Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции от 31.12.2015 № 1577);
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».
Методическими рекомендациями Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 18.08.2017г №09-1672
Содержание элективного курса определяется на основании кодификатора элементов содержания для проведения в 2018 году государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по математике, подготовленного федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
Программа элективного курса рассчитана на 33 часа.
1)овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2)умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов | Формы проведения | Характеристика основных видов деятельности учеников |
1 | Числовые выражения Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел | 2 | Мини-лекция, практикум. | Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа. Вычислять значения числовых выражений, переходить от одной формы записи чисел к другой |
2 | Буквенные выражения. Область допустимых значений. Формулы | 1 | Практикум | Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. |
3 | Проценты | 1 | Мини-лекция, практикум | Решать несложные практические расчетные задачи, связанные с процентами, интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов . |
4 | Задачи на смеси, сплавы | 1 | Практикум, зачет | Решать задачи на растворы, смеси, сплавы. Решение нестандартным способом задач на смешивание двух растворов разной концентрации.
|
5 | Степень с целым показателем | 1 | Мини-лекция, практикум | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями
|
6 | Многочлены. Преобразование выражений | 1 | Мини-лекция, практикум | Выполнять разложение многочленов на множители
|
7 | Алгебраические дроби. Преобразования алгебраических выражений Преобразования рациональных выражений. | 2 | Мини-лекция, практикум, зачет | Отрабатывать навыки преобразования алгебраических выражений и рациональных выражений с использованием основных тождеств и свойств.
|
9 | Квадратные корни | 1 | Мини-лекция, практикум | Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни
|
10 | Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. | 2 | Мини-лекция, практикум | Решать квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные линейные системы Применять графическое представление при решении уравнений |
12 | Составление математической модели по условию задачи | 1 | Мини-лекция, практикум | Проводить отбор решений задач, исходя из формулировки задачи.
|
13 | Текстовые задачи | 1 | Мини-лекция, практикум | Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами. Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, |
14 | Задачи на движение | 1 | Мини-лекция, практикум | Решение задач модуля «Алгебра» , задание №22 |
15 | Задачи на совместную работу | 2 | Мини-лекция, практикум, зачет | Применять знания в нестандартных ситуациях, анализировать исходные условия и делать правильные выводы.
|
16 | Неравенства с одной переменной и системы неравенств | 1 | Мини-лекция, практикум | Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы |
17 | Решение квадратных неравенств | 1 | Мини-лекция, практикум | Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы |
18 | Последовательности и прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии | 2 | Мини-лекция, практикум, зачет | Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии, решать задачи с применение формулы общего члена и суммы нескольких первых членов. |
19 | Функции и графики | 1 | Мини-лекция, практикум | Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу. |
20 | Исследование функции и построение графика. Наибольшее и наименьшее значения функции | 1 | Мини-лекция, практикум | Определять свойства функции по ее графику, строить графики изученных функций. |
21 | Задания с параметром | 1 | Мини-лекция, практикум | Выполнение заданий на нахождения параметра |
22 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | Мини-лекция, практикум | Находить вероятности случайных событий в простейших случаях Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов , а также с использованием правила умножения |
23 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков | 1 | Мини-лекция, практикум | Извлекать статистическую информацию , представленную в таблицах, на диаграммах, графиках |
24 | Треугольники и четырехугольники. Формулы площади | 1 | Мини-лекция, практикум | Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи |
25 | Равенство треугольников, подобие треугольников | 1 | Мини-лекция, практикум | Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи |
26 | Окружности. Вписанные и центральные углы | 1 | Мини-лекция, практикум | Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи |
27 | Геометрические задачи ОГЭ | 2 | Практикум | Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин из второй части ( задачи №24,25) |
28 | Внутришкольный пробный ОГЭ. Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 2 | Зачет | Решать задачи из контрольно-измерительных материалов для ОГЭ |
3. МА ОГЭ ДЕМО 2018
4. ОГЭ. Математика : универсальный справочник / И.В. Третьяк. Москва : Эксмо, 2016.
5. Задачи с параметрами. Программно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов. Квадратный трехчлен и параметры. / Сост. С.А. Никодимова. – Полысаево: МОУ «Школа № 14», 2007.
Открытый банк заданий для подготовки к ГИА. : http://mathgia.ru