СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ



Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры учителей начальных классов

протокол № ______ от _______________________


_____________Н.В.Гринина


Утверждена

директором школы

приказ № ______ от _____________________


_____________С.Ю Баулина







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы светской этики»

в 4 «Б» классе




Составитель:

учитель начальных классов

Лизина Н.Г.




2019- 2020 г.


Рабочая программа по Основам светской этики для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Данилюка А.Я.. по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4–5 классов.

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы светской этики» вводится с 4 класса (34 ч, 1ч в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение курса ОСЭ в 4 классе направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении курса ОСЭ в 4 классе, являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса ОСЭ в 4 классе , являются:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основные предметные результаты изучения курса ОСЭ в начальной школе отражают:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.






Содержание учебного предмета


Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Родина. Семья. Культурные традиции.

Что такое светская этика.

Этика. Аристотель. Мораль. Нравственность. Религиозная и светская этика.

Культура и мораль.

Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

Особенности морали.

В чем особенности морали. Есть ли список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло.

Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель т порок..

Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Свобода и моральный выбор человека.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Свобода и ответственность.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Моральный длог.

Что такое моральный долг. В чем особенность морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Справедливость.

Что такое справедливость По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Альтруизм и эгоизм.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть разумным эгоистом.

Дружба.

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Что значит быть моральным.

Как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?».

Род и семья- исток нравственных отношений.

Что такое род и семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Нравственный поступок.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок.

Золотое правило нравственности.

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Стыд, вина и извинение.

Что такое стыд, чувство вины. Когда принято извиняться.

Честь и достоинство.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Совесть.

Что такое совесть. Чем отличаются понятия стыд и совесть.

Нравственные идеалы.

О смелых и сильных защитниках Отечества – богатырях. О правилах честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

О нормах – образцах нравственного поведения в культуре России – о труженике, патриоте, воине, коллективисте..

Этикет.

Что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Семейные праздники.

Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

О том, что жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству.

Как складывались духовные традиции России. Любовь – основа нашей жизни. Любовь – это служение. Патриотизм.

Любовь и уважение к Отечеству.

Подготовка творческих проектов.

Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Повторение основных содержательных моментов курса. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.










Тематическое планирование уроков «Основы светской этики» в 4 классе


урока

Тема урока

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая


I четверть – 8 ч.



1

Россия – наша Родина



2.

Что такое светская этика



3.

Культура и мораль



4.

Особенности морали.



5.

Добро и зло.



6.

Добро и зло.



7.

Добродетель и порок



8.

Добродетель и порок




II четверть – 8 ч.



1/9.

Свобода и моральный выбор человека



2/10

Свобода и ответственность



3/11

Моральный долг



4/12

Справедливость



5/13

Альтруизм и эгоизм



6/14

Дружба



7/15

Что значит быть моральным



8/16

Подведение итогов




III четверть- 10 ч.



1/17

Подведение итогов



2/18

Род и семья – исток нравственных отношений



3/19

Нравственный поступок



4/20

Золотое правило нравственности



5/21

Стыд, вина и извинения



6/22

Честь



7/23

Совесть



8/24

Образцы нравственности



9/25

Образцы нравственности



10/26

Образцы нравственности в культуре Отечества





IV четверть



1/27

Этикет



2/28

Семейные праздники



3/29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность



4/30

Любовь и уважение к Отечеству



5/31

Подготовка творческих проектов.



6/32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.



7/33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.



8/34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.