СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Домисолька"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Домисолька" разработана для занятий с детьми от5 до 12 лет вокалом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Домисолька"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»



Рассмотрено на заседании Методического совета

от «___»_____________20__г.

Протокол №_____

Утверждаю

Директор МБОУ ДО «ЦДО»

_______________А.А.Зорина

«___»________________20_ г.












Рабочая программа

«Домисолька»

(возраст детей 5-12 лет, срок реализации -3 года,

количество часов в год: 1 вариант – 36, 2 вариант - 72)





Составитель: Евстратова В.В.,

педагог дополнительного образования

















Олонец, 2017



Пояснительная записка

Рабочая программа «Домисолька» составлена на основе программы музыкального образования «Камертон» Э. Костиной. Программа музыкального образования «Камертон» модифицирована на 20%. Изменены некоторые разделы программы, а также музыкальный репертуар.

Актуальность. За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.

Значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ни с чем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная активность мозга.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал как деятельность может рассматриваться с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.

Новизна программы заключается в том, что она лабильна, так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под определённого ребёнка или группу детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей.

Программа включает в себя следующие образовательные модули: «Вокальный ансамбль», «Сольное пение», «Вокально-хореографические постановки».

Программа имеет художественную направленность.

Возраст обучающихся:  дети 5-12 лет.

Срок реализации:  3 года.

Цель программы - формирование устойчивого интереса к пению, помощь в раскрытии творческого потенциала, проявлении индивидуальности ребенка.



Задачи:

Образовательные:

  • способствовать формированию музыкально-слуховых певческих представлений, побуждать детей запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в течение года и предназначенные для данного возраста, учить определять характер песни;

  • учить различать звуки по высоте, использовать музыкальные термины: высокие - низкие звуки, движение мелодии;

  • учить бережно относиться к своему голосу.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к пению;

  • обогащать внутренний мир ребёнка, образно-эмоционального восприятие окружающего мира;

  • воспитывать волю и характер;

  • воспитывать у детей музыкальную культуру;

  • способствовать формированию гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма.

Развивающие:

  • развивать:

- слух и голос детей;

- певческие умения и навыки детей (ансамбль, строй, дикция, звукообразование, дыхание, ритм);

- художественно - самостоятельное творчество;

- музыкальные способности;

- двигательные качества и умения;

- творческие способности;

- потребность в разумном проведении своего свободного времени.


Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Режим занятий: занятия проводятся по двум вариантам:

  • один раз в неделю (общее количество часов – 36)

  • два раза в неделю (обще количество часов – 72 ч).

Продолжительность одного занятия для дошкольников – 25 – 30 минут.

Продолжительность занятия для обучающихся 7-12 лет – 40 минут.

Учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве с одарёнными детьми проводятся сольные занятия.

Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ребёнку.

Ожидаемый результат.

Итогом реализации программы первого года обучения должны стать следующие показатели: выразительность пения, владение певческими умениями, техникой певческого исполнительства, желание петь в группе и в домашней обстановке.

Итогом реализации программы на втором году обучения должны стать следующие результаты, обучающиеся должны уметь: чисто интонировать, петь на дыхании, петь слаженно в ансамбле, петь чистым естественным звуком, легко, нежно.; петь под фонограмму, владеть микрофоном, передавать характер песни, музыкальный образ, уметь координировать сценические движения со словами и музыкой. Обучающиеся также должны иметь желание петь и выступать на сцене.

Итогом реализации программы третьего года обучения будут являться следующие результаты: обучающиеся должны уметь чисто интонировать, петь на опоре, отличать грудной, головной и смешанные резонаторы, петь чистым естественным звуком, петь под фонограмму, владеть микрофоном. Дети должны уметь передавать характер произведения, подбирать сценические движения, уметь координировать движения с музыкой, петь с простыми движениями, не сбивая дыхание. В ансамбле обучающиеся должны петь слаженно, синхронно двигаться, петь простые двухголосия (канон). Дети должны иметь желание петь и выступать на сценических площадках.

Формы подведения итогов реализации программы

Успешность и эффективность работы по программе отслеживается с помощью следующих способов оценки:

  • в ходе занятий педагог наблюдает за работой детей, оценивая степень их вовлечения в различные виды деятельности, устойчивость интереса, эмоциональное состояние детей, анализирует и проводит корректировку образовательного процесса;

  • ежегодно в центре дополнительного образования, согласно Уставу учреждения, проводится промежуточная аттестация и итоговый контроль обучающихся в форме исполнения зачётных номеров по темам с целью проверки знаний, умений и навыков и выяснения степени усвоения программы;

  • участие в концертах.





Модуль «Вокальный ансамбль»

Учебно-тематический план (36 ч)

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Организационные мероприятия

-

-

2

1.1.

Организационное занятие: комплектация групп, составление расписания. Инструктаж по ТБ.

1

-


2. Знакомство с музыкальной терминологией

-

-

4

2.1.

Знакомство с понятиями: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки.

4

-

-

3. Артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса

-

-

9

3.1.

Артикуляционная гимнастика. «Путешествие язычка»

С. А. Коротаева; «Зарядка язычка».

-

3

-

3.2.

Музыкально-дидактические игры:

«Птица и птенчики», «Мишки – шалунишки»,

«Спи, мой мишка», «Матрёшки», «Сколько нас поёт?»

-

3

-

3.3.

Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:

«Здравствуйте!», «Весёлые пальчики», «Разминка»,

«Хлоп, раз!», «Где наши детки?» и. др.

-

3

-

4. Вокальная работа

-

-

11

4.1.

Прослушивание голосов

-

1

-

4.2.

Разучивание песен под фонограмму

1

9

-

5. Музыкально-ритмические игры:

(сборник «Музыкальные игры» С. Насауленко)

1

5

6

6

Концертно-исполнительская деятельность:

-

-

4

7

Выступления на праздниках

-

4

-

Итого:

8

28

36


Учебно-тематический план (72 ч)

1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1. Организационные мероприятия.

-

-

2


Организационное занятие: комплектация групп, составление расписания. Инструктаж по ТБ.

2

-


  1. Знакомство с музыкальной терминологией

-

-

8


Знакомство с понятиями: чистота интонирования, регистр, интонация, певческое дыхание.

8

-

-

3. Артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса

-

-

21


Артикуляционная гимнастика. Распевки Авдотьевой, по Емельянову, Коротаевой.

1

13

-


Пальчиковая гимнастика, Музыкально-ритмические игры: (сборник «Музыкальные игры» С. Насауленко)

1

6

-

4. Вокальная работа

-

-

31


Разучивание песен под фонограмму

1

25

-


Индивидуальная работа

-

5

-


Концертно-исполнительская деятельность:

1

6

10


Выступления на праздниках

-

4



Итого:

12

60

72



Учебно-тематический план (72 часа)

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1. Организационные мероприятия.

-

-

2


Организационное занятие: комплектация групп, составление расписания. Инструктаж по ТБ.

1

1


  1. Знакомство с музыкальной терминологией

-

-

8


Знакомство с понятиями: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, регистры, певческое дыхание, вокальные приемы исполнителя, дикция, артикуляция, унисон, а капелла.

8

-

-

3. Артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса

-

-

21


Артикуляционная гимнастика. «Путешествие язычка» С. А. Коротаева; «Зарядка язычка».

-

7

-


Музыкально-дидактические игры:

-

7

-


Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения.

-

7

-

4. Вокальная работа

-

-

27


Прослушивание голосов

-

1

-


Разучивание песен под фонограмму

1

20

-


Индивидуальная работа

-

5

-

5. Музыкально-ритмические игры:

1

9

10


Концертно-исполнительская деятельность:

-

-

4


Выступления на праздниках

-

4



Итого:

12

60

72



Учебно-тематический (72 часа)

3 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1. Организационные мероприятия.

-

-

2


Организационное занятие: комплектация групп, составление расписания. Инструктаж по ТБ. Родительские собрания.

2



  1. Знакомство с музыкальной терминологией

-

-

8


Знакомство с понятиями: дыхание вокалиста, диафрагма, пение на опоре, атака звука резонаторы, украшения в голосе, сценический образ, сценические движения, ансамблевое исполнение, дикция, артикуляция, унисон, звуковедение.

8

-

-

3. Артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения, дыхательная гимнастика, распевки, ритмодекламации.

-

20

20

4. Вокальная работа

-

-

27



-


-


Разучивание песен под фонограмму


12

-


Работа над ансамблевым исполнением


12



Индивидуальная работа

-

3

-

5. Концертно-исполнительская деятельность и воспитательные мероприятия


14

14


Концертно-исполнительская деятельность:

-


10


Воспитательная работа

-


4


Итого:

10

62

72



Содержание программы

1 год обучения

Знакомство с музыкальной терминологией: высокие и низкие звуки – дать понятие о звуковысотности, различать высокие и низкие звуки в пределах сексты; движение мелодии – учить детей различать постепенное движение мелодии вверх и вниз; характер музыки – развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера, умение давать характеристику услышанному произведению.

Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса.

«Птица и птенчики» («Музыкальный букварь» Ветлугиной) - упражнять детей в различении и исполнении звуков по высоте в пределах сексты, умении удерживать интонацию на одном звуке.

«Мишки – шалунишки» – педагог рассказывает детям о том, что в лесу живут весёлые медвежата, которые очень любят веселиться и предлагает детям сочинить свою песенку на заданный текст.

«Спи, мой мишка» («Музыкальный букварь»Ветлугиной) - охарактеризовать песню - спокойная, нежная, дать понятие, что такое колыбельная, учить петь протяжно, не выкрикивая концы фраз.

«Матрёшки», «Сколько нас поёт?» - исполняя на инструменте и голосом мажорное трезвучие, терцию, один звук педагог просит детей определить, сколько звуков они слышат, затем предлагает детям исполнить услышанные звуки – развивать гармонический слух.

Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:

«Здравствуйте!» (журнал «Музыкальная палитра» №3 2005) - развивать мелкую моторику, умение быстро реагировать на смену музыкальных частей, сопровождать пение соответствующими тексту движениями.

«Весёлые пальчики» («Пальчиковые игры» Белая, Мирясова) - выполнять определённые движения руками в соответствии с текстом песни .

«Разминка» - развивать умение быстро реагировать на смену музыкальных частей, сопровождать пение соответствующими тексту движениями, развивать ритмичность движений.

«Где наши детки?» - развивать координацию движений, мелкую моторику, закреплять названия пальцев.

«Хлоп, раз!» - развивать чувство ритма, умение быстро ориентироваться в движениях на смену музыкальных частей.

Вокальная работа.

Музыкальный репертуар:

«Дождик», «Мамочка» «Раз ладошка», «Модница», «Котёнок», «Осень наступила», «Три Весёлых зайчика», «Олежка-сладкоежка», «Колыбельная»- учить детей вовремя вступать после музыкального вступления, держать ритм, не опережая музыкальное сопровождение и не запаздывая. Учить детей правильно пользоваться микрофоном, петь в ансамбле. Развивать умение свободно держаться на сцене.

2 год обучения

Знакомство с музыкальной терминологией:

Высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, регистры, певческое дыхание, вокальные приемы исполнителя, дикция, артикуляция, унисон, а капелла.

Распевание и артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика, упражнения из дыхательной гимнастики Стрельниковой, распевание по А. Евдотьевой , фонопедические упражнения по В. Емельянову, ритмодекламации Т. Боровик, Л.Раздобариной.

Вокальная работа.

Музыкальный репертуар:

«Рыжий кот», «Гномы лиллипутики», «Снеговик», «Шарики воздушные», «Три желания», «Великаны», «А если ты не веришь», «Мама», «Доброта», «Дорогою добра» и др.

3 год обучения.

Знакомство с музыкальной терминологией:

Дыхание вокалиста, диафрагма, пение на опоре, атака звука, резонаторы, украшения в голосе. Сценический образ, сценические движения, ансамблевое исполнение, дикция, артикуляция, унисон, звуковедение.

Распевание и артикуляционная гимнастика.

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой ( «Насос», «Кошка», «Воздушные шары»), комплекс упражнений для быстрого разогрева вокального аппарата Ирины Цукановой, упражнения Анны Комлевской («Бим-Бом», «Громко–тихо», «Мычание», «Расслабление»), классические распевки для подготовки голоса к пению ( развитие дикции, артикуляции, плавного звуковедения, работы диафрагмы, расширение диапозона).




Вокальная работа.

Репертуар: «Если мы возьмемся за руки», «Мы рисуем», «Я бы хотела нарисовать мечту», «Лодочка», «Все ли можно сосчитать», «Для чего», «За мечтой», «Гномы лиллипутики», «Рыжий кот», «Снеговик», «Свободная птица», Земля в твоей ладони», «Плыви, дельфин», «Мама», «Мечтай», «5 минут до урока», «Радуга желаний», «Я устала», «Доброта», «Друзья», «Кораблик», «Снится сон», «Замок из песка», «Светит солнышко для всех», и др.

Методическое обеспечение программы

Приёмы и методы работы

 1. словесный;

2. зрительный;

3. демонстрационный;

4. вопросно-ответный.

5. использование дидактического материала: иллюстративный материал; методические разработки; ноты, детские музыкальные инструменты; фланелеграф; игрушки.



На занятиях используются различные формы проведения занятий:

  • беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируемые поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями;

  • традиционные практические занятия, на которых дети разучивают песни;

  • занятие – постановка,

  • тематические занятия,

  • репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей;

  • занятие концерт (заключительное занятие, завершающее тему). Проводится для самих детей, педагогов, гостей;

  • выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.

Традиционное занятие состоит из следующих этапов:

  • музыкальное приветствие;

  • артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика;

  • игры на развитие речевого и певческого дыхания, музыкального слуха, памяти;

  • усвоение певческих навыков (распевание);

  • разучивание песен;

  • инсценировка хорошо знакомых песен или музыкально-ритмические движения;

  • итог занятия.

Учитывая, что дошкольники и дети младшего школьного возраста любят игровые моменты, подбираются упражнения таким образом, чтобы каждое имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят детей к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос, разучивать более сложный материал в старшей группе студии. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, non legato. Каждую песню дети сопровождают свойственными её характеру и содержанию ритмическими или танцевальными движениями.

Движения – это средства для передачи того, что выражено в песне, движение помогает детям полнее и глубже понять содержание исполняемого репертуара, придают исполнению особую выразительность и красочность. Поэтому большое значение на занятиях придаётся разучиванию музыкально-ритмических композиций и танцевальных элементов. Через движения дети глубже понимают, распознают музыкальные средства выразительности – темп, динамику, регистры, различают музыкальные жанры.

Техническое оснащение занятий:

  • синтезатор или фортепиано,

  • музыкальный центр,

  • ноутбук,

  • СД-диски с фонограммами «Детские песенки»,

  • микрофоны.

Список литературы

  1. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. - СПб, 2005 г.

  2. Консультации для родителей «Охрана детского голоса», «Влияние музыки на психику ребёнка».

  3. Костина Э. П. Камертон (программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста). – М.: Линка - Пресс, 2008 г.

  4. Орлова Т. М., Бекина С. И. - Учите детей петь. - М., 1998 г..

  5. Радынова О. П., Груздова И. В., Комиссарова Л. Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М., 1999 г.

  6. Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности.

  7. Шаинский В. Избранные песни. - М., 1985 г., СПб, 1999 г..


    .

Модуль «Сольное пение»

Модуль «Сольное пение» разработан для индивидуальных занятий эстрадным вокалом с детьми, имеющими высокий уровень развития музыкальных способностей и высокую мотивацию к занятиям сольным пение. В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений.

Эстрадный вокал - полноценный предмет вокальной педагогики, так как голос – самый естественный, но при этом сложный и нежный музыкальный инструмент, которым надо учиться пользоваться. Задача эстрадного исполнителя - поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

Модуль «Сольное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.

Возраст обучающихся: 5-12 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Цель - обучение певческим навыкам обучающихся, развитие их творческих способностей.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию вокальных навыков: певческое дыхание, артикуляция (формирование певческих гласных и четкости произношения согласных), звукообразование, различные приемы звукоизвлечения (staccato, non legato, legato);

- способствовать формированию художественного восприятия музыки; бережного отношения к слову;

-вырабатывать умение разбираться в эмоциональном содержании текста;

- знакомить с лучшими образцами современной и народной музыки.

Развивающие:

-развить музыкальные способности: слух, память, чувство метроритма;

-развить эмоциональную отзывчивость, критическое отношение к художественному уровню произведения.

Воспитательные:

-воспитывать общий культурный уровень и хороший эстетический вкус;

-воспитывать потребность в общечеловеческих ценностях (любовь к Родине, культуре, труду, человеку);

-воспитывать социальную активность, желание реализовываться в обществе.

Организация и режим занятий:

Занятия Сольным пением проводятся индивидуально, один раз в неделю. Продолжительность занятий - 30 минут.

Ожидаемый результат модуля:

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели: выразительность пения, владение певческими умениями, техникой певческого исполнительства, желание петь в группе, на сцене и в домашней обстановке.

Формы подведения итогов реализации программы

Успешность и эффективность работы по программе отслеживается с помощью следующих способов оценки:

  • наблюдение за работой детей, оценивание степени их вовлечения в различные виды деятельности, устойчивость интереса, эмоциональное состояние детей, анализ и проводит корректировка образовательного процесса в соответствии с потребностями и возможностями ребёнка;

  • проведение промежуточной аттестации и итогового контроля обучающихся в форме исполнения номеров с целью проверки знаний, умений и навыков и выяснения степени усвоения программы;

  • участие в концертах.


Учебно-тематический план (36 часов)

1 год обучения

Содержание

Общее кол-во часов

1. Певческая установка.

2

2. Распевание. Формирование певческого дыхания.

10

3. Разучивание и пение песен.

Формирование вокально-фонационных навыков

Формирование певческой артикуляции

Формирование звуковысотного интонирования

10

4. Работа с микрофоном

6

5. Работа над сценическим образом

6

6. Выступления на концертах, конкурсах

2

Итого:

36



Учебно-тематический план (36 ч.)

2 год обучения

Содержание

Общее кол-во часов

1. Певческая установка.

2

2. Распевание. Формирование певческого дыхания. Пение на опоре. Дыхательная гимнастика.

6

3. Разучивание и пение песен.

Формирование вокально-фонационных навыков

Формирование певческой артикуляции

Формирование звуковысотного интонирования

12

4. Работа с микрофоном

6

5. Работа над сценическим образом

6

6. Выступления

4

Итого:

36


Учебно-тематический план (36 часов)

3 год обучения

Содержание

Общее кол-во часов

1. Певческая установка.

2

2. Распевание. Формирование певческого дыхания. Пение на опоре. Дыхательная гимнастика.

8

3. Разучивание и пение песен.

Формирование вокально-фонационных навыков

Формирование певческой артикуляции

Формирование звуковысотного интонирования

10

4. Работа с микрофоном

6

5. Работа над сценическим образом

6

6. Выступления

4

Итого:

36


Содержание программы

На примере подобранного репертуара осуществляется более углублённая работа с солистами над развитием отдельных певческих навыков – чистотой интонирования, звуковедением, дыханием, дикцией и артикуляцией; сценическим образом. Обучающийся участвует в подборе песен для исполнения, выборе сценических движений, учится правильно обращаться с микрофоном.

На каждого солиста разрабатывается индивидуальный план обучения на год в зависимости от начального уровня развития певческих, актерских навыков.


Методическое обеспечение

Методы обучения:

- демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, Личный пример);

- словесный (беседа, рассказ, обсуждение);

- практический (разучивание по элементам, по частям, целиком);

-метод анализа (все выступления в процессе обучения детей желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления).

В основе педагогическою процесса в классе эстрадного пения лежат следующие педагогические принципы:

-единство художественного и технического развития певца;

-постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;

-индивидуальный подход к учащемуся.

Этот принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер.

Работа над вокально-исполнительской техникой ведется систематично на основе вокального учебно-тренировочного материала, включающего упражнения на различные виды вокальной техники.

Первостепенное значение в работе над исполнительской техникой имеют вокальные упражнения, так как именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, особенно в начальной стадии, освоения новых вокально-технических элементов и приемов пения.

Материально-техническое оснащение:

- инструмент (синтезатор);

-кабинет;

-компьютер;

-звукоусиливающая аппаратура;

-зеркало;

-записи инструментальных фонограмм (для сопровождения голоса);

-нотный материал (репертуар);

-микрофон.

Дидактический материал.

Нотная литература, плакаты, словарь терминов, фонотека, монитор.


Список литературы

  1. Абт Ф. Вокализы и упражнения

  2. Гонтаренко Н. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. – Ростов на Дону, Феникс, 2007

  3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – Музыка, 1968

  4. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – Музыка, 1987

  5. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. - М.: Книжкин Дом, 2006 .

  6. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.,1984

  7. Кленов А. Там, где музыка живет

  8. Риггс Сэт Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. – М., 2000

  9. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала, 2007

  10. Севастьянов А. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и вокала

  11. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992

  12. Ховард Э. и Ховард О. Вокал для всех. – М., 2007


Модуль «Вокально-хореографические постановки»

Современное эстрадное искусство сочетает в себе все направления эстрады: театр, вокал, хореография, некоторые элементы шоу.

Во все времена неотъемлемой частью человеческой культуры является театр.

Все имеющиеся в арсенале человека выразительные средства используются здесь в той, или иной степени, следовательно, значение этого вида искусства для развития человеческой личности трудно переоценить. К нему – театру – можно обращаться и как к универсальной модели познания мира.

Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства. Но самой близкой детям является форма эстрадного мастерства. Как наиболее гибкая театральная форма, эстрада позволяет находить близкие точки соприкосновения с современной жизнью. А краткость эстрадных произведений позволяет пройти через большее разнообразие эмоциональных впечатлений.

Эстрада подразумевает наличие у исполнителя владения многими навыками: В вокальном искусстве он должен уметь одинаково хорошо петь, владеть актёрским мастерством, искусством звучащего слова и сценическим движением. В хореографическом искусстве – хорошо танцевать, равноценно владеть навыками классического танца, джаз танца, акробатикой, ритмикой. В том и другом случае исполнитель должен быть синтетически развитым актёром. Только студийный метод преподавания вышеуказанных творческих дисциплин позволит создать синтетически развитого исполнителя.

Вокально-хореографические номера, музыкальные спектакли, сказки, детские мюзиклы пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее на сцене действие и как актёры исполнители и как зрители.

Цель – создание вокально-хореографических концертных номеров

Задачи.

Обучающие:

- способствовать формированию вокально-ансамблевых навыки: пение на 2 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

- обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

- обучить навыкам правильного и выразительного движения в области народной и современной хореографии.

Развивающие:

- развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- развивать умение держаться на сцене.

- развивать музыкально-ритмические навыки.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус обучающихся;

- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

- воспитывать чувство коллективизма;

- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с

партнёрами.

Режим занятий:

Занятия проводятся со второго года обучения по программе «Домисолька» по двум вариантам:

  • Один раз в неделю 40 минут;

  • Один раз в неделю 40+40 минут.


Ожидаемые результаты.

Результатом программы для обучающихся 2 года обучения может стать исполнение в концертах коллектива 2-3 песен, мини-спектаклей, а для обучающихся 3 года обучения, кроме исполнения песен, также возможно участие детей в театральных постановках коллектива. На этом этапе можно начать разучивание несложного детского мюзикла.


Формы подведения итогов реализации программы.

Успешность и эффективность работы по программе отслеживается с помощью следующих способов оценки:

  • наблюдение за работой детей, оценивание степени их вовлечения в различные виды деятельности, устойчивость интереса, эмоциональное состояние детей, анализ и проводит корректировка образовательного процесса в соответствии с потребностями и возможностями ребёнка;

  • проведение промежуточной аттестации и итогового контроля обучающихся в форме исполнения номеров с целью проверки знаний, умений и навыков и выяснения степени усвоения программы;

  • участие в концертах.






Учебно-тематический план (1 вариант - 36 ч.)

2 год обучения

Наименование раздела

Часы

Всего

Теорет.

Практ.

1.

Общеразвивающие игры

-

6

6

2.

Работа над дикцией

1

5

6

3.

Разучивание основных движений вокально-хореографического номера

1

11

12

4.

Работа над исполнительским мастерством

2

10

12


Всего

4

32

36


Содержание модуля

На каждом занятии отводится 10 минут на театральные игры (общеразвивающие и специальные театральные игры). Это игры направленные не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Эти игры помогают развивать такие качества как – внимание и наблюдательность, воображение и фантазию, смелость и находчивость, умение ориентироваться в окружающей обстановке.

Разучиваются концертные номера, в которых обучающиеся учатся петь и танцевать одновременно, эмоционально раскрывая идею номера. Наиболее способные дети принимают участие в музыкально-театральных постановках студии. Определяется характер группы, творческий потенциал, выявляются наиболее способные и заинтересованные дети.


п/п

Тема

Образовательные задачи

Методы и приёмы

Формы

Оборудование ТСО

1

Общеразвивающие игры, направленные на развитие


развивать:

-внимание,

-координацию движений,

-наблюдательность,

-быстроту реакции,

-воображение,

-память,

-фантазию,

-согласованность действий,

-ориентировку в пространстве,

-чувство ритма,

-слуховое и зрительное внимание

игровые

групповые

методическое пособие студии, магнитофон

2

Работа над дикцией (скороговорки,

потешки)

способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию

словесные, собственный показ

групповые, индивидуальные

методические пособия

3.

Разучивание основных движений вокально-хореографического номера

учить двигаться в соответствии с содержанием песни

собственный показ

групповые, индивидуальные

магнитофон, СD

4.

Работа над исполнительским мастерством

учить петь и танцевать одновременно, осмысленно и выразительно исполнять произведения. Прививать элементарные навыки сценической культуры


объяснение, собственный показ

групповые, индивидуальные

магнитофон, СD,

Микрофоны


Учебно-тематический план (2 вариант - 72 часа)

Наименование раздела

Часы

Всего

Теорет.

Практ.


1.

Общеразвивающие игры

-

12

12

2.

Работа над дикцией

2

10

12

3.

Разучивание основных движений вокально-хореографического номера

2

22

24

4.

Работа над исполнительским мастерством

4

20

24


Всего

8

64

72


Содержание модуля

п/п

Тема

Образовательные задачи

Методы и приёмы

Формы

Оборудование ТСО

1

Общеразвивающие игры направленные на развитие


развивать:

-внимание,

-координацию движений,

-наблюдательность,

-быстроту реакции,

-воображение,

-память,

-фантазию,

-согласованность действий,

-ориентировку в пространстве,

-чувство ритма,

-слуховое и зрительное внимание

игровые

групповые

методическое пособие студии, магнитофон

2

Работа над дикцией (скороговорки,

потешки)

способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию

словесные, собственный показ

групповые, индивидуальные

методические пособия

3.

Разучивание основных движений вокально-хореографического номера

учить двигаться в соответствии с содержанием песни

собственный показ

групповые, индивидуальные

магнитофон, СD

4.

Работа над исполнительским мастерством

учить петь и танцевать одновременно, осмысленно и выразительно исполнять произведения. Прививать элементарные навыки сценической культуры


объяснение, собственный показ

групповые, индивидуальные

магнитофон, СD,

Микрофоны

Учебно-тематический план (1 вариант - 36 ч.)

3 год обучения

Наименование раздела

Часы

Всего

Теорет.

Практ.

1.

Общеразвивающие игры

-

6

6

2.

Работа над дикцией

1

5

6

3.

Разучивание основных движений вокально-хореографического номера

1

11

12

4.

Работа над исполнительским мастерством

2

10

12


Всего

4

32

36


Содержание модуля

п/п

Тема

Образовательные задачи

Методы и приёмы

Формы

Оборудование ТСО

1

Общеразвивающие игры направленные на развитие


развивать:

-внимание,

-координацию движений,

-наблюдательность,

-быстроту реакции,

-воображение,

-память,

-фантазию,

-согласованность действий,

-ориентировку в пространстве,

-чувство ритма,

-слуховое и зрительное внимание

игровые

групповые

методическое пособие студии, магнитофон

2

Работа над дикцией (скороговорки,

потешки)

способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию

словесные, собственный показ

групповые, индивидуальные

методические пособия

3.

Разучивание основных движений вокально-хореографического номера

учить двигаться в соответствии с содержанием песни

собственный показ

групповые, индивидуальные

магнитофон, СD

4.

Работа над исполнительским мастерством

учить петь и танцевать одновременно, осмысленно и выразительно исполнять произведения. Прививать элементарные навыки сценической культуры


объяснение, собственный показ

групповые, индивидуальные

магнитофон, СD,

Микрофоны


Учебно-тематический план (2 вариант - 72 часа)

Наименование раздела

Часы

Всего

Теорет.

Практ.


1.

Общеразвивающие игры

-

12

12

2.

Работа над дикцией

2

10

12

3.

Разучивание основных движений вокально-хореографического номера

2

22

24

4.

Работа над исполнительским мастерством

4

20

24


Всего

8

64

72


Содержание модуля

п/п

Тема

Образовательные задачи

Методы и приёмы

Формы

Оборудование ТСО

1

Общеразвивающие игры направленные на развитие


развивать:

-внимание,

-координацию движений,

-наблюдательность,

-быстроту реакции,

-воображение,

-память,

-фантазию,

-согласованность действий,

-ориентировку в пространстве,

-чувство ритма,

-слуховое и зрительное внимание

игровые

групповые

методическое пособие студии, магнитофон

2

Работа над дикцией (скороговорки,

потешки)

способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию

словесные, собственный показ

групповые, индивидуальные

методические пособия

3.

Разучивание основных движений вокально-хореографического номера

учить двигаться в соответствии с содержанием песни

собственный показ

групповые, индивидуальные

магнитофон, СD

4.

Работа над исполнительским мастерством

учить петь и танцевать одновременно, осмысленно и выразительно исполнять произведения. Прививать элементарные навыки сценической культуры


объяснение, собственный показ

групповые, индивидуальные

магнитофон, СD,

Микрофоны



Методическое обеспечение

- реквизит для репетиций;

- фонотека;

- видеотека;

- костюмы;

- реквизит: зонтики, шляпки и т.д.

-микрофоны.


Список литературы

Книги

  1. Алексеева А.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка – М., 1998.

  2. Афанасьев С. Весёлые каникулы. Настольная книга для воспитателя. – М., 2004.

  3. Афанасьев С., Коморин С. Весёлые конкурсы для больших и маленьких. – М., 2004.

  4. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. - М., 1964 г

  5. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов. - Санкт-Петербург, 1996 г.

  6. Барышникова Т. Внимание дети! Азбука хореографии. – М., 2001.

  7. Бежар М. Мгновения в жизни другого. Мемуары. – М., 1989.

  8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – СПб., 2000.

  9. Буренина А., Саутко Т. Топ-хлоп малыши. – СПб., 2001.

  10. Васильева В. Танец. - М., 1968 г.

  11. Василькова Н. Праздничные сказки и сказочные праздники. – М., 2002.


  1. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. Приложение к методике психогимнастики и игротренинга. – СПб., 1996.

  2. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. – М., 2000.


Периодические издания

  1. Дети. Молодёжь. Театр. Образование. Всероссийская научно-практическая конференция. Тезисы докладов. – М., 2001

  2. «Диалог» со школой-ансамблем танца «Созвездие».//Вестник Дворца творчества детей и юношества, № 30. – Петрозаводск, 1999.

  3. Захаров В.М. Радуга русского танца./Библиотечка в помощь художественной самодеятельности, № 5. – М., 1986.

  4. Историко-бытовой танец.//Методическая разработка для преподавателей КПУ, Хореографических школ и школ искусств,№ 2. – М., 1988.

  5. Латыйпова Т.Г., Губенко Е.Х. Онегинский бал. Методические пособие из серии «Я вхожу в мир искусства».

  6. Танцевальный Клондайк. Газета про все танцы. – М., 2003




Скачать

© 2019 395 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!