СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Геометрия 7-9 класс. УМК Мерзляк 2018-2019

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА . Геометрия 7-9  класс. УМК  Мерзляк 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Геометрия 7-9 класс. УМК Мерзляк 2018-2019»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староустинская основная школа



Принято на заседании

Педагогического Совета

Протокол № 1 от 30.08. 2018г.

Утверждено

приказом № 64 от 01.09. 2018г.











 

 





Рабочая программа по учебному курсу



«Геометрия»


для 7 - 9 классов

Срок реализации 2017-2020 у.г.

Базовый уровень



 

 

Составитель:

учитель математики Покаляева И.П.




2017 г


Рабочая программа по геометрии для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным) основного общего образования МОУ Староустинской основной школы по математике, авторской программы / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир и др., М.: «Вентана – Граф», 2015г.


  • соответствии с Учебным планом на изучение геометрии в 7-9 классах основной школы отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 часов (70*3). Уровень обучения – базовый.



  1. Планируемые результаты освоения учебного курса по геометрии


в 7-9 классах


Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.


Личностные результаты:


  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учѐных в развитие мировой науки;


  1. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


  1. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;


  1. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;


  1. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.


Метапредметные результаты:


  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


  1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,


классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;


  1. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  2. умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;


6) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;


  1. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;


  1. умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;


  1. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

  2. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;


  1. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их


проверки;


  1. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметные результаты:


  1. осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;


  1. представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации;


  1. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,


извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;


  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  2. систематические знания о фигурах и их свойствах;


  1. практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:


• изображать фигуры на плоскости;


• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;


• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;


• распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;


• выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;


• читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;


• проводить практические расчёты.


Планируемые результаты обучения геометрии в 7-9 классах


Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);

  • оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  • доказывать теоремы;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательства;

  • решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;

  • решать простейшие планиметрические задачи.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: метод от противного, метод подобия, метод перебора вариантов и метод геометрических мест точек;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

  • научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия;

  • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  • приобрести опыт выполнения проектов.


Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  • использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;

  • вычислять длину окружности и длину дуги окружности;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)

Выпускник получит возможность:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, площади круга и сектора;

  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

  • применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.


Координаты

Выпускник научится:

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

  • приобрести опыт выполнения проектов.


Векторы

Выпускник научится:

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный закон;

  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт выполнения проектов.


  1. Содержание курса геометрии 7 - 9 классов


Простейшие геометрические фигуры


  • Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла.


  • Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой.


Многоугольники


  • Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Серединный перпендикуляр отрезка. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора.


  • Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Точки пересечения медиан, биссектрис, высот треугольника, серединных перпендикуляров сторон треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Теорема Фалеса. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 00 до 1800. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников. Теорема синусов и теорема косинусов.

  • Четырёхугольники. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства.

  • Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.


Окружность и круг. Геометрические построения


  • Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности и её свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и признаки. Вписанные и описанные многоугольники.

  • Геометрическое место точек (ГМТ). Серединный перпендикуляр отрезка и биссектриса угла как ГМТ.

  • Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение: построение угла, равного данному, построение серединного перпендикуляра данного отрезка, построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, построение биссектрисы данного угла. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.


Измерение геометрических величин


  • Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

  • Периметр многоугольника.

  • Длина окружности. Длина дуги окружности.

  • Градусная мера угла. Величина вписанного угла.

  • Понятие площади многоугольника. Равновеликие фигуры. Нахождение площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

  • Понятие площади круга. Площадь сектора. Отношение площадей подобных фигур.



Декартовы координаты на плоскости


  • Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнения окружности и прямой. Угловой коэффициент прямой.



Векторы


  • Понятие вектора. Модуль (длина) вектора. Равные векторы. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Косинус угла между двумя векторами.



Геометрические преобразования



  • Понятие о преобразовании фигуры. Движение фигуры. Виды движения фигуры: параллельный перенос, осевая симметрия, поворот. Равные фигуры. Гомотетия. Подобие фигур.



Элементы логики



  • Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Необходимое и достаточное условия. Употребление логических связок если…, то…; тогда и только тогда.


Геометрия в историческом развитии


Из истории геометрии, «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида. Тригонометрия – наука об измерении треугольников. Построение правильных многоугольников. Как зародилась идея координат.


Н.И.Лобачевский. Л.Эйлер. Фалес. Пифагор.



Количество контрольных работ:


  • 7 классе - 5


  • 8 классе -7


  • 9 классе -6







Учебно-методический комплект




  1. Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф,2017.


  1. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017..



3. Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.


4, Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.


  1. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

  2. Геометрия: 8 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

  3. Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.


8, Геометрия: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

9. Геометрия: 9 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.

3. Тематическое планирование.


Геометрия. 7 класс


2 часа в неделю, всего 70 часов


Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Простейшие геометрические фигуры

и их свойства

15

Техника безопасности на рабочем месте. Точки и прямые

2

Отрезок и его длина

3

Луч. Угол. Измерение углов

3

Смежные и вертикальные углы

3

Перпендикулярные прямые

1

Аксиомы

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1

Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1

Глава 2. Треугольники

18

Анализ контрольной работы №1

1

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

5

Равнобедренный треугольник и его свойство

4

Признаки равнобедренного треугольника

2

Третий признак равенства треугольников

2

Теоремы

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Треугольники»

1

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1

Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

16

Анализ контрольной работы №2

Параллельные прямые

1

Признаки параллельности прямых

2

Свойства параллельных прямых

3

Сумма углов треугольника

4

Прямоугольный треугольник

2

Свойства прямоугольного треугольника

2

Обобщение и систематизация знаний по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

1

Контрольная работа № 3 «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

1

Глава 4. Окружность и круг. Геометрические

построения

16

Анализ контрольной работы №3

2

Геометрическое место точек. Окружность и круг


Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

3

Описанная и описанная окружности треугольника

3

Задачи на построение

3

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

3

Обобщение и систематизация знаний по теме «Окружность и круг. Геометрические построения»

1

Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения»

1

Повторение и систематизация учебного материала

5

Анализ контрольной работы № 4.

4

Повторение курса геометрии 7 класса


Итоговая контрольная работа

1


70

Геометрия. 8 класс


2 часа в неделю, всего 70 часов


Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Четырёхугольники

22

Четырёхугольник и его элементы

2

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

2

Признаки параллелограмма

2

Прямоугольник

2

Ромб

2

Квадрат

1

Контрольная работа № 1

1

Анализ контрольной работы № 1.

Средняя линия треугольника

1

Трапеция

4

Центральные и вписанные углы

2

Вписанные и описанные четырёхугольники

2


Контрольная работа № 2

1

Глава 2. Подобие треугольников

16

Анализ контрольной работы №2.

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

6

Подобные треугольники

1

Первый признак подобия треугольников

5

Второй и третий признаки подобия треугольников

3

Контрольная работа № 3

1

Глава 3. Решение прямоугольных треугольников

14

Анализ контрольной работы №3.

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

1

Теорема Пифагора

5

Контрольная работа № 4

1

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

3

Решение прямоугольных треугольников

3

Контрольная работа № 5

1

Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника

10

Анализ контрольной работы № 5.

Многоугольники

1

Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника

1

Площадь параллелограмма

2

Площадь треугольника

2

Площадь трапеции

3

Контрольная работа № 6

1

Повторение и систематизация учебного материала

8

Анализ контрольной работы № 6. Повторение курса геометрии 8 класса

7

Итоговая контрольная работа

1

Всего:

70



Геометрия. 9 класс


2 часа в неделю, всего 70 часов


Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Решение треугольников

16

Синус. Косинус, тангенс котангенс угла от 00 до 1800

2

Теорема косинусов

3

Теорема синусов

3

Решение треугольников

3

Формулы для нахождения площади треугольника

4

Контрольная работа № 1 по теме «Решение треугольников»

1

Глава 2. Правильные многоугольники

8

Анализ контрольной работы № 1.

Правильные многоугольники и их свойства

4

Длина окружности. Площадь круга

3

Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники»

1

Глава 3. Декартовы координаты на плоскости

11

Анализ контрольной работы №2.

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка

3

Уравнение фигуры. Уравнение окружности

3

Уравнение прямой

2


Угловой коэффициент прямой

2

Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты на плоскости»

1

Глава 4. Векторы

12

Анализ контрольной работы №3.

Понятие вектора

2

Координаты вектора

1

Сложение и вычитание векторов

2

Умножение вектора на число

3

Скалярное произведение векторов

3

Контрольная работа № 4 по теме «Векторы»

1

Глава 5. Геометрические преобразования

13

Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос

4

Осевая и центральная симметрии. Поворот

4

Гомотетия. Подобие фигур

4

Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические преобразования»

1

Повторение и систематизация учебного материала

10

Анализ контрольной работы № 5. Повторение курса геометрии 9 класса

9

Итоговая контрольная работа

1

Всего:

70







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!