Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция по правам ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральный базисный учебный план общего образования № 1312 от 09.03.2004г.;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 8 мая 2019 г. «О внесении изменений в федеральный перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г № 345»;
7. Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год»;
8.Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» №24/4.11-485 от 08.08.2014г.;
9.Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189 от 29.12.2010г.;
10.Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Белая Калитва, Ростовской области;
11.Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №1 на 2019-2021гг;
12.Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2019-2020 учебный год.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой по химии О.С. Габриеляна.
УМК: Химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений О.С. Габриелян. – 12-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в 11 классе - 2 часа в неделю, учебных недель – 34 всего - 68 часов.
По программе – 64 часа.
Количество часов уменьшилось в связи с изменением количества рабочих дней в году. Уроки выпали на 24 февраля (перенос выходных – 1 день), 9 марта (перенос выходных – 1 день), 4 и 11 мая (перенос выходных – 2 дня).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения химии на базовом уровне
ученик должен знать/понимать/:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
ученик должен уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание учебного предмета
Повторение основных вопросов курса 10 класса
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Теоретические основы химии.
Строение атома.
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение вещества
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
3) Химические реакции.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакция ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
4) Вещество.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Тепловые явления при растворении. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах.
Классификация и свойства веществ.
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Экспериментальные основы химии. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
Химия и общество
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность.
Повторение основных вопросов курса 11 класса
Тематическое планирование учебного предмета
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Количество к/р, п/р |
1 | Повторение основных вопросов курса 10 класса | 3 | входная к/р |
2 | Теоретические основы химии. | 56 | |
| | 9 | |
| | 11 | к/р№1 п/р№1 |
| | 15 | к/р№2 п/р№2,3 |
| | 21 | к/р№3 п/р№4 |
3 | Химия и общество | 4 | к/р№4 |
4 | Повторение основных вопросов курса 11 класса | 1 | к/р№5 |
| Всего | 64 | к/р – 5 п/р - 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения урока по плану | Дата проведения по факту |
1. | Изомерия. Номенклатура. Химические свойства. Получение основных классов органических веществ. | 02.09 | |
2. | Решение основных типов расчетных задач. | 05.09 | |
3. | Входная контрольная работа | 09.09 | |
4. | Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. | 12.09 | |
5. | Электронная конфигурация атомов химических элементов | 16.09 | |
6. | Распределение s, p, d электронов по уровням и подуровням. | 19.09 | |
7 | Валентные возможности атомов химических элементов. | 23.09 | |
8 | Выполнение упражнений «Валентные возможности атомов». | 26.09 | |
9 | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева. | 30.09 | |
10 | Значение Периодического закона. | 03.10 | |
11 | Обобщение по теме «Строение атома». | 07.10 | |
12 | Тест «Строение атома». | 10.10 | |
13 | Типы химической связи. | 14..10 | |
14 | Выполнение упражнений «Типы химической связи». Общая природа химической связи. | 17.10 | |
15 | Контрольная работа по итогам 1 четверти | 21.10 | |
16 | «Химическая связь». Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул. | 24.10 | |
17 | Дисперсные системы и растворы. | 07.11 | |
18 | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. | 11.11 | |
19 | Способы получения полимеров. | 14.11 | |
20 | Классификация полимеров. | 18.11 | |
21 | Практическая работа № 1 «Определение пластмасс и волокон». | 21.11 | |
22 | Обобщение по теме «Строение вещества». | 25.11 | |
23 | Контрольная работа № 1. По теме «Строение вещества». | 28.11 | |
24 | Классификация химических реакций. | 02.12 | |
25 | Вероятность протекания химических реакций. | 05.12 | |
26 | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций. | 09.12 | |
27 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | 12.12 | |
28 | Практическая работа № 2 «Скорость химических реакций». | 16.12 | |
29 | Теория электролитической диссоциации. | 19.12 | |
30 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия | 23.12 | |
31 | Программированное задание по теме «Электролитическая диссоциация». | 26.12 | |
32 | Гидролиз органических соединений. | 30.12 | |
33 | Гидролиз неорганических соединений. | 13.01 | |
34 | Выполнение упражнений по теме «Гидролиз». | 16.01 | |
35 | Практическая работа № 3 «Получение и собирание газов». | 20.01 | |
36 | Выполнение упражнений, решение задач по теме «Химические реакции». | 23.01 | |
37 | Выполнение упражнений, решение задач по теме «Химические реакции». | 27.12 | |
38 | Контрольная работа № 2 «Химические реакции». | 30.01 | |
39 | Классификация неорганических веществ. | 03.02 | |
40 | Классификация органических веществ | 06.02 | |
41 | Металлы – простые вещества и химические элементы. | 10.02 | |
42 | Свойства металлов | 13.02 | |
43 | Коррозия металлов | 17.02 | |
44 | Способы получения металлов. | 20.02 | |
45 | Электролиз | 27.02 | |
46 | Выполнение упражнений по теме «Электролиз». | 02.03 | |
47 | Неметаллы – простые вещества и химические элементы. | 05.03 | |
48 | Химические свойства неметаллов. | 12.03 | |
49 | Оксиды и гидроксиды неметаллов. | 16.03 | |
50 | Контрольная работа по итогам 3 четверти «Неорганические вещества» | 19.03 | |
51 | Неорганические основания | 30.03 | |
52 | Органические основания. | 02.04 | |
53 | Амфотерные неорганические соединения. | 06.04 | |
54 | Амфотерные органические соединения. | 09.04 | |
55 | Генетическая связь неорганических соединений. | 13.04 | |
56 | Генетическая связь органических соединений | 16.04 | |
57 | Генетическая связь неорганических и органических соединений. | 20.04 | |
58 | Практическая работа № 4 «Генетическая связь неорганических и органических соединений». | 23.04 | |
59 | Контрольная работа № 3. «Генетическая связь неорганических и органических веществ» | 27.04 | |
60 | Химия и производство. Основные способы производства. | 30.04 | |
61 | Основные способы производства. | 07.05 | |
62 | Химия и сельское хозяйство. | 14.05 | |
63 | Промежуточная аттестация по итогам года | 18.05 | |
64 | Химия и экология | 21.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1
заседания методического совета
МБОУ СОШ № 1
от 30.08.2019 года
___________Г.И.Резанова подпись руководителя МС