Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»
Рассмотрена на заседании МО __________О.А.Иванова Протокол № ____ «____»____________20 г. | Принята на заседании МС _________Е.Н.Гудовская__ Протокол № ____ «____»____________20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №25 ____________Е.А.Ларченко_ «___»____________20 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
курса «Экспериментальные задачи по физике»
уровень обучения _базовый__ год обучения _1___
для учащихся _9____________ класса
УМК ______________________________________________
Составитель: Иванова Оксана Александровна________________
г.Улан-Удэ, 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе программы факультатива по физике для 9 класса «Экспериментальные задачи в физике».
Факультативный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подготовке к практической части экзамена по физике.
Рассчитан на 25 часов (1 раз в неделю).
Цель: дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.
Задачи:
обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;
дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Виды движения (3 ч.)
Равномерное движение. Равноускоренное движение. Ускорение. Графики скорости и ускорения. Ускорение свободного падения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения.
Экспериментальные задачи
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Измерение времени реакции человека с помощью ускорения свободного падения и линейки.
Измерение периода, частоты и центростремительного ускорения секундной стрелки механических часов.
2. Силы. Давление. (6 ч.)
Сила тяжести. Центр тяжести. Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью направленной горизонтально, под углом к горизонту. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Коэффициент трения.
Давление твёрдых тел и жидкостей.
Экспериментальные задачи
Нахождение центра тяжести плоской фигуры.
Нахождение веса тела с помощью рычага.
Измерение коэффициента жёсткости пружины. Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.
Измерение коэффициента трения скольжения при движении бруска по разным поверхностям.
Расчёт давления твёрдого тела.
Расчёт давления жидкости на дно стакана с помощью линейки.
3. Законы сохранения. Работа. Мощность. (4 ч).
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность и КПД. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике.
Экспериментальные задачи
Измерение механической мощности.
Измерение КПД наклонной плоскости и рычага.
Используя динамометр, подвижный блок, штатив, верёвку, определите вес мешочка с песком.
Расчёт кинетической энергии и скорости падающего тела при ударе о землю с помощью закона сохранения энергии.
4. Механические колебания и волны (3 ч.)
Гармонические свободные колебания. Период и частота колебаний. Математический и пружинный маятник.
Экспериментальные задачи
Измерение массы тела с помощью пружины известной жёсткости.
Измерение ускорение свободного падения с помощью маятника.
Измерение периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника.
5. Электромагнитные явления (8 ч.)
Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения. Работа и мощность электрического тока.
Экспериментальные задачи
Измерение сопротивления проводника.
Изготовление простейшего электроскопа.
Изготовление из картофелины или яблока источника тока.
Измерение работы и мощности электрического тока в проводнике.
Измерение КПД кипятильника.
Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников.
Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении проводников.
Используя различные источники, сделать в виде наглядных карточек оптические иллюзии.
6. Итоговое занятие (1ч.)
25) Предложить и решить свою экспериментальную задачу.
Календарно-тематическое планирование
Наименование | Максимальная нагрузка | Количество часов | Практические занятия |
Практикумы решения экспериментальных задач | Зачётные занятия |
разделов | тем |
Виды движения. | Равноускоренное движение. Ускорение. Графики скорости и ускорения. Ускорение свободного падения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. | 3 | 1 1 1 | 1 1 1 | |
Силы. Давление. | Сила тяжести. Центр тяжести. Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью направленной горизонтально, под углом к горизонту. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Коэффициент трения. Давление твёрдых тел и жидкостей. | 6 | 1 1 1 1 2 | 1 1 1 1 2 | |
Законы сохранения. Работа. Мощность. | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность и КПД. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. | 4 | 1 2 1 | 0 3 1 | |
Механические колебания и волны | Гармонические свободные колебания. Период и частота колебаний. Математический и пружинный маятник. | 3 | 3 | 3 | |
Электромагнитные явления | Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения. Работа и мощность электрического тока. | 8 | 5 3 | 5 3 | |
Заключение | Итоговый урок | 1 | 1 | 1 | 1 |
| Всего: 25 ч Зачётные занятия: 1 | | | | |
Ожидаемые результаты:
1) осознание практической значимости предмета физики;
2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».
Литература для учащихся
Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.
Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.
Пёрышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Литература для учителя
Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение,1970.
Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение,1988.
Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Физика в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А. Орлов. - М.: Просвещение,1987.
5