СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по истории, 7-9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «История» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по 1 варианту.

Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и во­с­пи­та­ния личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­я­ми), формирования гражданской по­зи­ции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и ува­жения к своей Родине, ее ис­то­ри­че­с­кому прошлому. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по истории, 7-9 класс»

I Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» для учащихся 7-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

- Учебный план образовательной организации.

Рабочая программа учебного предмета «История» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по 1 варианту.

Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и во­с­пи­та­ния личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­я­ми), формирования гражданской по­зи­ции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и ува­жения к своей Родине, ее ис­то­ри­че­с­кому прошлому.


Основные цели изучения предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.


Основные задачи изучения предмета:

― овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;

― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;

― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;

― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;

― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;

― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

― формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

― воспитание гражданственности и толерантности;

― коррекция и развитие познавательных психических процессов.



  1. Общая характеристика учебного предмета.

С седьмого по девятый класс начинается системное изучение истории Отечества.

Идентификационными признаками программы для указанных классов является преобразование первичных представлений и понятий в непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического образования с учётом интеллектуальных возможностей обучающихся и задач их развития в ходе обучения.





В основу программы положены следующие принципы: принцип историзма, принцип научности и объективности, принцип доступности.

Программа реализуется на основе событийно-хронологических явлений в адаптированном варианте и предполагает поэтапность: от знакомого- к новому и далее-к обобщению в понятиях.

Некоторые пункты программы преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информативный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий.

Работа по достижению личностных результатов направлена на понимание причинно-следственных связей, формирование представлений о многофакторности исторических процессов, расширение лексики и навыков связной устной и письменной речи с использованием слов понятий.

Особое внимание уделяется социальному и культурному аспектам воспитанию гражданственности, патриотизма.





  1. Место учебного предмета в учебном плане.

п\п

Учебный предмет

Количество часов в неделю\год

Всего

7 класс


8 класс

9 класс

1


2/68

2/68

2/68

6/204


IV Формы организации учебного процесса:

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

• Дифференцированные контрольные работы, содержащие задания достаточного и минимального уровней, время выполнения -40 минут, Работа не оценивается, если не сделан минимальный уровень, “3”-правильно выполнен минимальный уровень, “4”-если допущены две ошибки или несколько неточностей, “5”- правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному ответу.

• Дифференцированные самостоятельные, проверочные работы, содержащие задания достаточного и минимального уровней, время выполнения 15-20 минут, Работа не оценивается, если не сделан минимальный уровень, “3”-правильно выполнен минимальный уровень, “4”-если допущена две ошибка или несколько неточностей, “5”-правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному ответу.

• Тесты, содержащие задания достаточного и минимального уровней, не оцениваются отметкой если не выполнен минимальный уровень (0% 0 балла, что соответствует 0%), “3”- (30 % от выполненного задания) -за каждый правильный ответ 1 балл, “4”- ( 70% от выполненного задания) за каждый правильный ответ 1 балл, “5”- (100%. от выполненного задания) за каждый правильный ответ 1 балл

• Дифференцированные тренировочные карточки.

• Устный опрос по теоретическому материалу.

Средства обучения: печатные (учебники и учебные пособия, раздаточный материал и др.), аудиовизуальные, электронные образовательные ресурсы.

Методы и приёмы обучения:

- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

- наглядные – наблюдение, демонстрация, опыт;

- практические – выполнение опытов, работа с карточками, тестами;

- самостоятельная работа;

- устная работа, письменные работы


Приемы коррекционной направленности:

- задания по степени нарастающей трудности;

- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся;

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированная поэтапная помощь педагога;

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

- включение в урок материалов сегодняшней жизни;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- игровые приемы, поощрения, развёрнутая словесная оценка деятельности.


V Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты:

7 класс

  • проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;

  • уметь самостоятельно выполнять задание по учебнику и в тетради;

  • уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;

  • уметь объяснять значение новых понятий и слов;

  • уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;

  • уметь самостоятельно излагать в контексте исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.

8 класс

  • объяснять значение слов и понятий;

  • по датам определять век;

  • составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по темам разделов;

  • составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий;

  • самостоятельно работать с картой;

  • объяснять смысл прочитанного.

9 класс

  • работать с картой;

  • высказывать своё отношение к изучаемым событиям;

  • принимать участие в обсуждении вопросов на уроке;

  • уметь составлять краткие рассказы- описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную составляющую изображений;

  • уметь объяснять значение новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях;

  • уметь самостоятельно делать выводы





Готовность применения предметных результатов определяют 2 уровня: минимальный и достаточный.



7 класс

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • объяснить значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;

  • устанавливать (по вопросам) учителя причины:

- возникновения языческих верований;

- возникновение разнообразных видов труда;

- возвышения среди племён отдельных личностей;

- объединение племён;

- возникновение государства;

- крещение Руси;

- распада Киевской Руси;

  • знать название городов Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;

  • знать исторические имена (3-5);

  • имен знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы



Достаточный уровень:

  • объяснять значение словарных слов и понятий;

  • устанавливать причины:

-возникновение языческих верований и обрядов;

-развитие ремёсел, торговых отношений, культуры;

- возникновение государства, его структуры, функций;

- развития православия, смены языческой культуры на христианскую;

- распада Киевской Руси;

- возникновение религии, торговли, межгосударственных связей России (IX-XVIIв.в.)

-захват чужих земель, войн между племенами народами, государствами;

- освободительных войн между государствами_

- возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;

- смутного времени и народных волнений;

- возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;

  • описывать:

- образ жизни восточных славян, места расселения;

- отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др);

  • знать названия древних городов Руси (3-6 названий);

  • знать основные события периодов:

IX в.-первое Древнерусское государство;

X в.- крещение Руси расцвет Русского государства при Ярославе мудром расцвет культуры Древней Руси;

XI в.- расцвет культуры Древней Руси;

XI-XIII в.в.- раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;

XVI-XVII в.в.-объединение земель вокруг Москвы, Эпоха Ивана IV, Смутное время, Земский собор 1613 г, развитие сословных отношений



8 класс

Минимальный уровень:

  • объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;

  • по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях:

- отмена крепостного права;

- изменение деятельности судов;

доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных), городской думы и др.

  • читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй половины XIX в.;

  • описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В,В,Верещагин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н.Ге и др.)

Достаточный уровень:

  • устанавливать причины:

- борьбы за престол между Софьей и Петром I;

- возникновения волнений и бунта стрельцов;

- поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу;

- введения Петром I новшеств в жизнь российского общества;

- создания новой столицы России;

- деятельности Петра I по просвещению народа;

- создания «Наказа» Екатерины II;

- благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой;

  • анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;

  • описывать:

- личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра IСофьи, Екатерины II;

- быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;

- прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры

  • Знать следующие хронологические сведения:

- период правления Петра I (1682-1725);

-основание Петербурга (1703)

- период царствования Екатерины II (1762-1796)

  • понимать значение отмены в России крепостного права;

  • уметь ответить на вопросы:

- об основных положительных явлениях периода правления Александра II;

- о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;

-о введение судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;

- об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний,

городской думы

-об устройстве железных дорог, увеличении их количества в европейской части России;



- об основных положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и экономическом укреплении России; о поиске надёжных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;

- об укрепление армии и флота

  • знать имена 3-5 представителей науки, культуры;

  • объяснить причины снижения уровня развития экономики, неравномерности её развития по следующим ключевым явлением истории начала XX века:

- привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей нефтяной, угольной, железо добывающей и др;

- частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;

- война с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке;

- аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;

- усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений,

- итоги революции 1905-1907 гг;

- Первая мировая война;

- Великая Российская революция: февраль

  • связно описывать сюжетные картины и фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II и членов его семьи и др.

  • знать имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Фёдоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей)

9 класс

Предметные результаты

Достаточный уровень:

  • объяснять причины:

- начала революции;

- образования многочисленных политических партий, их соперничество за власть; -начала гражданской войны и интервенции,

- введения нэпа

  • знать наиболее яркие события XX-XXI века, исторических персонажей;

  • объяснять:

- предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945);

- причины неудач Красной армии в начальный период войны;

- меры советского правительства против военной агрессии Германии;

  • описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений;

  • показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;

  • по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества;

  • знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др)

  • ориентироваться в:

- основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 года;

- причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической Партии на все сферы жизни человека;

- причинах Холодной войны и гонки вооружений;

- положение СССР на международной арене;

  • объяснять по вопросам учителя причины развенчание культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частой сменой власти после НС Хрущёва;

  • объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике и социальной сфере, внешней политики СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и отрицательные результаты;

  • знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний)



Минимальный уровень аналогичные требования с учётом индивидуальных учебных возможностей обучающихся



VI Содержание учебного предмета «История Отечества:

Введение в историю

Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и пись­ме­нные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Го­су­да­р­ственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».

История нашей страны древнейшего периода

Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения во­с­то­ч­ных сла­вян. Славянская семья и славянский поселок. Основные за­ня­тия, быт, обы­чаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с со­се­д­ними на­ро­дами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Русь в IXI половине XII века

Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Фор­ми­ро­ва­ние княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя по­ли­тика. Крещение Руси при князе Владимире: причины и зна­чение.

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные от­но­ше­ния. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. По­ли­ти­ка Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Древнерусская культура.

Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)

Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ― самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках.

Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-кресто­носцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Начало объединения русских земель (XIVXV века)

Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.

Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Ос­во­бо­ждение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение. Ста­новление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв.

Россия в XVIXVII веках

Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная це­р­ковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система го­су­да­р­ственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.

Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Гро­з­ном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.

Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Сму­тное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. По­жарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало ца­р­с­т­во­вания династии Романовых.

Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.

Россия в XVIII веке

Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Пе­тра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черно­му морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского фло­та. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император. Лич­ность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Эко­но­ми­ческие преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.

Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.

Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление им­пе­раторской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Зо­лотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепос­т­ничества. Восстание под пред­во­ди­тель­ством Е. Пугачева и его значение. Рус­ско-турецкие войны второй половины XVIII ве­ка, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, раз­витие исторической науки, литературы, искусства.

Правление Павла I.

Россия в первой половине XIX века

Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Вну­т­ре­н­няя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сра­же­ния войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.

Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения де­кабристов.

Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного ап­парата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия вой­ны.

«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие на­уки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся де­ятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропи­нин, К. И. Росси и др.).

Россия во второй половине XIX – начале XX века

Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.

Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положе­ние основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-япо­н­ская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.

Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― на­чало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России.

Россия в Первой мировой войне. Героизм и са­мо­от­ве­р­же­н­ность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных дей­ствий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Несте­рова. Экономическое положение в стране. От­ношение к войне в обществе.

Россия в 1917-1921 годах

Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Созда­ние Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стра­не в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Ле­ниным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле». Уста­но­в­ле­ние советской власти в стране и образование нового государства ― Ро­с­сий­ской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судь­ба семьи Николая II.

Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы воо­ру­женной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.

СССР в 20-е – 30-е годы XX века

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского государства ― В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий.

Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пя­тилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.

Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Рас­ку­ла­чи­вание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.

Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е – 30-е годы.

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне

1941-1945 годов

СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы.

Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои.

Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Звер­ства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Под­виг генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце вой­ны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года.

Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Япо­нии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Вто­рой мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уро­ки войны. Причины победы со­ве­т­с­кого народа. Советские полководцы (Г. К. Жу­ков, К. К. Рокоссовский, А. М. Ва­си­ле­в­ский, И. С. Конев и др.), ге­рои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, про­из­ве­дениях искусства.

Советский Союз в 1945 – 1991 годах

Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Вос­с­тановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. По­ло­же­ние в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вер­ну­вшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря.

Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осу­ж­де­ние культа личности, начало реабилитации репрессированных. Ре­формы Н. С. Хрущева. Ос­воение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Вы­работка новых подходов к внешней политике. До­стижения в науке и тех­ни­ке в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Ку­рчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет пер­вого человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Те­ре­ш­ко­ва. Хрущевская «оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хру­щева, его отставка.

Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эко­но­ми­че­с­кий спад. Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXII летние Оли­м­пий­с­кие игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального кли­ма­та в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е ― начале 80-х годов XX века.

Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Го­рбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономичес­кой сферах. Вывод войск из Афганистана. Избрание первого пре­зи­де­н­та СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обо­с­т­ре­ние межнациональных отношений в стране. Образование новых по­ли­ти­че­с­ких партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Об­ра­зо­вание СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах

Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Респу­блике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.

Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы в 2000 году. Второй президент России ― В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России.

Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев. Общественно-политическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России.

Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин. Сегодня­шний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.


VII Формирование базовых учебных действий

Изучение предмета «История Отечества» направлено на формирование следующих базовых учебных действий:

Личностные учебные действия:

- испытывать чувство гордости за свою страну;

-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность по охране исторических объектов;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

- понимать личную ответственность за свои поступки на основе

представлений о этических нормах и правилах поведения в природе и в обществе.



Коммуникативные учебные действия:

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.

- дфференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.).

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.


Регулятивные учебные действия:


- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.


Познавательные учебные действия:

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными.

- применять начальные сведения о сущности и особенностях исторических объектов, процессов и явлений исторических событий для решения познавательных и практических задач.

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами в окружающей действительности








VIII Календарно-тематическое планирование + тематическое планирование

Учебно-тематический план

п/п



Наименование разделов и тем



Всего часов

Количество часов

Теоретические

Контрольные работы, тесты, самостоятельные работы

7 класс

1

Раздел: Древняя Русь 38 часа

38



2

Тема:1

Происхождение славян

2


2

1-тест


Тема:2

Славяне и соседские народы

2

2

Самостоятельная работа

3

Тема:3

Облик славян и черты их характера

3

3

Самостоятельная работа

4

Тема: 4

Хозяйство и уклад

жизни восточных славян



4

4

1 тест

5

Тема 5:

Культура и верования восточных славян

4

4

1-самостоятельная работа

6

Тема 6:

Создание Древнерусского государства

6

6

1 тест,

1-самостоятельная работа

7

Тема 7:

Крещение Руси,

истоки христианской веры

4

4

1-самостоятельная работа


Тема

Расцвет русского государства

при Ярославе Мудром

5

5

1-тест


Тема

Феодальная раздробленность

Руси (XI-XV


6

6

1-самостоятельная работа, 1-тест


Повторение Древняя Русь 38 часа

2

1

1-комплексная контрольная работа


Раздел: Русь в борьбе с завоевателями

14




Тема 1 Образование

монгольского государства


6

6

2-самостоятельных работы

1-тест


Тема2: Объединение русских земель против Золотой Орды

8


Комплексная контрольная работа: «Русь в борьбе с завоевателями»


Раздел: Единое Московское государство


14




Российское государство в XVI в.

Царь Иван Грозный

5

5

1-самостоятельная работа

1-тест


Смутное время. Воцарение династии

Романовых

7

7

2-самостоятельных работы


Повторение

2

1

Годовая комплексная контрольная работа


Итого за год:

68

65

3





























Календарно-тематическое планирование «История» 7 класс





урока

п/п



Название темы урока

Кол-во часов


Исторические понятия, словарь


Ожидаемые результаты

Дата

план

факт


Раздел: Древняя Русь 38 часа


Тема: Происхождение 2 часа

славян


Славяне, славянские народы, Хазарский каганат, варяги, норманны, Византия, Константинополь, меновая торговля, купец, земледелие, скотоводство, рыболовство, община, соседская община, племя, род, племенные союзы, языческие боги и союзы

Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь устанавливать причины возникновения общин и племенных союзов. Проводить сравнения, находить признаки сходства и различия между родовой и соседской общиной. Уметь объяснять причины появления в общине сословных групп. Уметь работать с картой, лентой времени, учебником и тетрадью самостоятельно или под руководством учителя



1

Происхождение славян

1



2

В каких местах селились славяне

2




Тема: Славяне и 2 часа

соседние народы



3

Славяне и соседние народы

1



4

О хазарах и Византии

2




Тема: Облик славян 3

и черты их характера



5

Облик славян и черты их характера

1



6

Древние славяне- трудолюбивый, мирный народ

2



7

Торговый путь «из варяг в греки»

3




Тема: Хозяйство и уклад 4

жизни восточных славян



8

Занятия восточных славян

1



9

Земледелие-основное занятие славян

2



10

Организация жизни славян

3



11

Как менялась жизнь людей в общине

4




Тема: Культура и верования восточных славян 4



12

Жилища восточных славян

1



13

Одежда восточных славян

2



14

Семейные обычаи восточных славян

3



15

Языческие традиции восточных славян

4




Тема: Создание

Древнерусского государства 6

Государство, княжеский род Рюриковичей, бояре, холопы, дружина, полюдье

Уметь работать с контурной картой, соотносить век с датой. Уметь устанавливать причины и признаки возникновения государства. Уметь описывать первых князей, их вклад в развитие государства - Русь



16

Как возникло древнерусское государство

1



17

Аскольд и Дир. Их походы в Византию

2



18

Правление Олега в Древней Руси

3



19

Князь Игорь из рода Рюриковичей

4



20

Правление на Руси княгини Ольги

5



21

Сын князя Игоря и Ольги -Святослав

6




Тема: Крещение Руси, 4

истоки христианской веры

Крещение, христианство, священник, Корсунь (Херсонес)

Объяснять причины выбора христианской веры, а также значение заповедей о любви, добре, справедливости.

Уметь описывать события по итогам чтения текстов, уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и тетради

Уметь находить на карте и называть 3-5 древних городов Руси



22

Сыновья князя Святослава

1



23

Князь Владимир Красное Солнышко

2



24

Крещение Руси

3



25

Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства

4




Тема: Расцвет русского

государства 5

при Ярославе Мудром

Название древнерусских городов, свод законов, казна, название государств Европы: Франция, Норвегия, Германия



26

Князь Ярослав Мудрый

1



27

Русская правда Ярослава Мудрого её значение для Руси

2



28

Русь в период правления сыновей Ярослава Мудрого

3



29

Князь Владимир Мономах

4



30

Память о Владимире Мономахе в истории Руси

5




Тема: Феодальная

раздробленность 6

Руси (XI-XV)

Мономах, венчание на царство, царь, Новгородская республика, вече, вотчины, посадник, Москва, иконописец, благословение

Знать название первого свода законов Ярослава Мудрого, уметь объяснять смысл и значение законов в жизни русского государства.

Уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике.

Уметь объяснять значение новых слов и понятий.

Уметь по описанию событий устанавливать век, обозначать его на ленте времени.

Знать значение символов: держава, скипетр, шапка Мономаха.

Называть сословия людей по описанию рода их занятий.

Уметь работать с контурной и исторической картой при обозначении границ и названий княжеств Руси в ХII (12) в.

Знать дату основания Москвы.



31

Причины распада Руси на отдельные княжества в XII веке

1



32

Новгородская республика

Господин Великий Новгород

2



33

Занятия и торговые пути новгородцев

3



34

Ростово-Суздальское княжество в XII веке.

4



35

История возникновения Москвы

5



36

Культура Руси в X-XIII веках

6




Тема: Повторение: 2

«Древняя Русь»





37

Повторение раздела:

Древняя Русь

1





38

Заключительно -обобщающий урок по разделу: «Древняя Русь»

2






Раздел: Русь в борьбе с завоевателями 14






Тема: Образование 6

монгольского государства

Монголы-завоеватели, Чингисхан, тяжёлая конница, река Калка, хан Батый, « злой город» Козельск, новгородский князь Александр Невский, Золотая Орда, ярлыки

Объяснять причины возникновения Монгольского государства и покорения монголами других племён и народов.

Знать имена монгольских ханов периода нашествия на Русь (Чингисхан, Батый и др.)

Уметь описывать события на реке Калке, рассказывать о сопротивлении русских в Рязани, в Козельске, в Киеве.

Уметь соотносить даты с историческими событиями.

Знать причины покорения Руси Золотой Ордой.



39

Монгольские кочевые племена

1



40

Чингисхан и его армия. Битва на реке Калке.

2



41

Нашествие монголов на Русь.

Битва на реке Сить.

3



42

Походы Батыя на южнорусские земли.

4



43

Новгородский князь Александр Невский. Невская битва.

5



44

Ледовое побоище. Власть Золотой Орды над русскими князьями.

6




Тема: Объединение русских земель против Золотой Орды

8

Княжества Северо-Восточной Руси, ярлык на княжество, Сергей Радонежский, Мамай, ратники, Дмитрий Донской, Куликовская битва,

«признательное потомство» культурные памятники (иконопись, рукописные книги, архитектура, и др.)

Знать имена русских

князей - защитников Руси от монголов

Знать границы княжеств Северо-Восточной Руси, названия городов, уметь находить их на карте и обозначать их на контурной карте.

Знать причины и факторы возвышения Москвы и Московского княжества.

Уметь объяснять изменения в Золотой Орде, положившие начало её распаду.

Понимать и объяснять историческое влияние личности Сергия Радонежского на самосознание и ратные подвиги русского народа в борьбе с Ордой.

Уметь описывать события на Куликовом поле




45

Русские княжества в XIII-XIV веках. Борьба Москвы с Тверью.

1



46

Московский князь Иван Калита. Наследники Калиты.

2



47

Изменения в Золотой Орде


3



48

Московский князь Дмитрий Иванович. Благословение Сергия Радонежского

4



49

Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Москву.

5



50

Наследники Дмитрия Донского. Иван III

6



51

Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III

7



52

Заключительно -обобщающий урок по разделу: «Русь в борьбе с завоевателями»

8




Раздел: Единое Московское государство

14






Тема: Российское

государство в XVI в. 5

Царь Иван Грозный


Уметь самостоятельно работать с лентой времени, историческими и географическими картами, учебником. Уметь по плану и иллюстрациям описывать личность Ивана Грозного, обобщать черты его характера.

Объяснять причины реформ, проводимых Иваном IV, называть органы управления государством. Объяснять причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного.

Знать исторические места своего региона, связанные с именем Ивана Грозного (при их наличии)

Знать причины возникновения смутного времени, появления самозванцев и польско-литовской экспансии.

Объяснять значение Русской церкви в деле сплочения народа против польско-шведских завоевателей.

Знать имена исторических деятелей периода Смутного времени.

Знать даты исторических событий. Уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями.

Уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.



53

Первый русский царь Иван IV Грозный

1

Подъем хозяйства, ремесленники, промыслы, Земский собор, реформы Избранной рады, Судебник, Казанское ханство, ливонские рыцари, опричнина, Сибирское ханство



54

Земский собор, реформы Избранной рады.

2



55

Войны Ивана Грозного

3



56

Опричнина Ивана Грозного

4



57

Покорение Сибири

5




Тема: Смутное время.

Воцарение династии 7

Романовых




58

Правление Бориса Годунова

1

Смутное время, самозванцы, Семибоярщина, народное ополчение, воцарение династии, Соборное уложение, крепостное право, барщина, раскол, старообрядцы



59

Лжедмитрий I и Лжедмитрий II

2



60

Семибоярщина. Русская православная церковь в Смутное время

3



61

Освобождение страны от иноземных захватчиков

4



62

Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов

5



63

Раскол в русской православной церкви. Укрепление южных границ России.

6



64

Развитие России в XVII веке

7




Тема: Культура в Российском

государстве XVI-XVII вв 2

Типография, печатный станок, Иван Федоров, Успенский, Архангельский соборы, центры ремесел




65

Московские ремесленники. Памятники архитектуры XVI-XVII вв.

1




66

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России

2





Повторение 2





67

Повторение: основные события, даты

1





68

Годовая контрольная работа

2



















IX Учебно-методическое обеспечение



  1. Основная учебная литература для обучающихся:

п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство,

год

1

Учебник

ФГОС ОВЗ (для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)

И.М. Бгажнокова

Л.В. Смирнова

История Отечества

7 класс

М.: «Просвещение»

2019





  1. Учебно-методическое оборудование



п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения


Дидактическое описание


Печатные пособия

1

Энциклопедии

Предназначены для использования в процессе классной, групповой и самостоятельной работы

2

Наглядно – дидактический материал

(карты, таблицы, фотографии, рисунки, схемы)

Средства ИТК

1

Документальные фильмы, социальные ролики, презентации, электронные рисунки, обучающие игры, схемы, таблицы

Служат для обеспечения наглядности при изучении нового материала, обобщения и повторения

Экранно-звуковые пособия

1

Аудиозаписи

Используются записи: исторических текстов и др.


Технические средства обучения

1

Мультимедийный проектор, ноутбук

Используются в соответствии обучения истории


Наглядные средства и оборудование

1


Натуральные образцы (флаг РФ и др)

Служат для обеспечения наглядности при изучении нового материала, обобщения и повторения

  1. Литература для учителя:

-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

4. Образовательные электронные ресурсы:

Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал
http://www.pish.ru Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»
http://his.1september.ruПроект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории
http://www.historic.ruВсемирная история: Единое научно-образовательное пространство
http://www.worldhist.ru

Российский электронный журнал «Мир истории» http://www.historia.ru

История Отечества с древнейших времен до наших дней http://slovari.yandex.ru/dict/io

Образовательно-исторический портал Великая империя. История России
http://imperiya.net

История государства Российского в документах и фактах http://www.historyru.com

Великая Отечественная http://gpw.tellur.ru

Сталинградская битва http://battle.volgadmin.ru

Герои страны http://www.warheroes.ru

Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» http://www.pobediteli.ru

Государственный Исторический музей http://www.shm.ru

Музеи Московского Кремля http://www.kreml.ru