Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла протокол № 1 от «30» августа 2016г. руководитель МО _______/ Лазарева Н.А.. (подпись) (Ф.И.О) | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР: _________ Н.А.Фаяршина «16» сентября 2016г. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор школы: ____________ Ю.С.Полюхович «16» сентября 2016г. |
Рабочая программа
элективного курса по биологии
для 11 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Пермякова Людмила Николаевна
Количество часов всего: 35, в неделю: 1
Учебник:
Авторы:
- «Биология 11 класс»/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский -М:Вентана-Граф, 2012
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа расширяет базовый курс общей биологии за 10-11 класс и позволяет провести целенаправленную подготовку учащихся к ЕГЭ по биологии, познакомить учеников с различными типами заданий, которые входят в диагностические и экзаменационные работы и способствует систематической работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
4. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Среднее общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся. Эти функции определяют направленность целей на формирование социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, которая является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального среднего и высшего профессионального образования. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.)
Прослеживая за количеством часов, отводимых на изучение биологии и экологии, мы наблюдаем снижение количества часов, отводимых на уроки биологии в старших классах, что неизменно отразится на качестве знаний учащихся.
Поэтому сегодня невозможно осуществить качественное естественно-научное преподавание как системный процесс в рамках обычных современных общеобразовательных классов и школ, невозможно удовлетворить запросы учащихся и родителей, чьи дети собираются продолжить обучение в ВУЗах.
Следовательно, насущная потребность современного образовательного процесса- профилизация и ранняя специализация учащихся. Эта же потребность - введение новой формы аттестации единого государственного экзамена (ЕГЭ). Переход на профильное обучение постепенный, этому способствуют элективные курсы.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением задач).
Цели курса:
- целенаправленная работа по подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
- выполнение тренировочных упражнений и демоверсий ЕГЭ;
- активизация мышления учащихся;
- снятие эмоционального напряжения перед ЕГЭ по биологии;
- обучение школьников навыкам работы с учебной литературой.
Задачи курса:
- формирование основных компонентов содержания образования: знаний, репродуктивных и творческих умений, эмоционального опыта;
-формирование обобщенного знания материала;
-формирование понимания учащимися смысла вопроса, его структуры и функции ;
- формирование интеллектуальных умений;
-организация познавательной деятельности учащихся;
-развитие биологической интуиции, отработка определенной техники, быстро и правильно решать предложенные экзаменационные задания.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты включают:
1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
2) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
4) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
5) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций .
8) развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
9) формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно- полезной деятельности.
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
2) овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи;
3) уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;
4) уметь самостоятельно планировать пути достижения целей;
5) умение соотносить свои действия с планируемым результатом;
6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение .
11) формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы;
6) научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
7) овладение методами: наблюдение, описание;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем;
9) освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.
№ уроков | Название темы |
1 | Введение. Цели курса. Инструктаж по ТБ. |
2 | Уровни жизни. |
3 | Простейшие. |
4 | Типы питания животных. |
5 | Размножение эукариот. |
6 | Оплодотворение. Двойное оплодотворение. |
7 | Онтогенез. |
8 | Решение задач по генетике. Практикум. |
9 | Изменчивость. |
10 | Дигибридное скрещивание. Решение задач. |
11 | Генетика пола. Решение задач. |
12 | Наследственные болезни человека. Решение тестов. |
13 | Сцепленное наследование. Решение задач. |
14 | Явление кроссинговера. Решение задач. |
15 | Виды мутаций. Тесты. |
16 | Биотехнология и генная инженерия. Тесты. |
17 | Основы анатомии человека. |
18 | Строение и функции скелета. |
19 | Кровеносная система. |
20 | Функции крови. |
21 | Пищеварительная система. |
22 | Эндокринная система. |
23 | Половая система. |
24 | Развитие половых клеток. |
25 | Строение и функции нервной системы. |
26 | Рефлексы. Дуга рефлекса. |
27 | Особенности клеток эукариот и прокариот. Тест. |
28 | Клеточный цикл. Решение задач. |
29 | Митоз. Тесты. |
30 | Мейоз. Решение задач. |
31 | Типы развития эукариот в онтогенезе. |
32 | Процессы синтеза в природе. Биосинтез белка. Задачи. |
33 | Диссимиляция. Цикл Кребса. |
34 | Тренировочный тест. |
35 | Итоговый тест. |