СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Алгоритмика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Алгоритмика»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Экодолье»

Оренбургского района



РАССМОТРЕНО И

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

МАОУ «Школа Экодолье»

Протокол № ____ от _____________


УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

МАОУ «Школа Экодолье»

____________ Г.А. Николаенко

Протокол № ____ от _____________











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Научно-технической направленности


«Основы алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV



Возраст учащихся: 11-15 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Дридгер Александр Евгеньевич,

педагог дополнительного образования





Оренбургский район, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

    1. Пояснительная записка

3


3

направленность программы

3

уровень освоения

3

актуальность программы

3

педагогическая целесообразность

4

отличительные особенности программы

4

адресат программы

4

объем и сроки освоения программы

4

формы обучения

5

формы организации образовательного процесса

5

режим занятий

5

    1. Цель и задачи программы

5

цель

5

задачи: воспитательные, развивающие, образовательные

5

    1. Содержание программы

6

учебный план

6

содержание учебного плана

6

    1. Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные

7

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

9

    1. Календарно-учебный график

9

    1. Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение

15

    1. Формы аттестации

15

    1. Оценочные материалы

16

    1. Методические материалы

16

    1. Список литературы

16


Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3» (далее Программа­) - это программа технической направленности.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

  • Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).


Уровень освоения. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программа предполагает использование образовательных конструкторов как инструмента для обучения школьников основам алгоритмизации и программированию. На этом этапе учащиеся могут составлять алгоритмы и программировать несложные модели роботов с электромоторами и датчиками.

Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Учащиеся составляют алгоритмы, программируют и тестируют свои решения, используя реальные технологии из мира робототехники. В результате освоения программы учащиеся будут знать основы алгоритмизации и программирования, самостоятельно решать технические задачи, будут сформированы навыки алгоритмического мышления.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Объединение дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера, здоровьесбережения. Обучающиеся получат представление об алгоритмах и исполнителях. Роль исполнителя играет Образовательный набор Lego Mindstorms EV3.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в современном мире. В процессе составления алгоритмов и программирования дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Отличительные особенности программы. Знания, полученные при изучении программы полезны для учащихся средних классов. Lego Mindstorms EV3 при собирании разнообразных элементов в цельную конструкцию, помогают развивать у детей креативное мышление, фантазию, воображение и моторику. Для учащихся средней школы конструкторы Lego представляют большие возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности, благодаря его технологии, а именно: разнообразие деталей (большое количество деталей – кирпичики, кубики, овальные формы, столбики, колеса, панели, горки и т. д.), своеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно).

Адресат программы. Программа рассчитана для детей от 11 до 15 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.

Обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 10-16 человек.

Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения - 1 раз в неделю 2 академических часа, итого 68 часов.

Данная программа носит практико-ориентированный характер: большая часть учебного времени затрачивается на составление алгоритмов решения задачи и программирование роботов. Занятия дают возможность организовать индивидуально-проектную и научно-исследовательскую деятельность учащихся. Элементы игры, которые присутствуют в первоначальном знакомстве и мотивируют ребенка, очень естественно подводят его к познанию сложных фундаментальных основ взрослого конструирования и программирования. Основной принцип организации занятий: придумать алгоритм, построить, запрограммировать, поразмышлять, продолжить. Занятия основаны на практическом выходе, при котором ученик активно вовлечен в свой собственный учебный процесс. Вместо простого запоминания чужих работ и достижений, ученики сталкиваются с задачами, которые побуждают их использовать свое воображение, навык решения проблем и работа в команде. Таким образом, организация занятий с использованием учебных наборов Lego Mindstorms EV3 является высокоэффективным средством обучения и воспитания учащихся, поддерживающим инновационные процессы в школе. Планируется обязательное участие обучающихся в выставках, а также муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, конференциях, массовых мероприятиях, экскурсиях.

Формы обучения:

  • теоретическая форма, в которой преподаватель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

  • практическая форма, в которой обучающиеся после занятий самостоятельно выполняют на компьютере практические задания.


Формы организации образовательного процесса: лекция, беседа, демонстрация, практические занятия, творческая работа; проектная деятельность.

Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю 2 академических часа.


1.2. Цель и задачи программы

Цель: обучение основам алгоритмизации, программирования с ориентацией их на получение специальностей, связанных с программированием, создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ алгоритмизации с использованием компьютерных технологий.


Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся со спецификой работы над составлением алгоритмов;

  • научить приемам программирования по заданному алгоритму;

  • научить различным технологиям создания роботов, механизмов;

  • научить составлять программы для роботов различной сложности;

  • формировать творческой личности установкой на активное самообразование.


Развивающие:

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения, сравнения, конкретизация; алгоритмическое и логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, фантазию;

  • развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;

  • ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования;

  • развить способности составления алгоритмов и программировать;

  • приобретение навыков коллективного труда;

  • организация разработок научно-технологических проектов.

Воспитательные:

  • воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;

  • воспитать высокую культуру труда обучающихся;

  • сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;

  • сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;

  • ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;

  • воспитывать ценностное отношение к предмету информатика, взаимоуважение друг к другу, эстетический вкус, бережное отношение к оборудованию и технике, дисциплинированность.




1.3. Содержание программы


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



раздела

Тема занятий

Всего

Количество часов

теория

практика

1

Введение в Алгоритмику

2

2

0

2

Основы алгоритмизации

8

8

0

3

Решение задач в среде EV3 Classroom

16

2

14

4

Алгоритмы средней сложности

22

4

18

5

Алгоритмы высокой сложности

20

2

18

итого


68

18

50





1.4. Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные:


Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения программированию;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


Метапредметные результаты:

  • владение основными общеучебными умениями информационнологического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение создавать вербальные и графические модели, «читать» чертежи и схемы, самостоятельно переводить алгоритм на язык программы;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность; владение устной и письменной речью;

  • развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


Предметные результаты:

  • умение использовать термины «объект», «среда», «исполнитель», «команда», «алгоритм», «программа», «процедура», «угол», «вектор» и др.; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в алгоритмике;

  • умение различать системы команд исполнителей;

  • умение задавать углы поворота и векторы перемещения исполнителей;

  • умение определять координаты исполнителей;

  • умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру;

  • умение составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования;

  • умение формально выполнять алгоритмы;

  • умение выделять в программе процедуры;

  • умение отлаживать и выполнять программу по шагам;

  • знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарно-учебный график

п/п

План

Факт

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

Введение в Алгоритмику

1



Инструктаж по ТБ.

Знакомство с алгоритмами.

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Основы алгоритмизации

2



Алгоритм. Свойства алгоритма.

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

3



Способы записи алгоритма. Исполнитель.

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

4



Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением.

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

5



Виды алгоритмов. Циклические алгоритмы.

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Решение задач в среде EV3 Classroom

6



Знакомство со средой EV3 Classroom

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

7



Блок Моторы. Блок Движение

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

8



Алгоритмы движения. Повороты

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

9



Движение по траектории

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

10



Блок датчики

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

11



Блок управление. Операторы условия. Операторы цикла

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

12



Обнаружение объекта

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

13



Алгоритм “Сапер”

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Алгоритмы средней сложности

14



Алгоритм движения по широкой черной линии

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

15



Отладка программы движения по широкой черной линии

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

16



Алгоритм движения по узкой черной линии

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

17



Отладка программы движения по узкой черной линии

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

18



Алгоритм движения по линии с объездом препятствий

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

19



Отладка программы движения по линии с объездом препятствий

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

20



Алгоритм Кегельринг

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

21



Отладка программы Кегельринг

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

22



Отладка программы Кегельринг

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

23



Алгоритм Кегельринг 2.0

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

24



Отладка программы Кегельринг 2.0

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Алгоритмы высокой сложности

25



Алгоритм движения по лабиринту (заданный маршрут)

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

26



Отладка программы движения по лабиринту (заданный маршрут)

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

27



Отладка программы движения по лабиринту (заданный маршрут)

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

28



Алгоритм движения по лабиринту (правая рука)

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

29



Отладка программы движения по лабиринту (правая рука)

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

30



Отладка программы движения по лабиринту (правая рука)

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

31



Алгоритм “Перевозчик”

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

32



Отладка программы “Перевозчик”

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

33



Отладка программы “Перевозчик”

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

34



Итоговое занятие

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

2.2 Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Образовательная робототехника» реализуется на основании дополнительной образовательной программы по техническому конструированию.

Материально-техническое обеспечение программы:

· кабинет Информатики

· комплект столов и стульев на 16 посадочных мест;

· стол для педагога;

· раздаточный материал (дидактические пособия, схемы сборок);

· планшеты и ноутбуки с комплектом программ по изучению робототехники;

· Телевизор;

· Интернет.

Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; положения о конкурсах, игры.

Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, диагностические игры, кроссворды.

Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) журналы, буклеты, альбомы, учебники – практикумы.

Информационное обеспечение:

- методические и дидактические материалы

- презентации, подготовленные к каждому занятию.

Кадровое обеспечение программы.

Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения.



2.3. Формы аттестации/контроля

Система оценивания - безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, журнал посещаемости, протокол соревнований, фото, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, демонстрация моделей, контрольная работа, защита творческих робот, конкурс, открытое занятие, соревнование, презентация итогового проекта перед родителями и педагогами.

2.4. Оценочные материалы

Для оценки результативности программы используются следующие методики и диагностики:

  • наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата;

  • проведение проверочных работ;

  • анализ, обобщение и обсуждение результатов обучения;

  • проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;

  • участие в проектной деятельности школы, города;

  • участие в соревнованиях муниципального, зонального и регионального уровней;

  • оценка выполненных практических работ.


2.5. Методические материалы

  • Схемы сборок роботов

  • Алгоритмы и программы движения робота Lego Mindstorms EV3 по линии. Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий.

  • Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. Д.Г. Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012



2.6. Список литературы

Литература для учителя:

  1. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства. Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014

  2. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. Д.Г. Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012



Литература для учащегося:

Робототехника для детей и родителей. С.А. Филиппов. СПб: Наука, 2011