СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Чтение"»

Пояснительная записка

Цель: развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции и формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.

Задачи:

  • воспитание у детей интереса к чтению как процессу;

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, словосочетание, предложение);

  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

  • формирование у детей техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целыми словами.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение чтению во 2 классе начинается после букварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов, продолжать работу над дикцией и выразительностью речи.

Для чтения во 2 классе подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа для 2 класса направлена на достижение учащимися определенных личностных и предметных результатов, а также на формирование базовых учебных действий.

Личностные учебные действия:

  • осознавать себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

  • самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договорённости

  • понимать личную от­вет­с­т­вен­ность за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе

Коммуникативные учебные умения:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,  ученик – класс, учитель  – ученик)

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

  • обращаться за помощью и принимать помощь

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Регулятивные учебные способности:

  • соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из–за парты и т.д.)

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов

Познавательные учебные умения:

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заменителями;

  • писать и выполнять арифметические действия

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях)

Предметные результаты

В рабочей программе 2 класса по предмету «Чтение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку

  • читать по слогам короткие тексты

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией

  • читать наизусть 2-3 небольших стихотворения

Достаточный уровень:

  • слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией

  • читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре

  • пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст

  • выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися класса

Личностные результаты

Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:

  • умение вступать в контакт с педагогом

  • способность работать в коллективе (ученик-ученик)

  • слушать и понимать инструкцию педагога

  • обращаться за помощью и принимать помощь педагога

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Чтение» включает следующие разделы:

I – Чтение

  • «Зазвенел звонок – начался урок»

  • «Осенние страницы»

  • «Сказка за сказкой»

  • «Мир животных».

  • «Птицы - наши друзья»

  • «Зимние страницы»

  • «Всё мы сделаем сами и своими руками»

  • «Буду делать хорошо и не буду плохо»

  • «Ежели вы вежливы»

  • «Весенние страницы»

  • «Посмеёмся, улыбнёмся»

  • «Летние страницы»

  • «Как хорошо уметь читать»

II - Внеклассное чтение

Чтение

Основные задачи раздела:

  • совершенствование звуковой культуры речи

  • формирование навыка чтения без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них

  • формирование навыка осознанного, правильного плавного чтения по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами

  • формирование умения соблюдать интонацию конца предложения и пауз между предложениями

  • формирование навыка выразительного чтения наизусть коротких стихотворений по образцу учителя

Содержание раздела

Короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных.

Небольшие по объёму произведения устного народного творчества: сказки и отрывки из них, игровые песни.

Рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением морально-этических проблем.

Внеклассное чтение

Основные задачи раздела:

  • знакомство и чтение детских книг русских и зарубежных писателей

  • формирование навыка самостоятельного чтения книг из школьной библиотеки

Содержание раздела

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчёт о прочитанной книге.

Формы организации учебной деятельности,

Фронтальная форма работы применяется, когда все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с обучающимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов.

Фронтальная форма работы применяется при работе с учебником; прослушивании текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие; при знакомстве с новыми словами с опорой на наглядные средства; отвечая на вопросы по содержанию прочитанного; при нахождении в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа; установлении простых смысловых связей между событиями и поступками героев; соотнесении предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом; соотнесении содержания рассказа и его заглавия; при выяснении главной мысли произведения; чтении слов без искажения звукового состава с правильным ударением в них; плавном чтении по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами; при предварительном чтении трудных слов текста; выразительном чтении наизусть коротких стихотворений.

Индивидуальная форма организации работы обучающихся  предусматривает самостоятельное выполнение учеником заданий, а также индивидуальную помощь педагога конкретному обучающемуся. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщение пройденного материала.

Индивидуальная форма работы применяется при работе с учебником; отвечая на вопросы по содержанию прочитанного; при нахождении в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа; установлении простых смысловых связей между событиями и поступками героев; соотнесении предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом; соотнесении содержания рассказа и его заглавия; при выяснении главной мысли произведения; чтении слов без искажения звукового состава с правильным ударением в них; плавном чтении по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами; при предварительном чтении трудных слов текста; выразительном чтении наизусть коротких стихотворений.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Освоение учебного предмета «Чтение» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • графические схемы (звуко-буквенного разбора слова)

  • набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой

  • набор предметных картинок в соответствии с тематикой

  • репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений

  • портреты писателей и поэтов

  • детские книги разного типа из круга детского чтения

Демонстрационные приборы и инструменты:

  • игры и игрушки

  • картинное лото

Технические средства обучения:

  • ноутбук

  • телевизор

  • многофункциональное устройство

  • мультимедийные образовательные ресурсы по чтению

Календарно-тематическое планирование

Алфавит

  1. Беседа на тему: «Любимый город. Моя Москва».

  2. Мы учимся читать…Повторение изученных букв.

  3. Гласные А,О,У,Ы. Слова, начинающиеся на эти буквы.

  4. Гласные И,Е,Ё,Ю,Я. Слова, начинающиеся на эти буквы.

  5. «Читаем вместе». Выразительное чтение.

  6. Согласные П, С, К, В, Р,Н. Чтение слов, начинающихся на эти буквы.

  7. Согласные З,М,Д,Т,Б,Г. Слова, начинающиеся на эти буквы.

  8. Согласные Л,Ш,Ч,Ф,Х,Ж. Слова, начинающиеся на эти буквы.

  9. Согласные Ц,Щ,Й. Слова, начинающиеся на эти буквы. Буквы ъ и ь.

  10. Внеклассное чтение

  11. Алфавит.

  12. Чтение. Работа над содержанием

  13. «Беспокойные соседки». А.Шибаев. Выразительное чтение.

  14. «А-а-а». Чтение и работа над содержанием.

  15. «Кошка и мышка». Чтение текста и работа над содержанием.

  16. «Е и Ё». Дифференциация данных букв.

  17. «В лесу». Чтение и работа над содержанием.

  18. «Ёж и ёлка». Т. Сапгир. Выразительное чтение.

  19. «Догадайся сам, загадай друзьям». Отгадывание загадок и выразительное их чтение.

  20. «Кошка и птичка». Чтение, работа над содержанием.

  21. «Наш сад». Чтение, работа над содержанием.

  22. Составление пересказа по картинке.

  23. Работа над техникой чтения.

  24. Внеклассное чтение

  25. «Заяц и ворона». Чтение по ролям.

  26. «Щенку». В.Безбородов. Выразительное чтение.

  27. «Киске». В.Безбородов. Заучивание наизусть.

  28. «Мальчику». Выразительное чтение.

  29. Внеклассное чтение.

  30. «Дождик». Е.Благинина.

  31. Отгадывание и загадывание загадок.

  32. «Ау». Л.Пантелеев. Чтение текста.

  33. «Ау». Л.Пантелеев. Работа над содержанием.

  34. «Песенка дождя» А.Введенский. Выразительное чтение.

  35. «На хоря напала хворь». В.Суслов.

  36. «Про горох».

  37. «Как поросёнок научился говорить» Л.Пантелеев. Чтение текста.

  38. «Как поросёнок научился говорить» Л.Пантелеев. Работа над содержанием.

  39. «Как поросёнок научился говорить» Л.Пантелеев. Составление плана пересказа с помощью учителя.

  40. «Буква «Я» шагает гордо» А.Шибаев.

  41. «Рыбка». Чтение, работа над содержанием.

  42. «Яма». О.Григорьев. Чтение по ролям.

  43. «Дразнилка». И.Демьянов.

Чтение. Работа над содержанием

  1. «Ы». Выразительное чтение, работа над содержанием.

  2. Составление предложений по картинкам.

  3. Проверка техники чтения.

  4. «Это». Работа над связной речью.

  5. Внеклассное чтение.

  6. «Яшка» По Е. Чарушину.

  7. «Заяц и ведро» В. Сухомлинский.

  8. «Почему кот моется после еды». Сказка.

  9. «Как черепаха пела песню». Сказка. С.Козлов.

  10. Обобщение по теме: «Ребятам о зверятах».

  11. « Заболела…» Б.Заходер.

  12. «Про нос и язык» Е.Пермяк.

  13. Внеклассное чтение

  14. «Смотрите!» Э.Мошковская.

  15. «Приходите, поглядите» Е. Благинина.

  16. «Как я помогал маме мыть пол» В. Голявкин.

  17. «Чем пахнут ремесла» Д.Родари.

  18. «Какого цвета ремесла». Д.Родари.

  19. «Что такое работа» По М.Сергееву.

  20. «Умелые руки» По В. Сутееву.

  21. «На машине». Сказка. Н.Павлова.

  22. Обобщение по теме: «Умелые руки не знают скуки».

  23. Внеклассное чтение.

  24. «Солнце греет землю слабо…» Г.Ладонщиков.

  25. «Кто отгадает» Н.Калинина.

  26. «Снежинки» М.Родина.

  27. «Первый снег» Е.Трутнева.

  28. «Сосульки» А.Седугин.

  29. «Поезд» Я. Тайц.

  30. «Зима в лесу» (1ч.) И. Соколов-Микитов.

  31. «Зима в лесу» (2,3 ч) И. Соколов0Микитов.

  32. «Появились синички» Г.Скребицкий.

  33. Трудно птицам зимовать…» А.Чепуров.

  34. «Старший брат» По А.Шишову.

  35. «Белочка и зайчик» Н.М.Барская.

  36. «Дятел» Е.Чарушин.

  37. Внеклассное чтение

Выразительное чтение. Работа над содержанием.

  1. «На лесной полянке» Г.Скребицкий.

  2. «Что за зверь» Е.Чарушин.

  3. Внеклассное чтение.

  4. «Елка» По А.Митяеву.

  5. «Дед Мороз» З.Александрова.

  6. «Как прыг и скок на елку ходили» Ю.Ермолаев.

  7. «Новогоднее» Е.Серова.

  8. «Январь» С.Маршак.

  9. «В январе» А.Митяев.

  10. «Хорошо, когда много снега» В.Бундин.

  11. «Наш тополь» По А.Гарф.

  12. Внеклассное чтение

  13. «Зимняя сказка» (1ч.) По С.Козлову.

  14. «Зимняя сказка» (2ч.) По С.Козлову.

  15. Обобщение по теме: «Волшебница зима».

  16. Внеклассное чтение.

  17. «Про Машу» Р.Качанов.

  18. «Просто старушка» В.Осеева.

  19. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю.Тувим.

  20. «Бревно» С.Баруздин.

  21. «Кто хозяин?» По В.Осеевой.

  22. «Друзья» В.Голявкин.

  23. «Новый самокат» По Ю.Ермолаеву.

  24. «Нехорошая история» Е.Серова.

  25. «Жадина» Я.Аким.

  26. «Кругликова» А.Аксенова.

  27. «Про умную собаку» А.Седугин.

  28. «Самое страшное» Е.Пермяк.

  29. «Стыдно перед соловушкой» В.Сухомлинский.

  30. «Про Вову и про шапку» Я.Длуголенский.

  31. «Обедать» Е.Благинина.

  32. «Вежливый» С.Погореловский.

  33. «Урок вежливости» (1ч.) По С.Макееву.

  34. «Урок вежливости» (2ч.) По С.Макееву.

  35. «Пузырь, соломинка и лапоть» Сказка.

  36. «Упрямые козы». Сказка.

  37. Внеклассное чтение.

  38. «Умей обождать» По К.Ушинскому.

  39. «Как хорошо дарить подарки» (Сказка) Г.Остер.

  40. «Аист и соловей» (Сказка) По В.Берестову.

  41. «Маленький тигр» (Сказка) Г.Цыферов.

  42. «Чья помощь лучше?» Л.Каминский.

  43. Обобщение по теме: «Что такое хорошо, что такое плохо»

  44. Внеклассное чтение.

  45. «Весна» И.Токмакова.

  46. «Отгадай» Н.Думбадзе.

  47. «За что люблю маму» А.Митяев.

  48. «Заболела бабушка» А.Стариков.

  49. «Оладушки» Т.Волжина.

  50. «Моя мама пахнет хлебом» В.Сухомлинский.

  51. «Прощай зима» Г.Скребицкий.

  52. Внеклассное чтение

Выразительное чтение. Пересказ текстов.

  1. «Жаркий час» По М.Пришвину.

  2. «Листики проснулись» В.Данько.

  3. «Лосенок» Г.Цыферов.

  4. Разучивание стихов о весне.

  5. Внеклассное чтение.

  6. «Как весна пришла» (1ч.) Э.Лукьянова.

  7. «Как весна пришла» (2ч.) Э.Лукьянова.

  8. «Весна» По И.Соколову-Микитову.

  9. «Солнечная капля» По Э.Шиму

  10. «Апрель» С.Маршак

  11. «Апрельские шутки» По Н.Сладкову.

  12. «В парке» А.Аксенова.

  13. «Грачи прилетели» Н.Сладков

  14. «Ландыш» Е.Серова.

  15. «Лиса, заяц и петух» (1ч.) Сказка.

  16. «Лиса, заяц и петух» (2ч.) Сказка.

  17. «Лиса, заяц и петух» (3ч.) Сказка.

  18. Обобщение по теме: «Весна, весна! И все ей радо».

  19. Внеклассное чтение.

  20. «Послушный дождик» Я.Тайц.

  21. «Красное лето» По И.Соколову-Микитову.

  22. «По пояс» Я.Тайц.

  23. «Одуванчики» И.Атаманов.

  24. «Как пасут кроликов» Э.Шим.

  25. «Как Сашу обожгла крапива» Н.Калинина

  26. «Какого цвета лето?» В.Татаринов

  27. «Почему плачет синичка?» В.Сухомлинский.

  28. «Как Толя муравьям помогал» П.Мочалов.

  29. «Я тоже посадил дерево» А.Мястковский.

  30. «Я тоже посадил дерево» А.Мястковский.

  31. «Подорожник» Э.Шим

  32. «Загадка» А.Шибаев.

  33. «Маскировщик» К.Киршина

  34. «Каникулы» В.Данько

  35. Обобщение по теме: «Здравствуй, лето».

  36. «Лиса и кувшин» (Сказка) По К.Ушинскому

  37. «Как собака друга искала» (Сказка)

  38. «Жил на свете слоненок» (Сказка) Г.Цыферов

  39. «Жил на свете слоненок» (Сказка) Г.Цыферов

  40. «Кто сказал «мяу»?» (Сказка) В.Сутеев

  41. «Кто сказал «мяу»?» (Сказка) В.Сутеев

  42. «Еж и заяц» (Сказка) Братья Гримм

  43. «Еж и заяц» (Сказка) Братья Гримм

  44. Обобщение по теме: «Мы любим сказки»

  45. Внеклассное чтение.

  46. Составление рассказа по картине.

  47. Разучиваем пословицы и поговорки.

  48. Внеклассное чтение












15