СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экспериментальные задачи по физике, 9 класс"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для дополнительного образования учащихся 9 классов. На факультативе решаются экспериментальные задачи для расширения кругозора учащихся. Расчитана на 25 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экспериментальные задачи по физике, 9 класс"»

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»


Рассмотрена на заседании МО __________О.А.Иванова

Протокол № ____

«____»____________20 г.


Принята на заседании МС

_________Е.Н.Гудовская__


Протокол № ____

«____»____________20 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №25

____________Е.А.Ларченко_


«___»____________20 г.




Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

курса «Экспериментальные задачи по физике»

уровень обучения _базовый__ год обучения _1___

для учащихся _9____________ класса

УМК ______________________________________________

Составитель: Иванова Оксана Александровна________________










г.Улан-Удэ, 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе программы факультатива по физике для 9 класса «Экспериментальные задачи в физике».

Факультативный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подготовке к практической части экзамена по физике.

Рассчитан на 25 часов (1 раз в неделю).

Цель: дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

Задачи:

  • обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;

  • дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;

  • научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;

  • повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


1. Виды движения (3 ч.)

Равномерное движение. Равноускоренное движение. Ускорение. Графики скорости и ускорения. Ускорение свободного падения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения.

Экспериментальные задачи

  1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

  2. Измерение времени реакции человека с помощью ускорения свободного падения и линейки.

  3. Измерение периода, частоты и центростремительного ускорения секундной стрелки механических часов.


2. Силы. Давление. (6 ч.)

Сила тяжести. Центр тяжести. Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью направленной горизонтально, под углом к горизонту. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Коэффициент трения.

Давление твёрдых тел и жидкостей.

Экспериментальные задачи

  1. Нахождение центра тяжести плоской фигуры.

  2. Нахождение веса тела с помощью рычага.

  3. Измерение коэффициента жёсткости пружины. Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.

  4. Измерение коэффициента трения скольжения при движении бруска по разным поверхностям.

  5. Расчёт давления твёрдого тела.

  6. Расчёт давления жидкости на дно стакана с помощью линейки.


3. Законы сохранения. Работа. Мощность. (4 ч).

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность и КПД. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике.

Экспериментальные задачи

  1. Измерение механической мощности.

  2. Измерение КПД наклонной плоскости и рычага.

  3. Используя динамометр, подвижный блок, штатив, верёвку, определите вес мешочка с песком.

  4. Расчёт кинетической энергии и скорости падающего тела при ударе о землю с помощью закона сохранения энергии.


4. Механические колебания и волны (3 ч.)

Гармонические свободные колебания. Период и частота колебаний. Математический и пружинный маятник.

Экспериментальные задачи

  1. Измерение массы тела с помощью пружины известной жёсткости.

  2. Измерение ускорение свободного падения с помощью маятника.

  3. Измерение периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника.


5. Электромагнитные явления (8 ч.)

Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения. Работа и мощность электрического тока.

Экспериментальные задачи

  1. Измерение сопротивления проводника.

  2. Изготовление простейшего электроскопа.

  3. Изготовление из картофелины или яблока источника тока.

  4. Измерение работы и мощности электрического тока в проводнике.

  5. Измерение КПД кипятильника.

  6. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников.

  7. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении проводников.

  8. Используя различные источники, сделать в виде наглядных карточек оптические иллюзии.


6. Итоговое занятие (1ч.)

25) Предложить и решить свою экспериментальную задачу.

Календарно-тематическое планирование


Наименование

Максимальная нагрузка


Количество часов

Практические занятия

Практикумы решения экспериментальных задач

Зачётные занятия

разделов

тем

  1. Виды движения.

  1. Равноускоренное движение. Ускорение. Графики скорости и ускорения.

  2. Ускорение свободного падения.

  3. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения.


3

1



1

1

1



1

1


  1. Силы. Давление.

  1. Сила тяжести. Центр тяжести.

  2. Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью направленной горизонтально, под углом к горизонту.

  3. Сила упругости. Закон Гука.

  4. Сила трения. Коэффициент трения.

  5. Давление твёрдых тел и жидкостей.

6

1

1




1

1


2

1

1




1

1


2


  1. Законы сохранения. Работа. Мощность.

  1. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

  2. Механическая работа. Мощность и КПД.

  3. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике.

4

1


2


1



0


3


1


  1. Механические колебания и волны

  1. Гармонические свободные колебания. Период и частота колебаний. Математический и пружинный маятник.

3

3

3


  1. Электромагнитные явления

  1. Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения.

  2. Работа и мощность электрического тока.

8

5



3

5



3


  1. Заключение

  1. Итоговый урок

1

1

1

1


Всего: 25 ч

Зачётные занятия: 1







Ожидаемые результаты:

1) осознание практической значимости предмета физики;

2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;

3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;

4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Литература для учащихся

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.

  2. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.

  3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.

  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.

  5. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.

  6. Пёрышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Литература для учителя

  1. Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение,1970.

  2. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение,1988.

  3. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.

  4. Физика в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А. Орлов. - М.: Просвещение,1987.


5