Рабочая программа
по элективному курсу «Решение нестандартных задач по математике»
для 11 класса (профильный уровень)
на 2021-2022 учебный год
Москва 2021
Содержание
-
Пояснительная записка.
-
Цели и задачи реализации программы.
-
Планируемые результаты.
-
Личностные результаты.
-
Метапредметные результаты.
-
Предметные результаты.
-
Содержание учебного предмета.
-
Тематический план.
-
Ресурсное обеспечение программы.
-
Пояснительная записка
Количество часов: 33
В неделю: 1
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017)
-
Цели и задачи реализации программы
Цель курса:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования; развитие научно-теоретического и логического мышления учащихся, умения действовать в нестандартной ситуации, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задачи курса:
-
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
-
сформировать навыки применения знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
-
подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
-
формировать навыки самостоятельной работы;
-
формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
-
формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
-
способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
-
развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
-
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
-
развитие способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.
-
Планируемые результаты
1.2.1. Личностными результатами изучения программы являются:
-
Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
-
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
-
Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию.
-
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
-
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
1.2.2. Метапредметными результатами изучения программы являются:
1. Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
2. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
3. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
4. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
6. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
7. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
8. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
9. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
1.2.3. Предметными результатами изучения программы являются:
-
Умение оперировать понятиями: уравнение, неравенство, равносильные уравнения и неравенства, уравнение, являющееся следствием другого уравнения, уравнения, равносильные на множестве, равносильные преобразования уравнений.
-
Умение решать разные виды уравнений и неравенств и их систем, в том числе некоторые уравнения 3-й и 4-й степеней, дробно-рациональные и иррациональные.
-
Овладение основными типами показательных, логарифмических, иррациональных, степенных уравнений и неравенств и стандартными методами их решений и применение их при решении задач.
-
Применение теоремы Безу к решению уравнений.
-
Применение теоремы Виета для решения некоторых уравнений степени выше второй.
-
Понимание смысла теорем о равносильных и неравносильных преобразованиях уравнений и умение их доказывать.
-
Владение методами решения уравнений, неравенств и их систем, умение выбирать метод решения и обосновывать свой выбор.
-
Умение использовать метод интервалов для решения неравенств, в том числе дробно-рациональных и включающих в себя иррациональные выражения.
-
Умение решать алгебраические уравнения и неравенства, и их системы с параметрами алгебраическим и графическим методами.
-
Умение изображать множества на плоскости, задаваемые уравнениями, неравенствами и их системами.
-
Умение выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении различных уравнений, неравенств и их систем при решении задач других учебных предметов.
-
Умение составлять уравнение, неравенство или их систему, описывающие реальную ситуацию или прикладную задачу, интерпретировать полученные результаты.
-
Содержание элективного курса.
1. Знакомство с КИМ, кодификатором, спецификой ЕГЭ.
Особенности экзамена в формате ЕГЭ по математике. Структура и содержание КИМ по курсу «Математика».
2. Раздел «Алгебра»
Повторение теоретических сведений и способов решения заданий по теме. Разбор тренировочных заданий на числа (целые, дробные, рациональные) корни, степени, основы тригонометрии, логарифмы, преобразование выражений. (задания – 1, 9, 17, 19)
3. Раздел «Уравнения и неравенства»
Повторение способов решения заданий по данной теме. Решение заданий из демонстрационных вариантов на различные виды уравнений и неравенств. (задания – 5, 10, 11, 13, 15)
4. Раздел «Функции»
Повторение теоретических сведений и способов решения заданий по теме. Разбор тренировочных заданий на определение и график функции, элементарное исследование функций, основные элементарные функции. (задания – 2, 18)
5. Раздел «Начала математического анализа»
Ключевые понятия, которые связанны с применением производной. Разбор заданий на нахождение производной, исследование функций, первообразная и интеграл. (задания – 7, 12)
6. Раздел «Геометрия»
Повторение теоретических сведений планиметрии и стереометрии. Разбор заданий из демонстрационных вариантов на применение теоретического материала из раздела «Планиметрия», прямые и плоскости в пространстве, многогранники, тела и поверхности вращения, измерение геометрических величин, координаты и векторы. (задания – 3, 6, 8, 14, 16)
7. Раздел «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
Основные термины комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Решение демонстрационных заданий по теме. (задание – 4)
8. Итоговый контроль.
Выполнение тренировочных заданий в полном объеме. Проведение пробного ЕГЭ, после подробно разобрать результаты.
-
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Знакомство с КИМ, кодификатором, спецификой ЕГЭ | 1 |
2 | Алгебра | 5 |
3 | Уравнения и неравенства | 7 |
4 | Функции | 4 |
5 | Начала математического анализа | 5 |
6 | Геометрия | 7 |
7 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 3 |
8 | Итоговый контроль | 1 |
Всего часов: | 33 |
-
Ресурсное обеспечение.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по математике (Профильный уровень) , 11 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
-
Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по математике, 11 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»:
-
Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена, 11 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
-
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по математике (Профильный уровень), 11 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»: 2020.
-
ЕГЭ 2020. Математика. 14 вариантов. Профильный уровень. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / И.В. Ященко, М.А. Волкевич, И.. Высоцкий, Р.К. Гордин, П.В. Семёнов, О.Н. Косухин, Д.А. Фёдоровых. А.И. Суздальцев, А.Р. Рязановский, В.А. Смирнов, А.В. Хачатурян, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль; под ред. И.В. Ященко. – М. : Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО.
-
Сергеев И.Н. ЕГЭ 2020. Тематический тренажёр. Математика. Профильный уровень: задания части 2 / И. Н. Сергеев, В.С. Панферов. – М. : УЧПЕДГИЗ, 2020. – 94, [2] с.
-
Ященко И. В. ЕГЭ 2019. Математика. Профильный уровень. 20 вариантов тестов от разработчиков ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, П.И. Захаров; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», МЦНМО, 2019. – 295, [1] с.
Перечень интернет-ресурсов
-
Образовательный портал http://www.ege.edu.ru
-
Сайт информационной поддержки по ЕГЭ http://www.ege.ru/.
-
Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ http://www.fipi.ru
Учитель математики: ___________________________/Я.И. Морозова/