«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ Октябрьская СОШ
Т. В. Надеждина
« » 2017г.
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку для 11 класса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Составитель:
Артамонова Раиса Васильевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № от « » мая 2017г. Руководитель МО_______ / / | / |
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
ЦЕЛИ КУРСА:
освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения).
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занят. | Дата провед. | Тема занятия | к-во час. | форма занятия |
| | 11 класс – 34 часа | | |
1 | | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. | 1 | лекция |
2 | | Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 1 | работа с тестами |
3 | | Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 1 | работа с тестами |
4 | | Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. | 1 | |
5 | | Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) | 1 | практикум |
6 | | Тропы. Умение находить их в тексте. | 1 | работа с тестами |
7 | | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | работа с тестами |
8 | | Правила образования форм слов разных частей речи. | 1 | практикум |
9 | | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | исслед. работа |
10-11 | | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 2 | самост.работа |
12-13 | | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 2 | практикум |
14-15 | | Правописание корней и приставок. | 2 | практикум |
16-17 | | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 2 | исслед.работа |
18 | | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | 1 | тренинг |
19 | | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 | работа с тестами |
20-21 | | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | исслед.работа |
22-23 | | Самостоятельная работа по проверке навыков орфографической грамотности. | 2 | самост.работа |
24 | | Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. | 1 | тренинг |
25 | | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения. | 1 | практикум |
26 | | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 | практикум |
27 | | Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). | 1 | тренинг |
28 | | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. | 1 | практикум |
29 | | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. | 1 | практикум |
30 | | Синтаксическая синонимия. | 1 | самост. работа |
31 | | Знаки препинания в простом предложении. | 2 | работа с тестами |
32 | | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | 1 | практикум |
33 | | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | 1 | практикум |
34 | | Итоговая зачетная работа по тестам (с само и взаимопроверкой по окончании работы). | 1 | |
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».2016
2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа».2017
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа».2018
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа».2018
Учебно – методическое обеспечение
Таблицы
видеопрезентации
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы