Пояснительная записка
Рабочая программа логопедических занятий для групп обучающихся 2-ых классов с ФНР и ФФНР составлена на основе рекомендаций А.В. Ястребовой (1984, 1999) и в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования. В рамках данных рекомендаций коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Для обучающихся с ФНР и ФФНР эта программа рассчитана на 1 год. Коррекционные занятия проводятся 3 раза в неделю.
Обучающиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
У них наблюдаются:
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях – несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у обучающихся данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
Вследствие этого у них наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Цели рабочей программы:
нормализация звуковой стороны речи;
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в усвоении учащимися общеобразовательных программ;
оказание консультативной помощи учителям и родителям.
Программа направлена на достижение следующих задач:
формирование полноценных фонематических процессов на базе развития фонематического восприятия;
совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
формирование навыков анализа и синтеза слогового состава слова;
коррекция дефектов произношения (если таковые имеются);
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
формирование полноценных учебных умений;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Требования к результатам освоения учащимися программы логопедических занятий.
Учащиеся имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.
Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе коррекционной работы.
Недостаточное развитие связной речи.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, произвольности в общении и деятельности.
Поэтому встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования учебных умений.
Личностные требования:
положительно относиться к занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
ориентироваться на понимание своих успехов и неудач;
самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Метапредметные требования:
Регулятивные действия – планировать свои действия для выполнения заданий, принимать и сохранять учебную задачу, умение работать в определённом темпе, умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию, умение осуществлять итоговый самоконтроль.
Познавательные действия включают в себя общеучебные действия – обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.
Коммуникативные действия - осуществлять учебное сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи. Они развивают способность ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
Предметные требования:
уметь осуществлять анализ и синтез звукового и слогового состава слова;
научиться коррегировать дефектно произносимые звуки;
расширение объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
развитие умения вести самостоятельный поиск информации.
Учебно-методическое обеспечение:
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М: «АРКТИ», 2007 – 360 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983 – 111 с.
Ефименкова Л.Н. коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 336 с.
Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов н/Д: Феникс,2010. – 316 с.