| Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Уфимская средняя общеобразовательная школа» |
Рабочая программа
учебного предмета «Алгебра модуля»
для 8 класса
п. Уфимский
Пояснительная записка
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
-
ООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».
-
Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
-
оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
-
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
-
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
-
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
-
нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;
-
решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
-
оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
-
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
-
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;
-
выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
-
сравнение чисел;
-
оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
-
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
-
выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
-
решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
-
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;
-
нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
-
построение графика линейной и квадратичной функций;
-
оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
-
использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
-
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
-
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
-
проведение доказательств в геометрии;
-
оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
-
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
-
формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;
-
решение простейших комбинаторных задач;
-
определение основных статистических характеристик числовых наборов;
-
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
-
наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-
умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
-
распознавание верных и неверных высказываний;
-
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
-
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
-
использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
-
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
-
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Содержание курса
Уравнения и системы уравнений (8 ч.)
Линейные уравнения с числовыми и буквенными коэффициентами. Линейные уравнения с параметром Неопределенное уравнение первой степени и его график Решение в целых числах. Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Задачи на составление уравнений
Действительные числа (4 ч.)
Квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Сравнение действительных чисел.
Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля (13 ч.)
Определение модуля числа. Преобразование выражений, содержащих модуль. Метод интервалов решения уравнений, содержащих модуль.
Решение неравенств вида х a. x a посредством равносильных переходов. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль Свойства модуля. Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств. Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой. Построение графиков функций, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств графическим способом. Модуль и преобразование корней
Квадратное уравнение (10 ч.)
Уравнения и тождества. Квадратное уравнение. Прямая и обратная теорема Виета. Уравнения, сводящиеся к квадратному уравнению. Метод введения новых переменных. Квадратные уравнения, содержащие знак модуля. Квадратные уравнения с параметром. Теоремы о разложении корней квадратных уравнений.
Тематическое планирование
№ п /п | Название темы | Количество часов |
1 | Уравнения и системы уравнений | 8 |
2 | Действительные числа | 4 |
3 | Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля | 13 |
4 | Квадратное уравнение | 10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Поурочное планирование
№ п / п | Название темы |
-
| Линейные уравнения с числовыми и буквенными коэффициентами |
-
| Линейные уравнения с числовыми и буквенными коэффициентами |
-
| Линейные уравнения с параметром |
-
| Неопределенное уравнение первой степени и его график |
-
| Решение в целых числах |
-
| Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными |
-
| Задачи на составление уравнений |
-
| Задачи на составление уравнений |
-
| Квадратный корень |
-
| Иррациональные числа |
-
| Действительные числа |
-
| Сравнение действительных чисел |
-
| Определение модуля числа. Преобразование выражений, содержащих модуль. |
-
| Метод интервалов решения уравнений, содержащих модуль. |
-
| Решение неравенств вида х a, x a посредством равносильных переходов. |
-
| Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль |
-
| Свойства модуля. Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств. |
-
| Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой. |
-
| Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой. |
-
| Построение графиков функций, содержащих модуль. |
-
| Построение графиков функций, содержащих модуль. |
-
| Решение уравнений и неравенств графическим способом |
-
| Решение уравнений и неравенств графическим способом |
-
| Модуль и преобразование корней |
-
| Модуль и преобразование корней |
-
| Уравнения и тождества. Квадратное уравнение |
-
| Прямая и обратная теорема Виета |
-
| Уравнения, сводящиеся к квадратному уравнению |
-
| Метод введения новых переменных |
-
| Квадратные уравнения, содержащие знак модуля. |
-
| Квадратные уравнения, содержащие знак модуля. |
-
| Квадратные уравнения с параметром |
-
| Квадратные уравнения с параметром |
-
| Теоремы о разложении корней квадратных уравнений |