СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Алгебра. 8 класс (ОВЗ)

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Алгебра. 8 класс (ОВЗ)»

Пояснительная записка


  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;

  • Приказов Министерства просвещения Российской Федерации:

  • - Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20.05.2020 №254 (с изменениями от 23.12.2020 г., приказ №766);

  • - О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» от 11.12.2020 №712.

  • авторской программы А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира по алгебре для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, входящей в единый реестр примерных основных образовательных программ.

При изучении курса «Алгебра» не проводится никаких изменений авторской программы.

При реализации рабочей программы по математике на уроках используются электронные средства обучения при соблюдении установленных СП 2.4.3648–20 требований

  • Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке (п. 2.10.2): для интерактивной доски – для детей старше 10 лет – 30 минут

  • Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке (п. 2.10.2): для интерактивной доски – для детей старше 10 лет – 30 минут.

  • Продолжительность непрерывного использования экрана для учеников 5-9‑х классов составляет 15 минут (п. 2.10.2).

(15 минут – столько ученикам 5-11-х классов можно непрерывно использовать экран и одновременно фиксировать информацию в тетрадях)

Во время проведения уроков не применяются более двух различных ЭСО, использование смартфонов запрещено (пп. 3.5.2, 3.5.3 СП 2.4.3648–20).

С целью профилактики нарушений зрения обязательно проводится гимнастика для глаз.

Во время учебных занятий организуются физкультурные минутки (ФМ).

При организации урочной деятельности на уровне ООО соблюдаются нормы СанПиН 1.2.3685-21 (таблица 6.6): количество видов учебной деятельности для обучающихся 5-11 классов - составляет от 5 до 7, а продолжительность одного вида учебной деятельности – от 7 до 10 минут.

Цели и задачи изучения:

Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию.


Место предмета алгебра в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится всего 51 час в год, контрольных работ - 6, самостоятельных работ - 2.

Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение учебного предмета должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

Личностные результаты

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.


Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических

задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль:

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Предметные результаты

Развитие логических представлений и навыков логического мышления осуществляется на протяжении всех лет обучения в основной школе в рамках всех названных курсов. Предполагается, что выпускник основной школы сможет строить высказывания и отрицания высказываний, распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и контрпримеры, овладеет понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство — и научится использовать их при выполнении учебных и внеучебных задач.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Числа и вычисления

Использовать начальные представления о множестве действительных чисел для сравнения, округления и вычислений; изображать действительные числа точками на координатной прямой.

Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней.

Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10.

Алгебраические выражения

Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем.

Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями.

Раскладывать квадратный трёхчлен на множители.

Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.

Уравнения и неравенства

Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменны

Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.).

Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат.

Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств.

Функции

Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику.

Строить графики элементарных функций вида y = , y = x2, y = x3, y = , y = ; описывать свойства числовой функции по её графику.


Содержание программы

Числа и вычисления

Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Степень с целым показателем и её свойства. Стандартная запись числа.

Алгебраические выражения

Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование.

Уравнения и неравенства

Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения.

Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.

Решение текстовых задач алгебраическим способом.

Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.

Функции

Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций.

График функции. Чтение свойств функции по её графику.

Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы.

Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = , y = x2, y = x3, y = , y = ;. Графическое решение уравнений и систем уравнений.






Программно-методическое обеспечение рабочей программы

Программа:

Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.

Учебный комплект для учащихся:

  1. Мерзляк А.Г. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. –М.: Вентана-Граф, 2014. – 272 с. : ил.

  2. Мерзляк А.Г. Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 112 с. : ил.

Методические разработки для учителя:

Буцко Е.В. Алгебра: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014. –184 с.: ил.

Мониторинговый инструментарий:

  1. Александрова Л.А. Алгебра. 8 класс. Тематические проверочные работы в новой форме для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2012. – 79с.: ил.

  2. Мерзляк А.Г. Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 112 с. : ил.

  3. Математика. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 8 класс

- Сорокина В.А., 2019.

4. Тульчинская Е.Е. Алгебра. 8 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.Е. Тульчинская. –8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 128 с.

5. Ткачева М.В. и др. Сборник задач по алгебре для 7-9 классов.

6. Тренировочные варианты. Решу ВПР – https://math8-vpr.sdamgia.ru/

7. Варианты ВПР по математике для 8 класса - https://4ege.ru/vpr/61437-oficialnye-demoversii-vpr-2021-dlja-8-klassa.html


Материально-техническое обеспечение программы


  1. Проектор

  2. Экран

  3. Доска магнитная

  4. Комплект чертёжных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30, 60), угольник (45, 45), циркуль.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по математике для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.


Учебно-тематический план

№ темы

Название темы

Количество часов

Самостоятельные

работы

Контрольные работы

Проект

Примерные сроки изучения темы

1

Повторение курса математики 7 класса

4


1

Математика в быту

11.04

2

Рациональные выражения

12

2

2



3

Квадратные корниДействительные числа

21

2

2



4

Квадратные уравнения

12


1



5

Повторение

2


























Всего

51

4

7













График проведения контрольных и самостоятельных работ по алгебре

Контрольные работы

Дата проведения


Самостоятельные работы

Дата проведения

план

факт

план

факт

1

Входная контрольная работа

19.09







2

Контрольная работа № 1 по теме: «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей».

17.10





3

Контрольная работа №2 по теме: «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений».

21.11


Самостоятельная работа № 1: «Степень с целым отрицательным показателем».

12.12


4

Контрольная работа №3 по теме: «Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция и её график».

26.12


Самостоятельная работа №2: «Квадратные корни. Арифметический квадратный корень».


6.02


5

Контрольная работа № 4 по теме: «Квадратные корни».

27.02





6

Итоговая контрольная работа

22.05















№ п/п

Тема урока

Тип урока

Дата-план

Дата-факт

Корректировка

Целые выражения

Урок повторения изученного материала

5.09



Линейное уравнение с одной переменной.

Урок повторения изученного материала

6.09



Координатная плоскость. Функции.



Урок повторения изученного материала

12.09



Системы линейных уравнений с двумя переменными. Вводный контроль

Урок контроля, оценки и коррекция знаний

19.09



Рациональные дроби.

Урок изучения нового материала

20.09



Основное свойство рациональной дроби.

Урок общеметодической направленности

26.09



Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями.

Урок изучения нового материала

3.10



Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.

Урок изучения нового материала

4.10



Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.

Урок общеметодической направленности

10.10



Контрольная работа № 1 по теме: «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей».

Урок контроля, оценки и коррекция знаний

17.10



Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень.

Урок изучения нового материала

18.10



Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень.

Урок общеметодической направленности

24.10



Тожественные преобразования рациональных выражений.

Урок изучения нового материала

7.11



Тожественные преобразования рациональных выражений.

Урок общеметодической направленности

8.11



Тожественные преобразования рациональных выражений.

Урок общеметодической направленности

14.11



Контрольная работа № 2 по теме: «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений».

Урок контроля, оценки и коррекция знаний

21.11



Равносильные уравнения. Рациональные уравнения.

Урок изучения нового материала

22.11



Степень с целым отрицательным показателем.

Урок изучения нового материала

28.11



Степень с целым отрицательным показателем.

Урок общеметодической направленности

5.12



Свойства степени с целым показателем.

Урок изучения нового материала

6.12



Свойства степени с целым показателем.

Урок –практикум

12.12



Функция у = k/x и ее график.

Урок изучения нового материала

19.12



Функция у = k/x и ее график.

Урок общеметодической направленности

20.12



Контрольная работа № 3 по теме «Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция у = k/x и ее график».

Урок контроля, оценки и коррекция знаний

26.12



Функция у = х2 и ее график.

Урок изучения нового материала

9.01



Функция у = х2 и ее график.

Урок общеметодической направленности

10.01



Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

Урок изучения нового материала

16.01



Множество и его элементы.


Урок изучения нового материала

23.01



Подмножество. Операции над множествами.

Урок общеметодической направленности

24.01



Числовые множества.

Урок общеметодической направленности

30.01



Свойства арифметического квадратного корня.


Урок изучения нового материала

31.01



Свойства арифметического квадратного корня.


Урок–практикум

6.02



Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни.

Урок изучения нового материала

7.02



Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни.

Урок общеметодической направленности

13.02



Функция у = и ее график.

Урок изучения нового материала

20.02



Функция у = и ее график.

Урок общеметодической направленности

21.02



Контрольная работа № 4 по теме: «Квадратные корни»

Урок контроля, оценки и коррекция знаний

27.02



Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений.

Урок изучения нового материала

6.03



Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений.

Урок общеметодической направленности

7.03



Формула корней квадратного уравнения.

Урок изучения нового материала

13.03



Формула корней квадратного уравнения.

Урок общеметодической направленности

20.03



Формула корней квадратного уравнения.

Урок общеметодической направленности

21.03



Теорема Виета.

Урок изучения нового материала

3.04



Квадратный трехчлен.

Урок изучения нового материала

10.04



Квадратный трехчлен.

Продуктивный урок

11.04



Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям.

Урок изучения нового материала

17.04



Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям.

Урок общеметодической направленности

24.04



Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям.

Урок общеметодической направленности

25.04



Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

Урок изучения нового материала

15.05



Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

Урок контроля, оценки и коррекция знаний

22.05



Итоговое занятие.

Урок обобщения, систематизации знаний

23.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!