Рабочая программа
ФГОС СОО
среднего общего образования
по физической культуре
10-11 класс
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа среднего общего образования по физической
культуре (10-11 класс), разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.12 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. № 24480);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по физической культуре;
Федерального закона «О Физической культуре и спорте»;
Примерной программы среднего общего образования по физической культуре;
Образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей»;
Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Многопрофильный лицей»;
Учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей»
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
1) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса, общую характеристику учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Для реализации рабочей программы по физической культуре в образовательном процессе используется учебник Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11кл. - Просвещение. 2016, который включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию на 2017-2018 учебный год.
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи изучения предмета физическая культура:
содействие гармоничному физическому развитию, выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости, гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости) способностей;
формирование знаний и умений оценивать состояние собственного здоровья, функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии с данными самонаблюдения и самоконтроля;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значение занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнений функций отцовства и материнства, подготовке к службе в армии;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания:
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции;
закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта (на основе овладения средствами и методами их организации, проведения и включения в режим дня, а так же формы активного отдыха и досуга)
Методы работы с особенными детьми:
(для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата):
овладевать современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
овладевать доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
овладевать доступными физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
овладевать доступными техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активно применять их в игровой и соревновательной деятельности.
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
(для слепых и слабовидящих обучающихся):
сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной жизни;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герба, флага, гимна);
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития и науки и общественной практики, основанного на диалоге культуры, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умения оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участив в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлятьпланы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешить конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решение, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, принцип своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
овладение современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний;
овладение способами контроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
овладение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта с помощью их применения в игровой и соревновательной деятельности.
Методика оценки успеваемости. Уровни: высокий, средний, низкий.
Оценка «5» «4» «3» «2»
Знания
«5-4» за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта;
«3» за ответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки;
«2» за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике, за непонимание и незнание материала программы.
Техника владения двигательными умениями и навыками.
Уровни: высокий, средний, низкий.
Оценка «5» «4» «3» «2»
Знания «5-4»
Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), четко, легко, в надлежащем ритме. Ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив при выполнении двигательного действия ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.
«4» двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движения Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности
«2» движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков, учащихся является урок - практика, целью которого является диагностика уровня усвоения материала каждым учащимся на определенном этапе обучения; «Президентские тесты»; сдача норм ВФСК «ГТО». Контроль успеваемости учащихся осуществляется на разных этапах: входящий - ежегодно («Президентские тесты», ВФСК «ГТО»), текущий - на уроке (взаимопроверка, контрольные тесты, нормативы), итоговый - по окончании года («Президентские тесты», ВФСК «ГТО»).
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования Федерального государственного стандарта данная рабочая программа для 10-11 классов направлена на достижение старшеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Уровень физической подготовленности.
Физические способности | Контрольные упражнения (тест) | Класс | Уровень |
Юноши | Девушки |
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
Скоростные | Бег 30м, с | 10 11 | 5,2 ниже 5,1 | 5,1-4,8 5,0-4,7 | 4,4 выше 4,3 | 6,1 ниже 6,1 | 5,9-5,3 | 4,8выше 4,8 |
Координаци- онные | Челночный бег 3х10 | 10 11 | 8,2 ниже 8,1 | 8,0-7,7 7,9-7,5 | 7,3выше 7,2 | 9.7ниже 9,6 | 9,3-8,7 9,3-8,7 | 8,4выше 8,4 |
Скоростно-силовые | Прыжки в д/м | 10 11 | 180 ниже 190 | 195-210 205-220 | 230выше 240 | 160ниже 160 | 170-190 170-190 | 210выше 210 |
Выносли- вость | 6-минутный бег, мин | 10 11 | 1100ниже 1100 | 1300 1300 | 1500выше 1500 | 900ниже 900 | 1050 1050 | 1300 1300 |
Гибкость | Наклон вперед из п/стоя | 10 11 | 5 ниже 5 | 9-12 9-12 | 15выше 15 | 7 ниже 7 | 12-14 12-14 | 20выше 20 |
Силовые | Подтягивание в/п (ю) н/п из виса лежа (д) | 10 11 | 4 ниже 5 | 8-9 9-10 | 11выше 12 | 6 ниже 6 | 13-15 13-15 | 18вышн 18 |
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
В соответствии с примерной программой среднего общего образования по физической культуре, рабочая программа по физической культуре рассчитана на два года обучения: 3 часа в неделю, всего 210 часов (10 класс – 105 часов, 11 класс – 105 часов).
В связи с указом Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 “О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)” в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, в учебную рабочую программу введен раздел программной и нормативной основы физического воспитания учащихся - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
В связи с наличием в лицее материально-технической базы (тренажерный зал) программа по физической культуре (базовый уровень) модифицирована:
Межпредметные связи. Физическая культура связана с компетенциями, формируемыми при изучении предметов естественнонаучного цикла: (ОБЖ, биология, естествознание, физика, математика, краеведение). Реализуются в сдаче контрольных нормативов, военно-спортивных, патриотических соревнованиях «Командарм», «Полярная зарница», «Школа безопасности», «Спартакиада молодежи».
Предлагаются интеграции с другими учебными предметами по темам:
легкая атлетика (геометрия, алгебра, биология, основы безопасности жизнедеятельности),
спортивные игры (физика, основы безопасности жизнедеятельности),
гимнастика (физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности, хореография),
атлетическая гимнастика (физика, основы безопасности жизнедеятельности),
лыжная подготовка (геометрия, физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности).
национальные виды (краеведение)
Содержание учебного предмета
Технологии и особенности организации учебного процесса. Исходя из стоящих перед предметом «Физическая культура» задач используются элементы следующих технологий:
личностно - ориентированное обучение,
здоровьесберегающие технологии,
проблемное обучение,
игровые и соревновательные технологии,
обучение в сотрудничестве.
Используются формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, «круговая», посменная.
Знания о физической культуре (на каждом уроке) – теоретическая часть
Социокультурные основы: современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Психолого – педагогические основы : основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Медико – биологические основы: оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа.
Закрепление навыков закаливания: особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.
Закрепление приемов саморегуляции: повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля: повторение самоконтроля освоенных ранее.
Физкультурно-оздоровительная деятельность – практическая часть
Гимнастика с элементами акробатики и элементами единоборств (32 часа, 16 часов – 10 класс, 16 часов – 11 класс)
техника безопасности на уроках гимнастики, теоретические сведения.
Совершенствование техники и соревновательных упражнениях, и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые команды и приемы, акробатические комбинации.
Атлетическая гимнастика (20 часов, 10 часов – 10 класс, 10 часов – 11 класс)
техника безопасности на уроках атлетической гимнастики, теоретические сведения. Индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы. Комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.
Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности: комплексы упражнений адаптивной физической культуры: оздоровительные ходьба и бег.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.
Легкая атлетика (32 часа, 16 часов – 10 класс, 16 часов – 11 класс)
техника безопасности на уроках легкой атлетики, теоретические сведения.
Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях (на материале основной школы). Прикладные упражнения кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, прыжки с места, с разбега.
Спортивные игры (72 часа, 36 часов – 10 класс, 36 часов – 11 класс
техника безопасности на уроках спортивные игры, теоретические сведения.
Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе), прикладные упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).
Лыжная подготовка (24 часа, 12 часов – 10 класс, 12 часов – 11 класс)
техника безопасности на уроках лыжной подготовки, теоретические сведения.
Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения: специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины.
Вариативная часть:
Бадминтон (12 часов, 6 часов – 10 класс. 6 часов – 11 класс)
Национальные виды спорта (18 часов, 9 часов – 10 класс, 9 часов – 11 класс
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ |
Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
10 класс | 11 класс |
1 | Базовая часть | 90 | 90 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре (теоретическая часть) | На каждом уроке | На каждом уроке |
Практическая часть |
1.2 | Спортивные игры | 36 | 36 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики и единоборств | 16 | 16 |
1.4 | Легкая атлетика | 16 | 16 |
1.5 | Лыжная подготовка | 12 | 12 |
1.6 | Атлетическая гимнастика | 10 | 10 |
2 | Вариативная часть | 15 | |
2.1 | Бадминтон (по выбору учителя, учащихся) | 6 | 6 |
2.2 | Национальные виды спорта (материал, связанный с региональными и национальными особенностями) | 9 | 9 |
| Всего часов | 105 | 105 |
Литература
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11кл. - Просвещение. 2014
Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников»,
Приказ Минобрнауки РФ № 966 и Минспорттуризма РФ № 1009 от 27 сентября 2010 года «Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Средства обучения
№ | Наименование | Количество, штук |
1 | Антенна волейбольная | 2 |
2 | Сетка д/ настольного тенниса | 4 |
3 | Мяч баскетбольный Спалдинг | 35 |
4 | Медицинбол тентовая ткань | 20 |
5 | Мяч волейбольный Gala | 35 |
6 | Наколенники волейбольные, хлопок с эластиком | 15 |
7 | Палочка эстафетная | 12 |
8 | Пояс штангиста, кожаный, размер L , широкий | 8 |
9 | Ракетка для настольного тенниса | 10 |
10 | Обруч металлический | 30 |
11 | Рулетка 20м | 2 |
12 | Скакалки со счетчиком 2,8м | 35 |
13 | Секундомер | 3 |
14 | Сетка волейбольная тренировочная | 3 |
15 | Скакалка со счетчиком | 35 |
16 | Палка гимнастическая | 30 |
17 | Флажок судейский | 2 |
18 | Граната 500 гр | 5 |
19 | Граната 700 гр | 5 |
20 | Брусья навесные | 5 |
21 | Доска наклонная ребристая | 4 |
22 | Канат для лазания | 7 |
23 | Канат для перетягивания | 3 |
24 | Перекладина навесная | 5 |
25 | Стенка шведская | 3 |
26 | Стойка для прыжков в высоту | 1 |
27 | Насос ручной для спортивных мячей | 2 |
28 | Маты гимнастические | 40 |
29 | Скамейка гимнастическая | 10 |
30 | Музыкальный центр | 2 |
31 | Ракетка для бадминтона | 18 |
32 | Н-р воланов для игры в бадминтон | 100 |
33 | Коврики для аэробики | 25 |
34 | Мяч MIKASA | 10 |
35 | Гантели разборные 2кг, 4кг, 6кг | 20 |
36 | Гантели цельные | 20 |
37 | Гиря 16 кг литая | 8 |
38 | Гиря 16кг | 8 |
39 | Гиря 24 кг, 32кг | 8 |
40 | Гиря 24 кг литая | 8 |
41 | Гиря 32 кг литая | 8 |
42 | Гриф кривой EZ-25, гриф изогнутый EZ -22 | 2 |
43 | Диски обрезиненные, черные (разные) | 30 |
44 | Табло электронное игровое | 1 |
45 | Табло перекидное | 2 |
46 | Утяжелители | 20 |
47 | Гриф рама | 2 |
48 | Гриф прямой | 6 |
49 | Бревно гимнастическое | 1 |
50 | Козел гимнастический | 2 |
51 | Конь гимнастический | 2 |
52 | Лыжный комплект (лыжи, палки, ботинки) | 40 |
53 | Мост гимнастический | 4 |
54 | Степ профессиональный | 30 |
55 | Акробатическая дорожка надувная | 1 |
56 | Яма прыжковая (маты для прыжков) | 1 |
57 | Щиты баскетбольные тренировочные | 2 |
58 | Электромегафон | 2 |
59 | Компьютер в сборе | 1 |
60 | Принтер лазерный | 1 |
61 | Увлажнитель воздуха «Свежесть» | 1 |
20