Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Дубенцовская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ: Дубенцовская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ: Дубенцовская СОШ
__________ Т.Н. Лирник
Приказ от 30.08. 2019 № 306
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_________ обществознание______________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 9 класс
Количество часов 9 класс – 35 часов
Учитель: Дубовец Галина Николаевна
ФИО учителя
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию с учетом авторской программы по обществознанию 5—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», М.: 2014г.
ст. Дубенцовская
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы явились следующие документы:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004( с изменениями от 20.08.2008 г №241);
Приказ МО и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru);
Письмо Минобрнауки Ростовской области от 25.04.2018 г №24/4.1-5705 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ: Дубенцовская СОШ на 2019-2020 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Обществознание» в основной школе для обучающихся 9-го класса, составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса в МБОУ «Дубенцовская средняя общеобразовательная школа»
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Являясь одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, обществознание имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, часто порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение обществоведческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий. Изучение фактических и теоретических сведений часто не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях. Отсюда вытекают цели и задачи обществоведческого образования в основной школе , которые состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
• формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений дня определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5 - 9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа ориентирована на работу по УМК:
Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает наличие современных учебно-методических комплексов. Издательство «Просвещение» подготовило завершенную линию учебников по обществознанию для 5 - 9 классов. Коллектив авторов учебников возглавляет академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Л.Н.Боголюбов.
Все учебники линии (5-9 классы) успешно прошли экспертизу РАН и РАО в 2014 г., входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях в 2019 - 2020 гг.
Класс | Кол-во часов по учебному плану | Уровень изучения | УМК |
5 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» М: Просвещение, с 2015 г. |
6 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2016 г. |
7 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2017 г. |
8 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2018 г. |
9 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2019 г. |
Программа ориентирована на работу по УМК:
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ (Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. –М.: Просвещение, 2019.- 208 с.
. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки.Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. М.: 2014. — 176 с.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Позднев. – М.: ВАКО, 2013. – 96 с.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю (количество часов определяется годовым календарным планом-графиком ОУ).
В соответствии с графиком-календарем ОО на 2019-2020 учебный год, рабочая программа составлена на 34 часа. Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию с учетом авторской программы по обществознанию 5—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», М.: 2014г., соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования и допущенной Министерством образования и науки Р.Ф.
Структура курса
| Тема | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Введение. | 1 час | 1 час |
2 | Глава I Политика | 9 часов | 11 |
3 | Глава II Право | 18 | 19 |
4 | Модуль итоговое повторение | 1 час | 4 часа |
5 | Резерв | 6 час | - |
6 | Итого: | 35 часов | 35 часов |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
мотивированность и направленность обучающегося на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются результаты в сфере:
познавательной:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
регулятивной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Основное содержание курса.
Введение
Глава I. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение
Формы обучения
Уроки-лекции; уроки-беседы, практические занятия, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки.
Методы обучения
Рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала, работа с учебником, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), контрольные работы(тесты), проверка домашних работ, программированный контроль.
Технологии обучения
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других технологий: проблемного обучения; развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированной технологии обучения, здоровьесберегающих технологий, компьютерных технологий обучения и другие.
Система организации текущего и промежуточного контроля знаний
Контроль (текущий, рубежный) за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Контрольные работы по обществознанию в 9 классе.
№ | Дата | Форма контроля |
1 | 28.11 | Контрольная работа по теме «Политика» |
2 | 16.04 | Контрольная работа по теме «Право» |
3 | 21.05 | Контрольная работа по теме «Итоговый тест» |
| | |
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в традиционной и тестовой формах в рамках каждой темы, в виде фрагмента урока.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры.
Отметку "4" - получает ученик, имеющий твердое знание материала, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты, в общем, соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, ученик обосновывает свои суждения, но не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно.
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, (неправильный ответ).
Оценка тестовых работ:
Тесты, состоящие из 5 -10 вопросов можно использовать после каждого урока.
Тест из 10 - 15 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 20 - 30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании теста по отдельному уроку используется следующая шкала:
90 -100% выполнения заданий - оценка «5»
80 - 89% выполнения заданий- оценка «4»
60 - 79% оценка «3»
Для теста тематического используется следующая шкала:
• 90-100% выполнения заданий — оценка «5»;
• 80-89% выполнения заданий — оценка «4»;
• 60-79% — оценка «3»;
Для теста по итогам полугодия, года используется следующая шкала:
Оценка "5" - 85-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 65- 84%
Оценка "3" - 42-64%
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
| 5 | | |
| 10 | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | | |
СОДЕРЖАНИЕ |
| 15 | | |
| 10 | | |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | | |
| 5 | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
| 10 | | |
| 5 | | |
| 10 | | |
| 5 | | |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 | | |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс
№п\п | Раздел. Тема урока. | Дата | | Содержание учебного материала. Элементы содержания по антикоррупционной проблематике | Основные виды учебной деятельности | Материально-техническое оборудование |
план | факт |
1 | Введение | 05.09 | | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | Мобильный компьютерный класс: портативный компьютер учителя «AquariusСтрNS735» и 14 портативных компьютера ученика «AquariusСтрNE420». http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html— Энциклопедии, словари, справочники. |
Раздел 1. Политика |
2 | Политика. Власть | 12.09 | | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. | Характеризовать власть и политику как социальные явления | Таблица «Развитие общества» http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html— Энциклопедии, словари, справочники. |
3 | Государство | 19.09 | | Государство и его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства | Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства | Задания учебника, тестовый материал Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. |
4 | Политические режимы | 26.09 | | Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире | Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Принтер. |
5 | Правовое государство | 03.10 | | Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового гоударства в Р.Ф. | Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей | Задания учебника, тестовый материал |
6 | Гражданское общество. Местное самоуправление | 10.10 | | Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования местного самоуправления в РФ | Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать сущность местного самоуправления | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Принтер. |
7 | Участие граждан в политической жизни. | 17.10 | | Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма | Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личностного социального опыта. Описывать различные формы политического участия граждан. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности | Задания учебника, тестовый материал |
8 | Политические партии и движения. | 24.10 | | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах | Называть признаки политической партии и показать их на примере одной из политических партий. Характеризовать проявления многопартийности | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Презентация. |
9 | Гражданин – человек имеющий права. | 07.11 | | Права и свободы человека и гражданина | Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Презентация. |
10 | Политика в жизни человека. | 14.11 | | Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма | Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Презентация. |
11 | Повторительно-обобщающий урок «Политика». Готовимся к ОГЭ | 21.11 | | Готовимся к ОГЭ | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности Анализ тестового материала (ОГЭ) | КИМ ОГЭ |
12 | Контрольная работа «Политика» | 28.11 | | Выполнение контрольных тестовых заданий | Выполнение контрольных тестовых заданий | КИМ |
Раздел II. Право |
13 | Роль права в жизни общества и государства | 05.12 | | Право и его роль в жизни человека, государства, общества. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства | Определять основные назначение права в обществе, объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право», давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права. | Мобильный компьютерный класс: портативный компьютер учителя «AquariusСтрNS735» и 14 портативных компьютера ученика «AquariusСтрNE420». http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html— Энциклопедии, словари, справочники. |
14 | Правоотношения и субъекты права | 12.12 | | Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные противоправные юридические действия, события | Раскрывать смысл понятия правоотношения. Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятия «субъективные юридические права», «юридические обязанности участников правоотношений» Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html— Энциклопедии, словари, справочники. |
15 | Правоотношения и юридическая ответственность | 19.12 | | Понятие правоотношения. Признаки и виды правоотношений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невеновности | Определять, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Презентация. |
16 | Правоохранительные органы | 26.12 | | Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. | Определять, какие органы называются правоохранительными, что такое принцип правосудия. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Принтер. Презентация. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm— Духовная жизнь общества. |
17 | Конституция Российской Федерации | 09.01 | | Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. | Определять, почему конституция является законом высшей юридической силы, что является принципом правового государства, называть отличия между статусом человека и гражданина. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Презентация. |
18 | Основы конституционного строя. | 06.01 | | Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя. | Определять, почему конституция является законом высшей юридической силы, что является принципом правового государства, называть отличия между статусом человека и гражданина. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Принтер. Обществознание. 8-11 кл.: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. – М., 2004. |
19 | Права и свободы человека и гражданина | 23.01 | | Понятия прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека … идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. | Определять особенности юридических норм, характеризовать значимость права. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доскаhttp://www.russianculture.ru/— Культура России. Обществознание. 8-11 кл.: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. – М., 2004. |
20 | Права и свободы человека и гражданина | 30.01 | | Понятия прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека … идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ | Определять особенности юридических норм, характеризовать значимость права. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Принтер. Презентация. http://www.russianculture.ru/— Культура России. |
21 | Гражданские правоотношения | 06.02 | | Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя | Определять суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений, объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних, характеризовать виды гражданско-правовых договоров. | Задания учебника, тестовый материал |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 13.02 | | Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | Определять, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем заключается значение дисциплины труда. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доскаhttp://www.russianculture.ru/— Культура России. Обществознание. 8-11 кл.: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. – М., 2004. |
23 | Семейные правоотношения | 20.02 | | Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей | Определять, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор, что понимается под родительскими правами, какими правами и обязанностями обладает ребенок, в чем сущность, цели и принципы семейного права, в чем суть личных и имущественных отношений супругов. | Компьютер. Проектор. презентация |
24 | Административные правоотношения | 27.02 | | Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правоотношениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний | Определять, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных отношений. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доскаhttp://www.russianculture.ru/— Культура России. Обществознание. 8-11 кл.: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. – М., 2004. |
25 | Уголовно-правовые отношения | 05.03 | | Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Определять особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений, познакомятся с признаками, характеризующими преступление | Компьютер. Проектор. Презентация |
26 | Социальные права | 12.03 | | Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона | Определять роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни, что означает понятие «социальное государство», каковы основные направления социальной политики нашего государства, что предусматривает право на охрану здоровья,. | Компьютер. Проектор. Презентация |
27 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 19.03 | | Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в условия вооруженных конфликтов | Определять, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда были приняты нормы МГП, называть особенности и значение международного гуманитарного права. | Компьютер. Проектор. Интерактивная доскаhttp://www.russianculture.ru/— Культура России. Обществознание. 8-11 кл.: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. – М., 2004. |
28 | Правовое регулирования отношений в сфере образования | 02.04 | | Законодательство в сфере образования. Получение образования – право и обязанность | Определять, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни, что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. | Компьютер. Проектор. Презентация |
29 | Повторительно-обобщающий урок «Право». Готовимся к ОГЭ | 09.04 | | | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности Анализ тестового материала (ОГЭ) | КИМ ОГЭ |
30 | Контрольная работа «Право» | 16.04 | | Выполнение контрольных тестовых заданий | Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | КИМ |
31 | Готовимся к ОГЭ | 23.04 30.04 07.05 14.05 | | | Выполнение, анализ тестовых заданий (ОГЭ) | КИМ ОГЭ |
Раздел III. Итоговое повторение |
32 | Итоговый тест | 21.05 | | Выполнение контрольных тестовых заданий | Выполнение контрольных тестовых заданий | КИМ |
33 | Повторительно-обобщающий урок. Готовимся к ОГЭ | 23.01 | | Анализ тестовых заданий ОГЭ | Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Анализ тестовых заданий (ОГЭ) | КИМ ОГЭ |
34 | Повторительно-обобщающий урок. Готовимся к ОГЭ | 31.01 | | Анализ тестовых заданий ОГЭ | Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Анализ тестовых заданий (ОГЭ) | КИМ ОГЭ |
Учебно-методическое обеспечение
№ | Авторская программа | Учебники и учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Наглядные пособия | Материалы для контроля |
1 | Обществознание Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. Боголюбов Л.Н. М.: Просвещение, 2014 год | Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ (Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. –М.: Просвещение, 2019.- 208 с. | Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки.Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. М.: 2014. — 176 с. | Дидактический материал по курсу «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2008. Опорные конспекты. Алгоритмы решения познавательных и проблемных задач. Алгоритм ответа. | Декларация прав ребёнка Конвенция о правах ребёнка Конституция РФ Нормативно – правовые акты. Кодексы РФ. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ., 2007г. Комментарий к Уголовному кодексу РФ., 2007г . Комментарий к Трудовому кодексу РФ., 2007. Комментарий к Административному кодексу РФ., 2007г. Комментарий к Семейному кодексу РФ., 2007 г . | Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Позднев. – М.: ВАКО, 2013. – 96 с. Терминологические (понятийные и словарные) диктанты. Составление блок – схем, сравнительных таблиц, понятийных таблиц. Карточки. Сочинения. Работа со СМИ и культурным (духовным) наследием человечества. |
Список литературы
Литература для учителя
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г.
2. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998г.
3. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г.
4. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988г.
5. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999г.
6. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ (Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. –М.: Просвещение, 2019.- 208 с.
8. Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 2006.
9. Конституция РФ. М., 2017.
10. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ, 1994., № 32).
11. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 г. № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 5.
12.Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 03 июня 2006 г.№73-ФЗ, с изм., внес. ФЗ от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49.
13.Гражданский кодекс РФ (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ // СЗ РФ. 2006 г. № 52.
14.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 2002 г. № 1.
15.УК РФ (от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 25.
16.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. № 1.
Программа по обществознанию. 5-9 классы. Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014
17.Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки.Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. М.: 2014. — 176 с.
18. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Позднев. – М.: ВАКО, 2013. – 96 с.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся:
В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. - М., 2005.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. - М., 2001.
Л,Н. Боголюбов Поурочное планирование «Просвещение»»2006г.
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. - М., 2008.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2000.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /
ЛатышеваВ. В. Основы социологии: учеб. 2004г
Липсиц И. В. Экономика для всех.: учеб.. — М., 2007.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С. А. Морозова. — СПб., 2006.
Миголашьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М.,
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2004.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. - М., 2004.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Электронно-звуковые пособия
CD «Практикум организации работы с молодыми избирателями:
методика и формы деятельности»
CD «Реальные выборы – реальные перспективы
( в начале пути )
Технические средства обучения.
Телевизор. DVD плейер. Компьютер. Проектор.
Интерактивная доска. Принтер.
Мобильный компьютерный класс: портативный компьютер учителя «AquariusСтрNS735» и 14 портативных компьютера ученика «AquariusСтрNE420».
Таблицы
Человек познает мир.
Развитие общества.
Рыночная экономика.
Политическая система общества.
Право.
Социальная система общества.
Культура и духовная жизнь.
Человек, природа, общество.
Стенды:
Символы Р.Ф.
Символы Ростовской области
Символы Волгодонского района
Символы Донского казачества
Информационно-коммуникативные средства
Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.
Интернет-ресурсы
http://www.ecsocman.edu.ru— Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.be.economicus.ru— Основы экономики. Вводный курс.
http://www.hpo.opg— Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru— Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru— Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника.
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm— Духовная жизнь общества.
http://www.countries.ru/librarv.htm— Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/— Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosystema.ru/— Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru— Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html— Энциклопедии, словари, справочники.
Рекомендовать рабочую программу Согласовано
к утверждению Заместитель директора по УР
Протокол заседания МБОУ Дубенцовская СОШ
ШМО
МБОУ Дубенцовская СОШ _____________ Иванова Н.В.
От «28» 08.2019 №1
_______________ ФИО «29» 08.2019 года
10