СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Шаг за шагом...»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 68 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Шаг за шагом...»»

Рабочая программа элективногокурса по русскому языку в 11 классе

«Шаг за шагом...»


Пояснительная записка.

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

В части С экзаменационного текста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих высказываний и порождение своих текстов, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления.

Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.

Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.

Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ.


Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.


Цели элективного предмета:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного предмета:

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  3. Способствовать развитию письменной речи.

  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.



Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,

составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств

языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (18 часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.


Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.


РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)

Тема 1. Анализ текста. (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Практические работы:

  1. написание сочинений-рассуждений;

  2. редактирование.



Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.


Количество часов – 34 часа (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

  • виды текста;

  • определение понятий «вступление» и «заключение»;

  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

    • указывать средства связи между частями текста;

    • определить тему и основную мысль текста;

    • определить тип и стиль речи;

    • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

    • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

    • анализировать форму исходного текста;

    • находить характерные для исходного текста языковые средства;

    • создавать связное высказывание;

    • излагать последовательно собственные мысли;

    • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

    • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.


В работе используется следующая литература:

1) Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. - тренировоч. упражнения, создание текста.

2)Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.

3) Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ».

4) Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи.

5) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 г.

6) Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический

материал (региональный компонент) 10-11 классы. Архангельск, 2003.

7)Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

8)Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. –

41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru

  2. http://rustest.ru

  3. wwwfipi.ru

  4. http://www.prosa.ru

  5. http://www.pritchi.nm.ru


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Вид урока

Дата

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (8 часов)

 


1-2

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

06.09.13

3-4

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

лекция

12.09.13

5-6

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

20.09.13

7-8

Лексические средства организации текста

Лекция

27.09.13

9-10

Морфологические средства организации текста

Лекция

04.10.13

11-12

Синтаксические средства организации текста

Лекция

11.10.13

13-14

Стили речи

Тренировочный

18.10.13

15-16

Типы речи

Тренировочный

25.10.13

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)

 


17-18

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Лекция

08.11.13

19-20

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

 

15.11.13

21-22

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

Практикум

22.11.13

23-24

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

29.11.13

25-26

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

Практикум

06.12.13

27-28

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум

13.12.13

20.12.13

29-30

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Практикум

27.12.13

17.01.14

 

Тема 3. Анализ текста. (3 часа)

 


31-32

Содержание исходного текста

Лекция

24.01.14

33-34

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

Практикум

31.01.14

35-36

Рецензия. Эссе

Урок комплексного применения знаний

07.02.14

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов)

 


37-38

Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом.

Лекция

14.02.14

39-40

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

Лекция

21.02.14

41-42

Что такое проблема текста?

Проблемы в художественных и публицистических текстах.

Лекция

28.02.14

43-44

Определение авторской позиции.

Круг рассматриваемых вопросов в тексте.

Лекция, практикум

07.03.14

45-46

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

Лекция

14.03.14

47-48

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

Лекция

21.03.14

49-50

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Практикум

04.04.13

51-52

Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению.

Лекция, практикум

11.04.14

53-54

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Практикум

18.04.14

55-56

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Практикум

25.04.14

57-58

Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.

Практикум

02.05.14

59-60

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Практикум

09.05.14

61-68

Тренировочные сочинения.

Урок комплексного применения знаний

16.05.14

23.05.14






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!