса ИП

-особенности юридического лица.

Уметь различать сферы деятельности ИП и юридических лиц.


http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.


http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».

http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.


34. Проблемы, стоящие перед предпринимателями. Процедура регистрации фирмы.

Урок изучения нового материала


Знать, что такое риск в бизнесе, какие первостепенные вопросы решает предприниматель;

-что необходимо для регистрации фирмы;

-для чего служат устав и учредительный договор фирмы;

-что такое уставный капитал.

http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.


http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».

http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.




Учебно-методическое обеспечение

Методические пособия для учителя:

  • Обществознание. 7 класса: учеб. для общеобразоват. учреждений / ( Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.) под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- 159 с.

  • Л,Н. Боголюбов Поурочное планирование «Просвещение»2014г.

  • Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс. М.: изд. «ВАКО». 2014

  • Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.). – 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2014г. – 63 с.

УМК обучающегося:

  • Обществознание. 7 класса: учеб. для общеобразоват. учреждений / ( Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.) под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- 159 с.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся:

  • Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безборо­дое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. - М., 2008.

  • В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. - М., 2005.

  • Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Бала­шов. - М., 2001.

  • Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

  • Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чи­жик. - М., 2007.

  • Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Крав­ченко. - М., 2000.

  • Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /

  • ЛатышеваВ. В. Основы социологии: учеб. 2004г

  • Липсиц И. В. Экономика для всех.: учеб.. — М., 2007.

  • Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.

  • Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С. А. Морозова. — СПб., 2006.

  • Миголашьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.

  • Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов об­разовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Но­сова. — М., 2002.

  • Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М.,

  • Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.

  • Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2004.

  • Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. - М., 2004.

  • Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Электронно-звуковые пособия

CD « Выбрать достойных. Мы выбираем. Нас выбирают…»

Технические средства обучения.

Телевизор.DVD плеер. Компьютер.

Проектор. Интерактивная доска. Принтер.

Проектор. Интерактивная доска.Мобильный компьютерный класс: портативный компьютер учителя «Aquarius Стр NS735» и 14 портативных компьютера ученика «Aquarius Стр NE420».



Таблицы



Человек познает мир.

Развитие общества.

Рыночная экономика.

Политическая система общества.

Право.

Социальная система общества.

Культура и духовная жизнь.

Человек, природа, общество.

Стенды:

Символы Р.Ф.

Символы Ростовской области

Символы Волгодонского района

Символы Донского казачества

Интернет-ресурсы.

  • http://wvvw.saibscribe.m/ca1alog/economics.education.eidos6social— Обществознание в школе (дистанционное обучение).

  • http://www.lenta.ru— актуальные новости общественной жизни.

  • http://www.fom.ru— Фонд общественного мнения (социо­логические исследования).

  • http://www.ecsocman.edu.ru— Экономика. Социология. Ме­неджмент. Федеральный образовательный портал.

  • http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html— Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

  • http://www.50.economicus.ru— 50 лекций по микроэкономике.

  • http://www.gallery.economicus.ru— Галерея экономистов.

  • http://www.be.economicus.ru— Основы экономики. Вводный курс.

  • http://www.cebe.sib.ru— Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

  • http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ.

  • http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь.

  • http://www.hpo.opg— Права человека в России.

  • http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — граж­данам школьного возраста.

  • http://www.mshr-ngo.ru— Московская школа прав человека.

  • http://www.ombudsman.gov.ru— Уполномоченный по пра­вам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

  • http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Де­кларация прав школьника.

  • http://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.

  • http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».

  • http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm— Духов­ная жизнь общества.

  • http://www.countries.ru/librarv.htm— Библиотека по куль­турологии.

  • http://www.russianculture.ru/— Культура России.

  • http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Меж­дународный экологический портал.

  • http://www.ecosystema.ru/— Экологический центр «Экоси­стема».

  • http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России».

  • http://www.fw.ru— Фонд «Мир семьи» (демография, семей­ная политика).

  • http://www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам.

  • http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html— Энциклопедии, словари, справочники.









Приложение



«Человек и экономика» ( 7 КЛ.)

Вариант 2

1. Кого называют меценатами?

1. бизнесмена, оказывающего помощь учреждениям культуры, образования, здравоохранения;

2. людей, занимающихся благотворительностью.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

2. Какое проявление экономики приведено: «На заводе было решено несколько новых легковых автомобилей подарить ветеранам»?

1. производство;

2. распределение;

3. обмен;

4. реклама.

3. Товарное хозяйство:

1. господствует при рыночной экономике;

2. обеспечивает рынок товарами, услугами.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

4. Что является основными вопросами экономики?

1. что, куда, кем;

2.что, сколько, какого качества;

3. где, когда, сколько;

4.что, где, когда.

5. К постоянным относятся затраты:

1. величина которых зависит от объема выпущенной продукции;

2. величина которых поддается контролю производителя.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и2; Г) нет верного ответа.

6. Индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество – это:

1. основные формы организации бизнеса;

2. различные способы организации предприятий, собственности на используемые ресурсы.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

7. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей» ?

1. производство;

2. распределение;

3. обмен;

4. реклама.

8. Натуральное хозяйство:

1. существовало только в Средние века;

2. существует при низкой производительности труда.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

9. Кто рискует ради получения прибыли?

1. предприниматель;

2. потребитель;

3. акционер;

4. рантье.

10. Количество предметов труда, произведенных за определенное время:

1. экономика;

2. производительность труда;

3. стоимость;

4. затраты производства.

11. Что из перечисленного относится к заработной плате?

1. трудовое денежное вознаграждение;

2. определяется временем, размером и качеством выполненного труда.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

12. Что поддается контролю со стороны производителя?

1. прибыль;

2. доход;

3. постоянные затраты;

4. переменные затраты.

13. Что из приведенного ниже характеризует настоящего мастера своего дела?

1. отточенность движений, спокойная уверенность, отсутствие малейшего ненужного жеста;

2. гордость за свои изделия, уважение окружающих.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и2; Г) нет верного ответа.



«Человек и экономика» ( 7 КЛ.)

Вариант 1

1. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей» ?

1. производство;

2. распределение;

3. обмен;

4. реклама.

2. Натуральное хозяйство:

1. существовало только в Средние века;

2. существует при низкой производительности труда.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

3. Кто рискует ради получения прибыли?

1. предприниматель;

2. потребитель;

3. акционер;

4. рантье.

4. Что из приведенного ниже характеризует настоящего мастера своего дела?

1. отточенность движений, спокойная уверенность, отсутствие малейшего ненужного жеста;

2. гордость за свои изделия, уважение окружающих.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и2; Г) нет верного ответа.

5. Что из перечисленного относится к заработной плате?

1. трудовое денежное вознаграждение;

2. определяется временем, размером и качеством выполненного труда.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

6. Что поддается контролю со стороны производителя?

1. прибыль;

2. доход;

3. постоянные затраты;

4. переменные затраты.

7. Количество предметов труда, произведенных за определенное время:

1. экономика;

2. производительность труда;

3. стоимость;

4. затраты производства.

8. Кого называют меценатами?

1. бизнесмена, оказывающего помощь учреждениям культуры, образования, здравоохранения;

2. людей, занимающихся благотворительностью.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

9. Какое проявление экономики приведено: «На заводе было решено несколько новых легковых автомобилей подарить ветеранам»?

1. производство;

2. распределение;

3. обмен;

4. реклама.

10. Товарное хозяйство:

1. господствует при рыночной экономике;

2. обеспечивает рынок товарами, услугами.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

11. Что является основными вопросами экономики?

1. что, куда, кем;

2.что, сколько, какого качества;

3. где, когда, сколько;

4.что, где, когда.

12. К постоянным относятся затраты:

1. величина которых зависит от объема выпущенной продукции;

2. величина которых поддается контролю производителя.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и2; Г) нет верного ответа.

13. Индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество – это:

1. основные формы организации бизнеса;

2. различные способы организации предприятий, собственности на используемые ресурсы.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.




«Человек и закон» (7кл.)

Вариант 1

1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:

1. норма;

2. порядок;

3. право;

4. санкция.

2. Политические права:

1. ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека;

2. обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и2; Г) нет верного ответа.

3. Правило, которое устанавливает государство:

1. закон;

2. аксиома;

3. порядок;

4. мораль.

4. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:

1. справедливость;

2. закон;

3. мораль;

4. желание.

5. Законопослушное поведение:

1. всегда связано с несовершеннолетними;

2. должно быть полезно обществу.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и2; Г) нет верного ответа.

6. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

1. нотариус;

2. частный детектив;

3. адвокат;

4. прокурор.

7. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении:

1. закон;

2. привычка;

3. этикет;

4. диспут.

8. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

1. с 12 лет;

2. с 14 лет;

3. с 16 лет;

4. с 18 лет.

9. Свобода человека:

1. ограничена правами других людей;

2. в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

10. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России:

1. министр обороны;

2. начальник генштаба;

3.президент России;

4. глава правительства.

11. Противозаконное поведение:

1. причиняет вред обществу;

2.направлено на создание новых законов.

А) верно только 1; Б) верно только 2;

В) верно и 1, и 2; Г) нет верного ответа.

12. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

1. нотариус;

2. частный детектив;

3. адвокат;

4. прокурор.

13. Какое из понятий лишнее и почему?

1. адвокат, нотариус, прокурор, судья;

2. подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник.

3. патрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск.



«Человек и закон» (7 кл.)

Вариант 2

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

1. с 12 лет;

2. с 14 лет;

3. с 16 лет;

4. с 18 лет.

2. Свобода человека:

А. ограничена правами других людей;

Б. в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку.

1 верно только А; 3 верно только Б;

2 верно и А, и Б; 4 нет верного ответа.

3. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России:

1. министр обороны;

2. начальник генштаба;

3. глава правительства.

4.президент России;

4. Противозаконное поведение:

А. причиняет вред обществу;

Б.направлено на создание новых законов.

1 верно только А; 3 верно только Б;

2 верно и А и Б; 4 нет верного ответа.

5. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

1. частный детектив;

2. нотариус;

3. адвокат;

4. прокурор.

6. Какое из понятий лишнее и почему?

1. подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник.

2. адвокат, нотариус, прокурор, судья;

3. патрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск.


7. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:

1. порядок;

2. норма;

3. право;

4. санкция.

8. Политические права:

А. ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека;

Б. обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

1 верно только А; 3 верно только Б;

2 верно и А, Б; 4 нет верного ответа.

9. Правило, которое устанавливает государство:

1. закон;

2. аксиома;

3. мораль.

4. порядок;

10. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:

1. закон;

2. справедливость;

3. мораль;

4. желание.

11. Законопослушное поведение:

А. всегда связано с несовершеннолетними;

Б. должно быть полезно обществу.

1 верно только А; 3 верно только Б;

2 верно и А, и Б; 4 нет верного ответа.

12. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

1. нотариус;

2. частный детектив;

3. прокурор.

4. адвокат;

13. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении:

1. закон;

2. привычка;

3. диспут.

4. этикет;



КОНТРОЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ТЕСТЗА ГОД ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 7 КЛАСС.

Вариант -1

1.Правила, устанавливающие, кто, в какой очерёдности, с помощью каких непременных слов, жестов или предметов будет совершать действия – это:

1) расследование; 2) преступление; 3) ритуал; 4) общение.

2.Государство, признавая права и свободы человека, обязуется:

1) принимать законы, гарантирующие каждому его права;

2) признавать Декларацию прав человека основным законом страны.

3. К обязанностям граждан России относится:

1) охрана природы; 2) участие в управлении государством;

3) приобщение к национальной культуре; 4) соблюдение моральных норм.

4. В чём проявляется свобода человека ?

1) право каждого поступать так, как ему хочется;

2) возможность пользоваться своими правами;

3) строгое соблюдение законов в обществе всеми гражданами.

5. Угроза ядерной войны в современном мире является проблемой:

1) частной; 2) внутренней; 3) всемирной ( глобальной ).

6.К какому виду обязанностей относятся обязанности часового в армии?

1) общие обязанности; 2) должностные обязанности; 3) военные обязанности; 4) специальные.

7. Внешняя дисциплина бывает основана:

1) на самосознании и самоконтроле;

2) на страхе перед наказанием.

8.Закон относит к соучастникам преступления наряду с преступником:

1) человека, подстрекающего к совершению преступления;

2) человека, не сообщившего об увиденном им преступлении.

9. Несовершеннолетний будет привлечён к уголовной ответственности с 14 лет за следующие

преступления:

  1. терроризм или ложное сообщение о готовящемся акте терроризма;

2. подделку документов, изготовление фальшивых денег.

10.Какое утверждение является правильным?

1) к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ;

2) полиция в нашей стране делится на криминальную и полицию общественной безопасности.

11.Высококвалифицированный труд отличает:

1) специальные знания, умения, навыки, опыт;

2) высокая зарплата, отсутствие ответственности.

12.Правильным утверждением о заработной плате будет:

1) она бывает сдельной и повременной;

2) это трудовое денежное вознаграждение.

13.Прибыль предприятия можно определить:

1) разницей между доходами и расходами;

2) умножением цены товара на его количество.

14.Русских купцов и дворян объединяет:

1) тяга к предпринимательству; 2) меценатство и благотворительность.

15.Из перечисленного к понятию « ДЕНЬГИ» относится:

1) товар-посредник, выступающий в роли эквивалента;

2)возможность быть обменённым на любой другой товар.

16.Найди общее: внешняя, оптовая, внутренняя, розничная

17.Какое понятие лишнее и почему?

Адвокат, нотариус, прокурор , судья.


КОНТРОЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ЗА ГОД ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 7 КЛАСС.

Вариант -2


1.Прибыль предприятия можно определить:

1) умножением цены товара на его количество

2) разницей между доходами и расходами

2.Русских купцов и дворян объединяет:

1) меценатство и благотворительность

2) тяга к предпринимательству

3. Из перечисленного к понятию « ДЕНЬГИ» относится:

1)возможность быть обменённым на любой другой товар.

2) товар-посредник, выступающий в роли эквивалента

4. Найди общее: внешняя, оптовая, внутренняя, розничная

5. Какое понятие лишнее и почему?

Адвокат, нотариус, прокурор , судья.

6. Какое утверждение является правильным?

1) полиция в нашей стране делится на криминальную и полицию общественной безопасности

2) к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ

7. Высококвалифицированный труд отличает:

1) высокая зарплата, отсутствие ответственности

2) специальные знания, умения, навыки, опыт

8.Правильным утверждением о заработной плате будет:

1) это трудовое денежное вознаграждение

2) она бывает сдельной и повременной

9.Правила, устанавливающие, кто, в какой очерёдности, с помощью каких непременных слов, жестов или предметов будет совершать действия – это:

1) расследование; 3) преступление;

2) ритуал; 4) общение.

10. Государство, признавая права и свободы человека, обязуется:

1) принимать законы, гарантирующие каждому его права;

2) признавать Декларацию прав человека основным законом страны.

11. К обязанностям граждан России относится:

1) охрана природы; 3) участие в управлении государством;

2) приобщение к национальной культуре; 4) соблюдение моральных норм.

12. В чём проявляется свобода человека ?

1) строгое соблюдение законов в обществе всеми гражданами

2) право каждого поступать так, как ему хочется

3) возможность пользоваться своими правами

13. Угроза ядерной войны в современном мире является проблемой:

1) внутренней; 2) всемирной ( глобальной ); 3) частной

14. К какому виду обязанностей относятся обязанности часового в армии?

1) должностные обязанности; 2) военные обязанности; 3) специальные; 4) общие обязанности;

15. Внешняя дисциплина бывает основана:

1) на страхе перед наказанием

2) на самосознании и самоконтроле

16. Закон относит к соучастникам преступления наряду с преступником:

2) человека, не сообщившего об увиденном им преступлении

1) человека, подстрекающего к совершению преступления

17. Несовершеннолетний будет привлечён к уголовной ответственности с 14 лет за следующие

преступления:

  1. терроризм или ложное сообщение о готовящемся акте терроризма;

  2. подделку документов, изготовление фальшивых денег.











































































































Рекомендовать рабочую программу Согласовано

к утверждению Заместитель директора по УР

Протокол заседания МБОУ Дубенцовская СОШ

ШМО

МБОУ Дубенцовская СОШ _____________ Иванова Н.В.

От «28» 08.2019 №1

_______________ ФИО «29» 08.2019 года



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!