Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Гимназия Табасаранского района»
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Гимназия Табасаранского района»
______________________Э.А.Шихмагомедова
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО
БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА.
«Здоровье человека и окружающая среда». (34 ч).
Автор: учитель биологии высшей категории
МКОУ «Гимназия Табасаранского района»
с. Хучни
Ашурбекова Имарат Мирзаевна
с.Хучни 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса «здоровье человека и окружающая среда» рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов. Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Данный элективный курс позволит не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развивать умения и навыки по его соблюдению. Изучение данной программы даёт возможность учащимся познать собственный организм, вооружиться необходимыми современными санитарно-гигиеническими навыками, способствует формированию познавательного отношения к формированию, охране, укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья, помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии. Программа обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовит выпускников основной школы к ответственному выбору будущей профессии и профильного обучения. Подготовка учащихся к обучению в профильных классах требует включения в учебный процесс исследовательской деятельности, активных форм обучения, чему и способствует данная программа. Актуальность программы курса «Здоровье человека и окружающая среда» заключается в том, что она способствует формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире. Познание человеком самого себя является неотъемлемой составляющей формирования зрелой личности, способной быть полезной себе и обществу. Программа, кроме углубленного изучения анатомии и физиологии человека, рассматривает вопросы пихологического здоровья и преодоления самого страшного «врага» людей в XX и в XXI веке – стресса, что необходимо детям в жизни и при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах
ЦЕЛИ -
углубить и расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека, обеспечив системное их усвоение и переработку в направлении формирования здоровья, профориентационных и научных представлений;
сформировать у учащихся целостное представление о своем здоровье, его доминантности в системе человеческих ценностей и путях формирования модели здорового поведения.
ЗАДАЧИ.
Обучающие:
Совершенствование учащихся в представлениях по курсу анатомии физиологии человека.
Освоение физиологических основ мыслительной деятельности.
Изучение пропедевтических основ изучаемого материала в целях формирования культуры здоровья.
Приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, освоение лабораторного оборудования и работу с микроскопом.
Формирование на основе изучения психических процессов эффективных коммуникативных навыков и социальных функций.
Развивающие:
развивать умения анализа, систематизации и сравнения полученных ранее знаний в области биологии человека и животных,
развивать умения работать с научной и научно-популярной литературой,
совершенствовать алгоритм исследовательской деятельности с навыком представления получаемых результатов.
Воспитательные:
формирование у учащихся научного мировоззрения и целостной системы мировосприятия,
воспитание потребности в научно – критическом осмыслении знаний о самом себе, своем развитии и своем будущем,
формирование выверенной собственной профессиональной траектории.
создание устойчивого гуманистического стереотипа развития личности.
Здоровьесберегающие:
Освоение понятия здоровья и его составляющих.
Принятие ценности здоровья и здорового образа жизни, как основы долголетия и счастья.
Освоение пропедевтических, медико – гигиенических навыков поведения и питания.,
Изучение понятия стресс и путей его преодоления как основы здоровья человека.
Формирование профессиональных ориентиров.
Формирование модели правильного здорового поведения.
Программа предназначена для реализации в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Предполагается подбор группы 12-15 человек.
Темы проектных работ для учащихся:
Питание и здоровье школьников. Стресс и пути его преодоления Оптимальная двигательная активность, как фактор физического развития и укрепления здоровья учащихся Влияние режима дня на здоровье и успеваемость учащихся. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека. Малоподвижный образ жизни, как фактор, влияющий на физическое
развитие и здоровье учащихся.
Роль сна в формировании здоровья и успеваемости учащихся. Влияние трудности предмета на уровень умственной работоспособности и
время возникновения переутомления у учащихся.
Влияние работы с персональным компьютером на остроту зрения и
функциональное состояние школьников.
Изучение экологического состояния школьных помещений.
Предполагаемые результаты:
Освоение навыков эффективных коммуникаций.
Освоение детьми основ исследовательской деятельности.
Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.
Погружение обучающихся в анатомо – физиологическое содержание программы.
Формирование на их основах ценностных ориентиров школьников (доброта, семья, самореализация, духовность) и здоровой модели поведения.
Формирование культуры здоровье.
Освоение целостного представления о самом себе и своем месте в мире.
Выбор дальнейшей образовательной траектории и профессиональной ориентации.
Категория учащихся: учающиеся 9 класса
Объем курса: 34 ч (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I.Тема 1. Введение. Этапы развития человека (1ч).
Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование межпредметных связей и возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.
Разработка плана исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье, исследовательская деятельность.
Тема 2. Организм как единое целое (1 ч).
Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе. Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня физического развития.
Ключевые понятия: орган, система органов, ткань, организм – единое целое, хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость.
Раздел II. Здоровье и как его сохранить. (3 ч)
Тема 1. Понятие о здоровье и его составляющих. (1 ч)
Понятие о здоровье и ее составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в ряду человеческих ценностей.
Практикум по формированию модели здорового поведения на примере режима дня.
Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни.
Раздел 3 . Высшая нервная деятельность. (7 ч).
Тема 1. Мозг и управление человеческим организмом. (1 ч).
Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших полушарий, её связь с другими отделами мозга.
Тема 2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза. (1 ч).
Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза.
Тема 3. Анализаторы. Аналитические цепи. (1ч).
Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография анализаторов.
Тема 4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции. (1ч).
Психика человека. Психологические особенности личности ( интересы и склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости.
Тема 5. Структуры мозга и их функции в формировании мышления. (1ч).
Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность поведения человека.
Тема 6. Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. (1ч).
Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система, динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия.
Лабораторные работы.
- Тесты, выясняющие объём внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления.
- Тест на уровень эмпатии.
- Строение головного мозга (муляжи и пластинчатые препараты).
Раздел 4. Эндокринная система. (2ч).
Тема 1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.(1ч).
Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма.
Тема 2. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. (1ч).
Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных заболеваний в сохранении здоровья человека.
Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин, гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз.
Раздел 5. Размножение и развитие. (4ч).
(занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек)
Тема 1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. (1ч).
Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство.
Тема 2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. (1ч)
Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании, основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии.
Тема 3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. (1ч).
Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция – плата за необдуманное, рискованное поведение.
Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота, плацента.
Раздел 6. Органы опоры и движения. (2ч).
Тема 1. Костно-мышечная система, её структура и развитие. (1ч).
Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия.
Тема 2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа. (1ч).
Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.
Ключевые понятия: костный мозг, надкостница, сустав, осанка, произвольные и непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление, мышцы-антогонисты и мышцы-синергисты, миозин.
Лабораторные работы.
- Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.
- Выяснение функций костей, суставов и мышц.
Раздел 7. Кровь и система кровообращения. (4ч).
Тема 1. Строение и регуляция работы сердца. (1ч).
Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам. Регуляция деятельности сердца.
Тема 2. Строение и регуляция работы сердца. Практикум. (1ч).
Тема 3. Сосудистая система, её особенности. (1ч).
Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пути его оценки и регулирования.
Тема 4. Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и окружающим. (1ч).
Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС.
Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор, доноры, реципиенты.
Лабораторные работы - Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления.
- Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных средств, наложение жгута.
Раздел 8. Органы дыхания и их функции. (2ч).
Тема 1. Строение и функции органов дыхания. (1ч).
Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание.
Тема 2. Болезни, связанные с системой органов дыхания. (1ч).
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки, искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость.
Лабораторные работы.
- Изготовление модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха.
- Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний.
Раздел 9. Пищеварение, обмен веществ и энергии. (2ч).
Тема 1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения. (1ч).
Тема 2. Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. (1ч).
Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза, пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит.
Лабораторные работы.
- Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона.
- Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам.
Раздел 10. Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч).
Тема 1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. (1ч).
Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и религиозных традициях народов.
Тема 2.Экскурсия на водоочистительную станцию г.Кувшиново. (1ч).
Роль воды и её очистки.
Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы.
Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч).
Тема 1. Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. (1ч).
Основные химические зависимости и их осложнения.
Тема 2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ (1ч).
Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться.
Ключевые понятия: наркотики, наркотическая зависимость, психоактивные вещества, эйфория, психологическая зависимость.
Раздел 12. Научно – практическая конференция. Защита проектов и исследовательских работ учащихся. (2 ч).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы (блоки) | Всего часов | Из них | Формы контроля |
Теоретические занятия | Практические |
I. Введение. Этапы развития человека | 2 | 1 | 1 | Тестирование, отчеты по лабораторным работам, защита проектов и рефератов. Результаты исследовательских работ. |
1.2. Организм как единое целое | 1 | 1 | 1 |
II. Здоровье и как его сохранить. | 3 | 2 | 1 |
2.1.Понятие о здоровье и его составляющих. | 1 | 1 | |
2.2. Формирование модели здорового поведения (теория) | 1 | 1 | |
2.3. Формирование модели здорового поведения на примере режима дня (практикум) | 1 | | 1 |
III. Высшая нервная деятельность | 7 | 2 | 5 |
3.1. Мозг и управление человеческим организмом | 2 | 1 | 1 |
3.2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза | 1 | | 1 |
3.3. Анализаторы. Аналитические цепи | 1 | | 1 |
3.4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операций | 1 | 1 | |
3.5. Эмоции, их возникновении е и развитие. Эмпатия | 2 | | 2 |
4. Эндокринная система | 2 | 1 | 1 |
4.1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма. | 1 | 1 | |
4.2. Расстройство эндокринной регуляции и ее предупреждение | 1 | | 1 |
5. Размножение и развитие | 4 | 2 | 2 |
5.1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. | 1 | 1 | |
5.2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии | 1 | | 1 |
5.3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. | 2 | 1 | 1 |
6. Органы опоры и движения | 2 | 1 | 1 |
6.1. Костно - мышечная система, ее структура и развитие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа | 1 | | 1 |
7.Кровь и система кровообращения | 4 | 1 | 3 |
7.1. Строение и регуляция работы сердца. | 1 | 1 | |
7.2. Строение и регуляция работы сердца - практикум. | 1 | | 1 |
7.3. Сосудистая система, ее особенности. | 1 | | 1 |
7.4. Навыки самоанализа и умения оказания первой помощи себе и окружающим. | 1 | | 1 |
8. Органы дыхания и их функции | 2 | 1 | 1 |
8.1. Строение и функции органов дыхания. | 1 | 1 | |
8.2. Болезни, связанные с системой органов дыхания | 1 | | 1 |
9.Пищеварение, обмен веществ и энергии | 2 | 1 | 1 |
9.1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. | 1 | 1 | |
9.2. Система рационального и правильного питания. Санитарно – гигиенические основы питания .Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. | 1 | | 1 | |
10. Основные санитарно – гигиенические навыки | 2 | 1 | 1 | |
10.1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. | 1 | 1 | | |
10.2. Экскурсия на станцию очистки воды. | 1 | | 1 | |
11.Предупреждение химических зависимостей | 2 | 1 | 1 | |
11.1.Причины возникновения химических зависимостей и их последствия | 1 | 1 | | |
11.2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ. | 1 | | 1 | |
12. Урок - конференция | 2 | | 2 | |
ИТОГО | 34 | 14 | 20 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .
1. Колесов Д.В., Мягков И.Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, Москва, Просвещение, 1986г., с.80
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979, с. 72-73
3. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. – В кн.: Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., “Медицина”, 1974, с. 206 – 254
4. Исаев А.А. Если хочешь быть здоров. Москва, 1993г.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л.. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988. – 246с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., Лабиринт, 1996. – 416 с.
6. Китаева – Смык Л.А. Психология стресса. – М., «Наука», 1983. – 368с.
7. Хрипкова А.Г., Колисов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988г.
8. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дизадаптации. – Вопр. Психол. 1984, N4, с.89-95
9. Анастасова Л.Г., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. «Вента-граф». 2004г.
10. Борисевич А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справ. Издание/ А.И. Борисевич, В.Г. Ковешников, О.Ю.Роменский. М.: Высш. Шк., 1990г.
11. Конева А. Н. Питание школьника. М.: Медицина, 1989г.
12.Эриксон Эрик Г., Детство и общество, ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга»., 1996г., с.592