СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса Занимательная математика 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса Занимательная математика 6 класс»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Занимательная математика. Координатная плоскость» 6 класс





Класс: 6

Количество часов в год: 17 Количество часов в неделю: 0,5




Составитель: учитель математики

Падарейкина Наталья Николаевна

Первая квалификационная категория
























Кирза, 2021 г.



Планируемые результаты изучения элективного курса математики в 6 классе


Основным результатом освоения программы курса является представление школьниками творческой индивидуальной или групповой работы на итоговом занятии.


По окончании обучения учащиеся должны знать:


  • нестандартные методы решения различных математических задач;


  • логические приемы, применяемые при решении задач;


  • историю развития математической науки, биографии известных ученых- математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:


  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач

  • применять нестандартные методы при решении программных задач
  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

математики

Личностные результаты:


У учащегося будут сформированы:


    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

    • понимание роли математических действий в жизни человека;

    • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности;

    • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

    • понимание причин успеха в учебе;

    • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. Учащийся получит возможность для формирования:

    • интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

    • ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

    • общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

    • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

    • первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

    • понимания чувств одноклассников, учителей;

    • представления о значении математики для познания окружающего мира.


Метапредметные результаты:


Регулятивные:


Ученик научится:


    • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

    • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

    • выполнять действия в устной форме;

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

    • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

    • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

    • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

    • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.


Ученик получит возможность научиться:


    • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

    • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

    • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

    • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

    • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

    • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.


Познавательные:


Ученик научится:


    • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

    • использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;

    • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

    • строить небольшие математические сообщения в устной форме;

    • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

    • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

    • проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

    • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

    • строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. Ученик получит возможность научиться:

    • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

    • работать с дополнительными текстами и заданиями;

    • соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

    • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

    • устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

    • строить рассуждения о математических явлениях;

    • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные:


Ученик научится:


    • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

    • допускать существование различных точек зрения;

    • стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

    • использовать в общении правила вежливости;

    • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

    • контролировать свои действия в коллективной работе;

    • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

    • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.


Ученик получит возможность научиться:


    • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

    • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

    • корректно формулировать свою точку зрения;

    • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

    • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.


Предметные результаты:


Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.


Ученик научится:


    • понимать особенности десятичной системы счисления;

    • сравнивать и упорядочивать натуральные числа;

    • выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

    • использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.


Ученик получит возможность:


    • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

    • углубить и развить представления о натуральных числах;

    • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.


Измерения, приближения, оценки


Ученик научится:


    • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.


Ученик получит возможность:


      • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.


Уравнения


Ученик научится:


    • решать простейшие уравнения с одной переменной;

    • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;


Ученик получит возможность:


  • овладеть специальными приёмами решения уравнений;

  • уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;


Неравенства


Ученик научится:


    • понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;

    • применять аппарат неравенств, для решения задач.

    • Ученик получит возможность научиться:

  • уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;


Описательная статистика.


Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.


Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.


Комбинаторика


Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.


Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.


Наглядная геометрия


Ученик научится:


  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

  • строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.


Ученик получит возможность:


  • научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.


Геометрические фигуры


Ученик научится:


  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  • находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

  • решать несложные задачи на построение.


Ученик получит возможность:


  • научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  • находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

  • решать несложные задачи на построение.


Измерение геометрических величин


Ученик научится:


    • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

    • вычислять площади прямоугольника, квадрата;

    • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;

    • решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.


Ученик получит возможность научиться:


    • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

    • вычислять площади прямоугольника, квадрата;

    • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;

    • решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.


Координаты


Ученик научится:


      • находить координаты точки на координатном луче.


Ученик получит возможность:


        • овладеть координатным методом решения задач.


Работа с информацией


Ученик научится:


      • заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;

      • выполнять действия по алгоритму;

      • читать простейшие круговые диаграммы.


Ученик получит возможность научиться:


  • устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;

  • понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;

  • выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;

  • выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;

  • строить простейшие высказывания с использованием логических связок

«верно /неверно, что ...»;

  • составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.



Основное содержание учебного предмета
  1. Вводное занятие (1ч)

Беседа о происхождении арифметики. История возникновения термина «математика».

  1. История возникновения цифр и чисел Числа великаны. (1ч)

Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся. Презентация «Эти удивительные числа».
  1. Системы счисления. История нуля. (1ч)

Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.


  1. История математических знаков. История циркуля, транспортира. (1ч)

История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день.

Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».

  1. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. (1ч)

История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры, решить задачи. Презентация « История геометрических терминов».
  1. Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах. (1ч)

Сказки о прямоугольнике, о квадрате. Новоселье шара. Случай из жизни плоскости. История о круглых братьях. Презентация о геометрических фигурах
  1. Треугольник. Египетский треугольник. (1ч)

Треугольник, его элементы. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника и их свойства. Виды треугольников , признаки равенства и подобия треугольников. Стихи и загадки.

Египетский треугольник.

Параллелограмм.

Определение, его свойства, признаки. Частные виды параллелограмма, периметр и площадь.
  1. Пять правильных многогранников. (1ч)

Тетраэдр, куб, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр их развертки. Платон и четыре стихии природы. Теория четырех стихий мироздания.
  1. Старинные задачи по математике. (1ч)

Презентация «Старинные задачи по математике»
  1. Великие математики древности. Женщины математики. (1ч)

Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Презентация «Творцы математики и их открытия».

Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.

Их жизнь и вклад в развитие математики.
  1. Готовимся к олимпиаде. (1ч)

Математические игры, числовые задачи, задачи на проценты, логические задачи, текстовые задачи, задачи на делимость чисел, задачи на принцип Дирихле, задачи на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. Варианты олимпиадных заданий.
  1. Секреты быстрого умножения. (1ч)

Научить учащихся быстро умножать, применяя некоторые способы умножения.
  1. Как возникли проценты. История дробей. История десятичных дробей. (1ч)

Откуда и как возникли проценты, для чего они нужны, как появились дроби, десятичные дроби. Их применение.
  1. История возникновения отрицательных чисел. Необходимость введения отрицательных чисел. (1ч)

История возникновения и необходимости введения отрицательных чисел. Отрицательные числа в физике, отрицательные числа в истории. Абак- счетная доска.
  1. Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки. (1ч) Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки по математике. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.

16 Животный мир на координатной плоскости. Задачи о природе. (1ч)

Координатная плоскость. Рисуем животных на координатной плоскости. Математический взгляд на природу. Решаем задачи.
  1. Координатная плоскость (1 ч)

-Устный журнал «Прямоугольная система координат»

- История возникновения декартовой системы координат. Рене Декарт – основатель декартовой системы координат (презентация)

- Координатная плоскость Введение терминов «абсцисса», «ордината», «ось ординат», «ось абсцисс». Изображение точек на координатной плоскости.

-Рисунки на координатной плоскости (выполнение творческих работ учащимися)

  • Животный мир на координатной плоскости (рисунки)

-«Зодикальное созвездие» (презентация)

-«Астрономия на координатной плоскости» (презентация)

  • Электронный практикум «Координатная плоскость»
  • «Координатная плоскость» (итоговое тестирование )

  1. Задачи народов мира.(1 ч)

С математикой вокруг земного шара. Задачи о мире, городах, странах, реках, морях, озерах, горах, пустынях и другие.

Заключительное занятие.(1 ч)

Подведение итогов курса. Представление творческих работ учащихся