МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей-предметников | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____ г. | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Трудные вопросы русского языка»
для 10 класса
(ФГОС СОО)
Разработана
учителем русского языка и литературы
Волковой О.В.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 No 413 (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
2. ООП СОО (ФГОС) МКОУ «Бодеевская СОШ»
в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Объем часов: - В неделю - 1 час
- Общий объем - 35 часов.
Основная цель курса:
повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;
- помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;
- формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, ТРИЗ-технологии, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Методы и приёмы обучения:
Лекционный (теоретический материал), упражнения практического характера, самостоятельная работа: выполнение учащимися докладов, письменных работ.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фонохрестоматия, презентации, аудиокниги, видеоуроки.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются устный опрос, задания, предполагающие развернутый ответ на вопрос, контрольные вопросы, тесты, творческие задания. Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
- наблюдение за активностью на занятиях;
- результаты выполнения предложенных заданий;
- анализ работ;
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.
Используемый учебно – методический комплект: Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. ЕГЭ-2020. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. В 2 ч.,- М.: Народ.Образование, 2020.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностными результатами освоения выпускниками являются:
1) осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Выпускник научится:
Владеть нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Правильно воспринимать лексические понятия.
Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
создавать собственные высказывания;
сохранять стиль речи до конца высказывания;
грамматически правильно выстраивать свою речь;
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Выпускник получит возможность научиться:
Работать над благозвучием собственной речи;
составлять собственные выступления с учетом предъявляемых требований.
Содержание курса
Введение. Понятие о языковой норме. (2 ч.)
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. Норма и ошибка в речи.
Орфоэпические нормы (2 ч.)
Фонетика русского языка. Нормы орфоэпии. Звукопись.
Орфоэпические нормы русского языка.
Лексические нормы (7 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Эмоционально окрашенная лексика.Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Тавтология и плеоназм.
Грамматические нормы (2 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (5 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы (12 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Обобщение и повторение изученного (3 ч.)
Итоговая работа и ее анализ.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Введение. Понятие о языковой норме | 2 |
2. | Орфоэпические нормы | 2 |
3. | Грамматические нормы | 2 |
4. | Словообразовательные нормы | 2 |
5. | Морфологические нормы | 5 |
6. | Синтаксические нормы | 12 |
7. | Обобщение и повторение изученного | 3 |
| ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Датаплан | Дата факт | Тема урока | Примечание |
1 | | | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | |
2 | | | Норма и ошибка в речи. | |
3 | | | Фонетика русского языка. Звукопись. | |
4 | | | Орфоэпические нормы русского языка. | |
5 | | | Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие русского языка. | |
6 | | | Общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. | |
7 | | | Омонимы, синонимы, антонимы. | |
| | | Эмоционально окрашенная лексика. | |
8 | | | Паронимы. | |
9 | | | Фразеологизмы. | |
10 | | | Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Тавтология и плеоназм. | |
11 | | | Грамматические ошибки и их предупреждение. | |
12 | | | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | |
13 | | | Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | |
14 | | | Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | |
15 | | | Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | |
16 | | | Варианты падежных окончаний. | |
17 | | | Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | |
18 | | | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. | |
19 | | | Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. | |
20 | | | Грамматическая связь подлежащего и сказуемого в предложении. | |
21 | | | Несогласованное приложение. | |
22 | | | Ошибки в предложениях с причастным оборотом. | |
23 | | | Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом. | |
24 | | | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении. | |
25 | | | Ошибки в построении предложений с однородными членами. | |
26 | | | Однородные члены предложения Использование союза и. | |
27 | | | Однородные члены предложения Использование составных союзов. | |
28 | | | Обобщающие слова при однородных членах. | |
29 | | | Сложноподчиненное предложение и ошибки в нем. | |
30 | | | Предложение с косвенной речью и ошибки в нем. | |
31 | | | Практикум: типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка. | |
32 | | | Обобщение и повторение изученного. | |
33 | | | Зачетная работа. | |
34 | | | Итоговое занятие. Анализ работы. | |