| Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Уфимская средняя общеобразовательная школа» |
Рабочая программа
по элективному курсу «Элементы алгебры и теория чисел»
для 7 класса
п. Уфимский
Пояснительная записка
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
-
ООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».
-
Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».
1.Планируемые результаты освоения элективного курса «Измерение объемов и площадей»
Личностные результаты:
-
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
метапредметные результаты:
-
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
предметные результаты:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Ученик научится:
• выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом.
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире линии, углы, многоугольники, треугольники, четырехугольники, многогранники;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда,
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
• выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений
Ученик получит возможность научиться:
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.
• вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
2. Содержание элективного курса «Измерение объемов и площадей»
В данном курсе частично представлено содержание курса алгебры 7 класса: темы «Уравнения и системы уравнений» и «Функции и графики»; частично углубленное содержание материала предыдущих классов: тема «Натуральные и целые числа», «Делимость чисел»; а также дополнительные темы: «Элементы теории множеств» и «Элементы комбинаторики». Последние две темы в настоящее время в общеобразовательной школе не изучаются, хотя очевидна полезность этого раздела математики в современном информационном мире. Материал темы «Элементы комбинаторики» примыкает к материалу темы «Элементы теории вероятностей» из вариативного курса для учащихся 8 класса.
1. Натуральные и целые числа. Делимость чисел.
Натуральные и целые числа Простые числа. Решето Эратосфена. Составные числа. Степень с натуральным показателем. Основная теорема арифметики (каноническое разложение на простые множители).
Деление. Делители чисел. Признаки делимости на 3,4,5,7,9,11.
Свойства делимости.
Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Алгоритм Евклида. Взаимно простые числа.
2. Элементы теории множеств.
Понятие множества. Числовые множества. Подмножество. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, дополнение). Диаграммы Эйлера – Венна. Алгебра множеств.
Разбиение множеств на подмножества.
Конечные и бесконечные множества.
3. Элементы комбинаторики.
Основные законы перечислительной комбинаторики: правило суммы и правило произведения.
Размещения, перестановки, сочетания.
Треугольник Паскаля.
4. Уравнения и системы уравнений.
Линейные уравнения с числовыми и буквенными коэффициентами.
Линейные уравнения с параметром.
Неопределенное уравнение первой степени с двумя неизвестными и его график. Решение в целых числах.
Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными.
Задачи на составление уравнений.
5. Функции и графики.
Графики зависимостей. Чтение графиков. Графики прямой и обратной пропорциональных зависимостей. Линейная функция. Функция
=
3. Тематическое планирование элективного курса «Измерение объемов и площадей»
№ | Тема | Количество часов |
1. | Натуральные и целые числа. Делимость целых чисел. | 9 |
2. | Элементы теории множеств. | 7 |
3. | Элементы комбинаторики. | 6 |
4. | Уравнения и системы уравнений. | 9 |
5. | Функции и графики | 4 |
| Итого | 35 |
Формы проведения занятия и виды деятельности
Формы проведения занятия и виды деятельности | Примерная тематика |
Игры, конкурсы | «Конкурс знатоков», «Математический КВН», «Игра «Веришь или нет», «Своя игра» |
Беседы | «Математика в разные периоды истории», «Пифагор и его школа», «Роль схоластики в современном мире» и др. |
Участие в математических олимпиадах | Участие в олимпиадах, дистанционных конкурсах |
Оформление математических газет, брошюр и пособий | «Ребусы и головоломки»», «Математическая газета», «Задачки и картинки», «Тренажер для счета» и др. |
Решение занимательных задач, задач повышенной трудности, решение практических задач | «Решение занимательных задач в стихах», «Решение олимпиадных задач», «Решение задач повышенной трудности», решение задач практической направленности. |
Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой | «Доклады о великих математиках», знакомство с математической энциклопедией, «Невозможный мир», «Заповеди Пифагора» и др. |
Творческая работа в группах, проективная работа, экскурсии | «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Лист Мебиуса», изготовление объемных многогранников, упаковок, изучение архитектуры зданий города и пр. |
Практическая работа, диагностическая работа | Индивидуальные задания, дифференцированные задания разного уровня сложности |
Приложение 1.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по элективному курсу "Измерение объемов и площадей"
7 класс № | Наименование темы | Кол-во часов |
1. Натуральные и целые числа. Делимость целых чисел. |
-
| Натуральные и целые числа. Простые и составные числа. | 1 |
-
| Простые и составные числа. Основная теорема арифметики | 1 |
-
| Свойства делимости. Признаки делимости. | 1 |
-
| Признаки делимости | 1 |
-
| Признаки делимости. Делимость целых чисел. Наибольший общий делитель | 1 |
-
| Алгоритм Евклида. | 1 |
-
| Делимость чисел. Наибольший общий делитель. | 1 |
-
| Кратные числа. Наименьшее общее кратное. | 1 |
-
| Кратные числа. Наименьшее общее кратное | 1 |
2. Элементы теории множеств. |
-
| Понятие множества. Способы задания множеств. Конечное и бесконечное множество. | 1 |
-
| Задание множеств с помощью диаграмм | 1 |
-
| Пустое множество. Числовые множества. | 1 |
-
| Подмножество. Разбиение множеств на подмножества. | 1 |
-
| Операции над множествами. Пересечение множеств. Диаграмма Эйлера-Венна. | 1 |
-
| Операции над множествами. Сумма и разность множеств. | 1 |
-
| Алгебра множеств | 1 |
3. Элементы комбинаторики. |
-
| Понятие о науке Комбинаторика. | 1 |
-
| Правило произведения | 1 |
-
| Размещения | 1 |
-
| Перестановки | 1 |
-
| Сочетания | 1 |
-
| Решение задач. (Тест) | 1 |
4. Уравнения и системы уравнений. |
-
| Линейные уравнения с числовыми и буквенными коэффициентами. | 1 |
-
| Линейные уравнения с числовыми и буквенными коэффициентами. Основные правила решения уравнений. | 1 |
-
| Линейные уравнения с параметром | 1 |
-
| Решение уравнений. Решение уравнений с параметрами | 1 |
-
| Неопределенное уравнение с параметром | 1 |
-
| Решение неопределенных уравнений в целых числах | 1 |
-
| Неопределенные уравнения с двумя переменными и его график | 1 |
-
| Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными | 1 |
-
| Решение задач с помощью составления уравнений. | 1 |
5. Функции и графики |
-
| График зависимостей. Чтение графиков. | 1 |
-
| Графики прямой и обратной пропорциональных зависимостей. Линейная функция. Функция = . | 1 |
-
| Линейное уравнение с двумя неизвестными и его график. Свойства графика | 1 |
8