СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КПТ 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 8 класса по географии  составлена на основе   примерной программы основного общего образования по географии и авторской программы География России. Природа: программа для 8 класса./Авт.И.И.Баринова.-С.23.//География: программы для общеобразовательных учреждений (классическая линия) 6-11 классы./Сост. С.В.Курчина- М.: Дрофа, 2011г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КПТ 8 класс»

Утверждено:

Директор МБОУ СШ № 89

____________Е.В. Белоусова

1 сентября 2016 г.


Согласовано:

Зам. директора по УВР

_______________Т.В. Дударева

31 августа 2016 г.


Согласовано:

Руководитель МО

____________ Е.И. Попова

30 августа 2016 г.


МБОУ СШ № 89

Рабочая программа

Предмет География России. Природа

Учитель ОсипенкоЛидия Федоровна

Класс 8 АБ

Программа География: программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы

Автор И.И. Баринова

Изд-во: Москва, Дрофа, 2011

Учебник « География России. Природа» 8 класс

Автор И.И. Баринова

Изд-во Москва, Дрофа, 2008

Часов в год - 68

Часов в неделю - 2

График прохождения практической части программы (16часов)



Виды работ

проверочные

практические

план

факт

план

факт

1 четверть

1


5


2 четверть

1


4


3 четверть



3


4 четверть

1


4


Год

3


16








Подпись Учителя _________________







Красноярск

2016



Пояснительная записка

Рабочая программа 8 класса по географии составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии и авторской программы География России. Природа: программа для 8 класса./Авт.И.И.Баринова.-С.23.//География: программы для общеобразовательных учреждений (классическая линия) 6-11 классы./Сост. С.В.Курчина- М.: Дрофа, 2011г.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю.

Количество учебных часов

8 класс

в год

68

в неделю

2

Практических работ

16

Проверочных работ

3


Цели и задачи изучения курса «География» в 8 классе

Цель: формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире.

Задачи:

1.Сформировать географический образ своей стра­ны во всем ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

2.Сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства.

3.Показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

4.Вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными).


Формы организации учебного процесса,

формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Формы промежуточного контроля: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; географические диктанты, работы с контурными картами, отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Крупные темы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении географии.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения географии ученик 8 класса должен:

    1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Учебно-тематический план


Раздел. Тема

Кол-во часов

Практические работы


Введение

6

2

1

Особенности природы и природные ресурсы России

32

8

1.1

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

8

1

1.2

Климат и климатические ресурсы

7

2

1.3

Внутренние воды и водные ресурсы

7

3

1.4

Почва и почвенные ресурсы

5

1

1.5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

5

1

2

Природные комплексы России

27

3

2.1

Природное районирование

7

1

2.2

Природа регионов России

20

2

3

Человек и природа

3

3


Итого

68

16



Содержание тем учебного курса

Введение

Что изучает физическая география России. Роль географической информации в решении социально экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Россия на карте мира. Географическое положение России. Сравнение ГП России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

Моря, омывающие территорию России.

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые зоны на территории России. Как осваивали и изучали территорию России.

Особенности природы и природные ресурсы России

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Главные черты рельефа, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы России и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Изменение рельефа человеком.

Климат и климатические ресурсы

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны. Типы климатов России. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Синоптическая карта

Внутренние воды и водные ресурсы

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Реки. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды, ледники. Многолетняя мерзлота. - Водные ресурсы. Неравномерность распределения.

Почва и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, охрана растительного и животного мира. Природно – ресурсный потенциал России.

Природные комплексы России

Природное районирование

Формирование ПК – результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие природных комплексов России. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны Росси. Роль Докучаева В.В. и Берга Л.С. в создании учения о природных зонах. - Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге Росси. Высотная поясность.

Природа регионов России

Русская (Восточно-европейская равнина). Географическое положение. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа.

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Геологическое строение Урала.

Природные уникумы и экологические проблемы.

Западно- Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы.

Природные ресурсы Западно- Сибирской равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы. Суровость природы территории.

Природные ресурсы и проблемы их освоения. Природные районы. Озеро Байкал – жемчужина Восточной Сибири.

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Муссонный климат. Реки и озёра. Природные комплексы дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Человек и природа

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование.

Экологическая ситуация в России.


Средства контроля

Рабочей программой предусмотрено проведение 3 проверочных работ и 16 практических работ, 10 из которых необходимо оценивать, обучающие практические работы оцениваются по желанию учителя.


График практических и проверочных работ


Содержание практической работы

Дата

План

факт

1.

Обучающая практическая работа №1 Характеристика географического положения России. Сравнение ГП россии и ГП других стран.



2.

Оценочная практическая работа №2(1):

Определение поясного времени для разных пунктов России.



3.

Обучающая практическая работа №3 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий




Проверочная работа по теме «Рельеф»



4.

Обучающая практическая работа № 4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны



5.

Оценочная практическая работа №5(2):

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.




Проверочная работа по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»



6.

Оценочная практическая работа №6(3):

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.



7.

Обучающая практическая работа № 7 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимость от рельефа и климата.



8.

Обучающая практическая работа № 8 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования



9.

Оценочная практическая работа №9 (4):

Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.



10.

Обучающая практическая работа №10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.



11.

Обучающая практическая работа №11 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории



12

Оценочная практическая работа №12(5):

Сравнительная характеристика двух природных зон России.



13.

Оценочная практическая работа №13(6):

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.




Проверочная работа по теме «Природа регионов России»




14.

Оценочная практическая работа №14(7):

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.



15.

Оценочная практическая работа №15 (8): Составление карты «Природные уникумы России»



16.

Оценочная практическая работа №16 (9): Характеристика экологического состояния одного из регионов России.





Календарно-тематическое планирование по курсу

«География России. Природа»

8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Тема урока

К-во часов


Класс, дата

Примечания

план

факт

план

факт

Введение (6 часов)

1

Что изучает физическая география России

1

06.09

06.09




2

Географическое положение России.

1

07.09

07.09




3

Географическое положение России. Практическая работа №1(об-ся)

1

13.09

13.09




4

Моря, омывающие берега России

1

14.09

14.09




5

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2(оценочная)

1

20.09

20.09




6

История изучения и освоения территории России

1

21.09

21.09




Особенности природы и природные ресурсы России (32 часа)


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (8 часов)


7

Рельеф России

1

27.09

27.09




8

Особенности рельефа России

1

28.09

28.09




9

Тектоника. Рельефообразующие процессы

1

04.10

04.10




10

Геологическое строение России

1

05.10

05.10




11

Развитие форм рельефа

1

11.10

11.10




12

Минеральные ресурсы России.

Практическая работа №3(об-ся)

1

12.10

12.10




13

Исследование недр и рельефа.

1

18.10

18.10




14

Антропогенные изменения рельефа. Проверочная работа

1

19.10

19.10




Климат и климатические ресурсы (7часов)


15

Климат России. Солнечная радиация

1

25.10

25.10




16

Воздушные массы. Циклоны и антициклоны

1

26.10

26.10




17

Закономерности распространения тепла и влаги. Практическая работа №4(об-ся)

1

08.11

08.11




18

Типы климатов России

1

09.11

09.11




19

Климат и человек.

Практическая работа №5(оценочная)

1

15.11

15.11




20

Современные изменения климата

1

16.11

16.11




21

Итоговый урок по теме «Климат». Проверочная работа

1

22.11

22.11




Внутренние воды и водные ресурсы (7 часов)


22

Речные системы и бассейны рек России

1

23.11

23.11




23

Хозяйственное использование рек. Практическая работа №6(оценочная)

1

29.11

29.11




24

Озера. Болота

1

30.11

30.11




25

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

06.12

06.12




26

Водные ресурсы.

Практическая работа №7(об-ся)

1

07.12

07.12




27

Экологические проблемы и охрана вод

1

13.12

13.12




28

Практическая работа №8 (об-ся)

1

14.12

14.12




Почва и почвенные ресурсы (5 часов)


29

Почвы

1

20.12

20.12




30

Основные типы почв на территории России

1

21.12

21.12




31

Закономерности распространения почв на территории России. Почвенные ресурсы

1

27.12

27.12




32

Почвы и хозяйственная деятельность человека.

1

28.12

28.12




33

Практическая работа №9(оценочная)

1

11.01

11.01




Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (5 часов)


34

Растительный и животный мир России

1

17.01

17.01




35

Биологические ресурсы, их рациональное использование

1

18.01

18.01




36

Особо охраняемые природные территории

1

24.01

24.01





37

Природно-ресурсный потенциал России. Практическая работа №10(об-ся)

1

25.01

25.01




38

Памятники всемирного природного и культурного наследия

1

31.01

31.01




Природные комплексы России (27 часов)

Природное районирование (7 часов)


39

Природные комплексы России

1

01.02

01.02




40

Природное районирование.

Практическая работа №11(об-ся)

1

07.02

07.02




41

Моря, как крупные природные комплексы

1

08.02

08.02




42-44

Природные зоны России.

Практическая работа №12(оценочная)

3

14.02

14.02




45

Антропогенные изменения природных зон России

1

15.02

15.02




Природа регионов России (20 часов)


46

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы.

1

21.02

21.02




47

Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Памятники природы.

1

22.02

22.02




48

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

Памятники природы.

Оценочная практическая работа №13(6):

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов..

1

28.02

28.02




49

Северный Кавказ. Особенности геологического строения и рельефа.


1

01.03

01.03




50

Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


1

07.03

07.03




51

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала.

1

14.03

14.03




52

Геологическое строение и полезные ископаемые Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы.

1

15.03

15.03




53

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

21.03

21.03




54

Западно-Сибирская равнина. Особенности природы.


1

22.03

22.03




55

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.


1

04.04

04.04




56

Восточная Сибирь. Особенности природы.


1

05.04

05.04




57

Природные районы Восточной Сибири.


1

11.04

11.04




58

Жемчужина Сибири – Байкал.


1

12.04

12.04




59

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Природные уникумы.


1

18.04

18.04




60

Красноярский край: фгп, природные условия и ресурсы

1

19.04

19.04




61

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории.

1

25.04

25.04




62

Горы Камчатки и Курильских остров – самые молодые горы России.

1

26.04

26.04




63

Природные уникумы Дальнего Востока.


1

02.05

02.05




64

Природный ресурсный потенциал Дальнего Востока.


1

03.05

03.05




65

Проверочная работа по теме «Природа регионов России»

1

10.05

10.05




Человек и природа (3 часа)

66

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Антропогенное воздействие на природу.

Оценочная практическая работа №14(7): Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

1

16.05

16.05




67

Рациональное природопользование.

Оценочная практическая работа №15(8): Составление карты «Природные уникумы России»

1

17.05

17.05




68

Экологическая ситуация в России.

Оценочная практическая работа №16(9): Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

1

18.06

18.05





Повторение














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!