СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шагаловская средняя общеобразовательная школа



Рабочая программа





Элективный курс по русскому языку для 9 класса

"Текст и его строение. Стили речи"























Составитель: учитель литературы

Казакова Елена Александровна,

первая квалификационная категория













Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 34 часа .

Цели элективного курса:

1.Знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.

2. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

3. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;

4. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.



ЗАДАЧИ:

• Помочь овладеть литературно-критическими жанрами .

• знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.

• Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

• Способствовать развитию письменной речи

Программа включает в себя:

  • пояснительную записку;

  • содержание программы;

  • технологию организации учебного процесса;

  • формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

  • список литературы для учащихся.

Содержание программы

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Тема 3. Требования к деловой речи. Применение официально- делового стиля.

Учащиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

  1. прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

  2. прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

  3. определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

  4. определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

  5. найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);

  6. написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

  7. какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

  8. какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

Технология организации учебного процесса по ЭК

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

Литература.

1. «Русская речь» Н. А.Андрамонова, Н.Н.Фаттахова, Л.Д.Умарова.

2. учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».

2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

3. Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.

4. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.

5. Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.

6. В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.

7. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ГИА.





Календарно-тематическое планирование ЭК «Текст и его строение. Стили речи»

п/п

Сроки

Тема

Вид урока

1

 

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

 

Средства связи между частями текста способы связи в тексте

Лекция

3

 

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

4

 

Лексические средства организации текста

Лекция

5

 

Морфологические средства организации текста

Лекция

6

 

Синтаксические средства организации текста

Лекция

7

 

Стили речи

Тренировочный

8

 

Типы речи

Тренировочный

9

 

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание

 Лекция

10

 

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие рассуждение.

Лекция

 11

 

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

 

12

 

Многозначные слова. Переносное значение слова.

Практикум

13


Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.


14

 

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

Практикум

15

 

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

Практикум

16-17

 

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

Практикум

18-19

 

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора.

Практикум

20

 

Параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

 

21

 

Содержание исходного текста.

Лекция

22

 

Тексты функционального стиля.

Практикум

23

 

Анализ композиции текстов научного стиля

Урок комплексного применения знаний

24


Анализ композиции публицистического, разговорного стилей.

25

 

Рецензия. Эссе .

 

 26

 

Официально-деловой стиль .Требования к деловой речи

 Лекция

27-28

 

Разновидности и жанры официально – делового стиля

Практикум

29

 

Деловое письмо. Резюме.

Практикум.

30


Служебная и докладная записки

Апелляция

Составление служебной и докладной записки, апелляции.

31

 

Зачет


32

 

Итоговое занятие


33-34

 

Резерв








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!