АННОТАЦИЯ
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством Л.Л. Босовой: программы по информатике Информатика.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Информатика. 8 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 7-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. — 155 с.
В основной школе информатика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 17 часа, из расчета 0,5 часа в неделю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район программы по информатике Информатика.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, ориентирована на использование учебника: Информатика. 8 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 7-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. — 155 с.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение информатики в объёме 17 часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса информатики в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение информатики в 8 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметными результатами освоения материала 8 класса являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
• умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую;
• умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
Предметными результатами освоения информатики в 8 классе являются:
• формирование информационной и алгоритмической культуры;
• формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель
- и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами
— линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учащиеся научатся:
понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность
. канала связи);
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в
двоичной записи;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно);
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
. перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
• выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм,
формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Учащиеся получат возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов; познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе;
понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
введение в информатику;
алгоритмы и начала программирования;
информационные и коммуникационные технологии.
Основное содержание
8 класс
Тема 6. Математические основы информатики (6 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Тема 7. Основы алгоритмизации (5 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Тема 8. Начала программирования (5 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Резерв учебного времени в 8 классе: 1 час.
Тематическое планирование
Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы |
Математические основы информатики | 6 |
Основы алгоритмизации | 5 |
Начала программирования | 5 |
Итоговое повторение | 1 |
Итого: | 17 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
8 класс (34 ч.)
Номер урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По плану |
Тема Математические основы информатики (6 ч.) | | |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления | 1 | | |
2. | Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. | 1 | | |
3. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых и вещественных чисел (проводится с использованием оборудования Точки роста) | 1 | | |
4. | Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений (проводится с использованием оборудования Точки роста) | 1 | | |
5. | Свойства логических операций. Решение логических задач | 1 | | |
6. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | 1 | | |
Тема Основы алгоритмизации (5 ч.) | | |
7. | Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. | 1 | | |
8. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и неполная форма ветвления. (проводится с использованием оборудования Точки роста) | 1 | | |
9. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения и окончания работы (проводится с использованием оборудования Точки роста) | 1 | | |
10. | Цикл с заданным числом повторений (проводится с использованием оборудования Точки роста) | 1 | | |
11. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | 1 | | |
Тема Начала программирования (5 ч.) | | |
12. | Общие сведения о языке программирования Basic. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов (проводится с использованием оборудования Точки роста) | 1 | | |
13. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор (проводится с использованием оборудования Точки роста). | 1 | | |
14. | Программирование циклов с заданным условием продолжения и окончания работы (проводится с использованием оборудования Точки роста). | 1 | | |
15. | Программирование циклов с заданным числом повторений (проводится с использованием оборудования Точки роста). | 1 | | |
16. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Итоговое тестирование. | 1 | | |
Итоговое повторение |
17. | Резерв | 1 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»