| Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Уфимская средняя общеобразовательная школа» |
Рабочая программа
учебного предмета «Решение задач повышенной трудности
по математике»
для 9 класса
п. Уфимский
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
-
ООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».
-
Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Выпускник научится:
-
владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
-
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
-
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
-
выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
-
научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
-
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
-
оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
-
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
-
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
-
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
-
нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;
-
решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
-
оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
-
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
-
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;
-
выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
-
сравнение чисел;
-
оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
-
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
-
выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
-
решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
-
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;
-
нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
-
построение графика линейной и квадратичной функций;
-
оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
-
использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
-
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
-
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
-
проведение доказательств в геометрии;
-
оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
-
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
-
формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;
-
решение простейших комбинаторных задач;
-
определение основных статистических характеристик числовых наборов;
-
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
-
наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-
умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
-
распознавание верных и неверных высказываний;
-
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
-
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
-
использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
-
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Выпускник научится:
-
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
-
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
-
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
-
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты
Выпускник научится:
-
понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
-
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
-
решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий
Содержание курса
Раздел 1. Выражения и их преобразования
Разложение многочлена на множители.
Определение понятия многочлен. Способ группировки. Теорема о разложении многочлена на множители. Применение формул сокращенного умножения.
Сокращение дробей
Применение основного свойства дроби. Правила выполнения сокращения дробей.
Преобразование рациональных выражений
Сложение рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Вычитание рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей.
Доказательство тождеств.
Определение понятия тождество. Способы доказательства тождеств.
Раздел 2. Функции
Построение графиков функции.
Графики элементарных функций. Построение графиков элементарных функций. Формулы элементарных функций. Преобразование графиков элементарных функций.
Аналитический способ задания функции.
Определение координат точек по графику функции. Анализ графика элементарной функции. Соотнесение графика и формулы элементарной функции.
Раздел 3. Уравнения и системы уравнений
Решение целых уравнений. Решение биквадратных уравнений
Определение целого уравнения, биквадратного уравнения. Алгоритм решения целого уравнения. Алгоритм решения биквадратного уравнения.
Решение дробно-рациональных уравнений
Определение дробно-рационального уравнения. Способы решения дробно-рациональных уравнений.
Решение систем уравнений методом расщепления, сложения, подстановки.
Определение системы уравнений. Различные способы решения систем уравнений. Способ сложения. Способ подстановки. Способ расщепления.
Решение уравнений с параметром
Определение уравнения с параметром. Определение параметра. Примеры решения уравнений с параметром.
Решение систем уравнений с параметром
Определение системы уравнения с параметром. Примеры решения систем уравнений с параметром.
Раздел 4. Неравенства
Решение линейных неравенств.
Определение линейного неравенства. Свойства линейных неравенств. Алгоритм решения линейного неравенства.
Решение дробно-рациональных систем неравенств и неравенств, содержащих квадратный корень.
Определение дробно-рационального неравенства. Способ решения систем дробно-рациональных неравенств и неравенств, содержащих квадратный корень.
Нахождение области определения выражения.
Определения понятия область определения выражения. Примеры нахождения области определения выражения.
Решение систем неравенств с параметром
Примеры решения систем неравенств с параметром.
Раздел 5. Координаты и графики
Уравнение прямой
Определение уравнения прямой. Общий вид уравнения прямой. Графическое изображения уравнения прямой.
Нахождение точек пересечения графиков двух функций.
Нахождение точек пересечения прямой и параболы. Нахождение точек пересечения окружности и параболы.
Раздел 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Решение задач с применением формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессии.
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий. Применение формул при решении задач.
Решение задач с применением формулы суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий.
Формулы суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии. Применение формул при решении задач.
Применение уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии.
Примеры решения задач на арифметическую и геометрическую прогрессии с применением неравенств и уравнений.
Раздел 7. Текстовые задачи
Решение задач на движение
Уравнения движения. Движение по реке. Движение в одном направлении. Движение в противоположных направлениях.
Решение задач на проценты
Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение задач на сплавы и смеси
Определение состава твердого вещества, раствора, сплава. Нахождение процентного содержания нужного элемента.
Решение задач на составление систем уравнений
Анализ условия задачи. Выделение условий, необходимых при составлении системы уравнений. Объединений условий в систему уравнений.
Раздел 8. Элементы комбинаторики
Решение комбинаторных задач
Решение задач на перестановки. Решение задач на размещение. Решение задач на сочетание.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
-
| Выражения и их преобразования | 4 |
-
| Функции | 5 |
-
| Уравнения и системы уравнений | 5 |
-
| Неравенства | 5 |
-
| Координаты и графики | 3 |
-
| Арифметическая и геометрическая прогрессии | 4 |
-
| Текстовые задачи | 5 |
-
| Элементы комбинаторики | 3 |
Приложение 1 Поурочное планирование
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по плану |
| Раздел 1. Выражения и их преобразования | 4 |
1 | Разложение многочлена на множители | 1 |
2 | Сокращение дробей | 1 |
3 | Преобразование рациональных выражений | 1 |
4 | Доказательство тождеств | 1 |
| Раздел 2. Функции | 5 |
5 | Построение графиков функций. | 1 |
6 | Построение графиков функций. | 1 |
7 | Построение графиков функций. | 1 |
8 | Аналитический способ задания функции | 1 |
9 | Аналитический способ задания функции | 1 |
| Раздел 3. Уравнения и системы уравнений | 5 |
10 | Решение целых уравнений. Решение биквадратных уравнений | 1 |
11 | Решение дробно-рациональных уравнений | 1 |
12 | Решение систем уравнений методом расщепления, сложения, подстановки | 1 |
13 | Решение уравнений с параметром | 1 |
14 | Решение систем уравнений с параметром | 1 |
| Раздел 4. Неравенства | 5 |
15 | Решение линейных неравенств | 1 |
16 | Решение дробно-рациональных систем неравенств и неравенств, содержащих квадратный корень | 1 |
17 | Нахождение области определения выражения | 1 |
18 | Решение систем неравенств с параметрами | 1 |
19 | Решение систем неравенств с параметрами | 1 |
| Раздел 5. Координаты и графики | 3 |
20 | Уравнение прямой | 1 |
21 | Нахождение точек пересечения графиков двух функций | 1 |
22 | Нахождение точек пересечения графиков двух функций | 1 |
| Раздел 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии | 4 |
23 | Решение задач с применением формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий | 1 |
24 | Решение задач с применением формулы суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии | 1 |
25 | Применение уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии | 1 |
25 | Применений уравнение и неравенств при решении задач на прогрессии | 1 |
| Раздел 7. Текстовые задачи | 4 |
27 | Решение задач на движение | 1 |
28 | Решение задач на проценты | 1 |
29 | Решение задач на сплавы | 1 |
30 | Решение задач на работу | 1 |
31 | Решение задач на составление систем уравнений | 1 |
| Раздел 8. Элементы комбинаторики | 3 |
32 | Решение комбинаторных задач | 1 |
33 | Решение комбинаторных задач | 1 |
34 | Решение комбинаторных задач | 1 |