Ростовская область Сальский район п. Гигант
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Гигант
УтверждАЮ
Директор МБОУ СОШ № 2 п. Гигант
__________________ И.С. Трофименко
(приказ от 30.08.2019 г. № 226)
М.П.
Рабочая программа
по технологии
начальное общее образование; 1. «А» кл.; 1 «Б» кл
Количество часов – 1 «А» - 33 ч; 1 «Б» - 32 ч.
Учителя: Зубенко Наталья Николаевна
Русанова Олеся Геннадьевна
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы начального общего образования по технологиии А. А. Гринёва, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова (УМК «Школа России»).
Согласовано Согласовано
МО учителей Заместитель директора по УВР
начальных классов ______________ И.А. Дорохина
(протокол от «28 » августа 2019года № 1) «29 » августа 2019 года
Содержание
1.Пояснительная записка ………………………………………………………….….3-4
2.Содержание учебного предмета…………………………………………………....5 -6
3.Планируемые результаты………………………………………………………….. .6 -8
4.Тематическое планирование……………………………………………………...... 8-9
5.Календарно-тематическое планирование…………………………………………...9 -12
6. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение курса………..12
Раздел №1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15); учебным планом и расписанием МБОУСОШ №2 п. Гигант на 2019-2020 учебный год; на основе авторской программы по технологии: А.А.Гринёва, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38); приказы Минобрнауки России от 08.06.2017г. № 535, от 20.06.2017 № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 31 марта 2014 года № 253».
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.
Данная программа содержит темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №2 п. Гигант на 2019-2020 учебный год, а также государственными праздниками (8 Марта, 1 Мая, 9 Мая), данная программа рассчитана на 30 часов. Из общего количества часов, отведённых на изучение курса, количество часов было сокращенно за счёт уплотнения в разделе: «Изготовление изделий из пластичных материалов» - 3ч.
Раздел №2. Содержание учебного предмета «Технология»
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (30 ч)
Природные материалы (5 ч)
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор листьев в сухую погоду, удаление пыли; промывка и сушка семян, хранение в бумажных конвертах, коробках.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объёмных деталей из природного материала при помощи пластилина.
Практические работы: изготовление по рисункам аппликаций, орнаментальных композиций, сказочных персонажей.
Бережное использование природного материала.
Искусственные материалы
Пластичные материалы (3 ч)
Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлинённых форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (овощей, фруктов, животных), фишек для уроков математики по рисункам.
Бумага (13 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: газетная, обложечная, альбомная, цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности, влагопроницаемость. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок. Изготовление изделий по рисунку.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок для книг, новогодних снежинок, открыток, аппликаций.
Текстильные материалы (9 ч)
Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы.
Нитки, используемые на уроках: швейные, для вышивания «мулине».
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений одежды, декоративных композиций.
Раздел №3. Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Технология»
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных
ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;
экономно размечать материалы по шаблону, через копирку;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
выполнять практическое задание с опорой на рисунок;
анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.
Раздел № 4. Тематическое планирование
№ п\п | Раздел программы | Кол-во часов | Виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Изготовление изделий из природных материалов | 5 | Овладение основными приёмами работы с природными материалами. Последовательность и краткая характеристика операций. Экономное расходование материала. Определение формы, размеров и последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам. Соединение деталей с помощью нитей, проволоки, клея. Анализ работы. Выставка лучших работ. |
2 | Изготовление изделий из бумаги и картона | 13 | Выполнение работ с бумагой: изгибать, гнуть, придавать дугообразную форму, делать ряд параллельных складок. Разметка по клеткам. Виды бумаги и её назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Изготовление изделий по плану. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. Разметка деталей по шаблонам с применением точных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ. Изготовление изделий из бумаги и картона. Соединение деталей с помощью нитей, проволоки, клея. Основные элементы изделия. Сбор, анализ информации о создаваемом изделии. Поиск и построение плана деятельности под руководством учителя. Коллективный выбор лучшего варианта. Анализ работы. Выставка лучших работ. Представление и оценка результатов деятельности. Анализ плана работы по схеме и рисунку. |
3 | Изготовление изделий из пластичных материалов | 3 | Овладение основными приёмами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Свойства глины. Декоративное оформление и отделка изделий из пластичных материалов. Создание изделий по собственному замыслу. Основные виды соединения деталей из пластичных материалов. Анализ работы. Выставка лучших работ |
4 | Изготовление изделий из текстильных материалов | 9 | Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости и толщине. Безопасные приёмы труда при работе с инструментами. Многообразие материалов и область их применения. Анализ образца, выбор материалов с учётом поделочных свойств. Формат и размер изделия. Свойства текстильных материалов. Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделий по плану. Последовательное выполнение технологической операции под руководством учителя. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ |
| Итого: | 30 | |
Раздел № 5. Календарно-тематическое планирование в 1 «А» кл.
№ п\п | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 четверть - 8 часов |
1 | 02.09 | Мир изделий. Вводный инструктаж по ТБ. Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. | 1 |
2 | 12.09 | Аппликация «Пейзажи». Растительные природные материалы. Свойства природных материалов. ТБ Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. | 1 |
3 | 19.09 | Аппликация «Животные». Изготовление по рисункам аппликаций сказочных персонажей. | 1 |
4 | 26.09 | Узоры из семян. Основные технологические операции ручной обработки природного материала. | 1 |
5 | 03.10 | Орнаментальная композиция из сухих листьев и семян. | 1 |
6 | 10.10 | Виды и свойства бумаги. Аппликации из мятой бумаги. | 1 |
7 | 17.10 | Отрывные аппликации из бумаги. | 1 |
8 | 24.10 | Изготовление пригласительного билета. ТБ Инструменты и приспособления для обработки бумаги. | 1 |
2 четверть –8 часов |
9 | 07.11 | Изготовление пригласительного билета. Завершение работы. | 1 |
10 | 14.11 | Изготовление конверта для пригласительного билета. Многослойное складывание. | 1 |
11 | 21.11 | Гофрированные новогодние подвески. | 1 |
12 | 28.11 | Новогодние снежинки. Резание ножницами. ТБ Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. | 1 |
13 | 05.12 | Аппликация. Мозаика из бумаги. | 1 |
14 | 12.12 | Мозаика из бумаги. Завершение работы. Модели из бумаги. | 1 |
15 | 19.12 | Плетение из полосок бумаги. | 1 |
16 | 26.12 | | |
3 четве.рть – 10 часов |
17 09.01. Плетение из полосок бумаги. 1 |
18 | 16.01 | Открытка. | 1 |
19 | 23.01 | Модели городского транспорта. | 1 |
20 | 30.01 | Учимся работать с пластилином. | 1 |
21 | 06.02 | Работаем с пластичными материалами. «Ваза с фруктами». | 1 |
22 | 20.02 | Мышка и кошка из пластилина. | 1 |
23 | 27.02 | Фишки из массы для моделирования. | 1 |
24 | 05.03 | Медведь из массы для моделирования. | 1 |
25 | 12.03 | Медведь из массы для моделирования. | |
26 | 19.03 | Медведь из массы для моделирования. | |
4 четверть - 7 часов |
27 | 02.04 | Игольница. | 1 |
28 | 09.04 | Игольница. Завершение работы. | 1 |
29 | 16.04 | Декоративные композиции из лоскутков ткани. | 1 |
30 | 23.04 | Декоративные композиции из лоскутков ткани. | |
31 | 30.04 | Подвески из лоскутков ткани. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. | 1 |
32 | 14.05 | Изготовление вышитых салфеток. | 1 |
33 | 21.05 | Изготовление вышитых салфеток. Завершение работы. | 1 |
| | | |
Календарно-тематическое планирование по технологии 1б класс
№ п\п | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 четверть - 8 часов |
Изготовление изделий из природных материалов – 5 часов |
1 | 03.09 | Мир изделий. Вводный инструктаж по ТБ. Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. | 1 |
2 | 10.09 | Аппликация «Пейзажи». Растительные природные материалы. Свойства природных материалов. ТБ Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. | 1 |
3 | 17.09 | Аппликация «Животные». Изготовление по рисункам аппликаций сказочных персонажей. | 1 |
4 | 24.09 | Узоры из семян. Основные технологические операции ручной обработки природного материала. | 1 |
5 | 01.10 | Орнаментальная композиция из сухих листьев и семян. | 1 |
Изготовление изделий из бумаги и картона – 13 часов |
6 | 08.10 | Виды и свойства бумаги. Аппликации из мятой бумаги. | 1 |
7 | 15.10 | Отрывные аппликации из бумаги. | 1 |
8 | 22.10 | Изготовление пригласительного билета. ТБ Инструменты и приспособления для обработки бумаги. | 1 |
2 четверть – 10 часов |
9 | 05.11 | Изготовление пригласительного билета. Завершение работы. | 1 |
10 | 12.11 | Изготовление конверта для пригласительного билета. Многослойное складывание. | 1 |
11 | 19.11 | Гофрированные новогодние подвески. | 1 |
12 | 26.11 | Новогодние снежинки. Резание ножницами. ТБ Приёмы рационального и безопасного использования ножниц. | 1 |
13 | 03.12 | Аппликация. Мозаика из бумаги. | 1 |
14 | 10.12 | Мозаика из бумаги. Завершение работы. Модели из бумаги. | 1 |
15 | 17.12 | Плетение из полосок бумаги. | 1 |
3 четверть – 8 часов |
16 24.12 Плетение из полосок бумаги. 1 |
17 | 14.01 | Открытка. | 1 |
18 | 21.01 | Модели городского транспорта. | 1 |
Изготовление изделий из пластичных материалов – 5 часов |
19 | 28.01 | Учимся работать с пластилином. | 1 |
20 | 04.02 | Работаем с пластичными материалами. «Ваза с фруктами». | 1 |
21 | 18.02 | Мышка и кошка из пластилина. | 1 |
22 | 25.02 | Фишки из массы для моделирования. | 1 |
23 | 03.03 | Медведь из массы для моделирования. | 1 |
4 четверть - 7 часов |
24 | 10.03 | Игольница. | 1 |
25 | 17.03 | Игольница. Завершение работы. | 1 |
26 | 31.03 | Декоративные композиции из лоскутков ткани. | 1 |
27 | 07.04 | Подвески из лоскутков ткани. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. | 1 |
28-29 | 14.04-21.04 | Изготовление вышитых салфеток. | 1 |
30-31 | 28.04-05.05 | Изготовление вышитых салфеток. Завершение работы. | 1 |
32 | 19.05 | Цветочная композиция из ниток. | 1 |
Раздел № 6. «Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение программного курса «Технология»
Учебно- методический комплект
А.А.Гринёва, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Технология. Учебник. 1 класс М.: Просвещение 2018
Учебно-практическое оборудование:
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы: «Технология. Начальная школа. Справочные материалы»; «Введение в цветоведение»; «Основы декоративно- прикладного искусства»
Интерактивное учебное пособие. Технология. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином, конструирование.
Экранно-звуковые пособия
Электронно-образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
15