Министерство образования и науки
Нижегородской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа № 92»
Принято на заседании педагогического совета ГКОУ «Школа №92» протокол № 1 от 30.08.2023г | | Утверждено приказом директора ГКОУ «Школа №92» № 159-ОД от 30.08.2023г. |
Рабочая программа
по предмету «Математические представления»
(предметная область «Математика»)
(2 вариант)
для обучающихся 4в класса
2023-2024 учебный год
Составитель:
Смирнова Мария Эдуардовна,
учитель I квалификационной категории
г. Нижний Новгород
2023 год
Содержание рабочей программы
№ п/п | Наименование раздела | № стр. |
1 | Пояснительная записка: - специфика программы - описание места учебного предмета в учебном плане - общая характеристика учебного предмета | 3 3 3 4 |
2 | Содержание учебного предмета: - наименование разделов и тем учебного предмета | 4 |
3 | Тематическое планирование | 6 |
4 | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 6 |
| Приложение № 1 Календарно - тематическое планирование | 7 |
| Приложение № 2 Контрольно-измерительные материалы | 10 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» (предметная область «Математика») для 4в класса (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа № 92», утвержденный приказом директора от 31.03.2023г. №51-ОД. Срок реализации программы 1 год.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
сформировать способность пользоваться математическими знаниями в решении соответствующих возрасту житейских задач.
Специфика программы
Достижения обучающихся с умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Обучающиеся 4в класса усваивают программу по предмету «Математические представления» на удовлетворительном уровне. Многие темы по предмету доступны для обучающихся только в формате ознакомления. Из-за стойкого нарушения аналитико-синтетической деятельности обучающиеся не могут применять свои знания на практике и чаще всего происходит быстрый распад полученных знаний. Все обучающиеся освоили устный счет до 10. Состав числа не усвоен. Геометрический материал усваивается плохо. Арифметические действия выполняет только один человек из класса. Ориентировка в пространстве на удовлетворительном уровне.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с (ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Математические представления» входит в образовательную область «Математика» и изучается обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития- вариант 2. Рабочая программа по предмету «Математические представления» рассчитана на 2 часа в неделю 34 учебные недели в 4 классе.
Недельный и годовой учебный план
Классы | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
4 класс | 2 | 68 |
Общая характеристика учебного предмета «Математические представления»
Учебный предмет «Математические представления», входящий в состав предметной области «Математика», направлен на формирование элементарных математических представлений и умений у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и применение их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимся в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Содержание учебного предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу-вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | 4 класс |
1. | Временные представления | 8 |
2. | Количественные представления | 15 |
3. | Представления о величине | 15 |
4. | Представление о форме | 18 |
5. | Пространственные представления | 12 |
| Итого: | 68 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Приложение № 1
к рабочей программе
по предмету «Математические представления»
для обучающихся 4в класса
(вариант 2)
Календарно-тематическое планирование
№ урока по программе | Тематика по четвертям | Количество часов | 4в Дата |
По плану | По факту |
1 | Повторение за 3 класс. | 1 | 01.09.2023 | |
2 | Геометрическая Фигура – круг. | 1 | 04.09.2023 | |
3 | Различение круглых геометрических тел. | 1 | 08.09.2023 | |
4 | Геометрическая фигура – квадрат. | 1 | 11.09.2023 | |
5 | Рисование квадрата по трафарету, по клеточке. | 1 | 15.09.2023 | |
6 | Геометрическая фигура – треугольник. | 1 | 18.09.2023 | |
7 | Рисование треугольника. | 1 | 22.09.2023 | |
8 | Составление геометрических фигур из частей. | 1 | 25.09.2023 | |
9 | Объединение одинаковых по форме предметов. | 1 | 29.09.2023 | |
10 | Числовой ряд 1,2,3,4,5. | 1 | 02.10.2023 | |
11 | Сравнение чисел в пределах 5. | 1 | 06.10.2023 | |
12 | Арифметические действия. Сложение. | 1 | 09.10.2023 | |
13 | Арифметические действия. Вычитание. | 1 | 13.10.2023 | |
14 | Решение простых примеров в пределах 5. | 1 | 16.10.2023 | |
15 | Знакомство с числом и цифрой 6. | 1 | 20.10.2023 | |
16 | Письмо цифры 6 по трафаретам, по точкам. | 1 | 23.10.2023 | |
17 | Числовой ряд до 6. | 1 | 27.10.2023 | |
18 | Прямой и обратный счет до 6. | 1 | 10.11.2023 | |
19 | Соотнесение числа 6 с предметами. | 1 | 13.11.2023 | |
20 | Сравнение чисел в пределах 6. | 1 | 17.11.2023 | |
21 | Нахождение цифр 1,2,3,4,5,6, по заданию учителя. | 1 | 20.11.2023 | |
22 | Решение простых примеров в пределах 6. | 1 | 24.11.2023 | |
23 | Знакомство с числом и цифрой 7. | 1 | 27.11.2023 | |
24 | Письмо цифры 7 по трафаретам, по точкам. | 1 | 01.12.2023 | |
25 | Числовой ряд до 7. | 1 | 04.12.2023 | |
26 | Прямой и обратный счет до 7. | 1 | 08.12.2023 | |
27 | Соотнесение числа 7 с предметами. | 1 | 11.12.2023 | |
28 | Сравнение чисел в пределах 7. | 1 | 15.12.2023 | |
29 | Соотнесение числа 7 с предметами. | 1 | 18.12.2023 | |
30 | Определение места числа (от 0 до 7) в числовом ряду. | 1 | 22.12.2023 | |
31 | Решение простых примеров в пределах 7. | 1 | 25.12.2023 | |
32 | Узнавание (различение) дней недели. | 1 | 12.01.2024 | |
33 | Знакомство с числом и цифрой 8. | 1 | 15.01.2024 | |
34 | Письмо цифры 8 по трафаретам, по точкам. | 1 | 19.01.2024 | |
35 | Числовой ряд до 8. | 1 | 22.01.2024 | |
36 | Прямой и обратный счет до 8. | 1 | 26.01.2024 | |
37 | Соотнесение числа 8 с предметами. | 1 | 29.01.2024 | |
38 | Сравнение чисел в пределах 8. | 1 | 02.02.2024 | |
39 | Соотнесение числа 8 с предметами. | 1 | 05.02.2024 | |
40 | Практическое знакомство с пространственными отношениями между предметами. | 1 | 09.02.2024 | |
41 | Знакомство с числом и цифрой 9. | 1 | 12.02.2024 | |
42 | Письмо цифры 9 по трафаретам, по точкам. | 1 | 16.02.2024 | |
43 | Числовой ряд до 9. | 1 | 19.02.2024 | |
44 | Прямой и обратный счет до 9. | 1 | 26.02.2024 | |
45 | Соотнесение числа 9 с предметами. | 1 | 01.03.2024 | |
46 | Сравнение чисел в пределах 9. | 1 | 04.03.2024 | |
47 | Соотнесение числа 9 с предметами. | 1 | 11.03.2024 | |
48 | Решение простых примеров в пределах 9. | 1 | 15.03.2024 | |
49 | Знакомство с числом и цифрой 10. | 1 | 18.03.2024 | |
50 | Письмо цифры 10 по трафаретам, по точкам. | 1 | 22.03.2024 | |
51 | Числовой ряд до 10. | 1 | 01.04.2024 | |
52 | Прямой и обратный счет до 10. | 1 | 05.04.2024 | |
53 | Соотнесение числа 10 с предметами. | 1 | 08.04.2024 | |
54 | Сравнение чисел в пределах 10. | 1 | 12.04.2024 | |
55 | Соотнесение числа 10 с предметами. | 1 | 15.04.2024 | |
57 | Решение простых примеров в пределах 10. | 1 | 19.04.2024 | |
58 | Нахождение цифр в числовом ряду по заданию учителя. | 1 | 22.04.2024 | |
59 | Изменение количества предметов. Уравнивание. | 1 | 26.04.2024 | |
60 | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 1 | 03.05.2024 | |
61 | Временные представления «день –ночь». | 1 | 06.05.2024 | |
62 | Узнавание (различение) частей суток. | 1 | 13.05.2024 | |
63 | Порядок следования частей суток. | 1 | 17.05.2024 | |
64 | Порядок следования сезонов в году. | 1 | 20.05.2024 | |
65 | Определение месторасположения предметов в пространстве. | 1 | 24.05.2024 | |
66 | Понятия «право», «лево». | 1 | 27.05.2024 | |
67 | Понятия «верх», «низ». | 1 | 31.05.2024 | |
68 | Перемещение в пространстве в заданном направлении. | 1 | 27.04. | |
Приложение № 2
к рабочей программе
по предмету «Математические представления»
для обучающихся 4в класса
(вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы
При составлении контрольно-измерительных материалов по учебному предмету
«Математические представления» для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за основу были взяты следующие нормативные документы:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа №92» (вариант 2)
Учебный план ГКОУ «Школа №92» на 2023 -2024 учебный год;
СИПР.
Цель проведения промежуточной аттестации: мониторинг усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных обучающейся в процессе изучения учебного предмета «Математические представления».
Оценивание уровня усвоения программного материала обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основывается на критериях, учитывающих степень самостоятельности в осмыслении и выполнении действий (учебных заданий).
Критериально-оценочная часть
Оценка | Критерии |
Оценка не ставится | не выполняет, помощь не принимает |
Оценка «3» удовлетворительно | преимущественно выполняет по подражанию, показу образцу с незначительно тактильной помощью педагога, в отдельных ситуациях способен выполнить самостоятельно Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
Оценка «4» хорошо | выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции, но иногда допускает ошибки Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
Оценка «5» отлично | выполняет самостоятельно по вербальному заданию Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
Контрольные задания
1.Посчитай предметы на картинках, запиши их количество цифрой.
2. Вставь пропущенные числа в числовой ряд (до 10).
3. Реши примеры по рисунку.
Нарисуй круг, треугольник и квадрат.
25