СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный карандаш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный карандаш"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный карандаш"»

































































Пояснительная записка

Учебная рабочая программа «Волшебный карандаш» для 4 класса разработана на основе программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш», 1-4 классы. Авторы Н.А.Лимова,Т.М.Шиловская, М.В. Хлопова. Внеурочная деятельность направлена на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность.

Актуальность программы «Волшебный карандаш» связана с тем, что в Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Новизна программы прослеживается в формировании эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления, воображения и эмоционального восприятия действительности.

Особенность программы заключена в способе введения детей в «большое искусство»: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети постепенно усваивают язык художника.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности младшего школьника посредством приобщения к изобразительной деятельности.

Задачи: 

  1. Развивать нравственно-эстетические чувства, которые проявляются у детей сначала в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности;

  2. Развивать творческие качества личности, которые помогут ребёнку создавать новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения;

  3. Воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству;

  4. Учить работать с цветом при выполнении живописных работ;

  5. Закладывать первоначальную основу формирования у детей ценностных ориентаций (умение высказывать личностное отношение к картине, к изображённым на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни).

  Авторская программа рассчитана на 34 часа , базисный учебный план школы - на 34 учебных недели. .

На 1 час увеличены разделы «Творение рук человеческих», «Лицо времени».

Планируемые результаты изучения курса

Изучение курса «Волшебный карандаш» направлено на получение следующих результатов:

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):

  • приобретение школьниками знаний о значении изобразительного искусства в жизни человека, о роли архитектуры в жизни человека, о видах художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство), о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о шедеврах русского искусства, о русских художниках, о ведущих художественных музеях России, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, к русской художественной культуре, к народному художественному творчеству, к произведениям русских художников, скульпторов, архитекторов, русских мастеров.

3. Результаты третьего уровня (приобретения школьниками опыта самостоятельного социального действия):

  • школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно - творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.


Содержание программы. Четвертый год.

Раздел 1. Искусство древней Руси (8ч.)

Искусство в первых государственных образованиях русских племен. Роль христианства в зодчестве и живописи этого времени. Византийские образцы, оказавшие влияние на русскую культуру. Народное декоративное и изобразительное творчество – источник русского искусства на этапе его становления. Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчистве, фреске, декоративном искусстве Руси. Начало русской иконописи. Деревянные христианские церкви. Каменные храмы 11 века (показ слайдов). Собор Святой Софии в Новгороде. Юрьев монастырь в Новгороде 12 век. Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский.успенский собор. Владимир. Храм покрова на Нерли. Владимир. Дмитриевский собор во Владимире. Историческая справка строительства храмов, особенности зодчества, резных изображений, фресковой росписи храмов. Первые иконы Византии 5-6 веков. Виды икон: портретные, сюжетные, житейские. Техника иконописи. Показ слайдов. Иконы с изображением Богоматери. Иконы Андрея Рублева. Библейские и евангельские сюжеты росписи православных храмов. Византийский мастер Феофан Грек. Фрески и росписи храмов. Феофановская школа.

Иконопись – господствующее искусство 25 века. Самобытный характер русской иконописи. Новгородская школа живописи. Иконы XV века. Стремление передать облик новгородцев в иконописи. сочетание в облике святых черт христианских мучеников с качествами древнерусских божеств. Псковская школа. Летописные сведения о росписи московских храмов XIV века. Появление московской школы живописи. Расцвет московского искусства в 80-е годы XIV века. Москва – столица могучей державы. Лучшие зодчие на строительстве Москвы. Аристотель Фиорафанти «успенский собор в Москве». Грановитая палата московского кремля. Интерьер Благовещенского собора. Покровский собор (Василия Блаженного) в Москве. Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий. Работы мастерской Феодосия.

Основная задача искусства – православие Руси. Интерес к изображению бытовых сцен и деталей, к подробному повествованию жанре миниатюры в XVI веке. Памятники миниатюры – «Лицевое Евангелие» Феодосия. Появление картин быта, природы, людей в современном обличии, светских мотивов и обрядов.

Раздел 2. Искусство XVII века (2ч.)

Основной художественный центр – Оружейная палата. Мастера Оружейной палаты: Cимон Ушаков, Гурий Никитин, Сила Савин. Живоподобность и пышно-декоративность русской иконописи конца XVII века. Парсуна – иконный портрет (посмертный или пожизненный) той или иной персоны. Переход от религиозного искусства к летскому. Показ слайдов.

Задача живописи – отражение реальной действительности. Расширение кругов сюжетов. Включение в религиозные композиции наряду с бытовыми сценами пейзажа. Попытки передать индивидуальность человека. Основная тема росписи – деяния апостолов. События русской истории в росписи Грановитой палаты. Роспись церкви Ильи пророка в Ярославле; светские моменты преобладают над религиозным содержанием. ярославская живопись. Изображение фигур святых на фоне пейзажа.

Раздел 3. Искусство XVIII века (9ч.)

Переход от религиозных форм к светским. Грандиозные масштабы строительства в новой столице – Санкт-Петербурге. Монументальные постройки по образцу античных времен и эпохи барокко. Мастера – строители, архитекторы и инженеры: Г. Киавери, Д. Тризини. Показ слайдов. Русские архитекторы М.Г. Земцов, И К. Коробков. Информация о них и их работах. Показ слайдов. Появление интереса к круглой скульптуре. декоративная скульптура на стенах летнего дворца в Петербурге. Деятельности Растрелли в России. видные представитель русской скульптуры: А.С. Хрентиков, М.П. Павлов. Приход в Россию искусства масляной живописи. Крупные портретисты начала XVIII века - историческая информация о художниках и картинах.

Особенности стиля барокко. Тип усадьбы. Пейзажные натуральные парки. Дворцовые и церковные сооружения. Информация о зодчих XVII века и их строениях. Показ слайдов. Петр I и идея создания Академии художеств. Основа художественного воспитания молодого художника – освоении творческого опыта великих мастеров прошлого. Организация обучения в Академии художеств. Архитектурный класс в Академии художеств. Широкое развитие статуи и портретного бюста в XVII веке. Скульптор-портретист Ф.И. Шубин. Информация о скульптуре Ф.И. Шубине «Портрет А.М. Голицина», «Портрет М.В. Ломоносова». Цикл исторических портретов: это 58 мраморных рельефных портретов. Создатель памятника Петру I («Медный всадник») Э.М. Фальконе. Черты классицизма в творчестве скульпторов. Исторический жанр в Академии художеств – исторические события, легенды, христианская и античная мифология. XVIII век в русской живописи –расцвет исторической картины. Основоположник исторической живописи в Академии художеств – А.П. Лосенко. Информация о художнике А.П. Лосенко и его картинах «Зевс и Фемида», «Прощание Гектора с Андромахой». Видный мастер И.А. Акимов. Художник П.И. Соколов. Историческая справка о творчестве художников и показ слайдов. гражданский пафос, служение Отечеству, поклонение красоте, любовь в античных сюжетах русских художников. Раскрытие внутреннего мира героя в камерном портрете художников XVIII века. Информация о художниках : Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, Л.С. Миропольский, И.И. Фирсов, В.Л. Боровиковский. Показ слайдов. Мифологизированные, аллегорические и костюмированные портреты художников. Показ слайдов.

Раздел 4. Искусство XIX века (10ч)

Идеи героизма и патриотизма доблести в величественных архитектурных образах. Усиление гражданственного содержания, мощь и простота форм в решении градостроительных задач. Мастера-архитекторы. Информация об архитекторах и их проектах. А.П. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов.

Тематика героики и национального торжества в монументальной скульптуре по случаю победы в Отечественной войне 1812 года. Союз ведущих мастеров скульптуры с выдающимися зодчими России. Скульптурное убранство знаменитых зданий Главного штаба, Горного института, Адмиралтейства и др. историческая справка. Показ слайдов.

Начало XIXвека – эпоха романтического портрета и исторического жанра. творчество художников А.И. Иванова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева на исторические и библейские сюжеты. Портретные работы О.А. Кипринского. Историческая справка и показ слайдов. Творчество В.А. Тропинина. Исторический очерк и показ слайдов. Изображение реального мира русскими пейзажистами. Ландшафт и виды городов в творчестве А.Е. Мартынова. Пейзажи С.Ф. Щедрина. Развитие бытового жанра в творчестве художников XIX века. А.Г. Веницианов «Гумно», «Жницы», «Крестьянка с васильками». К.П. Брюллов «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи». А.А. Иванов «Явление Христа народу» - исторический очерк о художнике и картине. Интерьер и натюрморт в творчестве И.Т. Хруцкого. Бытовой жанр русской живописи в творчестве художников. Исторический жанр в творчестве художников XIX века. Тема русского эпоса в творчестве В.М. Васнецова «Витязь на распутье», «Аленушка». Распростронение сатиры. Авторы карикатур : И.А. Иванов, Н.А. Степанов. Пейзажная гравюра в творчестве С.Ф. Галактионова (пейзажи Петербурга и его окресностей). Иллюстрации к литературным произведениям. Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя. А.И. Лебедев. Иллюстрации к произведениям А.Н. Некрасова.

Создание товарищества передвижных выставок в 1870 году. Идеологические вожди передвижников И.И. Крамской и критик Стасов. Метод критического реализма в правдивом изображении жизни и истории народа, родной природы. Художники – реалисты, вошедшие в товариществ: Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Ярошенко, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.М. Прянишников, И.Е. Репин, В.Д.Поленов, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан. Информация о художниках и показ слайдов картин.

Раздел 5. Искусство XX века (5 ч)

Возникновение новой эстетической пластической концепции – импрессионизма. Взгляд на мир художника К.А. Коровина «Парижские огни» (французские пейзажи). Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая историческая картина в творчестве В.А. Серова «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Похищение Европы», «Петр I».

Популяризация русского и западноевропейского искусства художниками объединения «Мир искусства» (1898-1924) и объединения «Союз русских художников» (1903-1923). Новый тип исторической картины, пейзажа, портрета художников «Мира искусства». Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России – один из основных жанров «Союза русских художников». Остроагитационная направленность плаката. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи для быстрой доходчивости того, что изображено на плакате. Художники-плакатисты. Д.С. Моор, В.Н. Дени, В.В. Лебедев. плакаты Кукрыниксов.


Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о значении изобразительного искусства в жизни человека, о роли архитектуры в жизни человека, о видах художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, ДПИ), о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о шедеврах русского искусства, о художниках, о ведущих художественных музеях, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, к русской художественной культуре, к народному художественному творчеству, к произведениям русских художников, скульпторов, архитекторов, русских мастеров.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опята самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно-творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.


Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема занятия

Кол. часов

ДАТА

Примечание

план

факт

Раздел 1. Искусство древней Руси 8ч.




1

Зарождение и становление искусства Древней Руси в 9- 13 веках.

1

01.09



2

Архитектурные памятники Древней Руси.

1

08.09



3

Иконопись.

1

15.09



4

Величайший живописец 14 века –Феофан Грек.

1

22.09



5

Рассвет древнерусской живописи в 15 веке.


29.09



6

Московская школа живописи. Андрей Рублёв.

1

06.10



7

Московское зодчество 15-16 веков.

1

13.10



8

Прославление Руси в живописи 16 века.

1

20.10



Раздел 2. Искусство 17 века

2ч.




9

Зарождение реализма в изобразительном искусстве 17 века.

1

10.11



10

Отражение реальной действительности в изобразительном искусстве 17 века.

1

17.11



Раздел 3. Искусство 18 века 9 ч




11

Классицизм в архитектуре 18 века.

1

24.11



12

Расцвет скульптуры в18 веке.

1

01.12



13

Портретная живопись начала 18 века.

1

08.12



14

Батальные сюжеты и городской пейзаж в гравюрах начала 18 века.

1

15.12



15

Стиль барокко в архитектуре второй половины 18 века.

1

22.12



16

Создание Императорской академии художеств.

1

29.12



17

Статуя и портретный бюст как самостоятельные виды искусства.

1

12.01



18

Историческая живопись 18 века.

1

19.01



19

Русские художники- портретисты 18 века.

1

26.01



Раздел 4. Искусство 19 века 10ч




20

Влияние социально-исторических процессов на развитие искусства первой половины 19 века.

1

02.02



21

Синтез скульптуры и архитектуры.

1

09.02



22

Романтические тенденции в живописи первой половины 19 века.

1

16.02



23

Живописцы первой половины 19 века.

1

23.02



24

Живописцы 19 века.

1

02.03



25

Живописцы 19 века.

1

09.03



26

Живописцы 19 века.

1

16.03



27

Реалистическая направленность графики 19 века.

1

06.04



28

Реалистическая направленность графики 19 века.

1

13.04



29

Товарищество передвижных художественных выставок.

1

20.04




Раздел 5. Искусство 20 века.




30

Реалистические традиции в творчестве художников конца 19-начала 20 века.

1

27.04



31

Объединения художников «Мир искусства» и «Союз русских художников»

1

04.05



32

Плакат как особый вид графики.

1

11.05



33

Плакат как особый вид графики.

1

18.05



34

Повествовательно- натуралистические произведения 20 века.

1

25.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!