МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КИРАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей Протокол №_____ от_______________ 2018г. Руководитель МО __________ /Лебедева Т.С./ | «Согласовано» Зам. директора по УВР школы ________/Нечаева Т.С./ __________________2018г. | «Утверждаю» Директор ___________/Осеева Л.И../ Приказ №_____ от______________ 2018г |
Рабочая программа
по алгебре 7 класс
учителя Ильковой Татьяны Владимировны
первая квалификационная категория
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10. 2009г №373; с изменениями, утвержденными приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года;
Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 г. №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Примерной образовательной программы по учебному предмету, на основе программы Математика:5-11/А.Г Мерзляк,В Б Полонский, М С Якир-М: Вентана-граф,2014, прошедшей экспертизу и апробацию;
Основной образовательной программы НОО и ООО МБОУ «У-К СОШ-И»;
Учебного плана МБОУ «У-К СОШ-И»;
Положения о рабочей программе МБОУ «У-К СОШ-И».
УМК: «Алгебра. 7 класс» авторов А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира.
Федеральный базисный план отводит 105 часов для образовательного изучения алгебры в 7 классе из расчета 3 часа в неделю.
Цели
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления об алгебре как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Задачи обучения алгебры в 7 классе:
выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности. Непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке.
выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию.
навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах
выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями.
выработать умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач.
выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
Содержание курса алгебры 7 класса
Глава1. Линейное уравнение с одной переменной 9ч
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений
Глава2. Целые выражения 50ч
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и разность кубов двух выражений.
.
Глава 3. Функции 13 ч
Числовые функции
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее свойства и графики.
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными 18 ч
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации
Тематическое планирование.
№ | Темы учебного курса | Всего часов | Контрольные работы |
| | | |
1 | Повторение | 9 | Входная к/р |
2 | Глава1. Линейное уравнение с одной переменной | 9 | 1 |
3 | Глава2. Целые выражения | 50 | 4 |
4 | Глава 3. Функции | 13 | 1 |
5 | Глава 3. Системы линейных уравнений с двумя переменными | 18 | 1 |
6 | Повторение и систематизация учебного материала | 6 | |
| Итого: | 105 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата |
план | факт |
1.Повторение-9ч. |
1/1 | Повторение. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
2/2 | Повторение. Умножение и деление обыкновенных дробей | | |
3/3 | Повторение. Отношения и пропорции | | |
4/4 | Повторение. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | | |
5/5 | Повторение. Решение задач с помощью уравнений. | | |
6/6 | Входная контрольная работа | | |
7/7 | Введение в алгебру. | | |
8/8 | Введение в алгебру. | | |
9/9 | Введение в алгебру. | | |
2. Линейное уравнение с одной переменной-9ч. |
10/1 | Линейное уравнение с одной переменной | | |
11/2 | Линейное уравнение с одной переменной | | |
12/3 | Линейное уравнение с одной переменной | | |
13/4 | Решение задач с помощью уравнений | | |
14/5 | Решение задач с помощью уравнений | | |
15/6 | Решение задач с помощью уравнений | | |
16/7 | Решение задач с на производительность помощью уравнений | | |
17/8 | Повторение и систематизация учебного материала. | | |
18/9 | Контрольная работа № 1 на тему «Линейное уравнение с одной переменной» | | |
3. . Целые выражения |
19/1 | Тождественно равные выражения. Тождества | | |
20/2 | Тождественно равные выражения. Тождества | | |
21/3 | Степень с натуральным показателем | | |
22/4 | Степень с натуральным показателем | | |
23/5 | Степень с натуральным показателем | | |
24/6 | Свойства степени с натуральным показателем | | |
25/7 | Свойства степени с натуральным показателем | | |
26/8 | Свойства степени с натуральным показателем | | |
27/9 | Одночлены. | | |
28/10 | Одночлены. | | |
29/11 | Многочлены. | | |
30/12 | Сложение и вычитание многочленов | | |
31/13 | Сложение и вычитание многочленов | | |
32/14 | Повторение и систематизация учебного материала | | |
33/15 | Контрольная работа № 2 на тему «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены Сложение и вычитание многочленов.» | | |
34/16 | /Умножение одночлена на многочлен | | |
35/17 | Умножение одночлена на многочлен | | |
36/18 | Умножение одночлена на многочлен при решении задач. | | |
37/19 | Умножение одночлена на многочлен при решении задач. | | |
38/20 | Умножение многочлена на многочлен | | |
39/21 | Умножение многочлена на многочлен | | |
40/22 | Умножение многочлена на многочлен при решении задач. | | |
41/22 | Умножение многочлена на многочлен при решении задач. | | |
42/23 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | | |
43/24 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | | |
44/25 | Разложение многочленов на множители при решении математических задач. | | |
45/26 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки. | | |
46/27 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | | |
47/28 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | | |
48/29 | Контрольная работа № 3 на тему «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители.» | | |
49/30 | Произведение разности и суммы двух выражений. | | |
50/31 | Произведение разности и суммы двух выражений. | | |
51/32 | Произведение разности и суммы двух выражений. | | |
52/33 | Разность квадратов двух выражений | | |
5334 | Разность квадратов двух выражений | | |
54/35 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | | |
55/36 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | | |
56/37 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | | |
57/38 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | | |
58/39 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | | |
59/40 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений.. | | |
60/41 | Повторение и систематизация учебного материала | | |
61/42 | Контрольная работа № 4 на тему «формулы сокращенного умножения.» | | |
62/43 | Сумма и разность кубов двух выражений | | |
63/44 | Сумма и разность кубов двух выражений | | |
64/45 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | | |
65/46 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | | |
66/47 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | | |
67/48 | Повторение и систематизация учебного материала | | |
68/50 | Контрольная работа № 5 на тему «сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители..» | | |
3. Функции |
69/1 | Связи между величинами. Функция | | |
70/2 | Связи между величинами. Функция | | |
71/3 | Способы задания функции | | |
72/4 | Способы задания функции | | |
73/5 | График функции | | |
74/6 | График функции | | |
75/7 | График функции | | |
76/8 | Линейная функция, её график и свойства | | |
77/9 | Линейная функция, её график и свойства | | |
78/10 | Линейная функция, её график и свойства | | |
79/11 | Линейная функция, её график и свойства | | |
80/12 | Повторение и систематизация учебного материала | | |
81/13 | Контрольная работа № 6 на тему «Функции » | | |
4. Системы линейных уравнений с двумя переменными |
82/1 | Уравнения с двумя переменными | | |
83/2 | Уравнения с двумя переменными | | |
84/3 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | | |
85/4 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | | |
86/5 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | | |
87/6 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | | |
88/7 | Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | | |
89/8 | Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | | |
90/9 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | | |
91/10 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | | |
92/11 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | | |
93/12 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | | |
94/13 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | | |
95/14 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | | |
96/15 | Решение задач на движение с помощью систем линейных уравнений | | |
97/16 | Решение задач на проценты и части с помощью систем линейных уравнений | | |
98/17 | Повторение и систематизация учебного материала | | |
99/18 | Контрольная работа №7 на тему «Системы линейных уравнений с двумя переменными» | | |
6. Повторение и систематизация учебного материала |
100/1-101/2 | Повторение. Разложение многочлена на множители | | |
101/3-103/4 | Повторение. Линейная функция | | |
104/5-105/6 | Повторение. Системы линейных уравнений с двумя переменными | | |