СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 2 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 2 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 2 классов»

Пояснительная записка


Рабочая программа логопедических занятий для групп обучающихся 2-ых классов с ФНР и ФФНР составлена на основе рекомендаций А.В. Ястребовой (1984, 1999) и в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования. В рамках данных рекомендаций коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Для обучающихся с ФНР и ФФНР эта программа рассчитана на 1 год. Коррекционные занятия проводятся 3 раза в неделю.

Обучающиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

У них наблюдаются:

  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

  2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях – несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у обучающихся данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

Вследствие этого у них наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.

  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

  3. Недостаточное развитие способности к переключению.

  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

  5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).


Цели рабочей программы:

  • нормализация звуковой стороны речи;

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;

  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в усвоении учащимися общеобразовательных программ;

  • оказание консультативной помощи учителям и родителям.


Программа направлена на достижение следующих задач:

  • формирование полноценных фонематических процессов на базе развития фонематического восприятия;

  • совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

  • формирование навыков анализа и синтеза слогового состава слова;

  • коррекция дефектов произношения (если таковые имеются);

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

  • формирование полноценных учебных умений;

  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.


Требования к результатам освоения учащимися программы логопедических занятий.

Учащиеся имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.

  1. Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.

  2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

  3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе коррекционной работы.

  4. Недостаточное развитие связной речи.

  5. Неустойчивое внимание.

  6. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

  7. Недостаточное развитие способности к переключению.

  8. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

  9. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

  10. Недостаточное развитие самоконтроля, произвольности в общении и деятельности.

Поэтому встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования учебных умений.

Личностные требования:

  • положительно относиться к занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

  • фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

  • с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

  • ориентироваться на понимание своих успехов и неудач;

  • самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Метапредметные требования:

  1. Регулятивные действия – планировать свои действия для выполнения заданий, принимать и сохранять учебную задачу, умение работать в определённом темпе, умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию, умение осуществлять итоговый самоконтроль.

  2. Познавательные действия включают в себя общеучебные действия – обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.

  3. Коммуникативные действия - осуществлять учебное сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи. Они развивают способность ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Предметные требования:

    • уметь осуществлять анализ и синтез звукового и слогового состава слова;

    • научиться коррегировать дефектно произносимые звуки;

    • расширение объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения;

    • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

    • развитие умения вести самостоятельный поиск информации.


Учебно-методическое обеспечение:

      1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.

      2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М: «АРКТИ», 2007 – 360 с.

      3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983 – 111 с.

      4. Ефименкова Л.Н. коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 336 с.

      5. Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов н/Д: Феникс,2010. – 316 с.