Приложение 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
_________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Сальского района
МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык
______________________________________________________________________________________
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ________________________ А. А. Подгорная Протокол педагогического совета № 1 от 28.08.2024 | | «Утверждаю»: и.о. директора МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык Приказ от «28» августа 2024 г. № 191 ________________ И. С. Лотник |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Доноведение»
для 2 класса
начального общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель: Филипенко Оксана Фёдоровна,
учитель начальных классов
с. Новый Егорлык, 2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализует социальное направление внеурочной деятельности.
При разработке рабочей программы использованы основные федеральные и региональные нормативные правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
-
-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 года №30-51-433/16)
-
«О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13)
-
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16)
-
Гигиенические требования к условиям организации внеурочной деятельности.
Цель курса:
Задачи:
1.Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Развивающие:
-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.
3.Воспитательные.
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;
-воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Общая характеристика программы
Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Актуальность программы. Начальная школа призвана создать условия для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
В связи с этим необходим поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательной деятельности, одним из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день актуальны программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемый материал о культурном наследии, природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью.
Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков – «Я и Окружающий мир», «Природа Донского края», «Человек и природа», «Жизнь на Дону», «Яркие страницы истории земли Донской».
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.
Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Формы проведения учебных занятий: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания; учебная игра, ролевая игра; КВН; заочная экскурсия; тематические задания по подгруппам.
Виды и формы учебной деятельности:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности ( селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Место курса в рамках кружка «Доноведение» в плане внеурочной деятельности
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
На основании учебного плана МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко на 2024-2025 учебный год в рамках федерального государственного стандарта начального общего образования на изучение программы кружка внеурочной предметной деятельности «Доноведение” во 2 классе отводится 34 часа в год, занятия проводится 1 раз в неделю. Фактически будет проведено – 33 часа.
Количество часов в год – 33 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в I четверти – 8 часов.
Количество часов во II четверти – 8 часов. Количество часов в III четверти – 11 часов.
Количество часов в IV четверти – 6 часов.
Содержание программы (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (2ч)
Экскурсии1
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края».Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
знать:
-
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
-
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
-
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
-
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
-
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
-
государственную символику Ростовской области, своего района;
-
важнейшие события в истории родного края;
-
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
-
родственные связи в семье;
-
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
-
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
-
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
-
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
-
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
-
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
-
описывать наиболее важные события истории родного края;
-
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
-
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
-
приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
-
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
-
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
-
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела или урока | Кол-во часов | Цифровые образовательные ресурсы | Воспитательный потенциал |
1 | Я и окружающий мир. | 5 | http://school-collection.edu.ru | Духовно-нравственное |
2 | Жизнь на Дону. | 7 | http://viki.rdf.ru/item/395/download/ http://school-collection.edu.ru | Экологическое |
3 | Природа Донского края | 19 | http://school-collection.edu.ru | Гражданско-патриотическое |
4 | Человек и природа | 3 | http://school-collection.edu.ru | Экологическое |
Календарно тематическое планирование по курсу «Доноведение» 2 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Число | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир -2ч. |
1 | С чего начинается Родина… презентация | 1 | 06.09 | 1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села ( города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | 1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
2 | Школа- светлая гавань детства. | 1 | 13.09 |
Жизнь на Дону – 1ч. |
3 | С днём рождения, родное село! | 1 | 20.09 | 1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. | 1.Составление альбома о родном городе(селе). 2.Выставка рисунков, фотографий. 3.Праздничное представление. |
Я и окружающий мир -1ч. |
4 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | 27.09 | 1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице: –правила перехода через проезжую часть; -сигналы светофора; -правила посадки и высадки из общественного транспорта; -дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. | 1.Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассазжиры» 2.Рисование макета»Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
Природа Донского края – 10 ч. |
5-6 | Природа (экскурсия) «Учимся наблюдать» Викторина «Живая и неживая природа родного края» | 1 1 | 04.10 11.10 | 1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. | 1.Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
7 | Село и природа ( экскурсия) | 1 | 18.10 | 1.Систематизировать знания детей о природе родного села | 1.Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города(села)», «Фауна родного года (села)». |
8-9 10 | Что за дерево такое? презентация Кустарники (экскурсия) | 2 1 | 25.10 08.11 15.11 | 1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 3-4) вида. 2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека ( на примере растений родного края) | 1.Игра «У кого детки с этой ветки ?» 1.Сбор трав и изготовление гербария. 2.Композиционное панно из растений. |
11-12 | Травушка-муравушка | 2 | 22.11 29.11 | 1.Исследовательская деятельность по проблемам»Дерево моего края», «Кустарники моего края» |
13 | Растения и мы. презентация | 1 | 06.12 | 1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. 2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. 3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. | 1.Игра «Фитоаптека» 2.Изготовление справочника лекарственных трав. |
14 | Краски Тихого Дона. презентация | 1 | 13.12 | 1.Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. | 1. Чтение стихов о родном крае. 2.Рисование пейзажей родного края. |
Я и окружающий мир -2ч. |
15 | Моё имя, отчество, фамилия. презентация | 1 | 20.12 | 1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. 2.Углубить понятие «семья». 3.Рассмотреть на основе знаний уч-ся понятие «семейная родословная» | 1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». 2. Мини – сочинение «Любимый семейный праздник». |
16 | Что ты знаешь о роде своём. | 1 | 27.12 |
Жизнь на дону - 3 |
17 | Обряды на Дону. презентация | 1 | 10.01 | 1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. | 1.Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы – Масленички. |
18 | Зимние обряды. презентация | 1 | 17.01 |
19 | Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 1 | 24.01 |
Природа Донского края – 9 ч. |
20 | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | 31.01 | 1.Расширить представление о животном мире родного края. | 1. Наблюдение за животными в природе, дома. 2.Посещение краеведческого музея. |
21 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | 07.02 | 1.Расширить представления о домашних животных родного края ( 3-4 представителя каждого вида) 2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. | 1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» 2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» |
22 | Мой домашний милый друг. | 1 | 14.02 | 1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО. 2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях | 1. Наблюдение за животными дома. 2.Мини-сочинение о своём домашнем животном. |
23 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. презентация | 1 | 21.02 | 1.Закрепить правила безопасного обращения с животными. | 1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг» |
24 | Родные просторы. (экскурсия) | 1 | 28.002 | 1.Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) | 1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. 2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома» |
25 | Чем богаты наши недра. презентация | 1 | 07.03 | 1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. | 1.Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
26 | Что такое почва? | 1 | 14.03 | 1.познакомить с понятием «почва», её составом, образованием. 2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. | 1.Опыты: исследование состава почвы. |
27-28 | Почва нам и стол и дом. | 2 | 21.03 04.04 |
Человек и природа -3 ч. |
29 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. (экскурсия) | 1 | 11.04 | 1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. | 1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
30 | Человек- хозяин природы? | 1 | 18.04 | 1.Показать влияние человека на природное сообщество. | 1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества |
31 | Спасём и сохраним! | 1 | 25.04 | 1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. | 1. Ролевое театрализованное представление. |
Жизнь на Дону – 3ч. |
32-32 | День освобождения (экскурсия в исторический музей) презентация | 1 | 16.05 16.05 | 1.Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. | 1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике. |
33 | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | 23.05 | 1.Закрепление и уточнение знаний, полученных на занятиях. | 1.Командная игра. |
Материально-техническое обеспечение:
-
Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013
-
Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
-
Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 1 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
-
Примерные программы по внеурочной деятельности федерального базисного учебного плана;
-
Примерные программы по внеурочной деятельности. Начальная школа (Новый стандарт), Москва 2012год.
Печатные пособия.
1.Картины русских живописцев с изображением природы Донского края 2. Картины животного мира Ростовской области | 3. Картины растительного мира Ростовской области 4. Гербарий |
Учебно – практическое оборудование кабинета
1.Доска с магнитной поверхностью.
2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
3. Экспозиционный экран.
5. Компьютер.
6. Мультимедийный проектор.
7. Принтер (мфц).
8. Стол учительский.
9. Стол ученический ( 15 шт. )
Экранно - звуковые пособия.
СD | DVD |
1. Презентация к курсу Доноведение 2. Детский энциклопедический словарь» | 3. «Вокруг света» | «Русские народные сказки». «Времена года». Гимн России |
Сайты
№ п\п | Название |
-
| Педсовет_su - сайт |
-
| Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ |
-
| Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru |
-
| Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru |
-
| Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info |
-
| Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru |
-
| Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru |
-
| Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru |
1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
10