Пояснительная записка
Программа элективного курса «Практический английский язык» для 10 класса составлена на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 26» и учитывает ее основные цели.
В связи с открытием социально-экономического профиля в школе возникла необходимость введения дополнительного часа английского языка, так как для многих экономических специальностей требуется практическое знание английского языка. Умение применять полученные знания английской грамматики и лексики и навыки чтения и аудирования, обуславливает появление данного внеурочного курса. Специфика данного курса в более тщательном усвоении и практике устной речи, поэтому в программе большое внимание будет уделяться отработке навыка говорения, работе с аутентичным материалом.
Цель курса
Углубленное изучение и практическое применение наиболее сложных правил по грамматике английского языка за курс основной и средней школы для повторения, закрепления и усовершенствования полученных ранее знаний.
Задачи:
Обучающие:
1. определить особенности межъязыковой и межкультурной коммуникации с использованием технического английского языка;
2. сформировать четкое представление о стилистических аспектах технического английского языка;
3. познакомить со специфической научно-технической лексикой (терминологией);
4. обучить методам и приёмам перевода грамматических конструкций, характерных для текстов научно-технической направленности;
5. познакомить с основами технического перевода;
6. сформировать готовность пользоваться словарями и справочной литературой, включая электронные ресурсы
Развивающие:
1. совершенствование навыков разговорной речи;
2. формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
3. развитие творческих способностей;
4. развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности.
Воспитывающие:
1. воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
2. способствовать социализации учащихся в современном обществе.
Программа рассчитана на учащихся 10-х классов, обучающихся в социально-экономическом профиле. Программа курса включает широкое использование современного практического материала - статей из профессиональных журналов, Интернет-ресурсов, аудио- и видеоматериалов, ролевых игр, направленных на моделирование и отработку типичных ситуаций.
Программа курса рассчитана на 34 академических часа, из расчета 1 час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
Л1. Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка.
Л2. Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом.
Л3. Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Л4. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Л5. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Л6. Воспитание уважительного отношения к своей стране, республике, городу, школе.
Л7. Воспитание у детей толерантности.
Л8. Формирование чувства гражданственности и патриотизма.
Метапредметные результаты:
М1. Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.
М2. Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
М3. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.
М4. Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
М5. Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
М6. Формирование умения решать проблемы творческого и поискового характера.
М7. Формирование умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
М8. Формирование умения проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.
Предметные результаты:
П1. Вести ритуализированные диалоги в стандартных ситуациях общения, используя речевой этикет.
П2. Вести групповое обсуждение (унисон, спор), включаться в беседу, поддерживать её, проявлять заинтересованность, удивление.
П3. Выражать основные речевые функции: выражать согласие/несогласие с мнением собеседника, выражать сомнение, выражать свое мнение и обосновывать его и т.д.
П4. Использовать основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ.
П5. Выражать своё отношение к прочитанному.
П6. Делать краткие сообщения в русле основных тем и сфер общения.
П7. Говорить логично и связно.
П8. Понимать монологическое сообщение (описание, сообщение, рассказ), содержащее небольшое количество незнакомых слов, используя контекстуальную, языковую, иллюстративную и другие виды догадки (понимание основного содержания).
П9. Воспринимать на слух аутентичный текст и выделять основную мысль (понимание необходимой / конкретной информации)
П10. Читать с целью понимания основного содержания (уметь игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста; прогнозировать содержание текста по вербальным опорам (заголовкам) и иллюстративным опорам; предвосхищать содержание внутри текста; определять основную идею/мысль текста; выявлять главные факты в тексте, не обращая внимания на второстепенные.
П11. Читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации (уметь использовать соответствующие ориентиры (заглавные буквы, цифры и т. д.) для поиска запрашиваемой или интересующей информации).
П12. Читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов.
П13. Заполнять анкету, формуляр в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка
П14. Писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
П15. Оформлять письменные и творческие проекты в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.
П16. Правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное предложения.
П17. Правильно произносить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
П18. Распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах тематики основной общеобразовательной школы.
П19. Знать и уметь использовать основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия).
П20. Выбирать значение многозначных слов в соответствии с контекстом.
П21. Знать функциональные и формальные особенности изученных грамматических явлений..
В результате выполнения данной программы учащиеся получат возможность усовершенствовать следующие навыки:
1. понимать на слух основное содержание текстов социально-экономической направленности и умение находить в прослушанном тексте запрашиваемую информацию;
2. читать текст с пониманием основного содержания;
3. понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию;
4. писать деловое письмо, личное деловое письмо;
5. заполнять анкету для приема на работу;
6. говорить в предлагаемых коммуникативных ситуациях;
7. использовать лексику в коммуникативно -значимом в контексте;
8. уметь пользоваться словарями и справочной литературой экономической направленности.
3. Содержание курса.
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из 17 разделов:
1. Имя существительное (2 часа).
Множественное число существительных. Существительные, употребляемые только в единственном числе. Существительные, употребляемые только во множественном числе. Собирательные существительные (синтаксические сочетания существительных как единое целое и как группа индивидов)
2. Артикль (2 часа). (определенный, неопределенный, нулевой). Артикли в английском языке (форма, смысл). « Нулевой» артикль. Артикли в застывших словосочетаниях. The в формальном общении.
3. Имя прилагательное(2 часа).
Понятие и признаки имен прилагательных. Разряды имен прилагательных. Прилагательные, не употребляющиеся в функции определения. Обозначение меры (возраст, рост, размеры). Субстантивируемые прилагательные.
4. Наречия (1 час)
Классификация наречий. Отрицательные и полуотрицательные наречия. Особые случаи употребления наречий.
5. Глагол (2 часа).
Основные формы глагола. Фразово-предложные глаголы. Разделяемые и неразделяемые фразовые глаголы. Вводные глаголы. Роль вспомогательного глагола в эмфатических предложениях.
6. Виды вопросов. Порядок слов в предложении(1 часа).
Порядок слов в вопросительном предложении. Отрицательные формы вопросов. Переспросы. Передача вопросов различными интонационными средствами в разговорном английском.
7. Настоящее время глагола (2 часа).
Образование времен группы Present. Особенности перевода предложений. Отличие предложений в значении времен группы Present.
8. Прошедшее время глагола (3 часа).
Образование времен группы Past.Особенности перевода предложений. Структура I used to в разных значениях.
9. Будущее время глагола(3 часа). Способы выражения будущего времени.
Формы будущего времени в английском языке. Способы выражения длительных действий в будущем. Способы выражения будущих договоренностей. Выражение будущей вероятности или предположений в английском языке. Способы выражения обещаний и угроз, отказов и согласия, решимости и пожелания. Способы выражения завершенности в будущем. Способы выражения повторных и нерегулярно возобновляющихся действий в будущем.
10. Времена группы Perfect. (2часа).
Образование и употребление. Настоящее совершенное время с предлогами since / for. Различие между Present Perfect и Present Perfect Continuous.
11. Модальные глаголы (1 час) (can, may, must, have to, need, should). Модальные глаголы для выражения просьбы, разрешения, совета.
12. Пассивный залог(2 часа). Сравнение активного и пассивного залогов. Формы пассивного инфинитива. Страдательные формы простого настоящего и прошедшего времени.
13. Неопределенная форма глагола(2 часа). Инфинитив или –ing. Инфинитив с отрицанием not to. Глагол + to+инфинитив. Глагол + дополнение + to + инфинитив. Герундий.
14. Косвенная речь(2 часа). Косвенные изменения времени глагола. Tell или say? Вопросы в косвенной речи.
15. Условное наклонение(3 часа).
16. Словообразование(2 часа).
17. Формальный и неформальный английский(2 часа).
Требования к знаниям, умениям и навыкам по окончанию курса:
1. уметь общаться в предлагаемых коммуникативных ситуациях;
2. уметь использовать языковые единицы в коммуникативно-значимом контексте;
3. делать монологическое высказывание с использованием специальной терминологии;
4. писать деловое письмо, заполнять анкету и составлять резюме;
5. переводить текст социально-экономической направленности с использованием словаря.
4. Календарно-тематическое планирование, 10 класс «А»
П/П № | Тема | Кол-во часов | Контроль | Дата | Примечание |
| Множественное число существительных. | 1 | текущий | 05.09 | |
| Собирательные существительные | 1 | текущий | 12.09 | |
| Артикли в английском языке «Нулевой» артикль. | 1 | текущий | 19.09 | |
| Артикли в застывших словосочетаниях. The в формальном общении. | 1 | текущий | 26.09 | |
| Понятие и признаки имен прилагательных. Разряды имен прилагательных. | 1 | текущий | 03.10 | |
| Обозначение меры прилагательных. Субстантивируемые прилагательные. | 1 | текущий | 10.10 | |
| Наречия | 1 | текущий | 17.10 | |
| Глагол. Основные форы | 1 | текущий | 24.10 | |
| Вводные глаголы. Роль вспомогательного глагола в эмфатических предложениях. | 1 | текущий | 07.11 | |
| Виды вопросов. Порядок слов в предложении | 1 | текущий | 14.11 | |
| Образование времен группы Present. | 1 | текущий | 21.11 | |
| Отличие предложений в значении времен группы Present. | 1 | текущий | 28.11 | |
| Образование времен группы Past. | 1 | текущий | 5.12 | |
| Образование времен группы Past. | 1 | текущий | 12.12 | |
| Особенности перевода предложений. Структура I used to в разных значениях. | 1 | текущий | 19.12 | |
| Образование и употребление будущего времени | 1 | текущий | 26.12 | |
| Особенности употребления будущего времени | 1 | текущий | 16.01 | |
| Особенности употребления будущего времени. | 1 | текущий | 23.01 | |
| Образование и употребление времен группы Perfect | 1 | текущий | 30.01 | |
| Различие между Perfect и Perfect Continuous. | 1 | текущий | 06.02 | |
| Модальные глаголы | 1 | текущий | 13.02 | |
| Сравнение активного и пассивного залогов. Формы пассивного инфинитива. | 1 | текущий | 20.02 | |
| Страдательные формы простого настоящего и прошедшего времени. | 1 | текущий | 27.02 | |
| Неопределенная форма глагола: инфинитив | 1 | текущий | 06.03 | |
| Герундий | 1 | текущий | 13.03 | |
| Косвенные изменения времени глагола. | 1 | текущий | 20.03 | |
| Вопросы в косвенной речи. | 1 | текущий | 03.04. | |
| Условное наклонение 1 типа | 1 | текущий | 10.04 | |
| Условное наклонение. Нереальные условия | 1 | текущий | 17.04 | |
| Условное наклонение. Смешанный тип | 1 | текущий | 24.04 | |
| Образование существительных и глаголов | 1 | текущий | 08.05 | |
| Образование наречий и прилагательных | 1 | текущий | 15.05 | |
| Особенности формального и неформального английского. | 1 | текущий | 22.05 | |
| Разговорный английский | 1 | текущий | 22.05 | |