Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Геометрия»
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащися личностных ,метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Математика» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
7–9 классы
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
Средством достижения этих результатов является:
система заданий учебников;
представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметныерезультаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя нолвые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, опеределятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
компетентностьв области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные предстваления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем, и предствалять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпритации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
проводить практические расчеты.
Планируемые результаты изучения геометрии в 9 классе
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Выпускник научится
Находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180 , применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
Оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
Доказывать теоремы;
Решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательства;
Решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Решать простейшие планиметрические задачи.
Выпускник получит возможность
Овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
Приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
Овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
Научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия;
Приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
Приобрести опыт выполнения проектов.
ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Выпускник научится
Использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
Вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
Вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
Вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
Решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
Решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
Вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности.
Применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
КООРДИНАТЫ
Выпускник научится
Вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
Использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность
Овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
Приобрести опыт использования компьютерных прогамм для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
Приобрести опыт выполнения проектов.
ВЕКТОРЫ
Выпускник научится
Оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
Находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный законы;
Вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность
Овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
Приобрести опыт выполнения проектов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА
Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180 . Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников. Теорема синусов и теорема косинусов.
Правильные многоугольники.
Длина окружности.
Нахождение площади треугольника.
Понятие площади круга.
Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности и прямой. Угловой коэффициент прямой.
Понятие вектора. Модуль (длина) вектора. Равные векторы. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Косинус угла между двумя векторами.
Понятие о преобразовании фигуры. Движение фигуры.. Виды движения фигуры: параллельный перенос, осевая симметрия, поворот. Равные фигуры. Гомотетия. Подобие фигур.
Тригонометрия – наука об измерении треугольников. Построение правильных многоугольников. Как зародилась идея координат.
Тематическое планирование
№ | Раздел курса | 9 класс |
| Решение треугольников | 17 |
| Правильные многоугольники | 10 |
| Декартовы координаты на плоскости | 12 |
| Векторы | 15 |
| Геометрические преобразования | 10 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 4 |
Итого | 68 |
ПЛАНИРОВАНИЕ
контрольных/практических/лабораторных и других работ
| Контрольные работы | Проектные работы | Практические работы | Лабораторные работы | Развитие речи |
1 четверть | 2 | | | | |
2 четверть | 1 | | | | |
3 четверть | 2 | | | | |
4 четверть | 2 | | | | |
За год | 7 | | | | |
СОКРАЩЕНИЯ В ОБОЗНАЧЕНИИ ПРОВЕРЯЕМЫХ ТИПОВ ЗАДАНИЙ
О | Ответ на уроке |
К | Контрольная работа |
П | Проект |
А | Практическая работа |
С | Самостоятельная работа |
ТМ | Тематическая работа |
З | Зачет |
Т | Тестирование |
ДО | Дистанционное обучение |
ДК | Домашняя контрольная работа |
ПР | Проверочная работа |
УС | Устный счет |
ТР | Термины |
ВТ | Ведение тетради |
ПУ | Практическое упражнение |
ИК | Индивидуальная карточка |
ТЗ | Творческое задание |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата | Корректировка | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
|
Глава 1 Решение треугольников (18 ч.) |
| | | Повторение. Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника | | |
| | | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. Тригонометрические функции угла от 0о до 180о | О | § 1, № 3, 5, 7, 9. |
| | | Тригонометрические функции угла от 0о до 180о | О, ИК | § 1, № 12, 16, 18, 20, 22. |
| | | Теорема косинусов | О | § 2, № 29, 31, 33, 34, 36. |
| | | Теорема косинусов | О, ПР | § 2, № 38, 42, 44, 46, 48. |
| | | Теорема косинусов | О | § 2, № 50, 52, 55, 57, 59. |
| | | Теорема косинусов | О, С | § 3, № 80, 81, 83, 86. |
| | | Теорема синусов | О | § 3, № 90, 92, 94, 96, 99. |
| | | Теорема синусов | О, С | § 3, № 103, 108, 111. |
| | | Теорема синусов | ПР | § 4, № 117, 119. |
| | | Входная контрольная работа | К | |
| | | Решение треугольников | О | § 4, № 121, 124, |
| | | Решение треугольников | О,С | § 4, № 126, 130, 131. |
| | | Формулы для нахождения площади треугольника | О | § 5, 133, 136, 171. |
| | | Формулы для нахождения площади треугольника | О, ПУ | § 5, 147, 150, 154, 156. |
| | | Формулы для нахождения площади треугольника | С | § 5, № 139, 141, 143, 145. |
| | | Формулы для нахождения площади треугольника | О | § 5, № 159, 161, 165. |
| | | Контрольная работа № 1 « Решение треугольников» | К | § 1 – 5. |
Глава 2 Правильные многоугольники (10 ч.) |
| | | Правильные многоугольники и их свойства | О | § 6, № 180, 182, 185. |
| | | Правильные многоугольники и их свойства | О, ПУ | § 6, № 187, 189, 191. |
| | | Правильные многоугольники и их свойства | О, ПУ | § 6, № 195, 198, 200. |
| | | Правильные многоугольники и их свойства | С | § 6, № 203, 207, 209, 211. |
| | | Длина окружности. Площадь круга | О | § 7, № 229, 243 |
| | | Длина окружности. Площадь круга | ПУ | § 7, № 252. |
| | | Длина окружности. Площадь круга | О, ПУ | § 7, № 231, 233, 240, 246, 249. |
| | | Длина окружности. Площадь круга | О, ПУ | § 7, № 257, 260, 263, 266, 268. |
| | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Правильые многоугольники» | О, С | § 6 – 7. |
| | | Контрольная работа № 2 « Правильные многоугольники» | К | Не задано |
Глава 3 Декартовы координаты (12 ч.) |
| | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | О | § 8, № 292, 295, 298. |
| | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | О, ПУ | § 8, № 300, 302, 304, 307, 310. |
| | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | О,С | § 8, № 313, 315, 317, 320. |
| | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | О | § 9, № 329, 331, 333. |
| | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | ПУ | § 9, № 335, 337, 339, 341, 343. |
| | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | ПР | § 9, № 346, 347, 349, 351. |
| | | Уравнение прямой | О | § 10, № 358, 361, 363, 365, 367. |
| | | Уравнение прямой | О, С | § 10, № 370, 373, 376, 379, 381. |
| | | Угловой коэффициент прямой | О | § 11, № 389, 392, 394. |
| | | Угловой коэффициент прямой | О,ПУ | § 11, № 396, 399, 401, 405. |
| | | Повторение и систематизация учебного материала по теме « Декартовы координаты» | О, С | § 8 – 11. |
| | | Контрольная работа № 3« Декартовы координаты» | К | Не задано |
Глава 4 Векторы (15 ч.) |
| | | Понятие вектора | О | § 12, № 408, 410, 412, 414, 416. |
| | | Понятие вектора | С | § 12, № 420, 424, 427, 429, 431. |
| | | Координаты вектора | О,ПУ | § 13, № 444, 449, 451, 453. |
| | | Сложение и вычитание векторов | О | § 14, № 471, 467, 477. |
| | | Сложение и вычитание векторов | О,ПУ | § 14, № 473. 477. 483. |
| | | Сложение и вычитание векторов | ПР | § 15, № 523, 525, 528. |
| | | Сложение и вычитание векторов | О, С | § 15, № 532, 536, |
| | | Умножение вектора на число | О | 538, 541. |
| | | Умножение вектора на число | О, ПУ | § 15, № 556, 561, |
| | | Умножение вектора на число | ПУ | 563, 567. |
| | | Скалярное произведение векторов | О | § 16, № 579, 582, 584, 586. |
| | | Скалярное произведение векторов | О, С | § 16, № 588, 593, 595, 597. |
| | | Скалярное произведение векторов | О, ПУ | § 16, № 603, 605, 607, 609. |
| | | Повторение и систематизация учебного материала по теме « Векторы» | О | § 12 – 16. |
| | | Контрольная работа № 4 « Векторы» | К | Не задано |
Глава 5 Геометрические преобразования (10 ч.) |
| | | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос | О | § 17, № 622, 624, 627. |
| | | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос | О, ПУ | § 17, № 629, 631, 635. |
| | | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос | О, ПУ | § 17, № 637, 641, 645, 648. |
| | | Осевая симметрия. Центральная симметрия. | О | § 17, № 650, 652, 654. |
| | | Осевая симметрия. Центральная симметрия. | О, ПУ | § 18, № 661, 664, 666. |
| | | Поворот | ПУ | § 18, № 672, 675, 679, 682. |
| | | Поворот | ПР | § 19, № 695, 696, 706, 707, 710. |
| | | Гомотетия. Подобие фигур | О | § 19, № 698, 702, 714, 720. |
| | | Гомотетия. Подобие фигур | ПУ | § 20, № 734, 737, 739. |
| | | Контрольная работа № 5 « Геометрические преобразования» | К | § 20, № 756, 758, 760. |
Повторение и систематизация учебного материала (3 ч.) | | | | | § 20, № 748, 751, 753. |
65. | | | Упражнения для повторения курса 9 класс | ИК | Задания для подготовки к ОГЭ |
66. | | | Итоговая контрольная работа | К | Задания для подготовки к ОГЭ |
67. | | | Упражнения для повторения курса 9 класс | ИК | Задания для подготовки к ОГЭ |