СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"»


Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования». 

 Пояснительная записка


При создании данной программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Автор - составитель Стальская О.Ю. Учитель, 2020. – 331с

Программа «Юный эколог» имеет социально – педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 ч. Содержание программы выстроено в рамках единой логики. Программа разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой в начальной школе.

Программа работы кружка строится так, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребёнка, то есть предполагает наличие:

- познавательной деятельности,

- познавательно-развлекательной деятельности,

- проектной деятельности,

- благотворительной деятельности,

- практической деятельности.

Преподавание основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Новизна – состоит в том, что данная программа дополняет и рас­ширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции.

Актуальность. В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы.

Каждое занятие включает работу по формированию новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты. У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.


Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что:

- расширяется кругозор учащихся за счёт ознакомления с новыми объектами природы;

- развивается наблюдательность;

- способность видеть и ценить красоту природы и беречь её.

Программа «Юный эколог» предполагает формирование у обучающихся способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.


Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ:

Содержание программы “Юный эколог” отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.


Адресат программы: учащиеся 7-10 лет. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Срок освоения программы: 4 года. Форма обучения: очная. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу (40 минут). Количество учащихся в группе __ человек. Программа «Юный эколог» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 ч. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения: «Экология моего дома» (33 ч. в год);

2-й год обучения: «Неживое и живое в природе» (34 ч. в год);

3-й год обучения: «Экология животных» (34 ч. в год);

4-й год обучения: «Познавательная экология» (34 ч. в год).

Программа разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой в начальной школе.

Место проведения занятий – кабинет начальных классов, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты станицы.


Особенности организации образовательного процесса. 

Содержание программы ориентировано на добровольные группы детей (количество группы 10 человек). Состав групп постоянный (учащиеся одного возраста).

Формы, методы и средства организации экологического воспитания :

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений , плакатов с призывом «Не жгите траву , не жгите!» и т. д.);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу и т. д.);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Программа предназначается всем организаторам внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.


Цели программы:

обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.

Задачи

Обучающие:

  • Дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • Расширять экологические представления учащихся, формируемые в основном курсе.

  • Углублять теоретические знания учащихся в области экологии.

  • Формировать ряд основополагающих экологических понятий.

  • Обеспечивать более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень ;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

  • развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к природе , к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

  • воспитывать бережное отношение к природе.

  • воспитывать желание охранять природу.

  • воспитывать любовь и заботу ко всему окружающему.



Учебно – тематический план(1 год обучения)

«Экология моего дома» (33 ч. в год)


№ п/п

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика


Введение.

1



1

Что такое экология?


1



Мой дом за окном.

10

6

4

2

Мой дом.


1


3

Дом, где мы живем.


1


4

Практическое занятие «Уборка школьного двора».



1

5

Откуда берется и куда девается мусор?


1


6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени».



1

7

Деревья твоего двора.


1


8

Экскурсия по территории школы.



1

9

Птицы нашего двора.


1


10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»



1

11

Дорога из дома в школу.


1



Я и мое окружение.

11

7

4

12

Моя квартира.


1


13

Моя семья.


1


14

Соседи-жильцы.


1


15

Мой класс.


1


16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате».



1

17

Дом моей мечты.


1


18

Комнатные растения в квартире, классе.


1


19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».



1

20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике».



1

21

Экскурсия в лес.



1

22

Животные в доме.


1



Гигиена моего дома.

11

7

4

23

Уход за квартирой.


1


24

Гигиена класса.


1


25

Практическое занятие «Гигиена класса».



1

26

Бытовые приборы в квартире.


1


27

Экскурсия на школьную кухню.



1

28

Природа в квартире и классе.


1


29

Наша одежда и обувь.


1


30-31

Русская народная одежда.


2


32

Практическая работа «Уход за одеждой».



1

33

Экскурсия в Добринский музей.



1

Итого:


33

21

12


Учебно – тематический план(2 год обучения)

«Неживое и живое в природе» (34 ч. в год)


№ п/п

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика


Водо-источник жизни.

11

7

4

1

Вода в моем доме и в природе.


1


2

Стихи, рассказы о воде.


1


3

Экскурсия к водоему.



1

4

Осень в нашем селе.


1


5

Экскурсия в лес.



1

6

Вода в жизни растений.


1


7

Вода в жизни животного мира.


1


8

Вода и здоровье человека.


1


9

Личная гигиена.


1


10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы».



1

11

Защита проектов «Вода-источник жизни на Земле».



1


Солнце и свет в нашей жизни.

10

7

3

12

Солнце, Луна, звезды- источники света.


1


13

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.


1


14

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света.



1

15

Отношение к свету и теплу различных животных.


1


16

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи».



1

17

Электрический свет и тепло в моем доме.


1


18

Откуда приходит свет и тепло в мой дом.


1


19

Телевизор в моем доме.


1


20

Сколько стоят тепло и свет.


1


21

Итоговое занятие.



1


Воздух и здоровье.

2

1

1

22

Воздух и здоровье человека.


1


23

Практическое занятие «Уборка в классе».



1


Мой край.

5

3

2

24

Растительный мир области.


1


25

Животный мир области.


1


26

Исчезающие растения и животные родного края.


1


27-28

Экскурсия в краеведческий музей.



2


Весенние работы.

6


6

29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.



2

31-33

Практическое занятие по высадке растений и уход за ними.



3

34

Итоговое занятие.



1

Итого


34

18

16



Учебно – тематический план(3 год обучения)

«Экология животных» (34 ч. в год)


№ п/п

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение. Волгоградская область на карте России.

1

1



Растительность Волгоградской области.

17

5

12

2-3

Травы, кустарники, деревья.


1

1

4

Экскурсия «Где растут деревья».



1

5-6

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.



2

7-8

Кустарники, их роль в жизни человека.


1

1

9-11

Зеленая аптека Добринки. Сбор и оформление гербариев лекарственных растений станицы.


1

2

12

Растения-сорняки и вредители здоровья.


1


13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.



1

14

Викторина «Зеленый мир вокруг нас».



1

15-16

Защита проектов «Редкие растения края».



2

17

Заповедники и заказники Волгоградской области. Создание экознаков.


1


18

Акция «Сохрани первоцвет». Красная книга области.



1


Насекомые нашей области.

8

3

5

19

«Мал золотник – да дорог»(О пользе насекомых)


1


20

Насекомые вредители.


1


21-22

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми.


1

1

23-24

Насекомые Волгоградской области. Экскурсия в краеведческий музей.



2

25

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков.



1

26

«Кто важнее?» (Игра –викторина «Спор насекомых»)



1


Рыбы, обитающие в Волгоградской области.

8

5

3

27

Промысловые рабы. Рациональное их использование.


1


28

Рыбы, обитающие в реках области.


1


29

Прудовые хозяйства Волгоградской области.


1


30

Аквариумные рыбы.


1


31

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.


1


32

Конкурс – игра «Золотая рыбка».



1

33-34

Защита экологических проектов.



2

Итого:


34

14

20



Учебно – тематический план(4 год обучения)

«Познавательная экология» (34 ч. в год).


№ п/п

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика


Введение.

1

1


1

Жизнь на Земле.


1



Среда обитания.

6

4

2

2

Среда обитания. Природные зоны.


1


3

Времена года на Земле.


1


4

Сообщества. Изменения сообществ.


1


5

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.



1

6

Пищевые цепочки и связи.


1


7

Наблюдение за сообществом.



1


Моря и океаны.

5

3

2

8

Моря и океаны.


1


9

Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы.


1


10

Рыбы. Форма тела.


1


11

Поле чудес «Знатоки мира рыб».



1

12

Нефтяные загрязнения. Экологический проект «Чистый берег».



1


Равнины.

3

3


13

Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон.


1


14

Равнинные хищники.


1


15

Жизнь под землей.


1



Пустыни.

3

2

1

16

Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне.


1


17

Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур.


1


18

Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»



1


Леса.

3

2

1

19

Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных.


1


20

Времена года. Жизнь лиственного леса.


1


21

Подготовка экологического проекта «Жизнь леса».



1


Полярные районы.

4

3

1

22

Полярные районы. Арктика.


1


23

Полярные районы. Антарктика.


1


24

Видеозанятие «Путешествие в Антарктиду».



1

25

Животный мир полярных районов.


1



Горы.

4

3

1

26

Горы.


1


27

Жизнь в горном климате.


1


28

Редкие животные.


1


29

Составление макета «Жизнь в горном климате».



1


Реки и озера.

5

4

1

30

Реки и озера.


1


31

Пресноводные растения и животные.


1


32

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов.


1


33

Жизнь у рек и озер.


1


34

Итоговое занятие за 4 четверть.



1

Итого:


34

25

9







Содержание программы. 1 год (33ч.)



Введение (1 ч.)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

1.Мой дом за окном (10ч.)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

2.Я и моё окружение (11 ч.)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

3.Гигиена моего дома. (11 ч.)

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.



2 год (34 ч.)

1. Вода – источник жизни (11 ч.)

Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч.)

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.

3. Воздух и здоровье (2 ч.)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

4. Мой край (5 ч.)

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.

5. Весенние работы (6 ч.)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдения за всходами.



3 год (34ч.)

Вводное занятие (1 ч.)

Волгоградская область на карте России.

1.Растительный мир Волгоградской области (17 ч.)

Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. тайга, сосновые боры. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Амурской области. Лекарственные растения края, села. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Амурской области.

2.Насекомые нашей области (8 ч.)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.

3.Рыбы, обитающие в нашей области (8 ч.)

Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.



4 год (34 ч.)

1.Введение (1ч.)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий и работе на участке. Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли.

2.Среда обитания(6 ч.)

Определение среды обитания. Разнообразие живых организмов. Сравнение времен года в различных географических поясах. Взаимосвязь растительности, потребителей ее и хищников. Изменения природы после вмешательства человека. Нахождение сообществ в парковой зоне.

3. Моря и океаны (5 ч.)

Понятия «океан», «море», «озеро», «пруд», «река». Соленые и пресные воды Мирового океана. Роль океана для жизни на Земле. Поверхность, глубина, континентальный шельф, коралловые рифы. Зачем рыбам хвост и плавники? Косяки рыб – жизнь группами, ориентиры на теле.

4.Равнины(3ч.)

Понятие «равнина». Луга и пастбища. Времена года на равнинах в разных климатических поясах. Покровительственная окраска и другая приспособленность хищников. Колонии насекомых. Роющие животные.

5.Пустыни(3ч.)

1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие и холодные пустыни. Оазис. Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни.

6.Леса(3ч.)

1\3 поверхности Земли покрыта лесами: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса. 4 времени года. Зависимость жизни обитателей леса от времени года. 1/10 поверхность Земли – хвойные леса. Жители хвойного леса.

7. Полярные районы (4ч.)

Полярные времена года. Выживание на холоде. Ледяной материк. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. Роль человека в освоении и покорении холода. Общие черты и различия видов животных, обитающих на севере и юге Земли.

8. Горы(4ч.)

5% поверхности Земли – горы. Горные цепи. Своеобразие животного мира. Редкие животные.

9. Реки и озера (5ч.)

Пресная вода. Осадки. Обитатели пресных вод. Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к природе.


Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навык

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе

освоения курса «Юный эколог» .


Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение структурировать знания;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации.


Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;


Коммуникативные УУД:

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;

  • умение договариваться, находить общее решение;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Личностные УУД:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы учащиеся научатся понимать:

  • значение растений и животных для человека;

  • сезонные изменения в природе;

  • условия необходимые для развития растений;

  • простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

  • знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.


получат возможность научиться:

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное обору­дование, , анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • выращивать растения в группе;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энцикло­педии);

  • уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

  • подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края.

  • уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответ­ственность за ее сохранение.


По окончании курса учащиеся должны знать:

- что такое экология,

- способы охраны природы,

- роль живой природы в жизни человека,

- многообразие природы,

- экологические катастрофы,

- влияние экологии на здоровье человека.


По окончании курса учащиеся должны уметь:

- классифицировать экологические связи,

- устанавливать сети питания,

- выявлять характерные отличительны и похожие признаки животного и растительного мира,

- оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе,

- участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.


Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.



Методическое обеспечение.

Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес детей к данному направлению кружковой работы.

Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

          по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);

          по использованию в практике работы: традиционные и инновационные;

          по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;

          по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.

Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.

Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.

Игра способствует расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.

Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.

К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты.

Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию –экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием.



Материально-техническое обеспечение программы


1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Стальская О.Ю. – Ставропольский край: Учитель, 2020. – 331 с.

Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

2.Печатные пособия:

Репродукции картин в соответствии с программой работы кружка.

Плакаты по окружающему миру.


3. Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Телевизор.

Аудиоцентр/ магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер.

Принтер лазерный.




Учебно – практическое оборудование.


Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

Наборы пластилина, цветной бумаги, картона, ножниц.


Натуральные объекты:

Коллекции плодов растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)


Оборудование кабинета:

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.


Формы и виды контроля:

  • наблюдение за детьми в ходе работы;

  • экологические игры;

  • проведение практических работ;

  • проведение конкурсов;

  • выставки, презентации;

  • акции;

  • отчет о проведении опыта, эксперимента;

  • папка исследователя;

  • викторины;

  • разработка и защита творческих проектов.


Методическое обеспечение.

Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес детей к данному направлению кружковой работы.

Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

          по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);

          по использованию в практике работы: традиционные и инновационные;

          по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;

          по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.

Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.

Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.

Игра способствует расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.

Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.

К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты.

Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию –экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие.



















Список литературы, используемый педагогом.

  1. Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. – М.,2006.

  2. Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М.,1998.

  3. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М., 2004.

  4. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с

  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

  6. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.

  7. Двораковский М.С. Экология растений. – М.,2003.

  8. Искать сердцем: воспитание экологической культуры. Программа "Маленький принц Земли". Президентская программа "Дети России". Федеральная целевая программа "Организация летнего отдыха детей".

  9. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1

  10. Кофман Ф.Б. Азбука туриста-эколога. –М.,1991.

  11. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.,2005.

  12. Лихачев Б.Т. Экологическая культура личности. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. –М.,2004.

  13. Материал по теме "Опыты и эксперименты с неживой природой"

  14. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

  15. Научно-методический журнал ЗДВ, №3,2005.

  16. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград.,2007.

  17. Попова Т.А.Экология в школе. Мониторинг природной среды. –М.,2005

  18. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2002. 264 с.

19. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // Родина, 2000. - №4




Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:


  1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

  2. Ефремов П.Г., Пекпаев А.А. Знаешь ли ты животных нашего края? – Марийское книжное издательство, 1995.

  3. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1

  4. Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,1995

  5. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998

  6. Молодова Л.П. "Экологические праздники для детей". Мн: Асар, 1997г.

  7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. –Минск., 1996.

  8. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

  9. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. –М.,2003.

  10. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Учебник - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М, Лайда, 1995г.

  11. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Волшебница вода. Я и природа. –М.,1997.

  12. Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,2003

  13. Энциклопедия для детей. Биология. – М,, 1994.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!