Настоящая рабочая программа по геометрии для 7 «а» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» разработана в соответствии с основными положениями следующих нормативных документов:
1) ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г. № 1897;
2) Примерных образовательных программ основного общего образования по геометрии Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова к учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, М.: Просвещение, 2012.
3) Авторской программы «Геометрия. 7-9 классы» к УМК, Волгоград: Учитель, 2013г.
Примерная программа по геометрии конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
Учебный план отводит на изучение геометрии 2 часа в неделю, итого 75 часов в год..
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Изучение учебного курса заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
3.1. Грубыми считаются ошибки:
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
3.3. Недочетами являются:
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
Дата | № п/п | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Домашнее задание |
| | | | Предметные | Личностные | Метапредметные | |
| Раздел 1. Начальные геометрические сведения – 12 часов. |
| -
| Прямая и отрезок. | Формирование умений строить алгоритм действий; планирование домашнего задания; Составление опорного конспекта; комментирование оценок | Объяснять, что такое отрезок, луч, угол; какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы; что такое градус и градусная мера угла; какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым; что такое середина отрезка, биссектриса угла; какие углы называются смежными, вертикальными. | Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность; Применять правила делового сотрудничества; | Составлять план действий; проводить анализ решения; описывать содержание действий предметной деятельности. Интересоваться чужим мнением; высказывать своё; сравнивать с эталоном; выполнять операции со знаками и символами. | |
| -
| Решение задач по теме «Прямая и отрезок». | |
| -
| Луч и угол | |
| -
| Сравнение отрезков и углов. | |
| -
| Решение задач по теме «Сравнение отрезков и углов». | |
| -
| Измерение отрезков | |
| -
| Решение задач по теме «Измерение отрезков» | |
| -
| Измерение углов | |
| -
| Смежные и вертикальные углы | |
| -
| Перпендикулярные прямые | |
| -
| Решение задач по теме: «Перпендикулярные прямые» Подготовка к контрольной работе. | |
| -
| Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | Решение контрольной работы № 1 | Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Понимать причины неуспеха, выход и этой ситуации. Делать предположения об информации. Критично относиться к своему мнению | |
| Раздел 2. Треугольники - 18 часов. |
| -
| Анализ контрольной работы. Треугольник. | Формирование умений строить алгоритм действий; планирование домашнего задания; Составление опорного конспекта; комментирование оценок. Формирование понятий треугольник, биссектриса, медиана,; виды треугольников; первый признак равенства треугольников | Объясняют, какая фигура является треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника; равнобедренный и равносторонний треугольник, равные треугольники; формулировать и доказывать первый признак равенства треугольников | Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положит. отношение к процессу познания | Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать. «если… то…» | |
| -
| Первый признак равенства треугольников | |
| -
| Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников». | |
| -
| Перпендикуляр к прямой | |
| -
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |
| -
| Решение задач по теме «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» | |
| -
| Свойства равнобедренного треугольника | Формирование понятий перпендикуляра, проведенного из точки к данной прямой; формулировать второй и третий признаки равенства треугольников; решение задач на второй и третий признаки равенства треугольников | Объясняют понятия перпендикуляра, проведенного к прямой из данной точки; формулируют и доказывают теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, какие отрезки являются медианой, биссектрисой и высотой треугольника | Осваивают роль обучающегося; дают адекватную оценку своей учебной деятельности; объясняют отличия в оценках ситуации разными людьми | Определяют цель учебной деятельности; работают по составленному плану. Передают содержание в развёрнутом или сжатом виде. Умеют принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе | |
| -
| Второй признак равенства треугольников | |
| -
| Третий признак равенства треугольников | |
| -
| Решение задач по теме «Второй и третий признаки равенства треугольников». | |
| -
| Задачи на построение | Формирование определения окружности, радиуса, диаметра, хорды окружности; простейшие задачи на построение; сопоставлять полученный результат с условием задачи | Объясняют понятие окружности, радиуса, диаметра окружности, хорды окружности; построение угла, равного данному; построение биссектрисы данного угла; построение перпендикулярных прямых; построение середины отрезка | Понимают причины успеха в учебной деятельности; проявляют познавательный интерес к учению; дают адекватную оценку своей деятельности | Определяют цель учебной деятельности; работают по составленному плану. Передают содержание в развёрнутом или сжатом виде. Умеют принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе | |
| -
| Окружность. Построение с помощью циркуля и линейки. | |
| -
| Примеры задач на построение | |
| -
| Решение задач на построение. | |
| -
| Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников». | |
| -
| Решение комбинированных задач по теме «Признаки равенства треугольников». | |
| -
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе | |
| -
| Контрольная работа №2 по теме «Признаки равенства треугольников» | Выполнение контрольной работы №2 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Понимают причины неуспеха, Делают предположения об информации, нужной для решения задач | |
| Раздел 3. Параллельные прямые – 12 часов. |
| -
| Анализ контрольной работы. Определение параллельных прямых. | Формирование определения параллельных прямых; накрест лежащих углов, соответственных углов, односторонних углов; сопоставлять условие задачи и чертёж | Объясняют, что такое параллельные прямые; с помощью рисунка указывать и называть углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых третьей; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; что такое аксиома параллельных прямых | Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положит. отношение к процессу познания | Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать. «если… то…» | |
| -
| Признаки параллельности двух прямых | |
| -
| Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых». | |
| -
| Решение нестандартных задач по теме «Признаки параллельности двух прямых». | |
| -
| Об аксиомах геометрии | |
| -
| Аксиома параллельных прямых | |
| -
| Решение задач по теме «Аксиома параллельных прямых» | Формирование понятий углов, образованных двумя параллельными прямыми и секущей; что такое условие и заключение теоремы; теорема, обратная данной | Объясняют понятия односторонних, накрест лежащих, соответственных углов; теорема, обратная данной; формулируют и доказывают теоремы с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования метода от противного; решают задачи по теме | Осваивают роль обучающегося; дают адекватную оценку своей учебной деятельности; объясняют отличия в оценках ситуации разными людьми | Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать. «если… то…» | |
| -
| Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | |
| -
| Решение задач по теме «Аксиома параллельных прямых | |
| -
| Решение задач. По теме «Параллельные прямые». | |
| -
| Решение задач.. Подготовка к контрольной работе. | |
| -
| Контрольная работа №3 по теме «Параллельность прямых» | Выполнение контрольной работы №3 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Понимают причины неуспеха, Делают предположения об информации, нужной для решения задач. Умеют критично относиться к своему мнению | |
| Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника – 18 часов |
| -
| Анализ контрольной работы Сумма углов треугольника | Обсуждение вопроса о сумме углов треугольника; терема о сумме углов треугольника; обсуждение вопроса о связи между длиной стороны треугольника и его углами | Формулируют и доказывают теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле; классифицируют треугольники по углам; формулируют и доказывают теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника. | Проявляют положительное отношение к урокам геометрии, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности. | Определяют цель учебной деятельности; осуществляют поиск средств её достижения. Записывают выводы правил «если…, то…». Умеют критично относиться к своему мнению; организовать взаимодействие в группе | |
| -
| Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | |
| -
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
| -
| Неравенство треугольника. | |
| -
| Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» Подготовка к контрольной работе | |
| -
| Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника» | Выполнение контрольной работы №4 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Понимают причины неуспеха, Делают предположения об информации, нужной для решения задач. Умеют критично относиться к своему мнению | |
| -
| Анализ контрольной работы Прямоугольный треугольник. | Обсуждают вопрос о прямоугольном треугольнике, почему он так называется; свойства прямоугольного треугольника; вопрос о расстоянии от точки до прямой | Дают понятие прямоугольного треугольника, его элементов; признаки равенства прямоугольных треугольников; свойства прямоугольных треугольников; расстояние от точки до прямой, между прямыми; | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД | Определяют цель учебной деятельности; работают по составленному плану. Передают содержание в развёрнутом или сжатом виде. Умеют принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе | |
| -
| Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | |
| -
| Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники». | |
| -
| Признаки равенства прямоугольных треугольников. | |
| -
| Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними | |
| -
| Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам и по трем сторонам | Обсуждение вопроса о построении треугольника с помощью циркуля и линейки; как можно построить треугольники, используя признаки равенства треугольников. Решение задач на прямоугольные треугольники | Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношением между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми; выполнять дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием, исследовать все возможные случаи. | Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положит. отношение к процессу познания | Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать. «если… то…» | |
| -
| Построение треугольника по высоте и медиане | |
| -
| Построение треугольника по трем элементам | |
| -
| Решение задач по теме. «Прямоугольные треугольники» | |
| -
| Решение нестандартных задач по теме «Прямоугольные треугольники». | |
| -
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе | |
| -
| Контрольная работа №5 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | Выполнение контрольной работы №5 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Понимают причины неуспеха, Делают предположения об информации, нужной для решения задач. Умеют критично относиться к своему мнению | |
| Раздел 5. Обобщающее повторение – 15 часов. |
| -
| Анализ контрольной работы Прямая и отрезок. Луч. Угол. | Формирование умений строить алгоритм действий; планирование домашнего задания; Составление опорного конспекта; комментирование оценок. треугольник, биссектриса, медиана; виды треугольников; признаки равенства треугольников; задачи на построение; параллельные прямые | Изображение отрезка, прямой, луча, угла; измерение этих фигур. Формулирование признаков равенства треугольников, их использование при решении задач; задачи на построение. Решение задач на параллельные прямые. | Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положит. отношение к процессу познания | Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать. «если… то…» | |
| -
| Перпендикулярные прямые. | |
| -
| Первый признак равенства треугольников | |
| -
| Второй признак равенства треугольников | |
| -
| Третий признак равенства треугольников | |
| -
| Задачи на построение | |
| -
| Признаки параллельности двух прямых | |
| -
| Аксиома параллельных прямых | |
| 9. | Подготовка к итоговой контрольной работе. | |
| 10. | Итоговая контрольная работа. | Выполнение контрольной работы №6 | | | | |
| 11. | Анализ итоговой контрольной работы | | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Понимать причины неуспеха, выход и этой ситуации. Делать предположения об информации. Критично относиться к своему мнению | |
| 12-15. | Резерв | | | | | |