Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5 п. Ключи-1»
«Рассмотрено» на заседании МОГЭЦ Протокол № 6 от Руководитель МО Рузняева Г.П. (_________________) 30 августа 2022 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ СШ № 5 Кизьякова С.А. (________________) «___» 2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 5 Королева Е.В. (_______________) Приказ № ________ «___» 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по финансовой грамотности
в 10-11 классах
Составитель рабочей программы:
Приймак Анна Александровна,
учитель истории и обществознания
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе УМК Бреховой Ю.В., Алмосова А.П., Завьялова Д.Ю «Финансовая грамотность» для 10-11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ВАКО, 2018.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 10 и 11 классов, рассчитана на 68 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2021-2022 учебный год;
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10—11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018
Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Общая характеристика учебного предмета
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 10-11 классов в сфере экономики.
Цель обучения: формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов, овладение умениями эффективно решать свои финансовые задачи через активное взаимодействие с финансовыми институтами.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, бизнесе и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, бизнеса.
Основные содержательные линии курса:
• Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни;
• Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов;
• Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата;
• Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления;
• Собственный бизнес: как создать и не потерять.
• Риски в мире денег: как защититься от разорения;
• Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду;
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современным представлениям в сфере финансов;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов и возможностей их практического воплощения, а также наличия риска в осуществлении операций с различными финансовыми инструментами.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
- анализировать практическую задачу в сфере финансов;
- ставить цели финансовой деятельности;
- планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
- находить альтернативы решения финансовой задачи;
- оценивать альтернативы решения практической финансовой задачи и делать оптимальный выбор;
• владение коммуникативными компетенциями:
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
• владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.);
• владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество);
• владение знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Содержание | Основные понятия | Компетенции | Домашнее задание | Дата проведения |
10 класс Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» (14 ч) | план | факт |
| Управление личными финансами и выбор банка | 2 | Суть банковских вкладов и зависимость доходности от многих условий; необходимость оценки своего финансового состояния и возможностей при взятии кредита как дополнительных финансовых 10 обязательств; суть кредита и почему он даётся под проценты; основные условия кредитования; различия между дебетовой и кредитной картой; к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как уменьшить риски. Расчет реального процента, простой и сложный процент; доходность вкладов; объём выплат по кредиту; чтение (т. е. понимать) договоров по депозитам и кредитные договоры; поиск актуальной информации на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; поиск и интерпретация рейтингов банков; соотношение вида кредита с целью кредита. Решение практических задач для отработки освоенных знаний и умений. | Банк, коммерческий и центральный банки; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; портфель инвестиций. Механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков; пассивные и активные операции банка; чем отличается номинальный и реальный процент, простой и сложный процент; типы депозитов; типы кредитов; программ инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги; знание того, что такое кредитная история; представление о том, что может составлять портфель инвестиций. | Оценка надёжности банка; сравнение условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач; оценка необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбора подходящего варианта; пользование разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения благосостояния; принятие решения о необходимости инвестирования или кредитования. | Подготовка к семинару | | |
| Как сберечь накопления с помощью депозитов | 1 | | |
| Проценты по вкладам: большие и маленькие | 2 | | |
| Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | 2 | | |
| Кредит: зачем он нужен и как его получить? | 1 | | |
| Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть? | 1 | | |
| Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду | 1 | | |
| Как управлять деньгами с помощью банковской карты? | 1 | Подготовка к семинару | | |
| Коммуникативный семинар «Разработка оптимального варианта решения проблемы приобретения жилья в кредит». | 2 | Закрепление полученных знаний по Модулю 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» на практике Решение практических задач для отработки освоенных знаний и умений. | | | | | |
| Онлайн-урок | 1 | | | | | | |
Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» (6ч) | |
| Финансовые риски и стратегии инвестирования | 1 | Виды ценных бумаг; характеристики акций, облигаций, векселей; профессиональные участники рынка ценных бумаг; функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; особенности выбора брокера; порядок формирования инвестиционного портфеля; механизм функционирования ПИФов и ОФБУ; инвестиционные риски, поиск и интерпретация актуальной информации по фондовому рынку; сравнение котировки акций во времени; различие видов цен ценных бумаг; расчет доходности акций (при известных показателях) | Фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Знание механизма функционирования фондового рынка; различных видов ценных бумаг и их отличий друг от друга; субъектов (участников) фондового рынка и сути их деятельности; возможностей участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг; правил выбора профессионального агента; того, как люди выигрывают и проигрывают на фондовом рынке и рынке FOREX. | Оценка необходимости осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; выбор оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях; оценка степени риска конкретного инвестиционного продукта; критического отношения к рекламным предложениям | Подготовка к семинару | | |
| Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают | 1 | | |
| Граждане на рынке ценных бумаг | 1 | | |
| Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | 1 | | |
| Коммуникативный семинар «Насколько активно современный человек может участвовать в деятельности фондового рынка?» | 1 | Закрепление полученных знаний по Модулю 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» на практике | | | | | |
| Онлайн-урок | 1 | | | | | | |
Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» (5 ч) | | |
| Что такое налоги и зачем они нужны | 1 | Необходимость уплаты налогов; права и обязанности в сфере налогообложения; различия налогов, пошлин и сборов; на что идут те или иные налоги в государстве. Поиск актуальной информации по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы; заполнение налоговую декларацию; расчет суммы уплачиваемых налогов. | Налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам. Знание оснований для взимания налогов с граждан и фирм в России; общих принципов работы налоговой службы; случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию; способа получения ИНН; случаев и способов получения налогового вычета | Организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере; быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями. | Подготовка к семинару | | |
| Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России | 1 | | |
| Налоговые вычеты или как вернуть налоги в семейный бюджет | 1 | | |
| Игра «Получаем налоговый вычет» | 1 | | |
| Онлайн-урок | 1 | | | | | | |
| Модуль 4 «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч) |
| Страховой рынок России: коротко о главном | 2 | Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования. | Страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай; представление о структуре и особенностях страхового рынка в России; знание видов (обязательное и добровольное) и условий пользования медицинским страхованием; знание условий автострахования; ознакомление с опытом использования различных страховых продуктов; знание алгоритма действия при наступлении страховых случаев. | Умение определять необходимость страхования; сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла; определять надёжность страховой компании; критически относиться к активной рекламе страховых продуктов, принимать решения о страховании на основе анализа ситуации. | Подготовка к семинару | | |
| Страхование имущества: как защитить нажитое состояние | 1 | | |
| Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании | 1 | | |
| Если нанесен ущерб третьим лица | 1 | | |
| Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика | 1 | | |
| Коммуникативный семинар «Страхование» | 1 | | | | | | |
| Онлайн-урок | 1 | | | | | | |
| Обобщение по курсу за 10 класс | 1 | | | | | | |
11 класс |
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (9 часов) |
| Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать | 1 | Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи. Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент. | Бизнес; уставный капитал, привлечённый капитал, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение. стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурист. Знание правил создания нового бизнеса; программ в стране, регионе, городе, на селе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; того, куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать стартапером. | Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием. Нахождения идеи для собственного дела; создания нестандартных решений для бизнеса; оценки предложения по созданию и ведению бизнеса | Подготовка к семинару | | |
| Пишем бизнес-план | 1 | | |
| Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 | | |
| Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | | |
| С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | | |
| Игра «Создаём свой бизнес на территории Ключевского сельского поселения », часть II: этап игрового моделирования | 1 | Подготовка к семинару | | |
| Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?» | 1 | Закрепление полученных знаний по Модулю 5. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» на практике. | | | | | |
| Онлайн-урок | 2 | | | | | | |
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой (8 часов) |
| Финансовая пирамида | 1 | Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения. Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников. | Финансовый риск; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; портфель инвестиций. Знание того, какие бывают финансовые риски в современной российской действительности; того, куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.); меры ответственности государства в случаях финансового мошенничества и др. | Критическое отношение к рекламным предложениям из различных источников; оценка рисков предлагаемых вариантов инвестирования; соотношение рисков с доходностью в одном портфеле инвестиций. | Подготовка к семинару | | |
| Как не попасть в сети мошенников | 1 | | |
| Виртуальные ловушки | 1 | | |
| Как не потерять деньги при работе в сети Интернет | 1 | | |
| Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?» | 1 | Закрепление полученных знаний по Модулю 6. «Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой» | | | | | |
| Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | 1 | | |
| Онлайн-урок | 2 | | | | | | |
Модуль 7. Обеспеченна старость: возможности пенсионного накопления (10 часов) |
| Думай о пенсии смолоду | 1 | Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии. Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям. Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле | Пенсия; пенсионная система; пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. пенсионные накопления. Знание видов пенсий и условий их получения; представление о способах финансового обеспечения старости, помимо пенсии; представление о существующих программах пенсионного обеспечения. | Способы поиска увеличить свою будущую пенсию; управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, умение критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии; навыки сопоставления различных предложений пенсионных накоплений и поиск оптимального варианта, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности. | Подготовка к семинару | | |
| Как формируется пенсия | 1 | | |
| Как распорядится своими пенсионными накоплениями | 1 | | |
| Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | 2 | | |
| Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах | 2 | | |
| Коммуникативный семинар «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» | 2 | Закрепление полученных знаний по Модулю 4. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» на практике. | | | |
| Онлайн-урок | 1 | | | | | | |
Модуль 8. Итоговый контроль по курсу (7 часов) |
| Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах) | 2 | Формирование финансовых компетентностей у старшеклассников за весь курс финансовой грамотности. | | | | | |
| Занятие-обобщение по курсу Финансовая грамотность | 2 | | |
| Олайн-уроки | 3 | | | | | |
| Всего часов по курсу 11 класса | 34 | | | | | | |
| Всего часов по курсу Финансовая грамотность, 10-11 класс | 68 | | | | | | |