Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2015.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа – 3 часа в неделю, рекомендованный Министерством образования РФ с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения.
Рабочая программа основного общего образования по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира, пространственные формы. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика, алгебра и геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике, алгебре, геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического, алгебраического и геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических, алгебраических и геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры и геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе алгебры 7 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, алгебра, функции.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели ля описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Задачи:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства и моделирования явлений и процессов, устойчивого интереса к предмету;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
- выявление и формирование математических и творческих способностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательнх учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 3 часа в неделю по алгебре и 2 часа в неделю по геометрии, общий объем 170 часов. Учитывая важность и объективную трудность этого предмета, педагог может увеличить учебное время до 6 и более уроков в неделю за счет школьного или регионального компонентов.
Структура курса.
Курс имеет следующую структуру:
Раздел «Числа и вычисления» включает в себя работу с различными терминами, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целые, дробные, десятичная дробь, положительные и отрицательные числа и т.д. Эта работа предполагает следующих умений: переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной); исследовать ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой; планировать отношение задачи; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения; составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты.
Раздел «Выражения и их преобразования» предусматривает ознакомление с терминами «выражение» и «тождественное преобразование», формирует понятие их в тексте и в речи учителя. Ведется работа по составлению несложных буквенных выражений и формул, осуществляются в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнение соответствующих вычислений, начинается формирование умений выражать одну переменную через другую.
В разделе «Уравнения и неравенства» формируется понимание, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики. Ведется работа над правильным употребление терминов «уравнение» и «корень уравнения», решением простейших линейных уравнений и решением текстовых задач с помощью составлений уравнений.
В разделе «Функции» формируется понятие, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами. Ведется работа по интерпретированию в несложных случаях в графиках реальных зависимостей между величинами при помощи ответов на поставленные вопросы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис-пользовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание учебного предмета
(3 часа в неделю 102 часа)
1. Выражения, тождества, уравнения
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки
и
дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том, же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическими, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
2. Функции
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель - ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где k0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств аm • аn = аm +n , аm : аn = аm-n где m n, (аm)п = аmn, (аb)п = аnbn учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2 : график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами - сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения
Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - Ь2, (а ± b)2 = а2 + 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (a ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а + b) (а2 аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
6. Системы линейных уравнений
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а 0 или Ь 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7.Повторение
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
алгебра 7 класс
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Глава I. Выражения, тождества, уравнения - 24 часа |
Выражения Преобразование выражений Контрольная работа №1 Уравнения с одной переменной Статистические характеристики Контрольная работа №2 | Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Использовать знаки , Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений. Решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях |
Глава II. Функции – 11 часов |
Функции и их графики Линейная функция Контрольная работа №3 | Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. По графику функции находить значение функции по известному значению аргумента и решать обратную задачу. Строить графики прямой пропорциональности и линейной функции, описывать свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции у = кх, где к ≠ 0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх + b. Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида у =кх, где к≠0, у=кх+Ь |
Глава III. Степень с натуральным показателем – 14 часов |
Степень и её свойства Одночлены Контрольная работа №4 | Вычислять значения выражений вида аn, где а — произвольное число, n — натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень. Решать графически уравнения где к и b — некоторые числа |
Глава IV. Многочлены – 17 часов |
Сумма и разность многочленов Произведение одночлена и многочлена Контрольная работа №5 Произведение многочленов Контрольная работа №6 | Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки. Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений |
Глава V. Формулы сокращённого умножения – 17 часов |
Квадрат суммы и квадрат разности Разность квадратов. Сумма и разность кубов Контрольная работа №7 Преобразование целых выражений Контрольная работа №8 | Доказывать справедливость формул сокращённого умножения, применять их в преобразованиях целых выражений в многочлены, а также для разложения многочленов на множители. Использовать различные преобразования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений с помощью калькулятора |
Глава VI. Системы линейных уравнений – 16 часов Повторение – 8 часов |
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы Решение систем линейных уравнений Контрольная работа №9 | Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными. Строить график уравнения ах + by = с, где а ≠ 0 или b ≠ 0. Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными. Применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений. Интерпретировать результат, полученный при решении системы |
Планируемые результаты изучения учебного курса (алгебра)
В результате изучения алгебры, ученик должен:
Уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями и с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Поурочное планирование по алгебре в 7 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Дата проведение | Корректировка | Домашнее задание | Планируемые результаты |
I Четверть |
Глава I. Выражения, тождества, уравнения (22 ч) |
-
| Повторение «Вычисление значений выражений» | сен | | № 8, 10, 67, 206 | Умение выполнять арифметические действия с десятичными, обыкновенными дробями, а также с отрицательными числами |
-
| Числовые выражения | сен | | № 11, 208, 209 | Умение находить значения числовых выражений |
-
| Числовые выражения | сен | | п.1. №3, 12, 16 | Умение находить значение числовых выражений |
-
| Выражения с переменными | сен | | п.2. № 21, 24, 30 | Умение находить значения выражений с переменными при указанных значениях переменных |
-
| Выражения с переменными | сен | | № 28, 42, 46 | Умение находить значения выражений с переменными при указанных значениях переменных |
-
| Сравнение значений выражений | сен | | № 48(а,б), 50(а), 53(а), 58(а,б,в),64(а,б) | Умение сравнивать числовые выражения, используя знаки , считать и составлять двойные неравенства |
-
| Сравнение значений выражений | сен | | № 72(а,в), 74(а), 78(а), 81, 214 | Умение сравнивать числовые выражения, используя знаки , считать и составлять двойные неравенства |
-
| Тождества. Тождественные преобразования выражений | сен | | № 91, 93, 97, 99, 102(а,б) | Умение выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений |
-
| Тождества. Тождественные преобразования выражений | сен | | № 102(в,г), 107(а), 230, 231, 219 | Умение выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений |
-
| Контрольная работа №1 по теме «Числовые выражения. Выражения с переменными» | сен | | | Контроль умений и навыков из уроков с 1-9 |
-
| Уравнение и его корни | сен | | № 113, 115, 117, 122, 125 | Умение решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. |
-
| Линейное уравнение с одной переменной | сен | | № 130, 109(а-г), 133, 142 | Умение решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. |
-
| Линейное уравнение с одной переменной | окт | | п.8. № 136, 138, 139 | Умение решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. |
-
| Линейное уравнение с одной переменной | окт | | №107(б), 123, 244 | Умение решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. |
-
| Решение задач с помощью уравнений | окт | | № 148, 151, 153, 165 | Умение использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат |
-
| Решение задач с помощью уравнений | окт | | №149, 150,158 | Умение использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат |
-
| Решение задач с помощью уравнений | окт | | № 160, 241(а,в) | Умение использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат |
-
| Среднее арифметическое, размах, мода | окт | | №169(а,в,г), 172, 146, | Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях |
-
| Среднее арифметическое размах, мода | окт | | п. 9. №178, 181, 182, 183, 185 | Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях |
-
| Медиана как статистическая характеристика | окт | | №187 (б), 190, 193 | Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях |
-
| Решение задач по теме «Статистические характеристики» | окт | | №194, 195(б), 185, 147 | Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях |
-
| Контрольная работа №2 «Статистические характеристики» | окт | | | Контроль умений и навыков из уроков с 10-21 |
Глава II Функции (11 ч) | | окт |
-
| Что такое функция | окт | | № 260, 262, 264, 266 | Умение распознавать функцию по графику |
-
| Вычисление значений функции по формуле | окт | | № 268, 270, 275, 277 | Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. |
bb | Графики функций | окт | | № 289, 355, 292, 295 | Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции, строить графики |
-
| Графики функций | окт | | №351, 348, 294(а,г) | Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции, строить графики |
-
| График функции | нояб | | №352, 349, 296(а) | Построение графиков функций с использованием таблиц значений |
-
| Прямая пропорциональность и её график | нояб | | №301, 309, 310, 312(а,б) | Умение строить графики прямой пропорциональности, описывать свойства |
-
| Прямая пропорциональность и её график | нояб | | №357, 367, 368, 358 | Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции y=kx, где k≠0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций у=кх+b |
-
| Линейная функция и её график | нояб | | п. 16. №315, 318, 336(б), 294(б,в) | Умение строить графики линейной функции, описывать свойства |
-
| Линейная функция и её график | нояб | | №320, 327, 323, 332 | Понимать, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций у=кх+b |
-
| Линейная функция и её график | нояб | | №373, 311, 296(б), 402 | Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида y=kx, где k≠0, у=кх+b |
-
| Контрольная работа №3 по теме «Функции» | нояб | | - | Интерпретация графиков прямой пропорциональности и линейной функции, составление таблицы значений и построение графиков |
Глава III. Степень с натуральным показателем (11 ч) | | нояб |
-
| Определение степени с натуральным показателем | нояб | | №391(б), 382, 386, 454 | Вычисление значений выражений вида аn, где а – произвольное число, n – натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем |
-
| Умножение и деление степеней | нояб | | п.19. №404, 409, 415, 423,424 | Применять свойства степени для преобразования выражений (умножение и деление степеней) |
-
| Умножение и деление степеней | нояб | | №412, 427, 535 | Применять свойства степени для преобразования выражений (умножение и деление степеней) |
-
| Возведение в степень произведения и степени | нояб | | п.20. №429, 433, 440 | Применять свойства степени для преобразования выражений (возведение в степень произведения и степени) |
-
| Возведение в степень произведения и степени | дек | | №448, 547, 548, 542 | Применять свойства степени для преобразования выражений |
-
| Одночлен и его стандартный вид | дек | | №458, 460, 464 | Понятие одночлена, распознавание одночлена |
-
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | дек | | п. 22 №469,473,478 | Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень |
-
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | дек | | №421, 474, 476, 554 | Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень |
-
| Функции y=x2 и y=x3 и их графики | дек | | №486, 499, 498 | Строить графики функций |
-
| Функции y=x2 и y=x3 и их графики | дек | | № 489, 490, 491 | Решать графически уравнения |
-
| Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем» | дек | | | Вычислять степень числа, применение свойства степеней, умножение одночленов и возведение одночленов в степень |
Глава IV. Многочлены (17 ч) |
-
| Многочлен и его стандартный вид | дек | | №735, 571, 573(а), 583 | Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена |
-
| Сложение и вычитание многочленов | дек | | №589, 588(в,г), 603 | Выполнять сложение и вычитание многочленов |
-
| Сложение и вычитание многочленов | дек | | №596, 598, 606 | Выполнять сложение и вычитание многочленов |
-
| Умножение одночлена на многочлен | дек | | п. 27 №617, 619, 623, 653 | Выполнять умножение одночлена на многочлен |
-
| Умножение одночлена на многочлен | дек | | № 628(а), 632(а,б), 636(а,б), 642(б), проекты | Выполнять умножение одночлена на многочлен |
-
| Умножение одночлена на многочлен | янв | | № 628(б), 631(в,г), 636(в,г), 643 | Выполнять умножение одночлена на многочлен |
-
| Вынесение общего множителя за скобки | янв | | №656, 659, 648 | Разложение многочлена на множители (вынесение общего множителя за скобки) |
-
| Вынесение общего множителя за скобки | янв | | № 667, 669, 672, 761 | Разложение многочлена на множители (вынесение общего множителя за скобки) |
-
| Вынесение общего множителя за скобки | янв | | № 662, 769, 767, 754 | Разложение многочлена на множители (вынесение общего множителя за скобки) |
-
| Контрольная работа №5 по теме «Многочлены. Произведение одночлена на многочлен» | янв | | | Выполнять сложение и вычитание многочленов, выносить общий множитель за скобки |
-
| Умножение многочлена на многочлен | янв | | №679, 681 684, 706(а) | Умножать многочлен на многочлен |
-
| Умножение многочлена на многочлен | янв | | №686, 689, 698(а,б), 705 | Умножать многочлен на многочлен |
-
| Умножение многочлена на многочлен | янв | | №690(б), 698(в,г), 703, 786 | Умножать многочлен на многочлен |
-
| Разложение многочлена на множители способом группировки | янв | | №710, 712, 720(а) | Разложение многочлена на множители (способ группировки) |
-
| Разложение многочлена на множители способом группировки | фев | | № 714, 717 | Разложение многочлена на множители (способ группировки) |
-
| Разложение многочлена на множители способом группировки | фев | | №720(б), 713, 716 | Разложение многочлена на множители (способ группировки). Решение текстовых задач с помощью уравнений |
-
| Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов» | фев | | | Умножать многочлен на многочлен, разложение многочлена на множители способом группировки |
Глава V. Формулы сокращённого умножения (19 ч) |
-
| Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | фев | | №800, 804, 807, 831 | Доказывать справедливость формул сокращенного умножения |
-
| Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | фев | | №809, 813, 816, 818(а,б) | Применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены |
-
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | фев | | № 818(в,г), 820, 822, 649 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
-
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | фев | | №835, 838, 977(г,д), 882 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
-
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | фев | | №843, 845, 851(б), 853, 789 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
-
| Умножение разности двух выражений на их сумму | фев | | №855, 861, 881(а,б,в), 864 | Доказательство справедливость формулы разности квадратов |
-
| Умножение разности двух выражений на их сумму | фев | | №871, 881(д), 875, 877 | Применение формула разности квадратов |
-
| Разложение разности квадратов на множители | фев | | №885, 888, 904 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
-
| Разложение разности квадратов на множители | фев | | №893, 896, 973(а,б,е), 969 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
-
| Разложение на множители суммы и разности кубов | март | | №906, 908, 910, 917(а) | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
-
| Разложение на множители суммы и разности кубов | март | | №914, 986(в,г), 987(б,в), 917(б) | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
-
| Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения» | март | | | Применение формул сокращённого умножения, ля разложения многочленов на множители |
-
| Преобразование целого выражения в многочлен | март | | №924, 928, 929, 932 | Преобразование выражения в многочлен |
-
| Применение различных способов для разложения многочлена на множители | март | | №936, 938, 956, 903 | Разложение многочлена на множители различными способами |
-
| Применение различных способов для разложения многочлена на множители | март | | №941, 945, 947, 950 | Преобразование выражений при решении уравнений |
-
| Применение преобразований целых выражений | март | | №823, 870, 902(в,г) | Доказательство тождеств в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений |
-
| Применение преобразований целых выражений | март | | № 1017(в,г) 998(б) | Доказательство тождеств в задачах на делимость |
-
| Применение преобразований целых выражений | март | | № 1016(в,г), 1015(а,б,в) | Преобразование выражений, при доказательстве тождеств |
-
| Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений» | март | | | Преобразование выражений различными способами (формулы сокращенного умножения и др.) |
Глава VI. Системы линейных уравнений (16 час) |
-
| Линейные уравнения с двумя переменными | апр | | №1028, 1038, 1031, 1034 | Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными |
-
| График линейного уравнения с двумя переменными | апр | | №1046, 1049, 1054(б), 1039 | Строить график линейного уравнения с двумя переменными |
-
| График линейного уравнения с двумя переменными | апр | | № 1141(а), 1151, 1148 | Строить график линейного уравнения с двумя переменными |
-
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | апр | | №1063, 1058 | Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными |
-
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | апр | | №1061,1067(а) | Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными |
-
| Способ подстановки | апр | | № 1070(а,в), 1072(а,в) 1074(б) | Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
-
| Способ подстановки | апр | | № 1076(б), 1078(а,б) | Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
-
| Способ подстановки | апр | | № 1079(б,г) 1080(б) | Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
-
| Способ сложения | апр | | № 1083(а,б), 1085(а,б) 1089 | Применять способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
-
| Способ сложения | апр | | № 1083(в,г), 1085(в,г) | Применять способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
-
| Способ сложения | апр | | № 1097(а,б), 1094 | Применять способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений | май | | №1116, 1108, 1124(а,б) | Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений | май | | №1111, 1105, 1125 | Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений | май | | №1112, 1114 | Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений |
-
| Решение систем уравнений различными способами | май | | №1118, 1176 | Решение систем уравнений различными способами. Интерпретация результата, полученного при решении системы |
-
| Контрольная работа №9 по теме «Решение систем линейных уравнений» | май | | | Решение систем линейных уравнений, решение задач с помощью систем |
Повторение за курс 7 класса (6 ч) |
-
| Решение линейных уравнений | май | | № 1177, 638(г), с. 18,20,23,24-правила | Решение линейных уравнений |
-
| Формулы сокращенного умножения | май | | индивидуальные карточки | Применение формул сокращенного умножения, для преобразования целых выражений |
-
| Решение систем линейных уравнений | май | | №1168(б-е), 1175, 1180 | Решение систем линейных уравнений способом подстановки и способом сложения |
-
| Итоговый зачёт за курс 7 класса | май | | индивидуальные карточки | Применение формул сокращенного умножения, решение линейных уравнений, систем линейных уравнений |
-
| Итоговая контрольная работа | май | | | Решение линейных уравнений, систем линейных уравнений, преобразование многочленов, формулы сокращенного умножения |
-
| Работа над ошибками | май | | | Анализ собственных ошибок |
6