Обсуждена и согласована на методическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2019г. Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 86 от «30» августа 2019г. ______________________ Емельянова Т.В. |
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ№1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
"МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП"
за 5 класс
2019/2020 гг.
Учитель математики
Фесенко Т.В.
Сортавала
Пояснительная записка
Факультативные занятия по курсу «Математический калейдоскоп» разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений курса математики 5 класса. При проведении факультативных занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Программа данного факультативного курса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
На занятиях желательно использовать наглядный материал, разно уровневые задания с учётом учебной программы по математике, возможности новых информационных технологий.
Основная цель программы: создание условия для сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся, развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовка к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить учащихся с происхождением и развитием арифметики, историей происхождения математических знаков, некоторыми приёмами устных и письменных вычислений;
- повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
- продолжить формировать умение решать нестандартные, логические задачи.
Развивающие:
- развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе упрощённых вариантов задач;
- развивать у учащихся интереса к математике;
- обогащать математический язык школьников;
- выработать у учащихся первоначальные навыки работы с математической литературой;
- развивать воображение, математическое и логическое мышление, память, внимание, интуицию детей;
- рассмотреть некоторые методы решения старинных задач;
- освоить принципы построения пространственных фигур, фигур оригами.
Воспитывающие:
- развивать ответственность за результаты учебного труда;
- ознакомить с ролью математики в развитии человеческой цивилизации и культуры, в научно-техническом прогрессе общества, в современной науке и производстве;
- обеспечить осмысленный подход к выполнению заданий, стремление прийти к верному ответу более коротким путём.
Практические:
- использовать полученные знания и умения на занятиях и в конкурсах.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, презентаций, наглядного материала, различного оборудования.
Курс рассчитан на 34 часа в 5 классе (1 час в неделю).
Ведущее место при проведении занятий уделяется задачам, развивающим познавательную активность учащихся. Ознакомление с теоретическим материалом планируется при изучении каждой темы. Поэтому подготовку к занятиям целесообразно начинать с рекомендуемой литературы и методических рекомендаций.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
- исторический аспект развития математики;
- приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
- приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
- различные системы мер;
- приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведения факультативных занятий «Математический калейдоскоп» учащиеся должны уметь:
- решать задачи на смекалку, на сообразительность;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- научиться работать с дополнительной литературой;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Таким образом, программа факультативных занятий «Математический калейдоскоп», имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс «Математический калейдоскоп» имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
Контроль ожидаемых результатов.
Контрольные и тестовые работы по темам факультатива;
Анализ рейтинга участия в олимпиадах и конкурсах;
Анализ успешного участия в игровых занятиях факультатива.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Оборудование, дидактическое обеспечение |
Натуральные числа – 16 часов |
1 | Введение. Игра-соревнование «Математическое путешествие» | 1 | Презентация, раздаточный материал |
2 | Как люди научились считать. Наука о числах. Цифры и числа у разных народов. Из истории развития арифметики. Системы счисления. Действия над натуральными числами. | 4 | Раздаточный материал |
3 | Приёмы рациональных вычислений. Отгадывание математических загадок. | 5 | Раздаточный материал |
4 | Логические и традиционные головоломки ребусы. | 3 | Упражнения из книги |
В мире задач – 3 часа |
5 | Дерево возможных вариантов. Случайные события. Задачи комбинаторики. | 3 | Презентация Упражнения из книги |
Наглядная геометрия - 8 часов |
6 | Геометрия клетчатой бумаги | 2 | Упражнения из книги |
7 | Задачи на спички | 2 | Упражнения из книги |
8 | Геометрические головоломки (танграм) | 1 | Раздаточный материал |
9 | Оригами | 2 | Раздаточный материал |
10 | Симметрия в жизни человека | 1 | Презентация |
Математическая шкатулка - 5 часов |
11 | Задачи типа «Кто есть кто?» Методы решения таких задач. | 4 | Упражнения из книги |
12 | Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». | 1 | Раздаточный материал |
Дробные числа – 5 часов |
13 | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Математические фокусы | 1 | Раздаточный материал |
14 | Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость. Числа-лилипуты. Календарь, время, возраст. Математические фокусы | 3 | Упражнения из книги |
15 | Математические игры | 1 | Упражнения из книги |
Содержание курса «Математический калейдоскоп»
Введение. Игра-соревнование «Математическое путешествие»-1 час
Внеклассное мероприятие, на котором учащиеся соревнуются в разгадывании ребусов, решении логических задач; читают математические сказки и стихи.
Тема №1. «В мире цифр и чисел» -15 часов
Цифры и числа. Запись цифр у разных народов. Как люди научились считать. Наука о числах. Из истории развития арифметики. Системы счисления. Числа-великаны. Фигурные числа. Натуральные числа и их свойства. Приёмы рациональных вычислений. Отгадывание математических загадок. Логические и традиционные головоломки. Занимательные ребусы, головоломки, загадки. Контроль - самостоятельное решение задачи.
Тема №2. «В мире задач» -3 часа
Рассмотреть методы решения логических задач. Дерево возможных вариантов. Случайные события. Задачи комбинаторики
Тема №3. «Математическая шкатулка» - 5 часов
Задачи типа «Кто есть кто?» Методы решения таких задач – метод графов и табличный способ. Контроль- решение задач.
Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».
Тема №4. «Наглядная геометрия» - 8 час
Геометрия клетчатой бумаги. Логические задачи на спички, их разнообразие и методы решения. Путешествие по оригами. Симметрия в жизни человека. Геометрические соревнования.
Тема №5. «Дробные числа» - 4 часа
Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Как возникают дроби в практических вычислениях. Числа-лилипуты. Задачи на делимость. Математические фокусы. Математические игры. Логические задачи по теме «Календарь, время, возраст».
Тема № 6. «Итоговое занятие» - 1 час
На заключительном занятии учащимся предлагается интеллектуальная игра с использованием знаний и умений, полученных на факультативе «Математический калейдоскоп»
Календарно- тематическое планирование факультатива
«Математический калейдоскоп» по математике в 5- м классе
№ п/п | Дата | Тема урока |
План | Факт |
1 | | | Введение. Игра-соревнование «По тропинкам математики» |
2 | | | В мире чисел и цифр. Запись цифр у разных народов. Как люди научились считать. |
3 | | | Из науки о числах. Системы счисления. |
4 | | | Из истории развития арифметики. Натуральные числа. Некоторые виды натуральных чисел и их свойства. |
5 | | | Числа-великаны. Фигурные числа. |
6 | | | Сложение, вычитание натуральных чисел. Приемы рационального счета. Отгадывание математических загадок. |
7 | | | Умножение натуральных чисел. Приемы рационального счета. Отгадывание математических загадок. |
8 | | | Умножение натуральных чисел. Приемы рационального счета Математические ребусы. |
9 | | | Деление натуральных чисел. Приемы рационального счета. Задачи на делимость. |
10 | | | Приемы рационального счета. Математические ребусы. |
11 | | | Математические головоломки. |
12 | | | Математические ребусы, головоломки. |
13 | | | Магические квадраты. |
14 | | | Дерево возможных вариантов. |
15 | | | Случайные события. |
16 | | | Задачи комбинаторики. |
17 | | | Кто есть кто? Метод графов. |
18 | | | Задачи на таблицы |
19 | | | Задачи на таблицы |
20 | | | В мире игр. |
21 | | | Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». |
22 | | | Геометрия клетчатой бумаги |
23 | | | Геометрия клетчатой бумаги |
24 | | | Задачи на спичках |
25 | | | Задачи на спичках |
26 | | | Геометрические головоломки (танграм) |
27 | | | Оригами |
28 | | | Оригами |
29 | | | Симметрия в жизни человека. |
30 | | | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. |
31 | | | Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость. Математические фокусы. |
32 | | | Числа-лилипуты. Математические фокусы. |
33 | | | Календарь, время, возраст. |
34 | | | Математическая игра |
Литература
-
Глейзер Г.И. История математики в школе.
-
Гельфанд М. Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике
-
Депман И.Д., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1985.
-
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка
-
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил.
-
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.
-
Я.И. Перельман, Живая математика. Москва, ГИТТЛ, 1958
-
Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
-
Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М.: МИРОС, 1995.
-
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта +, 2000.