СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Решение текстовых задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа содержит темы, включающие решение текстовых задач и используется при подготовке к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Решение текстовых задач"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дзержинская средняя общеобразовательная школа

пос. им. Дзержинского Каширского муниципального района Воронежской области.







«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

______________/Широких Г. А./ ______________/Дударева Т. Н./ _________/Лаптева Ю.Л./ от__________августа 2017 от__________августа 2017 Приказ №_____ от_________2017









Рабочая программа элективного курса

по математике

Решение текстовых задач.

9 класс



Учитель Широких Галина Александровна


2017-2018 учебный год


Пояснительная записка


Анализ результатов проведения ОГЭ с момента его существования говорит о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ОГЭ. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.

Полный минимум знаний, необходимых для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения в школе, поэтому представленный элективный курс «Решение текстовых задач» рекомендуется вводить с 9-го класса.

Представленный элективный курс содержит 6 тем. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной. При ее раскрытии акцент должен быть сделан на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение. Следует также обратить внимание учащихся на важность умелого письменного оформления. Следующие темы - «Задачи на движение», «Задачи на проценты», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу», - закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. Последняя тема «Нестандартные способы решения текстовых задач» - выходит за рамки школьной программы и значительно совершенствует навыки учащихся в решении текстовых задач.

Всего на проведение занятий отводится 16 часов. Провести занятия можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач или в форме семинаров, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением.

Цель курса: Формирование математической культуры решения задач.

Задачи:

Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач; Углубление и расширение знаний, полученных на уроках. познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения; Реализовать межпредметные связи .Умение применять полученные знания для решения практических задач.

Формирование навыков анализа связей между величинами.

Подготовка к обучению на профильном уровне.


Ожидаемые результаты:

После изучения курса учащиеся должны:

Уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;

Уметь применять полученные математические знания при решении задач;

Уметь использовать дополнительную математическую литературу.

Приобрести навыки рассуждения, наблюдательности, умения проводить аналогии, обобщать, обосновывать, анализировать, делать выводы.


Содержание учебного курса


Текстовые задачи и техника их решения (1 ч)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами. Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Значение правильного письменного оформления решения текстовых задач. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Задачи на движение (3 ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели

Задачи на проценты (3 ч)

Понятие процента. Нахождение процента от числа, числа по его проценту, составление процентного отношения. Решение типовых задач на проценты

Алгоритм решения задач методом составления уравнений. Формула начисления «сложных процентов», формула простого процентного роста. Решение задач на применение этих формул. Процентные расчеты в различных сферах деятельности. Проценты в окружающем мире (распродажи, тарифы, штрафы, банковские операции и голосование).

Задачи на сплавы, смеси, растворы (3 ч)

Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Задачи на работу (3 ч)

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Нестандартные способы решения текстовых задач (3 ч)

Нестандартные способы решения обычных «стандартных» задач и задач олимпиадной и конкурсной тематики, специальные приемы их решения: переформулировка задачи, использование «лишних» неизвестных, делимости и диофантовых уравнений, решение задач в общем виде (когда все или некоторые значения величин в условии обозначены буквой), метод подобия..






Тематическое планирование


Тема

Количество часов

1

Текстовые задачи и техника их решения

1

2

Задачи на движение

3

3

Задачи на проценты

3

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

3

5

Задачи на работу

3

6

Нестандартные способы решения текстовых задач

3

7

Итого

16





Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата план

Дата факт

1

Текстовые задачи и техника их решения.

06.09


2

Задачи на движение

13.09


3

Задачи на движение

20.09


4

Задачи на движение. Работа с тестами

27.09


5

Задачи на проценты

04.10


6

Задачи на проценты

11.10


7

Задачи на проценты. Работа с тестами

18.10


8

Задачи на сплавы, смеси, растворы

25.10


9

Задачи на сплавы, смеси, растворы



10

Задачи на сплавы, смеси, растворы. Работа с тестами



11

Задачи на работу



12

Задачи на работу



13

Задачи на работу. Работа с тестами.



14

Нестандартные способы решения текстовых задач.



15

Нестандартные способы решения текстовых задач.



16

Нестандартные способы решения текстовых задач



17

Итоговое тестирование.





Список учебно-методической литературы


1. Булынин В. Применение графических методов при решении текстовых задач (Математика, 2005, № 14).

2. Шевкин А. Текстовые задачи в школьном курсе математики 5-9 классы . Математика, 2005, № 17- № 24.

3. Элективные курсы для предпрофильной подготовки. Математика, 2007,№ 14.

4. Агаков В. Г. и другие. ЕГЭ по математике-2005.

5. Балаян Э. Н. Репетитор по математике для поступающих в вузы.2005.

6. Тестовые задания за 2010-2017 годы.

7. Макарычев К.С. Алгебра 8 класс, алгебра 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М:Дрофа, 2015 г

8. С. А. Шестаков, Д. Д. Гущин: «Задачи на составление уравнений» 2011-2012 год

























Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!