СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре для 7 кл Макарычев

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование. Пояснительная записка. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре для 7 кл Макарычев»


Пояснительная записка.

Рабочая программа по алгебре составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.

  2. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2015.


Рабочая программа рассчитана на 102 часа – 3 часа в неделю, рекомендованный Министерством образования РФ с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения.

Рабочая программа основного общего образования по ал­гебре составлена на основе Фундаментального ядра содержа­ния общего образования и Требований к результатам освое­ния основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государ­ственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Сознательное овладение учащимися системой алгебраиче­ских знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса алгебры обу­словлена тем, что её объектом являются количественные от­ношения действительного мира, пространственные формы. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и исполь­зования современной техники, восприятия научных и техни­ческих понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Арифметика, алгебра и геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В пер­вую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышле­ния учащихся при обучении математике, алгебре, геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и на­выки арифметического, алгебраического и геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических, алгебраических и геометрических абстракций, соотношении ре­ального и идеального, характере отражения математической на­укой явлений и процессов реального мира, месте алгебры и геометрии в си­стеме наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.


Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, кон­центрации внимания, активности воображения, математи­ка развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятель­ность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критич­ность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать само­стоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

Изучение математики позволяет формиро­вать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критиче­скую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпыва­юще, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, акку­ратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики являет­ся развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёт­кие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию матема­тики, формируя понимание красоты и изящества математи­ческих рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.


Общая характеристика учебного предмета


В курсе алгебры 7 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, алгебра, функции.

Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели ля описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.


Задачи:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства и моделирования явлений и процессов, устойчивого интереса к предмету;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

- выявление и формирование математических и творческих способностей.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательнх учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 3 часа в неделю по алгебре и 2 часа в неделю по геометрии, общий объем 170 часов. Учитывая важность и объективную трудность этого предмета, педагог может увеличить учебное время до 6 и более уроков в неделю за счет школьного или регионального компонентов.


Структура курса.

Курс имеет следующую структуру:

Раздел «Числа и вычисления» включает в себя работу с различными терминами, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целые, дробные, десятичная дробь, положительные и отрицательные числа и т.д. Эта работа предполагает следующих умений: переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной); исследовать ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой; планировать отношение задачи; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения; составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты.

Раздел «Выражения и их преобразования» предусматривает ознакомление с терминами «выражение» и «тождественное преобразование», формирует понятие их в тексте и в речи учителя. Ведется работа по составлению несложных буквенных выражений и формул, осуществляются в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнение соответствующих вычислений, начинается формирование умений выражать одну переменную через другую.

В разделе «Уравнения и неравенства» формируется понимание, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики. Ведется работа над правильным употребление терминов «уравнение» и «корень уравнения», решением простейших линейных уравнений и решением текстовых задач с помощью составлений уравнений.

В разделе «Функции» формируется понятие, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами. Ведется работа по интерпретированию в несложных случаях в графиках реальных зависимостей между величинами при помощи ответов на поставленные вопросы.






Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

5) умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис-пользовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умения пользоваться изученными математическими формулами;

5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.



Содержание учебного предмета

(3 часа в неделю 102 часа)


1. Выражения, тождества, уравнения

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки и дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том, же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическими, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.


2. Функции

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель - ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где k0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.


3. Степень с натуральным показателем

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств аm • аn = аm +n , аm : аn = аm-n где m n, (аm)п = аmn, (аb)п = аnbn учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2 : график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.


4. Многочлены

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами - сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

5. Формулы сокращенного умножения

Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2  аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - Ь2, (а ± b)2 = а2 + 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

Наряду с указанными рассматриваются также формулы (a ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а + b) (а2  аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.


6. Системы линейных уравнений

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Основная цель - ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а  0 или Ь  0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

7.Повторение

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

алгебра 7 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Глава I. Выражения, тождества, уравнения - 24 часа

Выражения

Преобразование выражений

Контрольная работа №1

Уравнения с одной переменной

Статистические характеристики

Контрольная работа №2


  • Находить значения числовых выражений, а также выра­жений с переменными при указанных значениях пере­менных.

  • Использовать знаки ,

  • Выполнять простейшие преобразования выражений: при­водить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сум­ме или разности выражений.

  • Решать уравнения вида ах = b при различных значени­ях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним.

  • Использовать аппарат уравнений для решения тексто­вых задач, интерпретировать результат.

  • Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях

Глава II. Функции – 11 часов

Функции и их графики

Линейная функция

Контрольная работа №3

  • Вычислять значения функции, заданной формулой, со­ставлять таблицы значений функции.

  • По графику функ­ции находить значение функции по известному значе­нию аргумента и решать обратную задачу.

  • Строить гра­фики прямой пропорциональности и линейной функции, описывать свойства этих функций.

  • Понимать, как влия­ет знак коэффициента к на расположение в координат­ной плоскости графика функции у = кх, где к 0, как зависит от значений к и b взаимное расположение гра­фиков двух функций вида у=кх + b.

  • Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых форму­лами вида у =кх, где к≠0, у=кх+Ь

Глава III. Степень с натуральным показателем – 14 часов

Степень и её свойства

Одночлены

Контрольная работа №4

  • Вычислять значения выражений вида аn, где а — про­извольное число, n — натуральное число, устно и пись­менно, а также с помощью калькулятора.

  • Формулиро­вать, записывать в символической форме и обосновы­вать свойства степени с натуральным показателем.

  • Применять свойства степени для преобразования выра­жений.

  • Выполнять умножение одночленов и

возведение одночленов в степень.

Решать графически уравнения где к и b — некоторые числа

Глава IV. Многочлены – 17 часов

Сумма и разность многочленов

Произведение одночлена и многочлена

Контрольная работа №5

Произведение многочленов

Контрольная работа №6


  • Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена.

  • Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен.

  • Выполнять разложение много­членов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки.

  • Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений­

Глава V. Формулы сокращённого умножения – 17 часов

Квадрат суммы и квадрат разности

Разность квадратов. Сумма и разность кубов

Контрольная работа №7

Преобразование целых выражений

Контрольная работа №8

  • Доказывать справедливость формул сокращённого умножения, применять их в преобразованиях целых вы­ражений в многочлены, а также для разложения мно­гочленов на множители.

  • Использовать различные пре­образования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вы­числении значений некоторых выражений с помощью калькулятора

Глава VI. Системы линейных уравнений – 16 часов Повторение – 8 часов

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы

Решение систем линейных уравнений

Контрольная работа №9


  • Определять, является ли пара чисел решением данно­го уравнения с двумя переменными.

  • Находить путём пе­ребора целые решения линейного уравнения с двумя переменными.

  • Строить график уравнения ах + by = с, где а0 или b ≠ 0.

  • Решать графическим способом си­стемы линейных уравнений с двумя переменными.

  • При­менять способ подстановки и способ сложения при ре­шении систем линейных уравнений с двумя переменны­ми.

  • Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений.

  • Интерпре­тировать результат, полученный при решении системы









Планируемые результаты изучения учебного курса (алгебра)


В результате изучения алгебры, ученик должен:

Уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями и с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.











Поурочное планирование по алгебре в 7 классе


№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Дата проведение

Корректировка

Домашнее задание

Планируемые результаты

I Четверть

Глава I. Выражения, тождества, уравнения (22 ч)

Повторение «Вычисление значений выражений»

сен


№ 8, 10, 67, 206

Умение выполнять арифметические действия с десятичными, обыкновенными дробями, а также с отрицательными числами

Числовые выражения

сен


№ 11, 208, 209

Умение находить значения числовых выражений

Числовые выражения

сен


п.1. №3, 12, 16

Умение находить значение числовых выражений

Выражения с переменными

сен


п.2. № 21, 24, 30

Умение находить значения выражений с переменными при указанных значениях переменных

Выражения с переменными

сен


№ 28, 42, 46

Умение находить значения выражений с переменными при указанных значениях переменных

Сравнение значений выражений

сен


№ 48(а,б), 50(а), 53(а), 58(а,б,в),64(а,б)

Умение сравнивать числовые выражения, используя знаки , считать и составлять двойные неравенства

Сравнение значений выражений

сен


№ 72(а,в), 74(а), 78(а), 81, 214

Умение сравнивать числовые выражения, используя знаки , считать и составлять двойные неравенства

Тождества. Тождественные преобразования выражений

сен


№ 91, 93, 97, 99, 102(а,б)

Умение выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений

Тождества. Тождественные преобразования выражений

сен


№ 102(в,г), 107(а), 230, 231, 219

Умение выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений

Контрольная работа №1 по теме «Числовые выражения. Выражения с переменными»

сен



Контроль умений и навыков из уроков с 1-9

Уравнение и его корни

сен


№ 113, 115, 117, 122, 125

Умение решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним.

Линейное уравнение с одной переменной

сен


№ 130, 109(а-г), 133, 142

Умение решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним.

Линейное уравнение с одной переменной

окт


п.8. № 136, 138, 139

Умение решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним.

Линейное уравнение с одной переменной

окт


№107(б), 123, 244

Умение решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним.

Решение задач с помощью уравнений

окт


№ 148, 151, 153, 165

Умение использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат

Решение задач с помощью уравнений

окт


№149, 150,158

Умение использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат

Решение задач с помощью уравнений

окт


№ 160, 241(а,в)

Умение использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат

Среднее арифметическое, размах, мода

окт


№169(а,в,г), 172, 146,

Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях

Среднее арифметическое размах, мода

окт


п. 9. №178, 181, 182, 183, 185

Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях

Медиана как статистическая характеристика

окт


№187 (б), 190, 193

Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях

Решение задач по теме «Статистические характеристики»

окт


№194, 195(б), 185, 147

Умение использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях

Контрольная работа №2 «Статистические характеристики»

окт



Контроль умений и навыков из уроков с 10-21

Глава II Функции (11 ч)


окт

Что такое функция

окт


№ 260, 262, 264, 266

Умение распознавать функцию по графику

Вычисление значений функции по формуле

окт


№ 268, 270, 275, 277

Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции.

  1. bb

Графики функций

окт


№ 289, 355, 292, 295

Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции, строить графики

Графики функций

окт


№351, 348, 294(а,г)

Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции, строить графики

График функции

нояб


№352, 349, 296(а)

Построение графиков функций с использованием таблиц значений

Прямая пропорциональность и её график

нояб


№301, 309, 310, 312(а,б)

Умение строить графики прямой пропорциональности, описывать свойства

Прямая пропорциональность и её график

нояб


№357, 367, 368, 358

Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции y=kx, где k≠0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций у=кх+b

Линейная функция и её график

нояб


п. 16. №315, 318, 336(б), 294(б,в)

Умение строить графики линейной функции, описывать свойства

Линейная функция и её график

нояб


№320, 327, 323, 332

Понимать, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций у=кх+b

Линейная функция и её график

нояб


№373, 311, 296(б), 402

Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида y=kx, где k≠0, у=кх+b

Контрольная работа №3 по теме «Функции»

нояб


-

Интерпретация графиков прямой пропорциональности и линейной функции, составление таблицы значений и построение графиков

Глава III. Степень с натуральным показателем (11 ч)


нояб

Определение степени с натуральным показателем

нояб


№391(б), 382, 386, 454

Вычисление значений выражений вида аn, где а – произвольное число, n – натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем

Умножение и деление степеней

нояб


п.19. №404, 409, 415, 423,424

Применять свойства степени для преобразования выражений (умножение и деление степеней)

Умножение и деление степеней

нояб


№412, 427, 535

Применять свойства степени для преобразования выражений (умножение и деление степеней)

Возведение в степень произведения и степени

нояб


п.20. №429, 433, 440

Применять свойства степени для преобразования выражений (возведение в степень произведения и степени)

Возведение в степень произведения и степени

дек


№448, 547, 548, 542

Применять свойства степени для преобразования выражений

Одночлен и его стандартный вид

дек


№458, 460, 464

Понятие одночлена, распознавание одночлена

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

дек


п. 22 №469,473,478

Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

дек


№421, 474, 476, 554

Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень

Функции y=x2 и y=x3 и их графики

дек


№486, 499, 498

Строить графики функций

Функции y=x2 и y=x3 и их графики

дек


№ 489, 490, 491

Решать графически уравнения

Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем»

дек



Вычислять степень числа, применение свойства степеней, умножение одночленов и возведение одночленов в степень

Глава IV. Многочлены (17 ч)

Многочлен и его стандартный вид

дек


№735, 571, 573(а), 583

Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена

Сложение и вычитание многочленов

дек


№589, 588(в,г), 603

Выполнять сложение и вычитание многочленов

Сложение и вычитание многочленов

дек


№596, 598, 606

Выполнять сложение и вычитание многочленов

Умножение одночлена на многочлен

дек


п. 27 №617, 619, 623, 653

Выполнять умножение одночлена на многочлен

Умножение одночлена на многочлен

дек


№ 628(а), 632(а,б), 636(а,б), 642(б), проекты

Выполнять умножение одночлена на многочлен

Умножение одночлена на многочлен

янв


№ 628(б), 631(в,г), 636(в,г), 643

Выполнять умножение одночлена на многочлен

Вынесение общего множителя за скобки

янв


№656, 659, 648

Разложение многочлена на множители (вынесение общего множителя за скобки)

Вынесение общего множителя за скобки

янв


№ 667, 669, 672, 761

Разложение многочлена на множители (вынесение общего множителя за скобки)

Вынесение общего множителя за скобки

янв


№ 662, 769, 767, 754

Разложение многочлена на множители (вынесение общего множителя за скобки)

Контрольная работа №5 по теме «Многочлены. Произведение одночлена на многочлен»

янв



Выполнять сложение и вычитание многочленов, выносить общий множитель за скобки

Умножение многочлена на многочлен

янв


№679, 681 684, 706(а)

Умножать многочлен на многочлен

Умножение многочлена на многочлен

янв


№686, 689, 698(а,б), 705

Умножать многочлен на многочлен

Умножение многочлена на многочлен

янв


№690(б), 698(в,г), 703, 786

Умножать многочлен на многочлен

Разложение многочлена на множители способом группировки

янв


№710, 712, 720(а)

Разложение многочлена на множители (способ группировки)

Разложение многочлена на множители способом группировки

фев


№ 714, 717

Разложение многочлена на множители (способ группировки)

Разложение многочлена на множители способом группировки

фев


№720(б), 713, 716

Разложение многочлена на множители (способ группировки). Решение текстовых задач с помощью уравнений

Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов»

фев



Умножать многочлен на многочлен, разложение многочлена на множители способом группировки

Глава V. Формулы сокращённого умножения (19 ч)

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

фев


№800, 804, 807, 831

Доказывать справедливость формул сокращенного умножения

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

фев


№809, 813, 816, 818(а,б)

Применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

фев


№ 818(в,г), 820, 822, 649

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

фев


№835, 838, 977(г,д), 882

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

фев


№843, 845, 851(б), 853, 789

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

Умножение разности двух выражений на их сумму

фев


№855, 861, 881(а,б,в), 864

Доказательство справедливость формулы разности квадратов

Умножение разности двух выражений на их сумму

фев


№871, 881(д), 875, 877

Применение формула разности квадратов

Разложение разности квадратов на множители

фев


№885, 888, 904

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

Разложение разности квадратов на множители

фев


№893, 896, 973(а,б,е), 969

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

Разложение на множители суммы и разности кубов

март


№906, 908, 910, 917(а)

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

Разложение на множители суммы и разности кубов

март


№914, 986(в,г), 987(б,в), 917(б)

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения»

март



Применение формул сокращённого умножения, ля разложения многочленов на множители

Преобразование целого выражения в многочлен

март


№924, 928, 929, 932

Преобразование выражения в многочлен

Применение различных способов для разложения многочлена на множители

март


№936, 938, 956, 903

Разложение многочлена на множители различными способами

Применение различных способов для разложения многочлена на множители

март


№941, 945, 947, 950

Преобразование выражений при решении уравнений

Применение преобразований целых выражений

март


№823, 870, 902(в,г)

Доказательство тождеств в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений

Применение преобразований целых выражений

март


№ 1017(в,г) 998(б)

Доказательство тождеств в задачах на делимость

Применение преобразований целых выражений

март


№ 1016(в,г), 1015(а,б,в)

Преобразование выражений, при доказательстве тождеств

Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений»

март



Преобразование выражений различными способами (формулы сокращенного умножения и др.)

Глава VI. Системы линейных уравнений (16 час)

Линейные уравнения с двумя переменными

апр


№1028, 1038, 1031, 1034

Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными

График линейного уравнения с двумя переменными

апр


№1046, 1049, 1054(б), 1039

Строить график линейного уравнения с двумя переменными

График линейного уравнения с двумя переменными

апр


№ 1141(а), 1151, 1148

Строить график линейного уравнения с двумя переменными

Системы линейных уравнений с двумя переменными

апр


№1063, 1058

Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными

Системы линейных уравнений с двумя переменными

апр


№1061,1067(а)

Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными

Способ подстановки

апр


№ 1070(а,в), 1072(а,в) 1074(б)

Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными

Способ подстановки

апр


№ 1076(б), 1078(а,б)

Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными

Способ подстановки

апр


№ 1079(б,г) 1080(б)

Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными

Способ сложения

апр


№ 1083(а,б), 1085(а,б) 1089

Применять способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными

Способ сложения

апр


№ 1083(в,г), 1085(в,г)

Применять способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными

Способ сложения

апр


№ 1097(а,б), 1094

Применять способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными

Решение задач с помощью систем уравнений

май


№1116, 1108, 1124(а,б)

Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений

Решение задач с помощью систем уравнений

май


№1111, 1105, 1125

Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений

Решение задач с помощью систем уравнений

май


№1112, 1114

Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений

Решение систем уравнений различными способами

май


№1118, 1176

Решение систем уравнений различными способами. Интерпретация результата, полученного при решении системы

Контрольная работа №9 по теме «Решение систем линейных уравнений»

май



Решение систем линейных уравнений, решение задач с помощью систем

Повторение за курс 7 класса (6 ч)

Решение линейных уравнений

май


№ 1177, 638(г), с. 18,20,23,24-правила

Решение линейных уравнений

Формулы сокращенного умножения

май


индивидуальные карточки

Применение формул сокращенного умножения, для преобразования целых выражений

Решение систем линейных уравнений

май


№1168(б-е), 1175, 1180

Решение систем линейных уравнений способом подстановки и способом сложения

Итоговый зачёт за курс 7 класса

май


индивидуальные карточки

Применение формул сокращенного умножения, решение линейных уравнений, систем линейных уравнений

Итоговая контрольная работа

май



Решение линейных уравнений, систем линейных уравнений, преобразование многочленов, формулы сокращенного умножения

Работа над ошибками

май



Анализ собственных ошибок















6