СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа - элективный курс по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа - элективный курс по математике 5 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Татарстан ‌‌

Муниципальное образование Лениногорского района‌

МБОУ "СОШ №7 г.Лениногорска"" МО ""ЛМР"" РТ"



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО учителей математики

________________________

Феоктистова О.А.

[Номер приказа] от «28» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Антонова Н.А.

[Номер приказа] от «29» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "СОШ №7"

________________________

Тышко О.Г.

[Номер приказа] от «___» август 2023 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

по математике

«Занимательная математика» для учащихся 5 классов

на 2023 - 2024 учебный год

Составитель: Феоктистова О.А.

учитель первой квалификационной категории


Лениногорск, 2023

Пояснительная записка

Программа элективной деятельности по математике для 5 класса «Занимательная математика» разработана на основании нормативных правовых документов.

Рабочая программа адресована учащимся 5 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Программа рассчитана на 34часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.



Раздел 1. Результаты освоения курса элективной деятельности по математике в 5 классе




  • овладение способами мыслительной и творческой деятельности;

  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

  • ознакомление со способами организации и сбора информации;

  • создание условий для самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.




Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности по математике

Учащиеся получат возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым специальным приёмам решения задач;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

  • приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью моделирования, интерпретации их результатов;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

  • Развитие самостоятельности суждений, независимости, нестандартности и логического мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного

задания.

  • Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.

  • Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализ правил игры.

  • Действие в соответствии с заданными правилами.

  • Включение в групповую работу.

  • Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

  • Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

  • С опоставление полученного результата с заданным условием, контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.

  • Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

  • Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.

  • Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.

  • Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.

  • Воспроизведение способа решения задачи.

  • Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.

  • Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

  • Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

  • Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.

  • Конструирование несложных задач.

  • Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.

  • Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.

  • Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.

  • Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.

Предметные результаты:

  • Создание фундамента для математического развития.

  • Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

В результате освоения программы «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные

  • формируются познавательные интересы,

  • повысится мотивация,

  • повысится профессиональное, жизненное самоопределение,

  • сформируется самостоятельность суждений, нестандартность, последовательность и логика мышления.

Регулятивные

Будут сформированы:

  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели,

  • г готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма,

  • учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,

  • вносить необходимые коррективы в действие,

  • получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные

Научатся:

  • ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • анализировать объекты с целью выделения признаков;

  • выдвигать гипотезы и их обосновывать,

  • самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные

Научатся:

  • распределять начальные действия и операции;

  • обмениваться способами действий;

  • работать в коллективе;

  • ставить правильно вопросы.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания.Поэтому, задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание.

Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний,

совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия (передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных в разных местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий предусматривается использование принципа свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание программы отвечает требованию к организации элективной деятельности:

соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание курса:



  1. Числа



История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное об обычных числах. Закономерность расположения чисел натурального ряда.

  1. Ребусы, головоломки, фокусы



Магические квадраты и числовые ребусы. Математические головоломки. Арифметические и геометрические головоломки. Математические фокусы.

Задачи


Задачи на максимальное предположение. Задачи на разрезание и перекраивание. Задачи на составление фигур. Решение задач методом « с конца». Решение задач методом ложного положения. Занимательные задачи. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи – шутки. Задачи с обыкновенными дробями. Сюжетные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Элементы теории графов. Задачи на смекалку. Задачи с десятичными дробями. Задачи на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость. Задачи на проценты. Задачи на геоплане. Задачи со спичками. Вероятностные задачи.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • выполнение проекта, творческих работ;

  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Формы организации учебного процесса и методы проведения занятий:

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

Формы подведения итогов:

  • Участие в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах

  • Участие в предметных неделях

  • Участие в проектной деятельности

  • Участие в выставке творческих работ

  • Составление собственных занимательных задач

Тематическое планирование


п\п

Название тем

Всего часов

1

Числа

3

2

Ребусы, головоломки, фокусы

4

3

Задачи

27

Итого:

34



Раздел 3. Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика» в 5 классе



Тема

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Примеча ния


по плану

по факту


1

История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры

1


2

Необычное об обычных натуральных числах

1


3

Закономерность расположения чисел натурального ряда

1


4

Магические квадраты и числовые ребусы

1


5

Математические софизмы (головоломки)

1


6

Некоторые арифметические и геометрические головоломки

1


7

Секреты некоторых математических фокусов

1


8

Решение задач с помощью максимального предположения

1


9

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание

1


10

Китайская игра Танграм (составление фигур)

1


11

Решение задач методом «с конца»

1


12

Решение задач методом ложного положения

1


13

Решение занимательных задач

1


14

Решение задач на переливания

1


15

Решение задач на взвешивания

1


16

Решение задач - шуток

1


17

Решение задач с обыкновенными дробями

1


18

Решение сюжетных задач

1


19

Решение старинных задач

1


20

Решение логических задач с помощью таблиц

1


21

Элементы теории графов

1


22

Применение графов к решению логических задач

1


23

Решение задач конкурса - игры «Кенгуру»

1


24

Решение задач конкурса - игры «Кенгуру»

1


25

Решение задач на смекалку

1


26

Игра «Брейн – ринг» (игра 1)

1


27

Решение задач с десятичными дробями

1


28

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

1


29

Решение задач на проценты

1

30

Угол. Решение задач на геоплане

1


31

Решение задач со спичками

1


32

Игра «Брейн – ринг» (игра 2)

1


33

Решение вероятностных задач

1


34

Соревнование «Виват, математика»

1


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.e du.ru/

  2. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/.

  3. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

  4. Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебное оборудование Мультимедийный компьютер

Мультимедиапроектор Средства телекоммуникации

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц