СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по биологии для 9 кл "Здоровье человека и окружающая среда"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по биологии  "Здоровье человека и окружающая среда"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по биологии для 9 кл "Здоровье человека и окружающая среда"»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гимназия Табасаранского района»

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Гимназия Табасаранского района»

______________________Э.А.Шихмагомедова



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО

БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА.

«Здоровье человека и окружающая среда». (34 ч).









Автор: учитель биологии высшей категории

МКОУ «Гимназия Табасаранского района»

с. Хучни

Ашурбекова Имарат Мирзаевна





с.Хучни 2020г.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного курса «здоровье человека и окружающая среда» рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов. Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Данный элективный курс позволит не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развивать умения и навыки по его соблюдению. Изучение данной программы даёт возможность учащимся познать собственный организм, вооружиться необходимыми современными санитарно-гигиеническими навыками, способствует формированию познавательного отношения к формированию, охране, укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья, помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии. Программа обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовит выпускников основной школы к ответственному выбору будущей профессии и профильного обучения. Подготовка учащихся к обучению в профильных классах требует включения в учебный процесс исследовательской деятельности, активных форм обучения, чему и способствует данная программа. Актуальность программы курса «Здоровье человека и окружающая среда» заключается в том, что она способствует формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире. Познание человеком самого себя является неотъемлемой составляющей формирования зрелой личности, способной быть полезной себе и обществу. Программа, кроме углубленного изучения анатомии и физиологии человека, рассматривает вопросы пихологического здоровья и преодоления самого страшного «врага» людей в XX и в XXI веке – стресса, что необходимо детям в жизни и при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах



ЦЕЛИ -

  • углубить и расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека, обеспечив системное их усвоение и переработку в направлении формирования здоровья, профориентационных и научных представлений;

  • сформировать у учащихся целостное представление о своем здоровье, его доминантности в системе человеческих ценностей и путях формирования модели здорового поведения.

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

  • Совершенствование учащихся в представлениях по курсу анатомии физиологии человека.

  • Освоение физиологических основ мыслительной деятельности.

  • Изучение пропедевтических основ изучаемого материала в целях формирования культуры здоровья.

  • Приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, освоение лабораторного оборудования и работу с микроскопом.

  • Формирование на основе изучения психических процессов эффективных коммуникативных навыков и социальных функций.

Развивающие:

  • развивать умения анализа, систематизации и сравнения полученных ранее знаний в области биологии человека и животных,

  • развивать умения работать с научной и научно-популярной литературой,

  • совершенствовать алгоритм исследовательской деятельности с навыком представления получаемых результатов.



Воспитательные:

  • формирование у учащихся научного мировоззрения и целостной системы мировосприятия,

  • воспитание потребности в научно – критическом осмыслении знаний о самом себе, своем развитии и своем будущем,

  • формирование выверенной собственной профессиональной траектории.

  • создание устойчивого гуманистического стереотипа развития личности.

Здоровьесберегающие:

  • Освоение понятия здоровья и его составляющих.

  • Принятие ценности здоровья и здорового образа жизни, как основы долголетия и счастья.

  • Освоение пропедевтических, медико – гигиенических навыков поведения и питания.,

  • Изучение понятия стресс и путей его преодоления как основы здоровья человека.

  • Формирование профессиональных ориентиров.

  • Формирование модели правильного здорового поведения.

Программа предназначена для реализации в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Предполагается подбор группы 12-15 человек.



Темы проектных работ для учащихся:
  1. Питание и здоровье школьников.
  2. Стресс и пути его преодоления
  3. Оптимальная двигательная активность, как фактор физического развития и укрепления здоровья учащихся
  4. Влияние режима дня на здоровье и успеваемость учащихся.
  5. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека.
  6. Малоподвижный образ жизни, как фактор, влияющий на физическое
развитие и здоровье учащихся.
  1. Роль сна в формировании здоровья и успеваемости учащихся.
  2. Влияние трудности предмета на уровень умственной работоспособности и
время возникновения переутомления у учащихся.
  1. Влияние работы с персональным компьютером на остроту зрения и
функциональное состояние школьников.
  1. Изучение экологического состояния школьных помещений.

Предполагаемые результаты:

  • Освоение навыков эффективных коммуникаций.

  • Освоение детьми основ исследовательской деятельности.

  • Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.

  • Погружение обучающихся в анатомо – физиологическое содержание программы.

  • Формирование на их основах ценностных ориентиров школьников (доброта, семья, самореализация, духовность) и здоровой модели поведения.

  • Формирование культуры здоровье.

  • Освоение целостного представления о самом себе и своем месте в мире.

  • Выбор дальнейшей образовательной траектории и профессиональной ориентации.

Категория учащихся: учающиеся 9 класса

Объем курса: 34 ч (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I.Тема 1. Введение. Этапы развития человека (1ч).

Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование межпредметных связей и возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.

Разработка плана исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье, исследовательская деятельность.

Тема 2. Организм как единое целое (1 ч).

Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе. Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня физического развития.

Ключевые понятия: орган, система органов, ткань, организм – единое целое, хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость.


Раздел II. Здоровье и как его сохранить. (3 ч)

Тема 1. Понятие о здоровье и его составляющих. (1 ч)

Понятие о здоровье и ее составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в ряду человеческих ценностей.

Практикум по формированию модели здорового поведения на примере режима дня.

Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни.


Раздел 3 . Высшая нервная деятельность. (7 ч).

Тема 1. Мозг и управление человеческим организмом. (1 ч).

Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших полушарий, её связь с другими отделами мозга.

Тема 2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза. (1 ч).

Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза.

Тема 3. Анализаторы. Аналитические цепи. (1ч).

Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография анализаторов.

Тема 4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции. (1ч).

Психика человека. Психологические особенности личности ( интересы и склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости.

Тема 5. Структуры мозга и их функции в формировании мышления. (1ч).

Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность поведения человека.

Тема 6. Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. (1ч).

Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система, динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия.

Лабораторные работы.

- Тесты, выясняющие объём внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления.

- Тест на уровень эмпатии.

- Строение головного мозга (муляжи и пластинчатые препараты).


Раздел 4. Эндокринная система. (2ч).

Тема 1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.(1ч).

Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма.

Тема 2. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. (1ч).

Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных заболеваний в сохранении здоровья человека.

Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин, гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз.


Раздел 5. Размножение и развитие. (4ч).

(занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек)

Тема 1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. (1ч).

Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство.

Тема 2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. (1ч)

Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании, основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии.

Тема 3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. (1ч).

Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция – плата за необдуманное, рискованное поведение.

Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота, плацента.


Раздел 6. Органы опоры и движения. (2ч).

Тема 1. Костно-мышечная система, её структура и развитие. (1ч).

Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия.

Тема 2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа. (1ч).

Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.

Ключевые понятия: костный мозг, надкостница, сустав, осанка, произвольные и непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление, мышцы-антогонисты и мышцы-синергисты, миозин.

Лабораторные работы.

- Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.

- Выяснение функций костей, суставов и мышц.


Раздел 7. Кровь и система кровообращения. (4ч).

Тема 1. Строение и регуляция работы сердца. (1ч).

Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам. Регуляция деятельности сердца.

Тема 2. Строение и регуляция работы сердца. Практикум. (1ч).

Тема 3. Сосудистая система, её особенности. (1ч).

Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пути его оценки и регулирования.

Тема 4. Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и окружающим. (1ч).

Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС.

Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор, доноры, реципиенты.

Лабораторные работы

- Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления.

- Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных средств, наложение жгута.


Раздел 8. Органы дыхания и их функции. (2ч).

Тема 1. Строение и функции органов дыхания. (1ч).

Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание.

Тема 2. Болезни, связанные с системой органов дыхания. (1ч).

Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки, искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость.

Лабораторные работы.

- Изготовление модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха.

- Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний.


Раздел 9. Пищеварение, обмен веществ и энергии. (2ч).

Тема 1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения. (1ч).

Тема 2. Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. (1ч).

Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза, пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит.

Лабораторные работы.

- Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона.

- Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам.


Раздел 10. Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч).

Тема 1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. (1ч).

Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и религиозных традициях народов.

Тема 2.Экскурсия на водоочистительную станцию г.Кувшиново. (1ч).

Роль воды и её очистки.

Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы.


Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч).

Тема 1. Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. (1ч).

Основные химические зависимости и их осложнения.

Тема 2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ (1ч).

Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться.

Ключевые понятия: наркотики, наркотическая зависимость, психоактивные вещества, эйфория, психологическая зависимость.

Раздел 12. Научно – практическая конференция. Защита проектов и исследовательских работ учащихся. (2 ч).



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы (блоки)

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теоретические занятия

Практические

I. Введение. Этапы развития человека

2

1

1

Тестирование, отчеты по лабораторным работам, защита проектов и рефератов. Результаты исследовательских работ.

1.2. Организм как единое целое

1

1

1

II. Здоровье и как его сохранить.

3

2

1

2.1.Понятие о здоровье и его составляющих.

1

1


2.2. Формирование модели здорового поведения (теория)

1

1


2.3. Формирование модели здорового поведения на примере режима дня (практикум)

1


1

III. Высшая нервная деятельность

7

2

5

3.1. Мозг и управление человеческим организмом

2

1

1

3.2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза

1


1

3.3. Анализаторы. Аналитические цепи

1


1

3.4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операций

1

1


3.5. Эмоции, их возникновении е и развитие. Эмпатия

2


2

4. Эндокринная система

2

1

1

4.1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.

1

1


4.2. Расстройство эндокринной регуляции и ее предупреждение

1


1

5. Размножение и развитие

4

2

2

5.1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека.

1

1


5.2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии

1


1

5.3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение.

2

1

1

6. Органы опоры и движения

2

1

1

6.1. Костно - мышечная система, ее структура и развитие.

1

0,5

0,5

6.2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа

1


1

7.Кровь и система кровообращения

4

1

3

7.1. Строение и регуляция работы сердца.

1

1


7.2. Строение и регуляция работы сердца - практикум.

1


1

7.3. Сосудистая система, ее особенности.

1


1

7.4. Навыки самоанализа и умения оказания первой помощи себе и окружающим.

1


1

8. Органы дыхания и их функции

2

1

1

8.1. Строение и функции органов дыхания.

1

1


8.2. Болезни, связанные с системой органов дыхания

1


1

9.Пищеварение, обмен веществ и энергии

2

1

1

9.1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция.

1

1


9.2. Система рационального и правильного питания. Санитарно – гигиенические основы питания .Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение.

1


1


10. Основные санитарно – гигиенические навыки

2

1

1


10.1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний.

1

1



10.2. Экскурсия на станцию очистки воды.

1


1


11.Предупреждение химических зависимостей

2

1

1


11.1.Причины возникновения химических зависимостей и их последствия

1

1



11.2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ.

1


1


12. Урок - конференция

2


2


ИТОГО

34

14

20





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .

1. Колесов Д.В., Мягков И.Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, Москва, Просвещение, 1986г., с.80

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979, с. 72-73

3. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. – В кн.: Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., “Медицина”, 1974, с. 206 – 254

4. Исаев А.А. Если хочешь быть здоров. Москва, 1993г.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л.. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988. – 246с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., Лабиринт, 1996. – 416 с.

6. Китаева – Смык Л.А. Психология стресса. – М., «Наука», 1983. – 368с.

7. Хрипкова А.Г., Колисов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988г.


8. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дизадаптации. – Вопр. Психол. 1984, N4, с.89-95

9. Анастасова Л.Г., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. «Вента-граф». 2004г.

10. Борисевич А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справ. Издание/ А.И. Борисевич, В.Г. Ковешников, О.Ю.Роменский. М.: Высш. Шк., 1990г.

11. Конева А. Н. Питание школьника. М.: Медицина, 1989г.

12.Эриксон Эрик Г., Детство и общество, ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга»., 1996г., с.592