СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективные курсы « C ИНФОРМАЦИЕЙ НА «ТЫ» 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе программы профильного и предпрофильного обучения для учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективные курсы « C ИНФОРМАЦИЕЙ НА «ТЫ» 9 класс»


Краснодарский край, Ейский район, поселок Октябрьский

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №22 поселка Октябрьский муниципального образования Ейский район

(название образовательного учреждения)








УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

_____________ Винникова И.Б.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по элективные курсы « C ИНФОРМАЦИЕЙ НА «ТЫ»

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) основное общее образование (9 класс)

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов 9

Учитель Ефименко С.В.










Программа разработана на основе программы профильного и предпрофильного обучения для учащихся 9 класса , опубликованной в сборнике программ по выбору и элективных курсов по технологии 9-11 классы , издательством «Глобус» г. Москва 2007г.

Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина, Т. В. Озерова, МУК Дзержинского р-на г. Волгограда С ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НА «ТЫ»

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)












1 Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для знакомства учащих­ся 9-х классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек - знаковая система» и рассчитана на 17 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными дей­ствиями, внутренними средствами и предметом труда. C учетом резерва времени выделенного в базисном учебном плане данная программа сокращена до 9 часов

Основной целью данного курса является содействие профес­сиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются раз­личные виды информации (текстовая, графическая, числовая).

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

- познакомить учащихся с основными требованиями к каче­ствам человека, профессия которого предполагает работу с различными видами информации;

- познакомить учащихся с действиями, наиболее характер­ными для профессий данной группы;

- способствовать формированию у учащихся адекватного от­ношения к данным действиям;

- помочь им выявить склонности и способности к професси­ям этой группы или определить свое несоответствие выбранному типу профессий;

- способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб;

- способствовать формированию у учащихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направле­ния образования, пути получения профессии.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Программа элективного курса включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными дей­ствиями, внутренними средствами и предметом труда.

В результате выполнения данной программы учащиеся долж­ны знать:

- подтипы профессий группы «человек - знаковая система»; ~ особенности профессиональной деятельности, характер и

содержание труда:

• секретаря,

• оператора ЭВМ,

• программиста;

• бухгалтера;

• чертежника-конструктора;

- определение и перечень основных психофизиологических качеств личности;

- сущность и содержание понятия «информация», а также понятий производных и связанных с ним;

- основные правила работы с профессиограммами.

По окончании изучения курса учащиеся должны иметь пред­ставление'.

- о результатах труда в профессиональной деятельности сфе­ры «человек - знаковая система»;

- о перспективах профессионального роста работников дан­ного типа профессий.На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- сравнивать свои предварительные знания о профессиях группы «человек - знаковая система» с результатами практическо­го знакомства с ними;

- определять свое отношение к тем действиям, которые ха­рактерны для данных профессий;

~ соотносить свои возможности с требованиями, предъяв­ляемыми к выбранному типу профессии;

- работать с профессюграммами профессий, относящихся к данной группе.

Проведение занятий по программе курса предполагает ис­пользование широкого спектра методических средств. Для реали­зации содержания обучения по данной программе основные теоре­тические положения сопровождаются профессиональными проба­ми, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятель­ность, включающую в себя работу с диагностическими методика­ми, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семи­нар, проблемное изложение учебного материала.

Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и на­выков, а также выявления уровня развития учащихся с целью кор­ректировки методики обучения. Выполнение практических работ по завершении каждого раздела программы курса помогает уста­новить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводит­ся по окончании занятий в форме защиты творческого проекта. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в самоопределении

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Полный учебно-методический комплекс курса состоит из следующих элементов:

- программы;

- учебного пособия;

- рабочей тетради для учащихся;

- методического пособия для учителя.

В качестве дополнения к данному УМК подготовлено прило­жение в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми спра­вочными материалами по основным темам курса. Это позволит восполнит недостаток наглядного и раздаточного материала.

3 Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Авторская

Рабочая

I.

Введение в предмет и задачи курса

1

1

II.

Характеристика профессий группы «человек -знаковая система»

4

2

1 2.1.

Особенности профессиональной группы «человек - знако­вая система»

1

1

1 2.2.

Действия, наиболее характер­ные для профессий данной группы

1

2.3.

Подтипы профессий данной группы

1

1

2.4.

Результаты труда и перспективы профессионально­го роста «человек - знаковая система»

1

III.

Профессиональные пробы

8

4

3.1.

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда секретаря. Практическая работа 1 «Оформление документа»

2

1

3.2.

Особенности профессиональной деятельности труда программиста. Работа с профессиограммами. Практическая работа 2 «Составление алгоритма решения задачи»

2

1

3.3.

Особенности профессиональной деятельности, ха-

рактер и содержание труда бухгалтера. Работа с профессиограммами. Практическая работа 3 «Составление сметы расходов»

2

1





3.4.

Особенности профессиональной деятельности, ха­рактер и содержание труда чертежника-конструктора. Работа с профессиограммами. Прак­тическая работа 4 «Разработка модели объекта и оформление чертежа»

2

1

IV.

Рефлексия

4

2

4.1.

Реалистическая оценка профессий группы «человек - знаковая система».

2

1

4.2.

Защита творческого проекта

2

1

Итого

17

9













4. Содержание учебного предмета

I. Введение

Предмет и задачи курса. Учащиеся должны знать:

  • понятия «профессия», «профессиональная деятельность» «специальность»;

  • значение профессионального самоопределения;

  • требования к составлению личного профессиональной плана;


  • понятие профессиограммы. Учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса;

  • анализировать профессиограммы;

  • составлять личный профессиональный план. Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Характеристика профессий группы «человек - знаковая система»

Особенности профессий группы «человек - знаковая система».

Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с различными видами информации. Дей­ствия, наиболее характерные для профессий данной группы. Подтипы профессий данной группы:

  • профессии, труд в которых связан с обработкой текстовой информации;

  • профессии, труд в которых связан с обработкой числовой информации;

  • профессии, труд в которых связан с обработкой графиче­ской информации.

Результаты труда и перспективы профессионального роста в профессиональной деятельности сферы «человек - знаковая систе­ма».

Учащиеся должны знать:

  • основные особенности профессий группы «человек - зна­ковая система»;

  • деловые качества, необходимые для работы по данным профессиям (общие и специфические);

  • действия, наиболее характерные для профессий группы «человек - знаковая система»;

- подтипы профессий группы «человек - знаковая система».
Учащиеся должны уметь:

- определять свое отношение к тем действиям, которые ха­
рактерны для данных профессий;

- анализировать информацию о профессиях.
Учащиеся должны иметь представление:

  • о результатах труда в профессиональной деятельности в сфере «человек - знаковая система»;

  • о перспективах профессионального роста работников дан­ной группы профессий.

III. Профессиональные пробы

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда секретаря. Работа с профессиограммой. Практиче­ская работа «Оформление документа».

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда программиста. Работа с профессиограммой. Прак­тическая работа «Составление алгоритма решения задачи». ,

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда бухгалтера. Работа с профессиограммами. Практическая работа «Составление сметы расходов».

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда чертежника-конструктора. Работа с профессиограммой. Практическая работа «Разработка модели объекта и оформление чертежа».

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать свои предварительные знания о профессиях! группы «человек - знаковая система» с результатами практическое го знакомства с ней; работать с профессиограммами профессий, относящихся к| данной группе.

IV. Рефлексия

Реалистическая оценка профессий сферы «человек - знаковая! система», понимание содержания профессиональной деятельности! в данной сфере, типичных профессиональных трудностей, объективных достоинств и недостатков профессий. Определение своего И отношения к тем действиям, которые характерны для данных про­фессий. Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъ­являемыми к выбранному типу профессий.

Защита творческого проекта.

Учащиеся должны уметь;

  • определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;

  • соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии.




5. Тематическое планирование

 Разделы

Темы

Содержание по темам

Введение в предмет и задачи курса

Введение в предмет и задачи курса

  • понятия «профессия», «профессиональная деятельность» «специальность»;

  • значение профессионального самоопределения;

  • требования к составлению личного профессиональной плана;


  • понятие профессиограммы.

  • определять предмет и задачи курса;

  • анализировать профессиограммы;

  • составлять личный профессиональный план.

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.


Характеристика профессий группы «человек -знаковая система»

Особенности профессиональной группы «человек - знако­вая система»

Действия, наиболее характер­ные для профессий данной группы

Подтипы профессий данной группы

Результаты труда и перспективы профессионально­го роста «человек - знаковая система»

Особенности профессий группы «человек - знаковая система».

Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с различными видами информации. Дей­ствия, наиболее характерные для профессий данной группы. Подтипы профессий данной группы:

  • профессии, труд в которых связан с обработкой текстовой информации;

  • профессии, труд в которых связан с обработкой числовой информации;

  • профессии, труд в которых связан с обработкой графиче­ской информации.

Результаты труда и перспективы профессионального роста в профессиональной деятельности сферы

Профессиональные пробы

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда секретаря.

Особенности профессиональной деятельности труда программиста. Работа с профессиограммами.

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда бухгалтера. Особенности профессиональной деятельности, ха­рактер и содержание труда чертежника-конструктора.

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда секретаря. Работа с профессиограммой. Практиче­ская работа «Оформление документа».

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда программиста. Работа с профессиограммой. Прак­тическая работа «Составление алгоритма решения задачи».

Особенности профессиональной деятельности, характер и со­держание труда бухгалтера. Работа с профессиограммами. Практическая работа «Составление сметы расходов».

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда чертежника-конструктора. Работа с профессиограммой. Практическая работа «Разработка модели объекта и оформление чертежа».


Рефлексия

Реалистическая оценка профессий группы «человек - знаковая система».

Защита творческого проекта

Реалистическая оценка профессий сферы «человек - знаковая! система», понимание содержания профессиональной деятельности! в данной сфере, типичных профессиональных трудностей, объективных достоинств и недостатков профессий. Определение своего И отношения к тем действиям, которые характерны для данных про­фессий. Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъ­являемыми к выбранному типу профессий.

Защита творческого проекта.











6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Литература Для учителя:

  1. Бондырева Т. Н. Секретарское дело. М., 1989.

  2. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Основы бухгалтерского учета. Щ М., 1999.

3. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С. Н. Чистяковой, 1
А. Я. Журкина. М., 1997.Коломинский Я. Л. Человек: психология. М, 1986.

  1. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагности­ки. М., 1984.

  2. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

  3. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1991.

  4. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993.

  5. Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся. Киев, 1998.


  1. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998.

  2. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. М., 2004.

12. Ярошенко В. В. Школа и профессиональное самоопреде­ление учащихся. Киев, 1993.

Для учащихся:

  1. Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А., Щегорцев В. А. Справочник начинающего профконсультанта. М., 1998.

  1. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.

  2. Мир профессий. М, 1988.

  1. Мир человека: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лекторского и А. Ф. Малышевского. М., 1993.

  2. Моя профессиональная карьера: Пособие для учащихся. М., 1993.

  1. Пекелис В. Д. Как найти себя. М., 1989.

  1. Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России. М., 1995.

  1. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. М., 2003.

  2. Секретарь-референт: Практическое пособие. М., 1995.

10. Черкашин О. Ю. Основы бухгалтерского учета для школьников. М., 2000.


Компьютерный класс (IMANGO), мультимедийный проектор EPSON, модем AKORP, интерактивная доска HITACHI, операционные системы Windows, Linux, офисы операционных систем (Microsoft Office , Open Office), интерактивная библиотека.



Формы и средства контроля

 Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме практической работы.

И

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от «___» ___________ 201_ г. №___

Руководитель МО ________ ___________.


тоговый
 контроль осуществляется по завершении учебного материала за период обучения в форме итогового тестирования (презентация, проект)



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Борис М.В.

«___» ________ 201_ г.



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!