СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Глобальный мир в 21 веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Глобальный мир в 21 веке"»

Рабочая программа по учебному предмету «Глобальный мир в XXI веке»

Базовый уровень


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


1.1. Личностные планируемые результаты


УУД

Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов

10 класс

11 класс

1. Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное)

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн)


1.2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка

1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок


1.3. Сформированность самоуважения и «здоровой» «Я-концепции»

1.3. Обладание чувством собственного достоинства


1.4. Устойчивая установка на принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

1.4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей


1.5. Осознание важности служения Отечеству, его защиты

1.5. Готовность к служению Отечеству, его защите


1.6. Проектирование собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона

1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем


1.7. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

2. Смыслообразование

2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными ценностями и идеалами

2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества


2.2. Сформированность самостоятельности в учебной, проектной и других видах деятельности

2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности


2.3. Сформированность умений сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос-лыми в образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности


2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

2.4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения


2.5. Сформированность представлений о негативных последствиях экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам для личности и общества

2.5. Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям


2.6. Наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

2.6. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков


2.7. Сформированность ответственного отношения к собственному физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, владение основами оказания первой помощи

2.7. Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь


2.8. Способность к самообразованию и организации самообразовательной деятельности для достижения образовательных результатов

2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни


2.9. Понимание необходимости непрерывного образования в изменяющемся мире, в том числе в сфере профессиональной деятельности

2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

3. Нравственно-этическая ориентация

3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и ценностей

3.1. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей


3.2. Сформированность современной экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды

3.2. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности


3.3. Принятие ценностей семейной жизни

3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни


3.4. Сформированность эстетического отношения к продуктам, как собственной, так и других людей, учебно-исследовательской, проектной и иных видов деятельности

3.4. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений



1.2. Метапредметные планируемые результаты


Универсальные учебные действия

Метапредметные планируемые

результаты

Типовые задачи по формированию УУД (метапредметные технологии)

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1 Целеполагание

Р1.1 Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Р1.2 Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Поэтапное формирование умственных действий

Технология формирующего оценивания, в том числе прием «прогностическая самооценка»

Групповые и индивидуальное проекты

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно-смысловые установки», «Рефлексия», «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция»

Р2 Планирование

Р2.1 Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты

Р2.2 Самостоятельно составлять планы деятельности

Р2.3 Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

Р2.4 Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Р3 Прогнозирование

Р3.1 Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели

Р3.2 Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

Р3.3 Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

Р4 Контроль и коррекция

Р4.1 Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

Р5 Оценка

Р5.1 Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Р6 Познавательная рефлексия

Р6.1 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Р7 Принятие решений

Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Познавательные универсальные учебные действия

П8 Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.1 Искать и находить обобщенные способы решения задач

П8.2 Владеть навыками разрешения проблем

П8.3 Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания

П8.4 Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин

П8.5 Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач

П8.6 Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни

П8.7 Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

П8.8 Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

П8.9 Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.10 Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.11 Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

П8.11.1 ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

П8.11.2 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

П8.11.3 планировать работу;

П8.11.4 осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;

П8.11.5 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

П8.11.6 структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;

П8.11.7 использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

П8.11.8 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы

П8.11.9 осуществлять презентацию результатов;

П8.11.10 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

П8.11.11 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

П8.11.12 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов

П8.11.13 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

П8.11.14 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

П8.11.15 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

П8.11.16 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование

Кейс-метод

Межпредметные интегративные погружения

Метод ментальных карт

Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон

Групповые и индивидуальные проекты

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «ИКТ-компетентность»,

Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели

Поэтапное формирование умственных действий

Технология формирующего оценивания

П9 Работа с информацией

П9.1 Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач

П9.2 Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

П9.3 Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

П9.4 Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность

П9.5 Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов

П9.6 Уметь ориентироваться в различных источниках информации

П10 Моделирование

П10.1 Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

П11 ИКТ-компетентность

П11 Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Коммуникативные универсальные учебные действия

К12 Сотрудничество

К12.1 Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

К12.2 Учитывать позиции других участников деятельности

К12.3 Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого

К12.4 Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

К12.5 При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

К12.6 Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия

К12.7 Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

К12.8 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

Дебаты

Дискуссия

Групповые и индивидуальные проекты

Кейс-метод

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Смена рабочих зон

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Коммуникация», «Сотрудничество»

К13 Коммуникация

К13.1 Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств



1.3. Предметные планируемые результаты

В результате изучения элективного предмета ученик должен знать/понимать:

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и

гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных влений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам.

2. Содержание учебного предмета

Вводное занятие (1 ч)

Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Общественные перемены, связанные с глобализацией. Центры силы в глобальном мире. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире.

Т е м а I. Общество и общественное сознание (5 ч)

Особенности человека. Происхождение человека. Человек — существо общественное. Уникальное и универсальное в природе человека. Преобразование человеком природы в соответствии со своими потребностями. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества — адаптация, хозяйствование, координация, целеполагание, сохранение идентичности. Подсистемы общества — культура, экономика, политика, право. Направление и характер развития человечества — этапы эволюции человеческих обществ. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Основные характеристики обществ разного типа. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ. Сознание и отношение к миру. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально‑чувственное отношение к миру — искусство. Особенность искусства как формы общественного сознания. Эмоционально‑доверительное отношение к миру — религия. Отличительные характеристики религии. Символическое отражение действительности в искусстве и религии. Доверительно‑практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально‑рассудочное отношение к миру — наука. Научное познание. Чувственно‑рассудочное отношение к миру — право. Практически‑преобразовательное отношение к миру — идеология. Общественное сознание и типы обществ. Единство форм общественного сознания в традиционных обществах. Влияние религиозных представлений на научные взгляды. Частное право. Автономность форм общественного сознания в индустриальных обществах. Отделение искусства от религии. Идеал Красоты. Светский характер морали. Идеал Добра. Возникновение идеала Истины в науке. Отказ от понимания религии как единственного фактора интеграции. Идеологии и ценности общественных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Рост роли информации и способов ее передачи. Расширение границ рынка. Создание новых смыслов и технологий передачи информации. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества. История человечества — история обществ разных типов. Роль сознания в общественной жизни. Формы общественного сознания и типы обществ. Основные понятия: общество, сознание, общественное со‑ знание, эволюция, система, подсистема, функция, идентичность, социализация, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, промышленная революция, глобализация, культура, экономика, политика, право, наука, идеология, искусство, религия, мораль.

Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях (7 ч)

Единство человечества. Взаимосвязи народов в современном глобальном мире. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Древнерусское государство. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Общеславянская письменность. Раскол внутри христианства и славянский мир. Русские земли: от раздробленности к централизации. Влияние зависимости русских земель на государственность в нашей стране. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Споры между нестяжателями и иосифлянами. Смутное время и появление новой династии в России. Церковный раскол и его значение. Российская империя. Коренные изменения в государственной структуре при Петре I. Отечественная война 1812 г. и лидерские позиции России в мире. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества. Учение о Богочеловечестве В. С. Соловьева. Учение Л. Н. Толстого. Проект построения коммунизма ХХ века. Большевизм и мировая революция. Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире. Индийский путь к объединенному человечеству — от идеи мирного сосуществования к практике ненасилия. Борьба М. Ганди за права индийцев. Пацифизм. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Связь движения ненасилия с буддизмом. Пять принципов «Панча шила». Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Роль конфуцианства и даосизма. Достижения китайской цивилизации. Процесс модернизации в Китае в XIX—XX веках. Коммунистическое строительство в Китайской Народной Республике. Стратегия «большого скачка». Культурная революция в Китае. Латинская Америка: к справедливому миро‑ устройству через «теологию освобождения». Революционные войны в Латинской Америке. Теология Г. Гутьереса. Роль католической церкви в регионе. Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации. Возникновение ислама. Становление исламской цивилизации. Конфликт ислама и христианства. Запад, исламский мир и Россия. Человек и человечество — открытия западной цивилизации. От Римской империи к Священной Римской империи. Великие географические открытия и изменения миропонимания европейцев. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возраста‑ ние влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Возникновение марксизма в XIX веке. К. Маркс и Ф. Энгельс. Основные положения теории классовой борьбы. Социал‑демократическое движение в XIX—на‑ чале ХХ века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Развитие человечества от мини‑ систем через мировые империи к мировым экономикам. Идеал демократического общества через справедливое равенство. Закономерности общественного развития в теориях второй половины ХХ века. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». Мировая победа либерализма. Универсализм западной демократии. С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Основы цивилизационных различий. Конфликты цивилизаций. Признание разнообразия культур. Представления о едином человечестве в истории. Общее и различия теорий общественного развития. Универсализм в российской, индийской, китайской и западноевропейской традициях. Роль религии в общественном развитии. 13 Основные понятия: государственность, норманисты и антинорманисты, раскол, абсолютизм, империя, западники, славяно‑ филы, Богочеловечество, толстовство, большевизм, ненасилие, пацифизм, теология, либерализм, мировые и национальные рели‑ гии, Реформация, марксизм, цивилизация, универсализм.

Тема III. Что нас разделяет (6 ч)

Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Традиции и культура. Виды культуры — материальная, духовная и социальная. Политическая культура и ее составляющие. Роль политической культуры в общественной жизни. Культурная унификация. Влияние глобализации на культуру. Государство и политическая культура. Внутренний и внешний суверенитет государства. Нации и национальности. Национальное государство. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм. Опасность шовинизма. Религии в культурах мира. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Разделение жизни на мирскую и церковную. Представления о спасении души и загробной жизни. Индивидуалистический и миссионерский взгляды на распространение религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Теократические режимы. Соотношение духовной и светской властей. Многообразие культур — многообразие языков. Языковые со‑ общества. Государственные языки. Языковые анклавы. Языковые меньшинства. Распространение языков в мире и языковая поли‑ тика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мультикультурализм. Культурные различия и современные конфликты. Бытовой расизм. Экстремистские формы протеста против неравенства. Религия и язык как факторы взаимодействия народов. Язык и религия как факторы сохранения культуры. Основные понятия: социализация, традиции, культура, арте‑ факт, политическая культура, культурная унификация, государство, суверенитет, нация, национальность, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, конфессия, фундаментализм, теократия, светское государство, анклав, мультикультурализм, расизм, гетто, миграция, шовинизм.

Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века (5 ч)

Ялтинская система мироустройства. Создание Организации Объединенных Наций. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Основные блоки, противостоящие друг другу. Сверхдержавы и страны «третьего мира». Локальные конфликты. Гонка вооружений. Роль ядерного оружия в «холодной войне». Карибский кризис. Усиление влияния исламского мира. Нефть и миро‑ вое лидерство. СССР и нефть. Нефтедоллары. Рост зависимости СССР от торговли энергетическим сырьем. Мировая система биржевой торговли нефтью. Экономическое соревнование сверхдержав. «Косметический ремонт» социалистической экономики — пере‑ стройка. Распад социалистического лагеря. «Бархатные революции» в Восточной Европе. Прекращение существования СССР. Появление новых центров силы. Невозможность глобального до‑ минирования в современном мире. Появление Европейского сою‑ за и его роль в новом миропорядке. Распад СССР и новая геополитическая ситуация. Политические противоречия после распада биполярной (двухполюсной) системы отношений. Роль исламских стран в современном мировом развитии. Демократическая система в современном политическом развитии. Основные характеристики демократии. Недостатки демократии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Возможности государственного контроля над гражданами. Единое бизнес‑пространство в глобальном мире. Появление транснациональных корпораций. Влияние производства на экологическую ситуацию. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом. «Холодная война»: ее итоги и последствия для мирового сообщества. Вопрос о победителе в «холодной войне». Влияние нефти на современные внешнеполитические отношения. Новые «центры силы» в современном мире. Испытания демократии и рынка. Основные понятия: «холодная война», сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, нефтедоллары, перестройка, «бархатные революции», лоббизм, коррупция, транс‑ национальные корпорации.

Т е м а V. Учитесь мыслить глобально (10 ч)

Феномен мирового лидерства США. Соединенные Штаты после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности страны и понимание ею своей роли в мире. США и Киотский протокол. События 11 сентября 2001 года и борьба с международным терроризмом. Неоконсерваторы о распространении американских ценностей. Может ли демократия быть товаром для экспорта? Стратегии американских элит в ответах на возникающие угрозы безопасности. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Политика США на постсоветском пространстве. Позиция в арабо‑израильском конфликте. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США. Военные операции в Афганистане и Ираке. Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Укрепление государственности и приоритет внутреннего развития страны. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Участие России в определении глобальной повестки дня. Суверенная демократия. Невозможность политики изоляционизма в глобальном мире. Ориентация на многополярность современного мира. Многовекторность внешней политики России. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия. Организация договора о коллективной безопасности. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Характеристики России как энергетической сверхдержавы. «Сырьевое проклятие» или потенциал экономического развития? Россия на мировом энергетическом рынке. Энергетический суверенитет. Доминирующие тенденции на мировом рынке углеводородов. Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Европа. Различия в понимании приоритетов внешней политики в странах Евросоюза. Проект общей Европейской конституции. Отношение стран Евросоюза к военной операции в Ираке. Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Евросоюз и изменение повседневной жизни европейских граждан. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Развитие атомной энергетики в Европе. Демографическая ситуация в Европе. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Единая валюта — евро и ее влияние на экономику. Перспективы развития Евросоюза. Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Социальные проблемы. Демографическая ситуация. Проблема территориального единства. Континентальный и ост‑ ровной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Проблема Тайваня. Лидерские амбиции Китая. Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Цена высоких темпов экономического развития страны. Ограниченность ресурсной базы. Экологическая ситуация и здоровье населения. Рост товарооборота Китая со странами Африки. Приоритеты внешней политики КНР. Позиция Китая в Азиатском регионе. Основные понятия: Киотский протокол, парниковый эффект, двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).

Тема VI. Глобальная экономика (5 ч)

Научно‑техническая революция в ХХ веке. Великая депрессия 30‑х годов. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в ХХ веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Большевики и попытка строительства коммунизма. «Корпоративное государство» Б. Муссолини. Развитие самоуправления под контролем фашистской диктатуры. Модель «национального социализма» А. Гитлера. Эксперимент по созданию в послевоенной Восточной Европе справедливого общества на принципах социальной демократии. Влияние социал‑демократов на экономические процессы в Западной Европе и США. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Политика М. Тэтчер и Р. Рейгана. Средний класс и его роль в общественном развитии. Общество массового потребления. Глобализация экономики. От этики протестантизма к ценностям комфорта, наслаждения и безопасности. Теория «пределов роста». Использование виртуального пространства в глобальной экономике. Всемирный экономический «штаб». Возрастание роли транснациональных корпораций в современном мире. Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Взаимосвязь власти и экономики в современном мире. Модель современной экономики — геокон (геоэкономическая конструкция). Новый Север: экономические характеристики, финансово‑правовое регулирование экономических операций. Запад: высокотехнологичное производство. Новый Восток: массовое промышленное производство. Юг: производство различных видов сырья. Евразия (пространство Северной Евразии): возможное структурообразующее начало. Глубокий Юг: криминальная экономика. Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона. Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Проблема Севера и Юга. Финансовая и энергетическая деятельность. Альтернативы экономического развития России. Инерция трофейной экономики. Роль сырьевой державы. Тенденции неопротекционизма. Возможность возвращения к мобилизационным схемам управления. Потенциал инновационного вектора экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Общие признаки для России и стран Юга. Общие признаки для России и стран высокотехнологичного производства. Развитие человеческого потенциала. Индекс человеческого развития. Перспективы экономического развития России. Запасы энергетических ресурсов на территории России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Творческий потенциал российского общества. Реализация высокотехнологичных проектов в России. Нанотехнологии и биотехнологии. Интеллектуальная экономика. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Необходимость постиндустриальной модернизации. Стратегический ресурс высокоразвитого общества — человеческий капитал. Воспроизводство квалифицированных кадров и национальная система образования. Информационная индустрия. Система научно‑исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Механизмы мониторинга и управления интеллектуальной собственностью. Прогнозирование геоэкономических перспектив России. Риски в современном экономическом развитии. Препятствия и проблемы на пути инновационного экономического развития России. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации. От индустриальной экономики к глобальной. Особенности технологий глобального управления. Власть и экономика в глобальном мире. Характерные черты «штабной экономики» в отличие от зональной глобализации. Геоэкономические регионы. Присутствие в экономике России элементов разных уровней геокона. Прогнозирование экономического развития России — возможные альтернативы. Основные понятия: зональная глобализация, неолиберализм, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, индекс развития человеческого потенциала, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».

Тема VII. Глобальная безопасность (7 ч)

Угрозы существованию человечества. Оружие в современном мире. Сила оружия — надежный щит? Гонка вооружений. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Возможности контроля производства ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире. Характер цивилизационных конфликтов и альтернативы их развертывания. Миротворческая деятельность ООН. Промышленность как угроза окружающей среде. Экологические проблемы индустриального общества. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. Уменьшение озонового слоя Земли. Изменения в климате и их последствия. Угроза глобального потепления. Новые вирусы и болезни. Развитие медицины и биологии. Успехи клонирования и возможные последствия. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Экология и бизнес. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Прогнозы динамики экологической ситуации. Опасность необратимого характера природных изменений. Трудности в решении глобальных экологических проблем. Экологические программы. Экологически чистая продукция. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью. Экономическое развитие и ресурсное обеспечение в XXI веке. Опасность масштабных техногенных катастроф. Зависимость человека от машин и технологий. Энергетические сбои и их последствия. Компьютер, телевизор и мобильная связь в повседневной жизни человека. Современные опасности кризиса в денежной и банковской системе. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Мальтузианство и идея «мирового миллиарда». Основные типы современных ресурсов. Рост темпов потребления нефти и газа. Проблема снижения запасов пресной воды. Энергетическое доминирование. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Новые террористические структуры. Глобальный характер угрозы терроризма. Сетевой характер террористических организаций. Новые виды терроризма — электронный, ядерный и кибертерроризм. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке. Опасность глобального диктаторского режима. Угроза войны в современном мире. Технический прогресс и проблемы человечества в глобальном мире. Последствия технического прогресса. Прогресс и нравственность. Современная система международной безопасности. Характер экологических проблем в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Возможность решения глобальных проблем человечества. Отличительные характеристики терроризма в глобальном мире. Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, мальтузианство, пандемия.

Тема VIII. Власть в информационном обществе (7 ч)

Западное общество и информатизация. Социальное своеобразие информационного общества. Успешность в информационную эпоху. Социальные процессы в западном обществе после Второй мировой войны. Средний класс и его роль. Переход к информационному обществу. Экономический базис информационного общества. Власть в информационную эпоху. Успех государства в информационную эпоху. Знание — сила. Гражданин в информационном обществе. Доступ граждан к информации. Рост коммуникаций. Источник социальных различий в информационном обществе. Привилегированные и зависимые слои. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Возрастание роли свободного творчества. Рост ценности образования. Политическое своеобразие информационного общества. Информация и демократия. Открытость деятельности правительства. Широкое участие граждан в формировании государственной политики. Сила общественного мнения. Изменение идеологических ориентиров политических партий в информационном обществе. Переход от административно‑приказного управления к скрытому воздействию. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Общественная идеология. Возможности использования информации в политической сфере. Создание стереотипов, образов и моделей поведения. Официальное правительство и группы влияния. Теневая власть. Переход к информационному обществу и политическое развитие. Роль средств массовой информации в современном мире. Участие СМИ в социализации. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Стереотипы поведения. Создатели смыслов, идеологий и образов. Общественные (неправительственные) организации. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Практика функционирования средств массовой информации. Свобода средств массовой информации. Государство и свобода СМИ. Контроль СМИ со стороны правительств. Законодательное регулирование деятельности СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Самоорганизация сферы массовой информации. Саморегулирование СМИ. Политическое влияние СМИ. Всемирная паутина — Интернет. Информация в современном мире. Доступ в Интернет. Государственная политика в области информатизации. Интернетизация. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Формы человеческой деятельности в Интернете. Электронная почта и современный человек. Виртуальный язык. «Электронное правительство». Новое структурирование общества. Интернет в политической и экономической сферах жизни. Интернет и гражданская активность. Нетократия и нетократы. Общество‑сеть. Многостороннее общение и обмен информацией. Тотальное тиражирование и распространение интеллектуальной продукции. Секторная структура информационного общества. Горизонтальное движение в социуме. Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность. Плюралистичность и поддержка различий в информационном обществе. Иерархия в информационном мире. Лидерский слой новой эпохи. Политические институты индустриального общества и нетократы. Интернет и социальная сплоченность. Власть и доминирование в информационном обществе. Ресурсы власти в традиционном, индустриальном и информационном обществах. Идеология и ценности в информационном обществе. Способы манипулирования общественным и индивидуальным сознанием. Глобализация и социальные институты. Роль гражданина в различных типах обществ. Каким должен быть эффективный контроль современных СМИ со стороны общества? Основные понятия: информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, интернетизация, флэш‑ мобы, иерархия, виртуальная реальность.

Тема IX. Россия и «русский мир» (9 ч)

Особенности политической культуры в России. Демократическая политическая культура. Средства выражения недовольства действиями властей. Роль народа в демократической политической культуре. Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Ограничение участия народа в управлении. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Ужесточение политической власти. Рождение российского самодержавия. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Безграничность верховной власти и бесправность под‑ данных. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Механизмы проведения государственной политики. Моральная ответственность правителя перед народом. Моральный контракт государства и подданных. Разные типы политической культуры в истории России. Народные ополчения времен Смутного времени. Казаческое самоуправление. Земства в демократическом развитии России. Политическая культура России от первых революций до наших дней. Анархизм, народничество и революционный марксизм. Роль революционной политической культуры. Двойственный смысл любой революции. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Тотальный идеологический контроль. Элементы различных политических культур в СССР. Формы протеста в период социалистического строительства. Перестройка 80‑х годов ХХ века. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России. Политическая система современной России и институт президентства. Структурные элементы политической системы. Переход от советской системы к политическому устройству новой России. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Договорные и конституционные демократии. Республиканское правление. Парламентская, президентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Контроль президентской власти. Разделение властей в современной России. Необходимость разделения властей в демократическом государстве. Российский парламент и парламентаризм. Государственная Дума и Совет Федерации. Процедура принятия законов. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Генеральный прокурор РФ. Система местного самоуправления. Два вида муниципальной власти — законодательная и исполнительная. Политическая ценность местного самоуправления. Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Различные понимания места и роли гражданского общества. Общественные организации. Составные элементы гражданского общества. Построение демократической государственности. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Гражданское общество и местное самоуправление. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Трудности перехода от социалистической экономики к рыночной. Олигархи. Опасность коррупции. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990‑е годы. Курс на «суверенную демократию». Россия и постсоветское пространство. Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Распад СССР и формирование новых государств. Новые геополитические реальности. Содружество Независимых Государств (СНГ). Попытки интеграции. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на пост‑ советском пространстве. «Русский фактор» в постсоветских государствах. Конфликты на постсоветском пространстве. Формирование моноэтнических государств. Русскоязычная диаспора. Программа возвращения соотечественников в Россию. Россия и страны СНГ. Мигранты из ближнего зарубежья в России. Необходимость в дополнительной рабочей силе. Легальная и нелегальная миграции. Мигранты и социальная напряженность. Экономическое сотрудничество России со странами СНГ. Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС). Союз Беларуси и России. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России. Общие и отличительные черты различных типов политической культуры. Институты самоуправления на различных этапах исторического развития. Виды политической культуры и история Рос‑ сии. Факторы, влияющие на политическую культуру. Конституционные основы РФ — теоретические положения и практическое воплощение. Взаимодействие государства и гражданского общества. Успехи и трудности сотрудничества в рамках СНГ. Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, моноэтническое государство, миграция, интеграция, «суверенная демократия».

Т е м а X. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

Угрозы и вызовы для России в ХХI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика. Экономические, социальные и военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по 22 социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовых Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы. Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России. Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХI веке. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России. Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедливость, федерализм, государственность, приоритетные национальные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.

Итоговое повторение (1 ч)

Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивидуального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Современные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в общественной жизни. Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопасности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информационное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты.

































3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема

Количество часов

10 класс

1

Введение

1 час

2

Общество и общественное сознание

5 часов

3

Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях

7 часов

4

Что нас разделяет

6 часов

5

Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ в.

5 часов

6

Учитесь мыслить глобально

10 часов

Итого

34 ч

11 класс

7

Глобальная экономика

5 часов

8

Глобальная безопасность: кто и почему угрожает в современном мире

7 часов

9

Власть в информационном обществе

7 часов

10

Россия и «русский мир»

9 часов

11

Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

4 часов

12

Итоговое повторение

1 час

Итого

33 ч