КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИМОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДК.05 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по программе профессиональной подготовки
16675 Повар
Форма обучения: очная
Партизанск – 2024
Рабочая программа ОДК.05 Эстетическое воспитание разработана с учетом Профессионального стандарта по профессии 16675 «Повар», адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по программе профессиональной подготовки 16675 «Повар» в соответствии с частью 8 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомобильно-технический колледж».
Составитель (и): преподаватель Зимина С. М.
Рассмотрено
на заседании МК общеобразовательных дисциплин,
протокол от 15.04. 2024 г. № 3
Председатель : Т.И. Капитовская /_____________/
Согласовано
Методический совет от 19.04. 2024 г. № 4
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | |
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в общеразвивающий цикл.
Учебная дисциплина направлена на общее развитие и дальнейшую социализацию обучающихся.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Цель: формирование основ эстетического сознания личности, освоение способов философского осмысления явлений культуры, как продукта эстетической практики, в ее истории и современности, умение применять полученные знания в профессиональной, общественной и личной жизни.
Задачи:
1. Возведение индивидуального опыта эстетических переживаний на уровень саморефлексии и теоретических размышлений о нем;
2. Достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой, значение эстетики в жизни современного человека;
3. Акцентировать внимание студентов на особенностях отечественной эстетической мысли;
4. Развитие профессиональной способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании общепринятых мировых критериев.
5. Воспитание социальной ответственности и эстетической компетентности.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен:
уметь:
применять знания по эстетике в профессиональной деятельности
выявлять эстетическое содержание различных видов в своей профессиональной деятельности;
использовать знания при выполнении практических задач.
знать:
сущность и содержание эстетики, их основные принципы и категории;
основные вехи исторического развития эстетики;
сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества;
понятие «прикладная эстетика», характеристику ее видов;
эстетику внешнего образа человека.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
Объем образовательной программы (всего) | 28 |
в том числе: |
теоретические занятия | 28 |
практические занятия | |
Самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация | диф. зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДК.05 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала, практические занятия | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1. Предмет, структура и функции эстетики. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Эстетика как наука. Предмет эстетики. Эстетика и гармоничное развитие человека в обществе. |
Тема 2. Эстетические категории. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Проблема прекрасного в эстетике. Основные категории эстетики: прекрасное, безобразное, красивое, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, ужасное. |
Тема 3. История эстетики и художественные стили. | Содержание учебного материала. | 6 | 1 |
1. | Основные теории античной эстетики. Средневековая эстетика. Эстетика эпохи Возрождения. |
2. | Эстетика Нового времени. Основные стилевые и художественные направления: Романский стиль, Готика, стиль эпохи Возрождения, Барокко, Классицизм, Романтизм, Реализм. Стилевые направления конца ХIХ – ХХ в.: Символизм, Импрессионизм, Модернизм, Авангард, Сюрреализм. Эстетика Постмодернизма | 1 |
3. | Стиль художника | 1 |
Темы 4. Эстетическая деятельность и сферы её проявления. | Содержание учебного материала. | 4 | 1 |
1. | Эстетическая деятельность: духовная и практически-духовная. Эстетическое сознание и его структура: эстетические чувства, эстетический вкус, эстетическое восприятие, эстетические ценности, эстетическая оценка, эстетические взгляды, эстетический идеал. |
2. | Основные принципы искусства: художественный образ, художественный символ, канон, стиль, форма- содержание. Создание художественного образа. Проблема художественного восприятия. Создание художественного образа Визаж для театрального образа Эстетическая оценка. | 1 |
Тема 5. Эстетическая культура сервиса. | Содержание учебного материала. | 4 | |
| 1. | Эстетика сервиса как область «прикладной эстетики». Виды «прикладной эстетики». Техническая эстетика: индустриальный пейзаж, технический дизайн, промышленное проектирование | 1 |
2. | Практическая эстетика: этикетные формы общения, ритуалы и церемонии, оформление праздников и массовых зрелищ, интерьеры общественных помещений и мест отдыха, индустрия моды и развлечений, эстетика еды, эстетика спорта. | 1 |
Тема 6. Прекрасное в культурах народов мира. | Содержание учебного материала. | 2 | 1 |
1. | Понятие «прекрасного» в культурах разных народов. Развитие возможностей национального колорита с учетом роста технического прогресса. Национальные особенности кухни разных народов. |
Тема 7. Основы композиции и цвета. | Содержание учебного материала. | 4 | 1 |
1. | Основы композиционного построения. Композиция в интерьере и экстерьере. Композиция малых форм. Средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс. |
2. | Соблюдение композиционных требований в различных областях искусства. Национальные особенности композиции. Роль композиции в создании образа. Понятие динамики и статики в композиции. | 1 |
Тема 8. Элементы фирменного стиля. | Содержание учебного материала. | 4 | 1 |
1. | Декоративная переработка реальных образов. |
2. | Формирование элементов фирменного стиля. Работа над знаком, логотипом и др. элементами фирменного стиля. | 1 |
| Всего: | 28 | - |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебный кабинет, оснащенный
оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий (учебных таблиц, плакатов);
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедийный проектор.
Информационное обеспечение реализации программы
Основная литература:
1.Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2021 г.
2.Егоров, П.А. Основы этики и эстетики: учебное пособие / П.А. Егоров.- М.: Кнорус, 2021.- 224 с.
3.Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов ссузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021 г.
4.Никитина И.П. Эстетика: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2021г.
Дополнительная литература:
1.Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2020г..
2.Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2021г.
3.Куренкова Р.А. Эстетика: Учебное пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2021 г.
Справочные и информационные издания
Адреса ресурсов Интернет:
1.Библиотека сайта http://www.philosophy.ru
2. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/
3. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умения: применять знания по эстетике в профессиональной деятельности; выявлять эстетическое содержание различных видов в своей профессиональной деятельности; использовать знания при выполнении практических задач. | Выполнено задание/не выполнено | Текущий контроль Устный опрос. Наблюдение. Промежуточная аттестация: моделирование образа |
Знания: сущность и содержание эстетики, их основные принципы и категории; основные вехи исторического развития эстетики; сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества; понятие «прикладная эстетика», характеристику ее видов; эстетику внешнего образа человека. | Правильность ответов на вопросы Подтверждение рассуждений примерами | Текущий контроль: устный опрос Промежуточная аттестация: собеседование |
Критерии оценки учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) групп
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |