СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно - тематическое планирован по учебному предмету " Русский язык ". 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по русскому языку составлено на основе авторской программы, разработанной УМК " Школа России" Канакиной В. П. ,Горецкого В. Г. ,Стефаненко Н.А. ,Бойкина М. В. Рабочая программа рассчитана на 165 часов ( 5 часов в неделю , 33 учебных недели  ).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно - тематическое планирован по учебному предмету " Русский язык ". 1 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 87



РАССМОТРЕНО


На заседании МО

протокол № 1 от 29.08.2018 г.

Руководитель МО

_____________ О.М. Овчинникова


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР


____________ Л.В. Максимова

30. 08. 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ СОШ № 87


___________ В.А. Василенко

30.08.2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык»

на 2018 -2019 учебный год









Ступень обучения

начальное общее образование

Класс

1

Уровень

базовый

Количество часов в неделю

5 часов

Количество часов по программе

165 часов

Учитель

высшей квалификационной категории






Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы, разработанной УМК «Школа России» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.

Рабочая программа рассчитана на 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебных недели)

Основные задачи реализации содержания:

- формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

  • примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Изд.4, перераб. - М. Просвещение, 2010

  • основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 87

  • Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

  • методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области  от 24.08.2012 № 01-03/06321).



Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

Учебники:

1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.

2. Горецкий, В. Г. Прописи: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2017.

3. Горецкий, В. Г. Обучение граомте. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками / В. Г. Горецкий, Н. М. Белянкова. – М. : Просвещение, 2016.

4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. – М. : Просвещение, 2016.

5. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы 1 класс. /Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2017. -80с.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Канакина В.П.,Горецкий В.Г. 3 кл (СD)

Библиографический список для учителя:

Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.-М.: ВАКО, 2016. – 368с.










Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

к концу 1-го года обучения

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  • Средство достижения этих результатов – тексты литературных

произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

  • представление о своей этнической принадлежности;

  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

  • положительное отношение к языковой деятельности;

  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.


  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты:

Общие предметные результаты освоения программы

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

  • первоначальные умения проверять написанное;

  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» в первом классе

учащиеся научатся:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложе­ния, «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, разных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

  • называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог);

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, при­лагательного, глагола, предлога;

  • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных зву­ков в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.


Учащиеся получат возможность научиться:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Требования направлены на формирование функционально грамотной и коммуникативной личности, которая сможет применить данные знания и умения в дальнейшем обучении русскому языку. Предполагается овладение средним и высоким уровнем знаний, умений и навыков.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в результате обучения грамоте

Обучающиеся должны знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

знать способы их буквенного обозначения;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложений;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;

употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения.

Содержание учебного предмета «Русский язык» (165 часов)


Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.


Учебно - тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество часов



Обучение граммоте

115 (часов)


1

Добукварный период (16 ч)

16 ч


2

Букварный период (73 часа)

73 ч


3

Послебукварный период (22 ч)

16 ч



Систематический курс

50 (часов)


4

Наша речь

2 ч


5

Текст предложения, диалог.

3 ч


6

Слова, слова, слова…

4 ч


7

Слово и слог. Ударение.

6 ч


8

Звуки и буквы.

34 ч


9

Повторение

1 ч






50 (часов)




Итого:


165 (часов)



Обучение грамоте (115)

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. (20 часов)

Букварный период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. (73 часов)

Послебукварный период — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний (22 часа)

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Интонация. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определёние парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определёние парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определёние качественной характеристики звука: гласный — согласных; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в смысловом отношении слова); эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове). Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определёние значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, устойчивых фразеологических оборотов, слов, пришедших в русский язык из других языков.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определёние падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определёние принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определёния I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решать, косить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся, -ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного).

Наречие. Значение и употребление в речи

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но. Их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения , словосочетания, слова.

Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли. Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.

Простое предложение.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Сложные предложения.

Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Прямая речь (общее знакомство).Обращение (общее знакомство).

Орфография и прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

  • безударные пунктуация.

Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

  • Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определёний): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение- рассуждение.

Систематический курс (50 часов)


Наша речь (2 ч)


Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.


Текст, предложение, диалог (3 ч)


Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).


Слова, слова, слова… (4 ч)


Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.


Слово и слог. Ударение. (6 ч)


Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).


Звуки и буквы (34 ч)


Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.


Повторение (1 ч)






















Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»

урока

Тема урока.

Количество часов

Дата

План

Факт

Добукварный период (20 ч)

1

Прописи – первая учебная тетрадь.

Тренировка мелкой моторики руки.

(с. 3—6)

1 ч

3.09


2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. (с.7-8)

1 ч

4.09


3

Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. (с.9-10)

1 ч

5.09


4

Рисование полуовалов и кругов. (с.11-12)

1

6.09


5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

(с.13-14)

1 ч

7.09


6

Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу. (с. 15—17)

1 ч

10.09


7

Письмо элементов букв.

(с.18-20).

1 ч

11.09


8

Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. (с.21-23)

1 ч

12.09


9

Письмо коротких и длинных линий. (с.24-26)

1 ч

13.09


10

Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо к наклонных линий.(с.27-29)

1 ч

14.09


11

Письмо коротких и длинных линий. (с.30-32)

1 ч

17.09


12

Письмо строчной и заглавной букв А, а (Пропись №2, с.3-4).

1 ч

18.09


13

Письмо строчной заглавной букв О, о. (с.5-6).

1 ч

19.09


14

Письмо строчной и заглавной букв И, и. (с.7)

1 ч

20.09


15

Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функция этих букв в слоге-слиянии. Заглавная буква И. (с. 8)

1 ч

21.09


16

Письмо строчной буквы ы. (с.9-10)

1 ч

24.09


17

Письмо строчной и заглавной букв У, у. (с.11-13)

1 ч

25.09


18

Письмо строчной и заглавной букв У, у. (с.11-13)

26.09


19

Закрепление и повторение изученного.

1 ч

27.09


20

Письмо изученных букв



1 ч

28.09


Букварный период (73 часа)

21

Письмо строчной буквы н. (с.14-15)

1 ч

01.10


22

Письмо заглавной буквы Н (с.14

1 ч

02.10


23

Письмо строчной буквы с.

(с.16)

1 ч

03.10


24

Письмо заглавной буквы С. (с.16)

1 ч

04.10


25

Повторение изученного материала. Письмо изученных букв. (с.17)

1 ч

05.10


26

Письмо строчной буквы к.

(с.18-19)

1 ч

08.10


27

Письмо заглавной буквы К. (с.18-19)

1 ч

09.10


28

Письмо строчной буквы т. (с.20-21)

1 ч

10.10


29

Письмо заглавной буквы Т. (с.20-21)

1 ч

11.10


30

Повторение и закрепление изученного, закрепление написания слов. (с.22, 25) .

1 ч

12.10


31

Письмо строчной и заглавной букв Л, л.

(с.23-24)

1 ч

15.10


32

Буквы Л, л (с.25) .

1 ч

16.10


33

Письмо строчной буквы р. (с. 26—27)

1 ч

17.10


34

Письмо заглавной буквы Р.

1 ч

18.10


35

Повторение и закрепление изученного, закрепление написания слов. (с.22, 25) .

1 ч

19.10


36

Письмо строчной буквы в. (с.28-30)

1 ч

22.10


37

Письмо заглавной буквы В. (с.28-30)

1 ч

23.10


38

Письмо строчной буквы е.

(с.31-32)

1 ч

24.10


39

Письмо заглавной буквы Е. (с.31-32)

1 ч

25.10


40

Повторение изученного. Письмо слов предложений .

1 ч

26.10


41

Письмо строчной буквы п. (Пропись №4, с.3-4)

1 ч

06.11


42

Письмо заглавной буквы П (Пропись №4, с.3-4)

1 ч

07.11


43

Письмо строчной и заглавной букв М, м (с.6).

1 ч

08.11


44

Письмо слов с буквами М, м.

(с.7-8)

1 ч

09.11


45

Повторение изученного. Письмо слов и предложений.

1 ч

12.11


46

Повторение изученного. Письмо слов и предложений.

1 ч

13.11


47

Письмо слов и предложений с буквами З, з.

(с.10)

1 ч

14.11


48

Письмо строчной буквы б.

(с.12-15)

1 ч

15.11


49

Письмо заглавной буквы Б. (с.12-15)

1 ч

16.11


50

Повторение изученных тем по русскому языку. Письмо с изученными буквами (с.13-14).

1 ч

19.11


51

Письмо строчной буквы д.

(с.16)

1 ч

20.11


52

Письмо заглавной буквы Д.

(с.16)

1 ч

21.11


53

Письмо строчной я. (с.20-22)

1 ч

22.11


54

Письмо заглавной буквы Я. (с.20-22)

1 ч

23.11


55

Работа по развитию речи.

Списывание текстов. (с.19)

1 ч

26.11


56

Письмо строчной и заглавной буквы Г, г.

(с.24)

1 ч

27.11


57

Письмо заглавной буквы Г. (с.25)

1 ч

28.11


58

Письмо текстов с изученными буквами.

(с.23)

1 ч

29.11


59

Письмо текстов с изученными буквами. (с.17-18)

1 ч

30.11


60

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1 ч

03.12


61

Письмо строчной буквы ч.

(с.27)

1 ч

04.12


62

Письмо заглавной буквы Ч

Правописание сочетаний ЧА-ЧУ..

1 ч

05.12


63

Письмо буквы Ь (с.30-12).

06.12


64

Письмо буквы Ь (с. 32).

07.12


65

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

(с.30-32)

10.12


66

Письмо строчной буквы ш.

(Пропись №4, с.3)

11.12


67

Письмо заглавной буквы Ш.

Правописание сочетания ШИ (пропись №4, с.5). .

12.12


68

Письмо букв Ж, ж.(с.6-7)

13.12


69

Письмо букв Ж, ж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ. (с.6-7)

14.12


70

Правописание сочетания ЖИ-ШИ.

(с.8-9)

17.12


71

Написание строчной буквы ё.

(с.10)

18.12


72

Заглавная буква Ё. (с.12)

19.12


73

Письмо букв Й, й.

(с.13-14)

20.12


74

Письмо букв Й, й. (с.13-14)

21.12


75

Закрепление правописания ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ.



76

Написание заглавной и строчной букв Х, х. (с.15-17) .



77

Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. (с.15-16)



78

Написание строчной и заглавной букв Ю, ю. (с.19-20) .



79

Написание предложений с буквами Ю, ю.

(с.19-21)



80

Проверка и закрепление правописания изученных букв



81

Письмо букв Ц, ц. (с.23-24)



82

Письмо слов и слогов с буквой Ц.

(с.23-24)



83

Написание строчной буквы э.

(с.25)



84

Написание заглавной буквы Э.

(с.26) .



85

Письмо текстов с изученными буквами




86

Письмо букв Щ, щ.

(с.27,29)



87

Письмо букв Щ, щ. Правописание сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. (с. 28).



88

Написание букв Ф, ф.

(с.30-31) .



99

Написание букв Ф, ф.

(с.30-31) .



90

Письмо текстов с изученными буквами.




91

Письмо слов с разделительными Ь и Ъ (с.32).



92

Итоговый урок по букварному периоду «Азбуки» (с. учебника 109).




Послебукварный период (22 ч)




93

Оформление предложений в тексте.



94

Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине.



95

Повторение пройденного материала: Ь как показатель мягкости.



96

Слова, отвечающие на вопросы Кто?, Что?



97

Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?



98

Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? На материале произведений А.С. Пушкина.



99

Повторение изученного материала: непарные по звонкости/глухости мягкости/твердости согласные звуки и соответствующие им буквы



100

Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме, двойной роли букв У, Ё, Ю, Я.



101

Повторение тем «Слог», «Ударение».



102

Правописание сочетаний жи – ши.



103

Правописание сочетаний ча – ща.



104

Правописание сочетаний чу – щу.



105

Заглавная буква в именах собственных.



106

Повторение лексического материала «Азбуки»



107

Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии.



108

Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике.



119

Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит».



110

Повторение синтаксиса на базе предложений тематической группы «Школа».



111

Комплексное повторение на материале слов темы «Люби все живое»



112

Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения» (азбука 2ч. с.109)



113

Контрольное списывание.



114

Подготовка к изучению начального курса русского языка



Систематический курс (50 часов).

Наша речь (2 часа)

1.

Наша речь. Её значение в жизни людей .

Уч.:упр.1-2 Раб.т.: упр.1



2.

Язык и речь. Устная и письменная речь( общее представление) Уч.:упр.3-5 Раб.т.:2-3



Текст, предложение, диалог (3 часа)

3.

Текст и предложение (общее представление).

Уч.:упр.1-2 Раб.т.:1-3




4.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль(общее представлениеУч.:упр. 3-5 Раб.т.:4-6




5.

Диалог ( общее представление).

Уч.:упр.6-8, стр.16. Раб.т.7-8




Слова, слова, слова… (4 часа)

6.

Роль слов в речи.Р/Р Составление текста по рисунку и опорным словам. Уч.:упр.1-5 . Раб.т. 1-2




7.

Слова-названия предметов. признаков, действий, предметов и явлений. Уч.:упр.6- 7, 11-12 . Раб.т.3




8.

Тематические группы слов.

Уч.:упр. 8- 10,13-14 Раб.т.4-6





9.

Однозначные и многозначные слова

( общее представление).Уч.:упр. 15-19, стр.29-30 .

Раб.т.7-9






Слово и слог. Ударение (6 часов)


10.

Слово как минимальная произносительная единица.

Уч.:упр. 1-3 Раб.т. 1-3





11.

Слово и слог.

Уч.:упр. 4-67 Раб.т.4.





12.

Перенос слов( общее представление)

Уч.:упр. 1-3 Раб.т. 5-6





13.

Правила переноса части слова с одной строки на другую. Уч.:упр. 4-5 Раб.т.7.





14.

Ударение ( общее представление)

Уч.:упр.1- 5 Раб.т.8,13





15.

Ударение. Ударные и безударные слоги

Уч.:упр.6-11 Раб.т.9-11





Звуки и буквы –(34 час).


16.

Звуки и буквы.

Уч.:упр.1-4,10 Раб.т.1,2.





17.

Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.

Уч.:упр.5-9 Раб.т.:3-6






18.

Алфавит, или азбука.

Уч.:упр. 1-4,8 Раб.т.:7-10





19.

Алфавит. Алфавитный порядок слов.

Уч.:упр. 5-10 ; Раб.т.:11-14





20.

Гласные звуки.

Уч.:упр. 1-5 ( с.58-59) Раб.т.:15-16





21.

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Уч.:упр.6- 8 Раб.т.:17-18





22.

Слова с буквой э .

Уч.:упр. 9-10. Раб.т.:19,20





23.

Ударные и безударные гласные звуки.

Уч.:упр. : 1-5 Раб.т.:21





24.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах Уч.:упр.:6 -9 Раб.т.:22,23





25.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах . Уч.:упр. 10-12 Раб.т.:24,25.





26.

Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Уч.:упр. 13-16 Раб.т.:26-27,29.





27.

Наблюдение над словами с непроверяемыми безударными гласными. Проверочная работа. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам..Уч.:упр. 17-20 Раб.т.:28,3





28.

Согласные буквы, обозначающие согласные звуки.

Проверочный словарный диктант.

Уч.:упр. 1-4 Раб.т.:31-32





29.

Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. Уч.:упр. 5-8 Раб.т.: 33-34





30.

Буквы й и и . Звук [й’ ] и звук [и ] . Перенос слов с буквой й . Уч.:упр. 1-6 Раб.т.:35-36.





31.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Уч.:упр. 1-4 Раб.т.:37-38





32.

Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Уч.:упр. 5-7 Раб.т.:39-40






33

Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь.

Уч.:упр.8-10 Раб.т.:41





34.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Уч.:упр.1- 4 Раб.т.42-44





35.

Обозначение мягкости согласного звука Перенос слов с мягким знаком.

Уч.:упр. 5- 7 Раб.т.: 45,46





36.

Правописание слов с мягким знаком.

Р/Р. Составление текста из деформированных предложений . Уч.:упр. 8-10 Раб.т.:47,48.





37.

Особенности глухих и звонких согласных звуков.

Уч.:упр. 1-4 Раб.т.:49,51





38.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Уч.:упр. 5-7 Раб.т.: 50





39.

Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова.

Уч.:упр. 8-10 Раб.т.52,55





40.

Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова Уч.:упр.11-16 Раб.т.: 53-54





41.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.

Уч.: упр.17-19 Раб.т.:56-58





42.

Шипящие согласные звуки. Уч.:упр. 1-6 Раб.т.:59,60. Проект «Скороговорки»





43

Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн.

Уч.:упр. 1-4, 8-9 Раб.т.61-62



44

Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн.

Уч.:упр. 1-4, 8-9 Раб.т.61-62




45.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Уч.:упр. 1-2 Раб.т.66-67





46.

Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши.

Уч.:упр.3- 6 Раб.т.:68-69.





47.

Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. Уч.:упр. 7-13 Раб.т.70,72




48

Правописание слов с изученными буквосочетаниями. Проверочный диктант. Раб.т.71,73




49.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. Уч.:упр.1-5 Раб.т.74-75





50.

Заглавная буква в кличках животных Уч.:упр. 9-12 Раб.т.77. Проект: «Сказочная страничка» в названиях сказок — изученные правила письма.