СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 5 класс по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой. глубокой умственной отсталостью. с ТМНР вариант 2, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 5 класс по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»

Планируемые результаты освоения предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития

и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:

1)Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2)Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3)Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4)Формирование уважительного отношения к окружающим;

5)Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6)Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7)Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8)Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9)Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10)Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11)Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

1)Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:

  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2)Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:

  • качество сформированности устной речи в соответствии с индивидуальными показаниями.

  • понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

  • умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами;

  • умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

3)Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4)Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

  • узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

  • развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму:

  • узнавание и различение образов графем (букв).

  • копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • начальные навыки чтения и письма.

Формирование базовых учебных действий:

1)Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2)Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3)Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

4)Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств:

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением, жестом).

Коммуникация с использованием невербальных средств:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Составление рассказа о себе с использованием графического изображения.

Чтение и письмо

Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн Слово. (Выделение слова как единицы речи). Ознакомление с понятием «слово». Называние предметов. Называние предмета. Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно- графическим изображением. Упражнения в условно – графической фиксации слова с последующим его «чтением». Кодирование 3-4 слов, предложенных учителем к сюжетной картинке (к стихотворению «Мишка»), их чтение. Упражнение в условно – графической фиксации слов (2-3) с последующим «чтением» их по порядку (пропедевтика предложений). Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов с последующим «чтением» их в разбивку. Упражнение в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» в точном соответствии с количеством предложенных условно-графических изображений. «Подпись» сюжетной картинки к сказке«Репка» словами с их последующим « чтением» по порядку и в разбивку. Подбор слов по теме «Овощи», их условно-графическое кодирование и последующее «чтение».Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов по памяти с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку. Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений). Ознакомление с понятием «предложение» и его условно- графическим изображением. Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением». Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением». Составление предложений с опорой на ситуативную картинку, его кодирование и последующее «чтение». Подбор одной из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее«чтение». Составление, кодирование, «чтение» предложения по сказке «Колобок» с опорой на наглядность. Составление простых предложений по предметной картинке, их кодирование и «чтение». Деление предложений на слова .Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения. Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. Условно- графическая фиксация и «чтение» предложения. Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. Упражнение в составлении предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметной картинке и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий. Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье» по условно-графическому изображению с последующим «чтением». Деление данного предложения, состоящего из трѐх слов, на слова. Условно-графическая фиксация, «чтение» предложения бегло и отдельными словами. Составление предложений из трѐх слов по сюжетным картинкам и условно- графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами. Упражнение в составлении предложения из трѐх слов по сюжетным картинкам и условно- графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами. Упражнение в составлении предложений из трѐх слов по двум предметным картинкам и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий. Последующее «чтение» предложения бегло и отдельными словами. Слог (деление слов на слоги). Ознакомление с понятием «слог» и его условно-графическим изображением (полоски, более короткие, чем слова или квадраты). Упражнение в делении слов, состоящих из двух слогов, на слоги с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно-графическое изображение слога. Упражнение в делении слов(2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам). Упражнение в делении слов (2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам).

Раздел: «Письмо»

Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием. Выявление моторных возможностей обучающихся. Ознакомление с правилами поведения на уроке. Кодировка звуков окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.). Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками. Рисование мелом на доске произвольных линий. Ознакомление с шаблоном. Обводка пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте. Обводка по шаблону квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте. Ознакомление с правильной посадкой при письме, с правильным расположением альбома. Ориентирование на листе бумаги (альбомном). Упражнение в ориентировании на листе бумаги. Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги. Разучивание пальчиковых упражнений. Обучение умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги. Навыки учебной деятельности: правильное расположение письменных принадлежностей. Рисование в альбоме круга по шаблону.

Обучение умению раскрашивать круг. Рисование в альбоме композиции из двух кругов (различных по цвету) по шаблонам с помощью учителя. Раскрашивание фигур. Раскрашивание фигур (для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до мяча, шарика).Рисование в альбоме композиции из двух кругов по шаблонам самостоятельно. Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме квадрата по шаблону. Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух квадратов (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п. Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме треугольника по шаблону. Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух треугольников (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п. Рисование в альбоме композиции из трёх фигур по шаблонам с помощью учителя. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием. Ознакомление с трафаретами простых фигур и соотнесение их с предметами окружающей действительности. Обводка круга по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме.Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме квадрата. Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме изученных фигур. Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру квадратов различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием. Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием. Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий. Ознакомление с рабочей строкой (в альбоме: ширина – 3 см). Ориентировка на строке (верхняя линия, нижняя линия).Упражнения в ориентировке на строке (начало, середина, конец). Закрепление представлений о строке, умения ориентироваться на ней. Ознакомление с вертикальными линиями. Нахождение их на предметах, картинках. Произвольное рисование вертикальных линий. Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке. Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по двум заданным точкам. Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами). Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом). Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом) Рисование горизонтальных линий. Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках. Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по двум заданным точкам. Рисование горизонтальных линий по двум заданным точкам, без точек на доске, в альбоме (в строке). Ознакомление с прямыми наклонными линиями на предметах, картинках. Рисование их в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании прямых наклонных линий по начальной точке сверху вниз в воздухе, на доске, в альбоме (не в строке). Рисование бордюра из наклонных линий разных направлений. Упражнение в рисовании прямых наклонных линий в разных направлениях по двум точкам, сверху вниз. Ознакомление с понятием «длинная» и «короткая» наклонная линии. Обучение рисованию коротких наклонных линий в альбоме, в строке по двум заданным точкам. Упражнение в рисовании коротких наклонных линий в альбоме, в строке по одной заданной точке. Упражнение в рисовании бордюра из наклонных линий разной длины. Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (вне строки).

Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке). Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке).Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн

Культура общения

Содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания. Использование как выразительных средств речи, так и их помощников. Употребление вежливых слов.



Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов на раздел

Кол-во часов на изучение темы

Кол-во диагностических работ

1

Коммуникация

12

12

0

2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

14

14

0

3

Чтение и письмо

8

8

0

4

Диагностические работы



2


Всего

34

34

2

Календарно-тематическое планирование

Тема

Всего, час

Дата

Коррек

тировка

Iчетверть

Коммуникация

1

2

Вводное занятие. Беседа на тему: «Школа». Правила общения, поведения в школе. Беседа на тему: «Мой класс».

2



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

3

Звук и буква Зз. Чтение слов и предложений с буквой Зз. Чтение рассказа «Вот так утки!»

1



Чтение и письмо

4


Строчная и прописная буква Зз. Запись слогов, слов и предложений с буквами з-с

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

5

Закрепление изученного. Чтение текста «Наши рисунки».

1



6

Звук и буква Рр. Чтение слов и предложений с буквой Рр.

1



Чтение и письмо

7

Строчная и прописная буква Рр.

1



8

Запись слов и предложений с пропущенными буквами. Чтение текста «Наши картины»

1



II четверть

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1

Звук и буква й. Чтение слов и предложений с буквой й.

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

2

Дифференциация и-й. Закрепление изученного. Чтение текста «Пополам!»

1



Коммуникация

3

Входная диагностика.

1



4

Звук и буква Жж. Чтение слов и предложений с буквой Жж.

1



Чтение и письмо

5

Строчная и прописная буква Жж. Упражнение в записи слов с пропущенными буквами.

1



6

Звук и буква Бб. Чтение слов и предложений с буквой Бб.

1



Чтение и письмо

7

Строчная и прописная буква Бб.

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникаци

8

Дифференциация Б-П. Закрепление изученного.Чтение текста «Шалун Барсик»

1



III четверть

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1

Звук и буква Дд. Чтение слов и предложений с буквой Дд. Дифференциация Д-Т.

1



Чтение и письмо

2

Строчная и прописная буква Дд. Запись слов и предложений с буквами д-т.

1



3

Звук и буква Гг. Чтение слов и предложений с буквой Дд. Дифференциация Г-К.

1



Чтение и письмо

4

Строчная и прописная буква Гг. Запись слов и предложений с буквами г-к.

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

5

Закрепление изученного. Чтение текста «Артисты».

1



6

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. Строчная буква ь.

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

7

Различение на слух в произношении и при чтении слов с твердыми и мягкими согласными. Списывание слогов и слов с буквой ь.

1



8

Звук и буква Ее. Чтение слов и предложений с буквой Ее. Чтение текста «В лесу».

1



Чтение и письмо

9

Строчная и прописная буква Ее. Запись слов и предложений с буквой е.

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

10

Составление предложений по схеме и сюжетной картинке. . Чтение текста «Трудные приметы»

1



IV четверть

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1

Звук и буква Яя. Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Наш хор».

1



Чтение и письмо

2

Строчная и прописная буква Яя. Запись слогов и слов с изученными буквами.

1



Коммуникация

3

Итоговая диагностика.

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации


Буква ю – показатель мягкости согласного звука. Чтение слов и предложений с буквой Юю.

1



Чтение и письмо

4

Строчная и прописная буква Юю. Запись слогов и слов с изученными буквами.

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

5

Буква ё– показатель мягкости согласного звука. Чтение слов и предложений с буквой Ёё.

1



Чтение и письмо

6

Письмо слов и предложений с буквой Ёё. Запись слогов и слов с изученными буквами.

1



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

7

Составление и чтение предложений. Чтение текста «Красная Шапочка»

1



Коммуникация

8

Закрепление изученного.

1




Итого

34









Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А.

  • Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

  • Аксенова А.К. Букварь под ред. Бгажноковой. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2017.

  • Комарова С.В. Устная речь. 2 класс .Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2017. Барская Н.М. Русский язык. 1 класс.- М., Просвещение, 1991.

  • Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. -М.: Просвещение, 1996.

  • Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. - М., Просвещение, 2014. –

  • 142 с. Жиренко О.Е., Лукина Т.М. Тренажёр по чистописанию: Добукварный и букварный периоды. 1 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.

  • Заречная С.И. Прописи для самых маленьких: учимся писать печатные буквы / С.И. Заречная. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 40 с.

  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – Владос. 2001.

  • Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Москва «ВАКО» 2004.

  • Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).

  • Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь. – М, Творческий мир «Сфера». 2008.

  • Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. – Изд. 2-е, перераб. / Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 64 с.

  • Комарова С.В. Устная речь. 1 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида / С.В. Комарова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. –

  • 95 с.

  • Коррекционная помощь лицам с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра малого города. Учебное пособие. Под редакцией Н.В. Ялпаевой - Курск, Изд. КГУ, 2003.

  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. - М.:ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с.

Учебно-практическое оборудование

  • игрушки дидактические и сюжетные:

  • магнитная доска;

  • фланелеграф;

  • куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;

  • набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).

  • графические средства для альтернативной коммуникации:

  • таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

  • наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

  • сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

  • настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);

  • технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;

  • компьютерные программы символов;

  • обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

  • аудио и видеоматериалы























Критерии оценивания достижений учащихся

Во время обучения в 5 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.


П№

Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы

10

11

12

13

14

15

1

Коммуникация

Закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.







2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.







3

Чтение и письмо

Совершенствование ручной и мелкой моторики,

закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.











Уровни освоения (выполнения) действий/операций

Пассивное участие/соучастие -действие выполняется взрослым (ребѐнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

Активное участие - действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (вербальной или наглядной)

- по подражанию или образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно


зпв

чпв

пи

о

со

с

Сформированность представлений


- представление отсутствует

- не выявить наличие представлений

- представление на уровне:

использования по прямой подсказке

использования с косвенной подсказкой (изображение)

самостоятельного использования

-

?


пп

п

+



Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно



Методы контроля результатов обучения

  • практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
































Приложение к рабочей программе









Контрольно-оценочные материалы
























Входная диагностика для определения уровня сформированности предметных результатов обучающихся 5 класса в

соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)


Цель работы: проверить знание:


  • образа букв; проверить умения:

  • воспринимать на слух звуки и обозначать их буквами;

  • списывать буквы и слова с печатного образца;


  • делить слова на слоги и производить их звуковой анализ, ставить ударение;


  • выделять в предложении отдельные слова.


  1. Соедини точки. Дорисуй по точкам буквы:









  1. Запиши строчные буквы под диктовку:


О, А, Х, М, У, С.



3. Спиши слова, раздели их на слоги:


МУХА, СУХО, УХА.



4.Спиши слово, выдели красным цветом гласные буквы, поставь ударение:


МУХА УХА



5.Обведи, дорисуй и продолжи самостоятельно (разукрась):








































Итоговая диагностика для определения уровня сформированности предметных результатов обучающихся 5 класса в

соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)


Цель работы: проверить знания:

  • гласных и согласных звуков;


  • графических образов букв; проверить умения:


  • вычленять звук в конце и начале слова;

  • умение составлять и записывать двусложные слова;

  • списывать с печатного образца и писать слоги под диктовку;


  • составлять схемы слов.


  1. Картинный диктант (на доске картинки – арбуз, улитка). Запиши букву, на которую начинается каждое слово.










улитка арбуз


2. Обведи гласные буквы:


Х Ы М О У Н


3. Посмотри на слоги, напиши их письменно:


АУ АН ОМ РО Обведи согласные буквы.

4.По вопросам учителя рассказать, о чем слушали.


Солнце и радуга

(Басня)


Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга – радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.


Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь и без меня радуги не бывает». А радуга только смеётся и пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.


(К. Ушинский)


Вопросы и задания:

  1. Без чего не бывает радуги?


  1. Сколько цветов в радуге?

  2. Почему исчезла радуга?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!