АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла от __________ № __ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________________ Николаев Ю.П. «___»____________ 2018 г. | |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по истории
7а, 7в классы
Составитель: Волынских Светлана Игоревна
учитель первая категории
2018 год
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования АОУ школы № 16, требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе авторских программ: А.О. Сороко-Цюпы, О.Ю. Стреловой «Новейшая история зарубежных стран. 7 класс» и под редакцией Торкунова, А.А. Данилова, «История России. 7 класс».
Рабочая программа по Истории для 7 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
2. Федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ;
3. Федеральной примерной программы основного общего образования по предмету История, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
4. Основной образовательной программы основного общего образования АОУ СОШ №16 на 2018-2019 учебный год;
5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию ОО при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год;
6. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В соответствии с Учебным планом АОУ школы № 16, на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Итого 68 часов за ученый год. За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края «.
Особенность программы - объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Нового времени. 1500-1800» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1800 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
Программа рассчитана на 68 часа учебного времени в год.
Планируются следующие типы работы на уроке:
ответы на уроке;
контрольная работа;
проект.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения истории в 7 классе обучающиеся научатся:
Ученик должен: знать/понимать:
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- умение узнавать выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Ученик должен уметь:
- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
К концу обучения в 7 классе обучающиеся получат возможность научиться:
В результате изучения истории ученик:
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий.
Учебный аспект направлен на достижение предметных результатов основного общего образования. Содержание учебного аспекта составляют коммуникативные умения по видам речевой деятельности и языковые средства и навыки пользования ими.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы А.О. Сороко-Цюпы, О.Ю. Стреловой «Новейшая история зарубежных стран. 7 класс» и под редакцией Торкунова, А.А. Данилова, «История России. 7 класс». Москва, Просвещение – 2017 год.
Всеобщая история. Конец XV-XVIII вв. (24 час)
Мир в начале Нового Времени.
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против ре- формационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в ХVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция ХУШ в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Европейская культура XVI—XVIII вв.
Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени.
Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII вв.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии
История России XVI-XVIII вв. (40 часов)
Россия на рубеже XVI—XVII вв. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Россия в Новое время
Хронология и сущность нового этапа российской истории.
Россия в XVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь По- сполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.
Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.
Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А. Нартов.
Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту.
Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне (П. А. Румянцев).
Российская империя в 1762—1801 гг. Правление Екатерины II. Политика просвещённого абсолютизма: основные направления, мероп-риятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринима-тельство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачёва и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общест-венной мысли.
Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооружённых сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.
Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения программы 7а класс | Сроки прохождения программы 7в класс |
| По плану | Фактически | По плану | Фактически |
1. | Введение. От средневековья к Новому времени. Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. | 1 | | | | |
| Мир, Европа и Россия к началу нового времени. | 12 | | | | |
2. | Европа и мир к началу Нового времени. | | 04.09-08.09 | | 04.09-08.09 | |
3. | Великие географические открытия | | 04.09-08.09 | | 04.09-08.09 | |
4. | Европейские государства в XVI-XVII вв. Усиление королевской власти . | | 11.09-15.09 | | 11.09-15.09 | |
5. | Дух предпринимательства преобразует экономику . | | 11.09-15.09 | | 11.09-15.09 | |
6. | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | | 11.09-15.09 | | 11.09-15.09 | |
7. | Гуманизм, Т.Мор, Ф. Рабле, У.Шекспир, М.Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер | | 18.09-22.09 | | 18.09-22.09 | |
8. | Мир художественной культуры Возрождения. | | 18.09-22.09 | | 18.09-22.09 | |
9. | Возрождение новой европейской науки. | | 01.10-04.10 | | 01.10-04.10 | |
10. | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | | 01.10-04.10 | | 01.10-04.10 | |
11. | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | | 15.10.-18.10 | | 15.10.-18.10 | |
12. | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | | 15.10.-18.10 | | 15.10.-18.10 | |
13. | Повторение-обобщение. Мир вначале Новой истории. Фальсификации этапов в истории начала Нового времени. Тестирование в формате ОГЭ. | | 22.10-25.10 | | 22.10-25.10 | |
| Ранние буржуазные революции. Международные отношения. | 4 | | | | |
14. | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций. | | 29.10-01.11. | | 29.10-01.11. | |
15. | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | | 29.11.-01.11. | | 29.11.-01.11. | |
16. | Международные отношения в XVI-XVIIIвв. | | 06.11.- 09.11. | | 06.11.- 09.11. | |
17. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв» | | 12.11.-15.11 | | 12.11.-15.11 | |
| ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ | 9 | | | | |
18. | Великие просветители Европы. Мир художественной культуры | | 12.11.-15.11. | | 12.11.-15.11. | |
19. | Идеи Просвещения как мировоззрение буржуазии. | | 26.11-29.11. | | 26.11-29.11. | |
20. | На пути к индустриальной эпохе | | 26.11-29.11 | | 26.11-29.11 | |
21. | Английские колонии в Северной Америке | | 03.12.-06.12. | | 03.12.-06.12. | |
22. | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | | 03.12.-06.12 | | 03.12.-06.12 | |
23. | Франция в XVIII веке. | | 10.12.-13.12. | | 10.12.-13.12. | |
24. | Причины и начало Французской революции | | 10.12.-13.12. | | 10.12.-13.12. | |
25. | Французская революция. От монархии к республике. | | 17.12.-20.12. | | 17.12.-20.12. | | |
26. | Наполеон Бонопарт. | | 24.12.-27.12. | | 24.12.-27.12. | |
| Традиционные общества Востока. | 5 | | | | |
28. | Начало европейской колонизации. | | 24.12-27.12. | | 24.12-27.12. | |
29. | Основные проблемы и ключевые события Раннего Нового времени | | 09.01-11.01. | | 09.01-11.01. | |
30. | Итоговое повторение. Конкурс презентаций по истории Западной европы.16 век. | | 09.01-11.01. | | 09.01-11.01. | |
31 | Контрольная работа по стандартам ФГОС. | | 14.01-17.01. | | 14.01-17.01. | |
| Создание Московского царства | 8 | | | | |
32. | Василий 3 и его время. | | 14.01.-17.01. | | 14.01.-17.01. | |
33 | Русское государство и общество в середине 16 века | | 21.01-24.02 | | 21.01-24.02 | |
34. | Начало реформ. «Избранная рада» | | 28.01-31.01. | | 28.01-31.01. | |
| Строительство царства. | | 04.02.-07.02. | | 04.02.-07.02. | |
35 | Внешняя политика Ивана 4. | | 04.02.-07.02. | | 04.02.-07.02. | |
36. | Опричнина и итоги царствования Ивана Грозного | | 07.02.-11.02 | | 07.02.-11.02 | |
37. | Русская культура в 16 веке | | 07.02.-11.02. | | 07.02.-11.02. | |
38 | Повторение и контроль. | | 11.02-14.02. | | 11.02-14.02. | |
| Россия на рубеже XVI-XVIIвв. | 5 | | | | |
39. | Кризис власти на рубеже 16-17 вв. | | 11.02-14.02 | | 11.02-14.02 | |
40. | Смута.Правления Лжедмитрия 1. | | 25.02.-28.02. | | 25.02.-28.02. | |
| Разгар Смуты. Власть и народ | | 25.02.-28.02 | | 25.02.-28.02 | |
41 | Окончание Смутного времени | | 04.03-07.03. | | 04.03-07.03. | |
42. | Повторение и контроль. | | 04.03.-07.03 | | 04.03.-07.03 | |
| Россия в 17 веке | 4 | | | | |
44. | Сословия в 17 веке.: верхи общества. | | 11.03.-14.03. | | 11.03.-14.03. | |
45 | Сословия в 17 веке.: низы общества. | | 11.03.-14.03. | | 11.03.-14.03. | |
46 | Государственное устройство России в 17 веке. | | 18.03.-21.03 | | 18.03.-21.03 | |
47 | Повторение и контроль. Итоги уроков 35-38 | | 18.03.-21.03. | | 18.03.-21.03. | |
| «Бунташный век» | 6 | | | | |
49. | Внутренняя политика Алексея Михайловича. | | 25.03.-28.03 | | 25.03.-28.03 | |
50. | Формирование абсолютизма | | 25.03.-28.03. | | 25.03.-28.03. | |
51. | Церковный раскол. | | 08.04.-11.04 | | 08.04.-11.04 | |
52. | Народные движения. | | 08.04.-11.04. | | 08.04.-11.04. | |
53. | Повторение и контроль. Итоги уроков . | | 15.04.-18.04 | | 15.04.-18.04 | |
54. | Контрольная работа по теме: « абсолютизм в России. « | | 15.04.-18.04.. | | 15.04.-18.04.. | |
| Закат Московского царства. | 16 | | | | |
55. | Политика Федора Михайловича | | 18.04.-22.04. | | 18.04.-22.04. | |
56. | Борьба за власть в конце 17веке | | 18.04.-22.04. | | 18.04.-22.04. | |
57. | Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. | | 22.04.-25.04 | | 22.04.-25.04 | |
58. | Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича. | | 22.04.-25.04. | | 22.04.-25.04. | |
59. | Стрелецкое восстание 1682 г. Правление Софьи. Предпосылки петровских преобразований | | 29.04.-02.05. | | 29.04.-02.05. | |
60. | Образование и культура. 17 век. | | 29.04.-02.05. | | 29.04.-02.05. | |
61. | Мир человека 17 в. | | 06.05.-10.05. | | 06.05.-10.05. | |
62. | Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков. | | 06.05.-10.05. | | 06.05.-10.05. | |
63. | Повторение и контроль. | | 13.05.-16.05. | | 13.05.-16.05. | |
64. | Конкурс презентаций : первые Романовы. | | 13.05.-16.05. | | 13.05.-16.05. | |
65. | Итоговое повторение. | | 20.05.-23.05. | | 20.05.-23.05. | |
66. | Итоговое повторение. | | 20.05.-23.05. | | 20.05.-23.05. | |
67. | Игра : Мир в первый период Нового времени | | 23.05.-30.05. | | 23.05.-30.05. | |
68. | Обобщающий урок по теме: Мир в первый период Нового времени | | 23.05-30.05 | | 23.05-30.05 | |