СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для элективного курса "Трудные вопросы русского языка" (ФГОС СОО)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

Директор школы

учителей-предметников

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по элективному курсу


«Трудные вопросы русского языка»


для 10 класса


(ФГОС СОО)











Разработана

учителем русского языка и литературы

Волковой О.В.






2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 No 413 (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);

2. ООП СОО (ФГОС) МКОУ «Бодеевская СОШ»

в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».

Объем часов: - В неделю - 1 час

- Общий объем - 35 часов.

Основная цель курса

повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;

- помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;

- формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;

- пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, ТРИЗ-технологии, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Методы и приёмы обучения:

Лекционный (теоретический материал), упражнения практического характера, самостоятельная работа: выполнение учащимися докладов, письменных работ.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фонохрестоматия, презентации, аудиокниги, видеоуроки.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются устный опрос, задания, предполагающие развернутый ответ на вопрос, контрольные вопросы, тесты, творческие задания. Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

- наблюдение за активностью на занятиях;

- результаты выполнения предложенных заданий;

- анализ работ;

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.

Используемый учебно – методический комплект:    Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. ЕГЭ-2020. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. В 2 ч.,- М.: Народ.Образование, 2020.

Сроки реализации программы: один учебный год.





















Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностными результатами освоения выпускниками являются:

1) осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским  языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать  и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

     Метапредметными результатами  освоения выпускниками являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

        Предметными результатами  освоения выпускниками являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Выпускник научится:

Владеть нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Правильно воспринимать лексические понятия.

Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

создавать собственные высказывания;

сохранять стиль речи до конца высказывания;

грамматически правильно выстраивать свою речь;

усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Выпускник получит возможность научиться:

Работать над благозвучием собственной речи;

составлять собственные выступления с учетом предъявляемых требований.




Содержание курса

Введение. Понятие о языковой норме. (2 ч.)

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. Норма и ошибка в речи.

Орфоэпические нормы (2 ч.)

Фонетика русского языка. Нормы орфоэпии. Звукопись.

Орфоэпические нормы русского языка.

Лексические нормы (7 ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Эмоционально окрашенная лексика.Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Тавтология и плеоназм.

Грамматические нормы (2 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы (5 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы (12 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Обобщение и повторение изученного (3 ч.)

Итоговая работа и ее анализ.



Тематическое планирование


п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов


1.

Введение. Понятие о языковой норме

2

2.

Орфоэпические нормы

2

3.

Грамматические нормы

2

4.

Словообразовательные нормы

2

5.

Морфологические нормы

5

6.

Синтаксические нормы

12

7.

Обобщение и повторение изученного

3


ИТОГО

35



Календарно-тематическое планирование


п/п

Датаплан

Дата

факт

Тема урока

Примечание

  1. 1



Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.


  1. 2



Норма и ошибка в речи.


  1. 3



Фонетика русского языка. Звукопись.


  1. 4



Орфоэпические нормы русского языка.


  1. 5



Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие русского языка.


  1. 6



Общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.


  1. 7



Омонимы, синонимы, антонимы.




Эмоционально окрашенная лексика.


  1. 8



Паронимы.


  1. 9



Фразеологизмы.


  1. 10



Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Тавтология и плеоназм.


  1. 11



Грамматические ошибки и их предупреждение.


  1. 12



Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.


  1. 13



Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.


  1. 14



Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.


  1. 15



Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.


  1. 16



Варианты падежных окончаний.


  1. 17



Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


  1. 18



Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.


  1. 19



Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.


  1. 20



Грамматическая связь подлежащего и сказуемого в предложении.


  1. 21



Несогласованное приложение.


  1. 22



Ошибки в предложениях с причастным оборотом.


  1. 23



Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.


  1. 24



Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении.


  1. 25



Ошибки в построении предложений с однородными членами.


  1. 26



Однородные члены предложения Использование союза и.


  1. 27



Однородные члены предложения Использование составных союзов.


  1. 28



Обобщающие слова при однородных членах.


  1. 29



Сложноподчиненное предложение и ошибки в нем.


  1. 30



Предложение с косвенной речью и ошибки в нем.


  1. 31



Практикум: типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка.


  1. 32



Обобщение и повторение изученного.


  1. 33



Зачетная работа.


  1. 34



Итоговое занятие.

Анализ работы.