СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для СПО по предмету История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "История"     СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для СПО по предмету История»



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«История»























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного предмета «История» составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Данная программа отвечает требованиям федерального базисного учебного плана и предназначена для изучения истории в ГБПОУ ВО «ПТТ», реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.

При освоении профессий технического и социально-экономического профилей в учреждениях профессионального образования история изучается как базовый учебный предмет в объеме 153 часов (на 1 курсе-80, на 2 курсе-56, на 3 курсе-17), самостоятельная работа-76 часов, максимальная нагрузка-229 часов, консультаций -11часов.

Pабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности , соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки.



При изучении истории используются различные контрольно-оценочные средства: тестирования, самостоятельные и контрольные работы, индивидуальные задания.







ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

  2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.

  3. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

  4. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

  5. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в политкультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.



Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (30мест);

- рабочее место преподавателя (1 место);

- учебно-наглядные пособия по дисциплине «История»;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:






















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Тема

Кол-во

ча

сов

В том числе практ. зан./лаб.

зан

Сам. работа

Введение

1



Древнейшая стадия истории человека

5


2

Цивилизация древнего мира

5


2

Цивилизация Запада и Востока в Средние века

5


2

История России с древнейших времен до конца 17 века

30


19

Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в 16-18 века

10


7

Россия в 18 веке

10


6

Становление индустриальной цивилизации

5



Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

9


4

Россия в 19 веке

12


7

От Новой истории к Новейшей

12


7

Между мировыми войнами

10


2

Вторая мировая война

12


7

Мир во второй половине ΧΧ века

10


2

СССР в 1941-1945 гг.

12


7

Россия и мир на рубеже ΧΧ-ΧΧΙ веков.

5


2

ИТОГО

в том числе: теоретических занятий/

практические занятия

153





Самостоятельная работа.

Виды самостоятельной работы:

подготовка докладов;

подготовка презентаций;

участие в подготовке и проведении предметной недели.


76



Консультации

11



Максимальная учебная нагрузка

229



Промежуточная аттестация проводится в форме ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА в 5 семестре

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 1 КУРС

№ п/п

Тема

дата проведения

1.

Введение.


2.

Древнейшая стадия истории человечества.


3.

Неолитическая революция.


4.

Цивилизация Древнего мира.


5.

Основные сословия и социальные группы в древних обществах.


6.

Культурное наследие древних цивилизаций.


Религия древнего мира.


8.

Цивилизация Запада и Востока в средние века.


9.

Особенности развития Запада и Востока.


10.

Урок-зачет.


11.

Племена и народы Восточной Европы.


12.

Рождение Киевской Руси.


13.

Первые русские князья.


14.

Крещение Киевской Руси 988г.


15.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый.

« Русская правда».


16.

Культура. Значение крещение в развитии культуры.


17.

Владимир Мономах. Любеческий съезд русских князей.


18.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.


19.

Владимиро-Суздальское княжество.


20.

Галицко-Волынское княжество.


21.

Нашествие Батыя на Русь 1237г.


22.

Власть Золотой Орды на Руси.


23.

Невская битва. «Ледовое побоище». А. Невский.


24.

Московское княжество. 14 в. Иван Калита.


25.

Куликовская битва. 1380г. Д. Донской.


26.

Москва-центр объединения русских земель. Иван III.


27.

Самостоятельная работа.


28.

Смутное время. Россия 16 век.


29.

Царствование Ивана Грозного (1547-1584).


30.

Присоединение Казани к России 1552г.


31.

Опричнина 1565г


32.

Присоединение Сибири Ермаком 1565г.


33.

Ливонская война 1558-1583гг.


34.

Культура и быт России 15-16вв.


35.

Урок-зачет.


36.

Борис Годунов и его политика.


37.

Гражданская война в России. Самозванцы. Лжедмитрий I.


38.

Освобождение Москвы Мининым и Пожарским 1612г.


39.

Земский собор 1613г. Первые Романовы.


40.

Правление Михаила (1613-1645гг).


41.

Правление Алексея (1645-1672гг).


42.

Хозяйство и сословия в России. 17 век.


43.

« Бунташный век». Степан Разин.


44.

Реформы Никона. Церковный раскол.


45.

Правление Софьи Алексеевны (1682-1689гг).


46.

Культура в России. 17 век.


47.

Самостоятельная работа.


48.

Страны Западной Европы в 16-17вв.


49.

Россия 18 веке.


50.

Правление Петра I (1682-1725гг).


51.

Эпоха дворцовых переворотов в России. 18 век.


52.

Правление Екатерины I (1725-1727гг).


53.

Правление Анны Иоанновны (1730-1740гг).


54.

Правление Елизаветы Петровны (1741-1761гг).


55.

Золотой век Екатерины II (1762-1796гг).


56.

Урок-зачет.


57.

Культура и быт в 18 веке.


58.

Внешняя политика России 18 веке.


59.

Великие полководцы и флотоводцы 18 века.


60.

Правление Павла I (1796-1801гг).


61.

Урок-зачет.


62.

Становление индустриальной цивилизации.


63.

Страны Западной Европы в 16-18в.


64.

Европа 17 в. Век Просвещения.


65.

Технический прогресс и промышленный переворот.


66.

Революции в Европе и их значение для утверждения индустриального общества.


67.

Прогресс модернизации в традиционных обществах Востока.


68.

Самостоятельная работа.


69.

Россия в 19 веке.


70.

Правление Александра I (1801-1825гг).


71.

Отечественная война 1812г.


72.

Восстание декабристов 1825г.


73.

Западники и славянофилы.


74.

Правление Николая I (1825-1855гг).


75.

Крымская война 1855-1881г.


76.

Правление Александра II (1855-1881гг).


77.

Отмена Крепостного права в России 1861г.


78.

Контрреформы Александра III (1881-1894гг).


79.

Возникновение народничества в России.


80.

Урок-зачет




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 2 КУРС







тема

дата по плану

дата по факту

1

Государство и российское общество в конце 19- начале 20 в.



2

Экономическое развитие страны



3

Общественно-политическое развитие России в 1894- 1904 гг.



4

Внешняя политика. Русско- японская война 1904-1905гг.



5

Политическая жизнь 1907- 1914гг.



6

Россия в первой мировой войне



7

Россия в годы правления Николая 2.



8

Самостоятельная работа



9

Свержение монархии.



10

Россия весной- летом 1917г.



11

Октябрьская революция



12

Формирование советской государственности



13

Гражданская война



14

Экономическая политика красных и белых



15

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.



16

Самостоятельная работа



17

Переход к нэпу



18

Образование СССР



19

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.



20

Политическое развитие в 20-е гг.



21

Социалистическая индустриализация



22

Коллективизация сельского хозяйства



23

Политическая система СССР в 30-е гг.



24

Самостоятельная работа



25

СССР накануне Великой Отечественной войны



26

Начало Великой Отечественной войны



27

Немецкое наступление1943г. И предпосылки коренного перелома



28

Советский тыл в Великой Отечественной войне



29

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны



30

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны



31

Всемирно- историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Уроки войны и победы.



32

Самостоятельная работа



33

Восстановление экономики



34

Контрольная работа.



35

Внешняя политика



36

Самостоятельная работа.



37

Изменения политической системы



38

Экономика СССР в 1953-1964гг.



39

«Оттепель» в духовной жизни



40

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия



41

Консервация политического режима



42

Экономика «развитого социализма»



43

Общественная жизнь в середине 1960-х-1980-х гг.



44

Самостоятельная работа



45

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.



46

Экономические реформы 1985-1991гг



47

Политика гласности: достижения и издержки



48

Диалектика нового мышления



49

Российская экономика на пути к рынку



50

Строительство обновлённой Федерации



51

Геополитическое положение и внешняя политика России



52

Политическое развитие в начале 20в



53

Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско – Вашингтонская система.



54

Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества



55

Культура второй половины 20-начала 21 века.



56

Контрольная работа





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»3 КУРС



п/п

тема

дата по плану

дата по факту

1

Экономические реформы 1985-1991гг



2

Политика гласности: достижения и издержки



3

Диалектика нового мышления



4

Обобщение Перестройка в СССР 1985-1991гг.



5

Российская экономика на пути к рынку



6

Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству



7

Строительство обновлённой Федерации



8

Геополитическое положение и внешняя политика России



9

Духовная жизнь России



10

Политическое развитие в начале 20в



11

Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско – Вашингтонская система.



12

Последствия войны: революции и распад империй.



13

Вторая мировая война. 1930-1945 гг.



14

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».



15

Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества



16

Культура второй половины 20-начала 21 века.



17

Дифференцированный зачет































ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

( техническийпрофиль).

В результате изучения учебного предмета «История» обучающиеся должны

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность

  • отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины и даты;

уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленных в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;

  • использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




Введение

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.


1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Основные понятия:цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.


2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА


Ранние цивилизации, их отличительные черты

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций.

Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет.


Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства.

Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.


Античная цивилизация

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи.


Религии Древнего мира и культурное наследие древних

цивилизаций

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация.

Основные понятия: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.

3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА

В СРЕДНИЕ ВЕКА


Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.


Китайско-конфуцианская цивилизация

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Эпоха Тан.

Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Культура средневекового Китая и ее влияние культуры на соседние страны.



Буддизм на Востоке в Средние века

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

Знаменитые буддийские храмы и священные места на Востоке. Культура средневековой Индии.


Арабо-мусульманская цивилизация

Возникновение ислама.Мухаммад. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения.

Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания.Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама.Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.

Арабская культура.Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети. Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Аверроэс. Поэзия и проза. Культура повседневности.

Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Хронологические рамки западного Средневековья.

Встреча античной цивилизации и варварского мира.Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Великое переселение народов и егоисторические результаты.

Процесс христианизации германских народов. Культурно-религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции.

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.


Основные черты и этапы развития восточнохристианской

цивилизации

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи.


Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы».

Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города.

Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

Представления о мире и человеке в Средние века.Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух Градов. Представления об аде, рае. Идея чистилища. Социально-нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.


Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья:

особенности развития и контактов

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Запад и цивилизации Дальнего Востока. Прямые и опосредованные контакты. Представления Востока о Западе, Запада о Востоке. Путешественники и миссионеры ХIII—ХV вв.

Основные понятия:Средние века,аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.


4. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XVII ВЕКА


Восточная Европа: природная среда и человек

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе.


Племена и народы Восточной Европы в древности

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.

Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян.

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров.


Восточные славяне в VIIVIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.


Формирование основ государственности восточных славян

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство,Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Карта Восточной Европы к началу IX в.


Рождение Киевской Руси

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь.

«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси.

Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.



Крещение Руси

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси.


Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека

Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров.


Древняя Русь в контексте всемирной истории

Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.



Борьба Руси с иноземными завоевателями

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы.


Русь на пути к возрождению

Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIVXV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси.

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе.

Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой.


От Руси к России

Социальная структура русского общества.Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели.

Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.


Россия в царствование Ивана Грозного

Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города.

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России.

Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Смута в России начала XVII в.

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России.


Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок.Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации.



Русская культура в ХIII–ХVII вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум.

Основные понятия: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.


5. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVIXVIII ВВ.


Модернизация как процесс перехода от традиционного к

индустриальному обществу

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.Понятие «Новое время».Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.


Новации в характере мышления, ценностных ориентирах

в эпоху Возрождения и Реформации

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации.Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.


Великие географические открытия и начало европейской

колониальной экспансии

Причины и предпосылки Великих географических открытий.Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания.Великие географические открытия.Карта мира.Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.


Государство и власть в эпоху перехода

к индустриальной цивилизации

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.


Эволюция системы международных отношений

в раннее Новое время

Две «концепции Европы». Франциск I и Карл V. Угроза со стороны Турции. Священная лига. «Непобедимая армада». Первая общеевропейская война — Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г.

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.


Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности.Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.


Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни

и социальных нормах

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира.Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Секуляризация общественного сознания. Поиски основ толерантности. От религиозной нетерпимости к толерантности «юридического мировоззрения».


Век Просвещения

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве.


Технический прогресс и Великий промышленный переворот

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Революции XVIII в. и их значение для утверждения

индустриального общества

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора. Культурные новшества периода Революции.

Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества.

Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим.


6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ


Россия в период реформ Петра I

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.


Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I

(1725–1762 гг.)

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Россия во второй половине XVIII в.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.

Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.


Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.


7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


Различные европейские модели перехода от традиционного

к индустриальному обществу

Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.


Становление гражданского общества

Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства.

Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности.


Развитие капиталистических отношений и социальной

структуры индустриального общества в XIX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Особенности духовной жизни нового времени

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования.Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.

Основные понятия: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль.


8. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ

ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА


Традиционные общества Востока в условиях европейской

колониальной экспансии

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй,формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индиив «короне» Британской империи.


Попытки модернизации в странах Востока

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи.Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог.


9. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ


Россия в первой половине XIX столетия

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

Властные элиты: идеология и практика. Традиции «просвещенного абсолютизма» и новые задачи государственного развития.










Примерные темы рефератов


Российская история как часть мировой истории.

Образ жизни людей в позднем каменном веке.

Боги и мифы Древнего Египта.

Устройство и жизнь Древних Афин.

Древняя Спарта: государство и традиции.

Боги Древней Греции.

Конфуций и его учение.

Зарождение буддизма и его основные принципы.

Зарождение ислама и его основные принципы.

Великое переселение народов: основные вехи.

Культурное наследие Византии.

Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.

Крестовые походы и их результаты.

Варяги в истории Древней Руси.

Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

Князь и вече в Древней Руси.

Князь и дружина в Древней Руси.

Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

Характер международных связей и отношений Киевской Руси.

Александр Невский — государственный деятель и полководец.

Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах и его время.

Город и горожане в Древней Руси.

Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

Новгородская республика в XI—XIII вв.

Общественный строй Древней Руси.

Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

Русь и наследие Византии.

Человек Древней Руси в повседневной жизни.

Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

Иван III и его роль в российской истории.

Иван Грозный — человек и политический деятель.

Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.

Освоение Сибири. Характер русской колонизации.

Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.



Воссоединение России и Украины.

Восстание под предводительством С.Разина.

Государственное устройство России в XVII в.

Титаны эпохи Возрождения.

Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.

Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).

Английская революция XVII в.: люди и события.

Научная революция XVII в.: основные вехи.

Вольтер — «патриарх» Просвещения.

Монтескье и теория разделения властей.

Руссо и теория «общественного договора».

Промышленная революция в Англии: основные вехи.

Образование США.

Французская революция XVIII в.: причины и результаты.

Террор Французской революции XVIII в.

Великое посольство Петра I в Европу.

Военная реформа Петра Великого.

Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.

Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.

Культурные преобразования в Петровскую эпоху.

Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.

Государство и церковь в XVIII в.

Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.

Елизавета I. эпоха и личность.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.

Россия в конце ХVIII в. Павел I.

Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».

Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

Наполеоновские войны: ход и результаты.

Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.

Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.

Гражданская война в США: причины, ход и результаты.

Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты.

Реформы Александра I.











Используемая литература


Основная литература


1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учеб.для 10 кл. общобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова.-М.: Просвещение.

2. Буганов В.И. История России : Конец 17-19 век: Учеб.для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; Под ред. А.Н. Сахарова.-М.: Просвещение, 2003

3.Левандовский А.А. История России 18-19 веков. 10 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень/А.А. Левандовский.-М.: Просвещение, 2010

4. Левандовский А.А. История России 20-начало 21 века.: учеб.для общеобразоват.учреждений /А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненкою.-М.: Просвещение, 2007

5. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с дренейших времен до конца 19 в.: Учебник для 10 класса общеобразовательныйх учебных заведений.- М.:-2012

6.Загладин Н.В. Всемирная история: 20 век: Учебник для 11 класса общеобразовательныйх учебных заведений.- М.:-2005

Дополнительная литература

1.Древняя Русь. История России в 8 томах. Том 1/Сост. М.О. Колынова.-М.:2014

2. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. История России в 8 томах. Том 2/ Сост. М.О. Колисова.-М.:2014

3.Петр Великий. История России в 8 томах. Том 3/Сост. Е.Колисова.-М.:2014

4. Екатерина Великая. История России в 8 томах. Том 4/Сост. М.О. Колисова.-М.:2014

5. Россия против Наполеона. История России в 8 томах. Том 5/Сост. О. Колыванова.-М.:2014

6. Власть и народ. История России в 8 томах. Том 6/Сост. Е. Колисова.-М.:2014

7. Новая страна-Советский Союз. История России в 8 томах. Том 3/Сост. М.О. Колисова.-М.:2014

8. Сталин у руля. Великая Отечественная война. История России в 8 томах. Том 3/Сост. М.О. Колисова.-М.:2014

9. Отечественная война 1812 года. Демонстрационные материалы. Автор-составитель М.Н. Чернова.-М.:2012

10.Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник./ Авт.-сост. П.Г. Дейниченко.- М.: 2002





  1. Используемая литература

  2. Основная литература

  3. 1. Сахаров А.Н., Боханов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учеб.для 10 кл. общобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова.-М.: Просвещение.

  4. 2. Сахаров А.Н., Боханов В.И. История России 18-19 века. Ч.2 : учебник для 10 класса общелбразовательных организаций/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов; / Под ред. А.Н. Сахарова.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014.

  5. 3.Левандовский А.А. История России 18-19 веков. 10 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень/А.А. Левандовский.-М.: Просвещение, 2010

  6. 4. Левандовский А.А. История России 20-начало 21 века.: учеб.для общеобразоват.учреждений /А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненкою.-М.: Просвещение, 2007

  7. 5. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с дренейших времен до конца 19 в.: Учебник для 10 класса общеобразовательныйх учебных заведений.- М.:-2012

  8. 6.Загладин Н.В. Всемирная история: 20 век: Учебник для 11 класса общеобразовательныйх учебных заведений.- М.:-2005

  9. Дополнительная литература

  10. 1. Буганов В.И. История России : Конец 17-19 век: Учеб.для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; Под ред. А.Н. Сахарова.-М.: Просвещение, 2003

  11. 2. Древняя Русь. История России в 8 томах. Том 1/Сост. М.О. Колынова.-М.:2014

  12. 3. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. История России в 8 томах. Том 2/ Сост. М.О. Колисова.-М.:2014

  13. 4.Петр Великий. История России в 8 томах. Том 3/Сост. Е.Колисова.-М.:2014

  14. 5. Екатерина Великая. История России в 8 томах. Том 4/Сост. М.О. Колисова.-М.:2014

  15. 6. Россия против Наполеона. История России в 8 томах. Том 5/Сост. О. Колыванова.-М.:2014

  16. 7. Власть и народ. История России в 8 томах. Том 6/Сост. Е. Колисова.-М.:2014

  17. 8. Новая страна-Советский Союз. История России в 8 томах. Том 3/Сост. М.О. Колисова.-М.:2014

  18. 9. Сталин у руля. Великая Отечественная война. История России в 8 томах. Том 3/Сост. М.О. Колисова.-М.:2014

  19. 10. Отечественная война 1812 года. Демонстрационные материалы. Автор-составитель М.Н. Чернова.-М.:2012

  20. 11.Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник./ Авт.-сост. П.Г. Дейниченко.- М.: 2002

  21. Интернет-ресурсы

  22. Для преподавателя

  23. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

  24. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области http://www.vrn-business.ru/

  25. Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

  26. Для обучающихся

  27. История России. Мультимедия-учебник http://www.history.ru/

  28. История мировых войн http://wunderwaffe.narod.ru/

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….

Содержание учебного предмета…………………………………………

а) тематический план…………………………………………………….

б)календарно-тематический план……………………………………….

Требования к результатам обучения……………………………………

Используемая литература………………………………………………..






Скачать

© 2018 520 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!