МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное образование Лениногорского района
МБОУ "СОШ №7 г.Лениногорска"" МО ""ЛМР"" РТ"
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей математики ________________________ Феоктистова О.А. [Номер приказа] от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Антонова Н.А. [Номер приказа] от «29» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "СОШ №7" ________________________ Тышко О.Г. [Номер приказа] от «___» август 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
по математике
«Занимательная математика» для учащихся 5 классов
на 2023 - 2024 учебный год
Составитель: Феоктистова О.А.
учитель первой квалификационной категории
Лениногорск, 2023
Пояснительная записка
Программа элективной деятельности по математике для 5 класса «Занимательная математика» разработана на основании нормативных правовых документов.
Рабочая программа адресована учащимся 5 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Программа рассчитана на 34часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Раздел 1. Результаты освоения курса элективной деятельности по математике в 5 классе
овладение способами мыслительной и творческой деятельности;
развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
ознакомление со способами организации и сбора информации;
создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
развитие мелкой моторики рук;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности по математике
Учащиеся получат возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым специальным приёмам решения задач;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью моделирования, интерпретации их результатов;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Развитие самостоятельности суждений, независимости, нестандартности и логического мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного
задания.
Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.
Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализ правил игры.
Действие в соответствии с заданными правилами.
Включение в групповую работу.
Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
С
опоставление полученного результата с заданным условием, контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.
Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.
Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.
Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи.
Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.
Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
Конструирование несложных задач.
Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже.
Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.
Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.
Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии.
Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.
Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.
Предметные результаты:
Создание фундамента для математического развития.
Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате освоения программы «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные
формируются познавательные интересы,
повысится мотивация,
повысится профессиональное, жизненное самоопределение,
сформируется самостоятельность суждений, нестандартность, последовательность и логика мышления.
Регулятивные
Будут сформированы:
целеустремленность и настойчивость в достижении цели,
г готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма,
учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
вносить необходимые коррективы в действие,
получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные
Научатся:
ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализировать объекты с целью выделения признаков;
выдвигать гипотезы и их обосновывать,
самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные
Научатся:
распределять начальные действия и операции;
обмениваться способами действий;
работать в коллективе;
ставить правильно вопросы.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания.Поэтому, задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание.
Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний,
совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия (передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных в разных местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий предусматривается использование принципа свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание программы отвечает требованию к организации элективной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание курса:
Числа
История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное об обычных числах. Закономерность расположения чисел натурального ряда.
Ребусы, головоломки, фокусы
Магические квадраты и числовые ребусы. Математические головоломки. Арифметические и геометрические головоломки. Математические фокусы.
Задачи
Задачи на максимальное предположение. Задачи на разрезание и перекраивание. Задачи на составление фигур. Решение задач методом « с конца». Решение задач методом ложного положения. Занимательные задачи. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи – шутки. Задачи с обыкновенными дробями. Сюжетные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Элементы теории графов. Задачи на смекалку. Задачи с десятичными дробями. Задачи на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость. Задачи на проценты. Задачи на геоплане. Задачи со спичками. Вероятностные задачи.
Основные виды деятельности учащихся:
решение математических задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
выполнение проекта, творческих работ;
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Формы организации учебного процесса и методы проведения занятий:
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Формы подведения итогов:
Участие в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах
Участие в предметных неделях
Участие в проектной деятельности
Участие в выставке творческих работ
Составление собственных занимательных задач
Тематическое планирование
№ п\п | Название тем | Всего часов |
1 | Числа | 3 |
2 | Ребусы, головоломки, фокусы | 4 |
3 | Задачи | 27 |
| Итого: | 34 |
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика» в 5 классе
| № | Тема | Кол-во часов | Дата проведения занятия | Примеча ния |
| по плану | по факту |
| 1 | История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры | 1 | | | |
| 2 | Необычное об обычных натуральных числах | 1 | | | |
| 3 | Закономерность расположения чисел натурального ряда | 1 | | | |
| 4 | Магические квадраты и числовые ребусы | 1 | | | |
| 5 | Математические софизмы (головоломки) | 1 | | | |
| 6 | Некоторые арифметические и геометрические головоломки | 1 | | | |
| 7 | Секреты некоторых математических фокусов | 1 | | | |
| 8 | Решение задач с помощью максимального предположения | 1 | | | |
| 9 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание | 1 | | | |
| 10 | Китайская игра Танграм (составление фигур) | 1 | | | |
| 11 | Решение задач методом «с конца» | 1 | | | |
| 12 | Решение задач методом ложного положения | 1 | | | |
| 13 | Решение занимательных задач | 1 | | | |
| 14 | Решение задач на переливания | 1 | | | |
| 15 | Решение задач на взвешивания | 1 | | | |
| 16 | Решение задач - шуток | 1 | | | |
| 17 | Решение задач с обыкновенными дробями | 1 | | | |
| 18 | Решение сюжетных задач | 1 | | | |
| 19 | Решение старинных задач | 1 | | | |
| 20 | Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | | | |
| 21 | Элементы теории графов | 1 | | | |
| 22 | Применение графов к решению логических задач | 1 | | | |
| 23 | Решение задач конкурса - игры «Кенгуру» | 1 | | | |
| 24 | Решение задач конкурса - игры «Кенгуру» | 1 | | | |
| 25 | Решение задач на смекалку | 1 | | | |
| 26 | Игра «Брейн – ринг» (игра 1) | 1 | | | |
| 27 | Решение задач с десятичными дробями | 1 | | | |
| 28 | Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость | 1 | | | |
| 29 | Решение задач на проценты | 1 | | | |
30 | Угол. Решение задач на геоплане | 1 | | | | |
31 | Решение задач со спичками | 1 | | | | |
32 | Игра «Брейн – ринг» (игра 2) | 1 | | | | |
33 | Решение вероятностных задач | 1 | | | | |
34 | Соревнование «Виват, математика» | 1 | | | | |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.e du.ru/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебное оборудование Мультимедийный компьютер
Мультимедиапроектор Средства телекоммуникации
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц